УДК 334.722
ПАТТУРИ Я. В., БОБРИКОВА Е. А. PATTURI Ya. V., BOBRIKOVA E. A.
О МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ И РЕЗУЛЬТАТАХ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ABOUT THE SUPPORT MEASURES AND THE RESULTS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN MODERN RUSSIA
Аннотация. В статье представлены актуальные законодательные критерии отнесения бизнеса к субъектам малого и среднего предпринимательства в России; дана краткая характеристика элементов современной системы государственной финансовой и нефинансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; представлены результаты развития сектора малого и среднего предпринимательства в России в части основных показателей по итогам 2016 г.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка.
Необходимость реализации активной государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в современной России, состоит, прежде всего, в его потенциально огромном вкладе в обеспечение занятости населения и его достойного уровня жизни, в увеличение валового внутреннего продукта, в рост налоговой базы, в пополнение бюджетов всех уровней, в его способности оперативного отклика на рыночные изменения спроса и предложения. В данном определении раскрывается социально-экономическое значение малого и среднего бизнеса.
МСП - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом критериях. Крите-
Summary. The article presents current legislative criteria for classifying business as subjects of small and medium-sized enterprises in Russia; gives a brief description of the elements of the modern system of state financial and non-financial support for small and medium-sized businesses; presents the results of the development of the small and medium-sized business sector in Russia in terms of key indicators for the results of 2016.
Keywords: small and medium-sized enterprises, state support.
рии, позволяющие отнести бизнес к субъектам МСП, указаны в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г.:
- средняя численность работников за предшествующий календарный год;
- доход от предпринимательской деятельности, рассчитанный в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (сумма выручки и внереализационных доходов, без учета НДС) за предшествующий календарный год;
- суммарная доля участия в уставном капитале других организаций [ 1].
Критерии принадлежности субъекта к МСП, которые действуют в 2017 г., представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии принадлежности субъекта к МСП
Критерии
Категория субъекта
микропредприятия
малые предприятия
средние предприятия
Основание
Средняя численность работников, человек
до 15
от 16 до 100
от 101 до 250
п. 2 ч. 1.1 ст. 4 [1]
Доход от предпринимательской деятельности, млн. рублей
до 120
от 120 до 800
от 800 до 2000
п. 3 ч. 1.1 ст. 4 [1],
Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 265
Суммарная доля участия в уставном капитале других организаций,
- Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных организаций и фондов - не более 25%;
- других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, - не более 49%;
- иностранных организаций - не более 49%.
подп.«а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 [1]
Только для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств
Благодаря поправкам, внесенным в [1] в 2016 г., сегодня все большее количество предприятий и индивидуальных предпринимателей в России могут быть причислены к субъектам МСП:
максимально допустимый доход от предпринимательской деятельности для микропредприятий вырос с 60 до 120 млн. рублей, для малых предприятий - с 400 до 800 млн. рублей, для средних предприятий -с 1000 до 2000 млн. рублей;
- возросла разрешенная доля участия в уставном капитале субъектов МСП других коммерческих организаций, не являющихся субъектами МСП, - с 25% до
го субъект продолжает иметь статус малого или среднего бизнеса, даже если он уже не соответствует указанным критериям данной бизнес-категории - с двух до трех лет (например, если допустимый лимит по числен-
ности работников будет превышен в 2017 г., то субъект утратит свою принадлежность к МСП только в 2020 г.).
По данным Федеральной налоговой службы, по состоянию на сентябрь 2017 г., в России действует 5,7 млн. субъектов МСП, 95% из которых относятся к категории микропредприятий. Субъекты МСП специализируются в основном на торговле (42,7%) и предоставлении услуг населению (18,3%) [5].
Субъекты МСП создают рабочие места для 19 млн. граждан страны, т.е. фактически каждый четвертый работник занят в секторе МСП; вклад сектора МСП во внутренний валовый продукт (ВВП) составляет 19,9% [3]. Однако, по этим показателям Россия заметно уступает странам Европейского Союза (см. таблицу 2). В стратегических планах Правительства Российской Федерации - увеличение доли МСП в ВВП до 40% к 2025 г.
