Вестник магистратуры. 2018. № 12-3(87)
ISSN 2223-4047
УДК 340
М.Е. Хохлов
ПРАВОВОЙ СТАТУС МАЛОГО БИЗНЕСА
В статье приведены критерии причисления к малому предпринимательству, его характерные особенности, определение его правового статуса. Выявлены преимущества малого бизнеса, его особенности. А также дана характеристику налоговых льгот малого предприятия.
Ключевые слова: малый бизнес, нормативные акты, федеральные программы, льготное налогообложение, государственный и муниципальный сектор.
Предприятия малого и среднего бизнеса имеют ряд преимуществ перед крупными организациями. В частности, они могут пользоваться льготными налоговыми режимами и претендовать на помощь государства на начальных этапах развития. Согласно закону №209-ФЗ «О развитии МСП в России» от 24.07.2007 г. [1], субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП) является любая коммерческая структура, зарегистрированная на территории страны и соответствующая определенным критериям.
Организационная форма в данном случае не играет существенной роли, то есть к малому бизнесу могут относиться как ИП, так и юрлица. Кроме того, приобрести статус МСП разрешено сельскохозяйственным и потребительским кооперативам, фермерским хозяйствам и хозяйственным партнерствам.
Критерии, позволяющие разграничить малые, средние и микропредприятия, указаны ст. 4 закона №209 [1]. Ограничения для субъектов МСП существуют по: числу сотрудников, размеру ежегодной прибыли, доли участия в уставном капитале государства, а также других организаций.
В 2018 году в закон 209-ФЗ были внесены поправки, благодаря которым в России стало больше предприятий, которые относят к субъектам МСП. Это произошло благодаря тому, что законодатели несколько подняли верхнюю планку по максимальным доходам для малого бизнеса. В частности, для микропредприятий максимальный объем заработка вырос с 60 до 120 миллионов, для малых - с 400 до 800 миллионов. Показатели максимальной численности работников остались прежними. Для предприятий, занимающихся обработкой текстильных изделий и производством одежды, среднесписочные нормативы численности работников могут доходить до 1000 человек (постановление правительства №209-ФЗ от 22.11.2017 г.) [3].
Изменения коснулись также того периода, в течение которого предприниматель сохраняет статус субъекта МСП после превышения лимита по численности работников или доходу. Ранее этот срок составлял два года, с 2018 года - три. Таким образом, компания, в текущем году перешагнувшая планку по численности или выручке, согласно 209-ФЗ будет входить в категорию субъектов МСП вплоть до 2021 года. Еще один важный критерий для определения МСП - доля участия в уставном капитале фирмы. Для государственных структур, а также фондов, общественных и религиозных организаций она не может превышать 25% уставного капитала малого предприятия.
Другие коммерческие структуры могут занимать теперь до 49% До этого года ограничение составляло, как и для госструктур, - 25%. Лимиты по доле участия государственных и коммерческих структур в УК не распространяются на:
- участников проекта «Сколково»;
- акционеров, работающих инновационном секторе экономики;
- организации, применяющие на практике передовые технологические разработки их учредителей (научные, бюджетные учреждения).
Чем интенсивнее будут развиваться небольшие предприятия в стране, тем большую пользу это принесёт государству. Создавая для этого благоприятные условия, государство решает свои собственные внутренние проблемы. Благодаря развитому МСП можно получить:
1. Пополнение бюджета за счёт налоговых отчислений вновь созданных ИП и юридических лиц, переставших вести незарегистрированную коммерческую деятельность.
2. Сокращение числа безработных граждан, что способствует уменьшению расходов на выплаты пособий по безработице.
© Хохлов М.Е., 2018.
Научный руководитель: Косякова Наталья Ивановна - доктор юридических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2018. № 12-3(87)
3. Улучшение благосостояния и уровня жизни людей.
4. Развитие тех отраслей экономики, которые плохо освоены, в том числе высокотехнологичные производства [2, с. 451].
Особый статус позволяет малым предприятиям пользоваться несколькими видами льгот:
- налоговыми;
- административными;
- финансовыми.
Налоговое законодательство предусматривает льготы в виде сниженных ставок для тех учреждений, которые применяют специальные режимы. Какие системы налогообложения, как ЕНВД, УСН, ЕСХН распространены среди ИП и малых ООО. Большинству из них удобно и выгодно находиться на спецрежиме, так как размер ставок там более чем приемлемый: от 7,5 до 15% для ЕНВД, от 1 до 6% на УСН.
Под льготными административными условиями понимается ведение бухучета в сокращённом варианте и смягчение кассовой дисциплины. Кроме этого, финансовую деятельность малых предприятий проверяют не так часто, как это предусмотрено для крупных организаций. В программе госзакупок для них выделена своя доля: 15 % всех товаров работ и услуг в год каждая организация государственного или муниципального сектора должна закупать у них.
В итоге необходимо отметить, что по Федеральным программам государство помогает частным бизнесменам в финансовом плане. Им дают единовременные пособия, субсидии и гранты на безвозмездной основе, а также помогают получить кредит в банке и выплатить проценты. Такие виды государственной помощи будут существовать вплоть до 2020 года, что, несомненно, подтолкнёт развитие малого и среднего предпринимательства ещё больше.
Библиографический список
1. Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.
2.Атамазова А. А. Сущность малого предпринимательства // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 450-452.
3.Валько Д.В. Безопасность предпринимательской среды: институциональные факторы // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, N 4. - С.698-708.
ХОХЛОВ МАКСИМ ЕВГЕНЬЕВИЧ - магистрант, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Россия.