92
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 4(26)
УДК 336.22:338.22
ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я.Г. Шипеев
Статья является логическим продолжением авторского исследования по вопросам налогового регулирования деятельности малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Автор считает это направление исследования наиболее актуальным и перспективным в сегодняшних реалиях.
Рассмотрены условия, при которых развитие малого и среднего бизнеса становится интенсивным. Такие условия формируются только при стабильной экономике и, как правило, на базе объективно сложившихся принципов функционирования налоговой системы, поэтому их можно назвать благоприятной средой для налогообложения малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
Ключевые слова: благоприятная среда налогообложения; налоговое регулирование; малый и средний бизнес; налоговая безопасность.
Y^G. Shipeev. THE ENABLING ENVIRONMENT FOR TAXATION OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Article is logical continuation of an author's research on questions of fiscal regulation of activities of small and medium business in the Russian Federation. The author considers this direction of a research to the most urgent and perspective in today's realities.
Conditions under which development of small and medium business becomes intensive are considered. Such conditions are created only in case of stable economy and, as a rule, based on objectively developed principles of functioning of the taxation system therefore it is possible to call them the favorable environment for the taxation of small and medium business in the Russian Federation.
Keywords: favorable environment of the taxation; fiscal regulation; small and medium business; tax safety.
Малый и средний бизнес (далее - МСБ) являются частью экономической системы России. По оценке Минэкономразвития Российской Федерации, 95 % коммерческих организаций в РФ являются субъектами малого или среднего бизнеса. На 10 сентября 2016 г., по данным Росстата и ФНС России, в стране зарегистрировано и действует 5,3 млн субъектов МСБ, на которых занято более 18 млн человек, что составляет 25 % от общего числа занятых в экономике [11].
Основу сектора МСБ по количеству хозяйствующих субъектов составляют микропредприятия - 2,9 млн, или 54,8 % от общего количества занятых в этом секторе экономики. Малые предприятия составляют 5,2 %, средние - 0,3 % от общего количества субъектов малого и среднего бизнеса. При этом на микропредприятиях и в сегменте индивидуального предпринимательства трудится более половины всех занятых в секторе МСБ - 55 % [10]. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в ВВП страны составляет 20-21 % [14]. Для сравнения, в США доля малого бизнеса в ВВП составляет 50-52 %, Италии - около 60 %, а
Испании и Норвегии достигает 65-75 % [10]. В ЕС малый бизнес составляет 90 % общего числа предприятий [11]. Наша страна пока далека от мировых стандартов в силу различных причин. Одна из них - трудности реализации государственных программ по всей стране в силу ее огромной «разбросанной» территории. Как следствие, в последние годы развитию МСБ уделяется большое внимание со стороны государства. Создана постоянно действующая специальная Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства. В 2015 г. этой теме было посвящено отдельное заседание Государственного Совета РФ. Реализуются масштабные программы финансовой поддержки, в рамках которых предприниматели имеют возможность получать гранты на начало собственного дела, микрозаймы, инвестиционные кредиты, гарантии по кредиту или кредиты на льготных условиях.
На форуме «Малый бизнес - национальная идея», прошедшем 19-20 января 2016 г. в Москве, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «в сложной экономической ситуации малый бизнес выстоял, а государство
рассматривает его как опору экономики и продолжит его поддерживать». Президент РФ акцентировал свое внимание на необходимости создания стабильного законодательства и предсказуемых правил, включая налоги. В связи с этим он предложил на ближайшие четыре года «зафиксировать» действующие налоговые условия, больше не меняя их и не возвращаясь к этому вопросу. Далее Президент упоминает о необходимости реализации уже принятых решений по облегчению налогового бремени: «Мы уже обращали внимание на то, что необходимо пересмотреть налоговое бремя в сторону уменьшения для малого и среднего бизнеса» [8], но в то же время, как мы видим, этот вопрос поднимается вновь и вновь, особенно в свете экономических санкций.
Государство действительно стремится предложить различные меры поддержки предпринимательства, которые определены Федеральным законом от 24.07.2007 г №№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [3]. Меры поддержки в сфере налогов и сборов:
1. Введены специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН); упрощенная система налогообложения (УСН); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; патентная система налогообложения (ПСН).
2. Упрощены правила ведения налогового учета.
Определенные льготы предполагаются для малого бизнеса, который работает на общих условиях налогообложения. В частности, для тех организаций, у которых выручка от реализации не превышает 2 млн руб., в целях налогообложения прибыли разрешено доходы и расходы определять кассовым методом, не платить ежемесячные авансовые платежи, для них же предусмотрены и некоторые льготы по НДС, упрощающие отчетность. Для некоторых видов деятельности введена нулевая ставка налога на прибыль. Серьезным стимулом деятельности малых предприятий является запрет на проведение налоговых проверок в течение первых трех лет работы организаций, но при этом надо иметь в виду, что налоговые органы применяют риск-ориентированный подход к указанной льготе, и в случае существенных рисков для государства недополучения налоговых платежей проверки будут проводиться в общем порядке.
