Научная статья на тему 'Налоговые льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства'

Налоговые льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
809
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (МСП) / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головнева Виктория Игоревна

В данной статье будут исследованы виды налоговых льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства. Особое внимание уделяется налогу на профессиональный доход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Головнева Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства»

2. Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-Ф3 (ред. от 18.12.2018) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. № 9. Ст. 1014.

3. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 18.03.2019) \\ Собрание законодательства РФ, 1996, № 1. Ст. 16.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Головнева В.И.

Головнева Виктория Игоревна - студент, факультет подготовки специалистов для судебной системы, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация: в данной статье будут исследованы виды налоговых льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства. Особое внимание уделяется налогу на профессиональный доход.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), налоговые льготы, специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, налог на профессиональный доход.

ВО!: 10.24411/2412-8228-2019-10401

Первоначально необходимо определиться с самим понятием данных субъектов. Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - «МСП») - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [1].

К субъектам МСП относятся: хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Критерии, по которым происходит отнесение данных субъектов предприниматель -ской деятельности к субъектам малого и среднего предпринимательства, следующие:

1) Что касается численности работников, то для малого предпринимательства предельная численность составляет - 100 человек, а для микропредприятий эта цифра равна 15. Что касается среднего предпринимательства, то для них количество работников может варьироваться от 101 до 250 человек;

2) Сумма выручки без НДС за год для малых предприятий равняется 800 000 000 рублей, а для микропредприятий - 120 000 000 рублей. Для субъектов среднего предпринимательства эта сумма равняется [2];

3) Доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных в уставном капитале ООО не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц или юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49% [3].

Также имеются и другие критерии, которые установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, в Российской Федерации по состоянию на 10 ноября 2018 года всего 6001091 субъект МСП, из них микропредприятий - 5729651, субъектов малого предпринимательства -252521, а среднего - 18919. Исходя из итогов анализа данной информации, делаем вывод, что самая многочисленная группа субъектов - микропредприятия.

Теперь необходимо установить, что вообще может сделать государство для создания благоприятных условий деятельности субъектов МСП. Итак, это: финансовые льготы (то есть гранты и субсидии, которые выдаются в рамках различных программ), административные льготы (к ним относятся упрощенные бухгалтерский учет и кассовая дисциплина, а также ограничения, которые касаются проверок, то есть надзорные каникулы) и, наконец, налоговые льготы [4].

Так как целью данной статьи является изучение налоговых льгот, подробно рассмотрим первую категорию преференций. К налоговым льготам можно отнести введение налоговых каникул и установление специальных налоговых режимов, к которым относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

2) упрощенная система налогообложения (далее «УСН»);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения (далее «ПСН»).

Одним из приоритетных направлений развития налоговой политики Российской Федерации на 2019 год является приоретизарование финансирования национальных проектов в сфере отечественной промышленности и национальной экономики, во что как раз и входит развитие малого и среднего предпринимательства. Таким образом для обеспечения благоприятных условий деятельности малого бизнеса будет разработан новый специальный налоговый режим - система налогообложения в виде налога на профессиональный доход (налог «на самозанятых»). В форме эксперимента данный налог введен с 2019 года в пилотных субъектах Российской Федерации: в Москве, в Московской и Калужской областях [5]. К чему приведет данное нововведение? Действительно ли это приведет к выходу самозанятых из тени, ведь именно этого хочет добиться государство?

Вернемся к налоговым каникулам, - это период времени, в течение которого плательщику предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты налога. Пункт 2 статьи 34650 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает возможность введения в конкретных регионах на их усмотрение в период с 2015 по 2020 годы двухлетних налоговых каникул. Это означает, что ставка налога будет равна 0% для индивидуальных предпринимателей (далее - «ИП»), которые одновременно отвечают следующим критериям:

1) физическое лицо в качестве ИП должно зарегистрироваться впервые;

2) региональный закон о налоговых каникулах должен вступить в силу до регистрации ИП.;

3) в течение двух лет с момента государственной регистрации ИП должен перейти на УСН или ПСН;

4) ИП должен заниматься предпринимательской деятельностью в производственной, социальной, научной сферах или оказывает бытовые услуги. Список льготных видов деятельности определяют регионами;

5) доход от льготного предпринимательства составляет не менее 70% от общей суммы поступлений. Но стоит отметить, что для предпринимателей на ПСН такого условия нет.

На данный момент 73 субъекта установили на своей территории налоговые каникулы. Используя данные единого реестра субъектов малого и среднего

70

предпринимательства, выясняется тот факт, что почти 1/3 всех субъектов МСП базируются в Центральном Федеральном округе, в то время как количество таких субъектов в других округах Российской Федерации значительно меньше. Нетрудно провести параллель с тем фактом, что некоторые субъекты отказались от налоговых каникул. Возможно, данный разрыв был бы менее выражен, если бы налоговые каникулы были введены на территории всей Российской Федерации.

Также расширение перечня видов деятельности, для которых предоставляются налоговые каникулы, возможно, привело бы к увеличению количества субъектов МСП, ведь государство создаёт для субъектов МСП особые льготные условия предпринимательской деятельности и стремится к увеличению их численности, преследуя следующие финансовые и социальные цели: получить развитие новых видов деятельности, особенно в сфере инновационных производств, уменьшить расходы бюджета на пособия по безработице официально неустроенных лиц и увеличить благосостояние населения, а вместе с тем и снизить социальную напряженность в обществе.

Нельзя отрицать, что в условиях российской экономики вопросы применения и совершенствования налоговых льгот являются весьма актуальными, так как одним из основных финансовых регуляторов развития субъектов МСП выступает именно налоговый инструментарий. Достаточно разумным предполагается тот факт, что для того, чтобы добиться целей, которые поставило перед собой государство, на законодательном уровне вводятся все новые и новые преференции для такой уязвимой части бизнеса, как малое и среднее предпринимательство.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. 03.08.2018 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2007. № 31. Ст. 4006.

2. Постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 04.04.2016 г. № 265 // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. 03.08.2018 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2007. № 31. Ст. 4006.

4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО. М. Издательство Юрайт, 2018. С. 147.

5. «Проект Министерства Финансов об основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.