3. С 1 января 2016 г. согласно п. 1 ст. 346.5 НК
РФ при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу не учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы.
4. Субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков. Более того, законами субъектов может быть установлена налоговая ставка в размере 0 %.
5. Освобождены субъекты МСБ от представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по тем налогам, которые они не уплачивают в связи с применением специальных налоговых режимов, и др.
6. Передано субъектам МСБ во владение или в пользование государственное или муниципальное имущество, в том числе земельные участки, здания, нежилые помещения, оборудование, транспортные средства, инвентарь и т.п. на возмездной или безвозмездной основе либо на льготных условиях в соответствии с государственными и муниципальными программами.
7. Государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки только у субъектов МСБ в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок.
8. Введены специальные правила проведения налоговых проверок у субъектов МСБ (общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год, за исключением отдельных случаев продления этих сроков).
9. С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г введены «надзорные каникулы» (по общему правилу запрещено проводить любые плановые проверки субъектов МСП, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих некоторые виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере). Данный мораторий на проверки не применяется к субъектам малого предпринимательства, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения (дисквалификация, административное приостановление деятельности, лишение лицензии и т.п.), а также не распространяется на отдельные виды контроля (надзора) в области обеспечения радиационной безопасности, защиты государственной тайны, использования атомной энергии и т.д.
10. Изменения коснулись налоговых ставок в зависимости от периодов. Например, до поправок законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка в отношении периода 2017-2021 гг. может быть уменьшена до 3% для случаев, когда объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
11. НК РФ закрепил положение, согласно которому законы субъектов Российской Федерации могут установить налоговую ставку в размере 0% и для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере бытовых услуг населению.
12. Выделяются средства из федерального бюджета на финансовую поддержку субъектов МСБ.
Среди мер государственной поддержки в отдельных сферах деятельности Федеральный закон о развитии МСБ выделяет оказание поддержки субъектам МСП в сфере образования. Такая поддержка может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания условий для подготовки кадров для субъектов МСП или их дополнительного профессионального образования, а также учебно-методической и научно-методической помощи. Например, в Российском университете кооперации с 2016 учебного года открыт новый профиль для бакалавриата «Экономика малого и среднего бизнеса», где будущие специалисты осваивают основы создания своего дела.
Особое внимание уделяется поддержке субъектов МСП в области инноваций и промышленного производства. Оказание такой поддержки субъектам МСП осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку субъектам МСБ, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, например: в виде сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития МСБ; содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности.
Вместе с указанными мерами поддержки МСБ с 2016 г. существенно увеличились и
фискальные меры - административные штрафы за нарушение налогового законодательства. Например, установлен штраф для должностных лиц в пределах от 5 до 10 тыс. руб. (ранее - от 2 до 3 тыс. руб.). За повторное нарушение в течение календарного года установлен штраф от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (в ранее действующей редакции санкции за повторное нарушение не предусматривались). Следует уточнить, что указанная ответственность не будет применяться, если отчетность своевременно исправлена, в том числе через подачу уточненной декларации (пересмотренной бухгалтерской отчетности).
Таким образом, на первый взгляд в Российской Федерации уже создана среда для успешного функционирования МСБ. Однако разнообразие мер поддержки этого уровня бизнеса ужесточается введением фискальных мер, направленных на подавление экономической активности МСБ, и не может обеспечить его состоятельность и безопасность. Налоговая безопасность МСБ - это финансово-экономическое состояние налогоплательщика, обеспеченное минимизацией налоговых рисков, при котором со стороны хозяйствующего субъекта полностью и своевременно уплачиваются начисленные налоги, а со стороны исполнительных и законодательных органов обеспечивается предусмотренная законом защита налогоплательщика. Это способствует росту чистой прибыли и повышению экономической безопасности российских налогоплательщиков [7].
Поскольку основной функцией налогообложения является фискальная функция, то его целью в первую очередь является решение фискальных задач. Задача поддержки малого предпринимательства имеет скорее попутное значение. Получается, что на сегодняшний день малый и средней бизнес в Российской Федерации неконкурентоспособен по ряду причин: недостаточное внимание со стороны государства, административные барьеры, высокие кредитные ставки, недоступность программ поддержки различного уровня, бюрократизм, изменчивость законодательной базы, регламентирующей его функционирование и, в конце концов, несовершенство налогообложения. Последняя причина является наиболее весомой, поскольку без наличия благоприятной среды налогообложения, в которой налоговые риски были бы минимальными, ни одна сфера бизнеса долгосрочно не функционирует и непривлекательна для инвестиций.
Благоприятная среда налогообложения
формируется только в условиях стабильной экономики и, как правило, на базе объективно сложившихся принципов функционирования налоговой системы. Сегодня, во-первых, общие тенденции развития мировой экономической системы свидетельствуют о невозможности долгосрочного стабильного развития национальных экономик: периоды экономического спада более продолжительны, чем периоды экономического подъема [циклы Кондратьева (К-циклы или К-волны) - периодические циклы сменяющихся подъемов и спадов современной мировой экономики продолжительностью 48-55 лет, описанные в 1920-е гг. Николаем Кондратьевым]; во-вторых, современная налоговая система Российской Федерации начала формироваться только с начала 2000-х гг. (с введения ч. 1 НК РФ в 1999 г), а это означает, что принципы налоговой системы РФ, закрепленные в Налоговом кодексе, в полном объеме не реализуются.
Проблемами налогового регулирования среднего и малого бизнеса в той или иной степени занимается ряд отечественных авторов: В.А. Красницкий [9], Н.А. Леликова [10], И.А. Перонко [13]. Однако исследователи в области налогообложения не уделяли внимания изучению достоинств и недостатков отдельных систем налогообложения малого и среднего бизнеса, сравнительному анализу величин налоговых обязательств и финансовых результатов систем налогообложения малого бизнеса; авторами также не определено понятие налогового регулирования малого и среднего бизнеса как составной части налоговой безопасности Российской Федерации.
Проведенные нами исследования дали возможность трактовать налоговое регулирование малого и среднего бизнеса как наиболее мобильный элемент налогового менеджмента в предпринимательстве, представляющий собой связующее звено между прогнозированием, планированием и налоговым контролем или процесс тщательной разработки способов реа-
лизации налоговых планов, методов и времени их реализации; формирование и введение при необходимости новых и корректировка действующих налоговых режимов, направленных на реализацию контрольной функции налогов.
Как процесс налоговое регулирование малого и среднего бизнеса представляет собой научно обоснованное вмешательство государства в систему налогообложения этого сектора экономики.
Эффективность налогового регулирования может быть обеспечена только при наличии четкой макроэкономической стратегии в рамках общей системы государственного регулирования экономики, разработанной в соответствии с долгосрочной программой социально-экономического развития страны. Все экономические, финансовые и налоговые методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса должны быть тесно взаимосвязаны, что является необходимым условием достаточной результативности каждого из них.
Сегодня налоговое законодательство страны предоставляет малому и среднему бизнесу возможность работы по общей системе налогообложения и четырем специальным системам налогообложения, учета и отчетности, перечисленным выше.
Налоговым законодательством также не запрещено смешанное налогообложение, т.е. применение одновременно более чем одного режима налогообложения одним налогоплательщиком. Например, разрешено наряду с традиционной (общей) системой налогообложения применять систему единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентную систему налогообложения (для индивидуальных предпринимателей). Соответственно, количество предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, ежегодно увеличивается (табл. 1).
Рассмотрим преимущества специальных
Таблица 1
Количество налогоплательщиков в РФ, применяющих специальные налоговые режимы в 2013-2015 гг.
Специальные налоговые режимы 2013 г. 2014 г. 2015 г.
кол-во, ед./чел. уд. вес, % кол-во, ед./чел. уд. вес, % кол-во, ед./чел. уд. вес, % 61,6
УСН 2187406 42,2 2334715 43,8 3824509
ЕНВД 2770333 53,5 2718308 51,0 2094253 33,7
ЕСХН 131573 2,5 146669 2,7 110805 1,7
Патент 88688 1,7 122098 2,2 182198 2,9
Итого 5178000 100,0 5321790 100,0 6211765 100,0
налоговых режимов перед общим режимом налогообложения [14]. По традиционной системе налогообложения предприниматели являются плательщиками следующих налогов: налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц, страховых взносов во внебюджетные фонды РФ, государственной пошлины, налогов с природопользователей.
Альтернативой общему режиму налогообложения организаций являются указанные выше специальные налоговые режимы, выбираемые налогоплательщиками самостоятельно в зависимости от преимуществ, получаемых при переходе на такие режимы.
Заинтересованность в переходе на специальные налоговые режимы связана со снижением налогового бремени для определенных категорий налогоплательщиков, путем освобождения от уплаты ряда основных налогов.
Основным режимом налогообложения, применяемым субъектами малого и среднего бизнеса, является упрощенная система налогообложения (далее - УСН), предусмотренная гл. 26.2 НК РФ. По данным ФНС России за 2015 г., УСН применяли 3824509 организаций и индивидуальных предпринимателей на территории РФ [11]. Налоговые поступления от уплаты единого налога по упрощенной системе налогообложения за три предыдущих года составили в среднем 73 % от общего поступления по всем специальным налоговым режимам (табл. 2). В связи с этим остановимся подробнее именно на этом налоговом режиме.
Важным преимуществом для налогоплательщиков и стимулом перехода на УСН является возможность самостоятельно выбрать объект налогообложения исходя из целесообразности, несомненно связанной со снижением величины налоговых обязательств, а
также сокращением и упрощением отчетности. Такими объектами налогообложения могут являться доходы или доходы за минусом расходов, естественно, что и доходы налогоплательщиков, и расходы определяются по правилам, продекларированным в налоговом законодательстве.
Упрощенная система налогообложения и ее применение освобождает организации, согласно ст. 346.11 НК РФ, от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество организаций, НДС, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, налога на игорный бизнес [1].
Однако организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов и уплачивают иные налоги в соответствии с законодательством о налогах и сборах [1], а именно транспортный и земельный налоги, тогда как по общей системе налогообложения они бы уплачивали порядка восьми налогов и сборов. Как следствие - увод бизнеса, целиком или частично, «в тень». А этого государство допустить не может.
Следовательно, введение специальных налоговых режимов экономически оправдано. Многовариантность выбора системы налогообложения, являясь несомненным плюсом налоговой политики, в то же время представляет и несомненную сложность, так как требуется ответить на два основных вопроса о том, какая из предлагаемых систем наиболее проста и удобна в применении. Многовариантность предоставляет наибольшие возможности по оптимизации налоговых платежей организации, а также заключает наименьшие налоговые риски и угрозы налоговой безопасности страны, в частности угрозы необеспеченности бюджета налоговыми доходами, угрозы размывания налоговой базы и вывода ее за пределы страны, угрозы роста теневой экономики, угрозы ухудшения налоговой среды для малого и среднего бизнеса.
Таблица 2
Структура поступления налогов от специальных налоговых режимов в бюджетную систему РФ
за 2013-2015 гг. [12]
Специальные налоговые режимы 2013 г. 2014 г. 2015 г.
сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млн руб. уд. вес % сумма млн руб. уд. вес, %
УСН 205840454 73,3 229990593 73,0 254163775 73,5
ЕНВД 72601225 24,8 76630841 24,4 78507436 2,8
ЕСХН 3953413 1,4 4712899 1,5 7430601 2,1
ПСН 1558792 0,5 3432584 1,09 5285177 1,5
Итого 280953884 100 314766917 100 345386989 100
Очевидная необходимость дальнейшего совершенствования данного направления налоговой политики свидетельствует о высокой значимости решения возникающих проблем, поэтому продолжение исследования заявленной в статье темы является весьма актуальным.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2 (текст с изм. и доп.) М.: ЭКСМО, 2016.
2. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.03.2016 г. № 77-ФЗ.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: федер. закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
5. О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах-участниках СНГ (вместе с «Информационно-аналитическим обзором...», «Информацией о деятельности малых предприятий... в 2012-2013 годах (по информации Статкомитета СНГ)»): решение Экономического совета СНГ (принято в г. Москве 13 марта 2015 г.).
6. Вайпан В.А. Основы, проблемы и новые изменения в правовом регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 2.
7. Гурова С.Ю., Шипеев Я.Г. Налоговое регулирование среднего и малого бизнеса в контексте налоговой безопасности Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 3. С. 29-33.
8. Долгов С.Г. Налоговое бремя как фактор, сдерживающий развитие малого и среднего предпринимательства // Юрист. 2014. № 22. С. 32-37.
9. Красницкий В.А. Теория и практика современного налогового администрирования. Один-цово: Одинцовский гуманитарный институт, 2011. 196 с.
10. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. 2014. № 12.С. 127-129.
11. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: стат. сб. M., 2015. 96 с.
12. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: http://www.nalog.ru.
13. Перонко И.А. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации и пути их решения: дис. ... д-ра экон. наук. М., 2001.
14. Самохвалова Ю.Н. Упрощенная система налогообложения - 2014 // Экономико-правовой бюллетень. 2013. № 12.
15. Шипеев Я.Г. Экономическое содержание налогового регулирования // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 4 (22). С. 79-81.
ШИПЕЕВ Яков Георгиевич - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
SHIPEEV, Yakov Georgiyevich - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].