Таблица 2
Сравнение основных показателей развития МСП [4]_
Показатели Российская Федерация Страны - члены ЕС
Вклад в ВВП около 20% 50-70%
Доля занятых от общего числа занятых 25% 67,4%
Доля в общем числе всех предприятий 97,2% 99,8%
49%;
продлен период, в течение которо-
Согласно опросу ВЦИОМ «Восприятие предпринимательства: что мешает реализации предпринимательской инициативы россиян?» [2], в качестве основных проблем МСП были названы: «бюрократия / административные барьеры и давление» - 27%, «высокие налоги» - 12%, «коррупция» - 7% и др.
В целях поэтапного решения указанных и прочих проблем, препятствующих развитию сектора МСП в России, в 20152017 гг. государством реализован ряд важнейших мер, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, в результате чего субъекты МСП сегодня могут пользоваться особыми, установленными только для них, льготами и привилегиями, нацеленными на развитие бизнеса [3].
1) Снижение административной нагрузки на субъекты МСП за счет внедрения риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности (введение трехлетнего моратория на плановые проверки в отношении добросовестного малого бизнеса; ограничение количества и продолжительности (не более 50 часов в год) проверок и др.). По данным Минэкономразвития России, в частности, по наиболее массовым видам контроля (противопожарный надзор, налоговый контроль, надзор в сфере охраны труда, санитарный надзор, контроль в сфере потребительского рынка) сокращение плановых проверок для субъектов МСП в 2016 г. составило более 450 тыс. (по сравнению с 2015 г.), что позволяет говорить о серьезном снижении административного пресса на бизнес со стороны контролеров.
2) Возможность использования субъектами МСП специальных схем по уплате налогов:
- упрощенная налоговая система
(УСН),
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД),
- патентная система налогообложения (ПСН),
- единый сельхозналог (ЕСХН), которые позволяют работать по сниженной налоговой ставке, а также прочих льгот налогового характера (например, двухлетние
«налоговые каникулы», льготы по налогу на имущество и транспортному налогу).
3) Право субъектов МСП применять упрощенные процедуры и формы бухгалтерской и статической отчетности, кассовой дисциплины.
4) Возможность участия субъектов МСП в проектах финансовой государственной поддержки малого и среднего бизнеса в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 г. (финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу, процентов по займам и кредитам, на участие в конгрессно-выс-тавочных мероприятиях, проектов по софи-нансированию).
5) Возможность получения субъектами МСП поддержки от гарантийных фондов, созданных на базе государственных и региональных бюджетов, выступающих поручителями при оформлении кредитов малому бизнесу. Объем привлеченного финансирования в рамках Национальной гарантийной системы за 2016 г. составил 172 млрд. рублей, что в 2 раза превышает объем кредитования, полученный субъектами МСП в 2015 г. (за 8 месяцев 2017 г. - 129 млрд. рублей).
6) Повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП посредством реализации Программы стимулирования кредитования субъектов МСП («Программа 6,5») АО «Корпорация МСП» совместно с Минэкономразвития России и Банком России. В секторе МСП происходит поступательное восстановление объемов кредитования, средневзвешенная ставка по выданным субъектам МСП кредитам на срок свыше 1 года в июле 2017 г. составила 12,44% годовых (в июле 2015 г. - 16,81%), по кредитам до 1 года в июле 2017 г. -13,3% годовых (в июле 2015 г. - 17,61%).
7) Расширение возможности участия субъектов МСП в государственных закупках (торгах) на приоритетных перед конкурентами условиях - заказчики со стороны государственных и муниципальных органов обязаны закупать у малого и среднего бизнеса не менее 18% от совокупного годового
объема закупок. За счет взаимодействия АО «Корпорации «МСП» с крупнейшими заказчиками общий объем договоров, заключенных с малыми и средними предприятиями, по итогам 2016 г. превысил 1,5 трлн. рублей, ожидается, что по итогам 2017 г. он достигнет 1,6 трлн. рублей. Одновременно увеличена номенклатура закупок, которая в настоящее время превышает 150 тыс. позиций.
8) Использование преимуществ внедрения сервисного подхода к организации взаимодействия субъектов МСП с государством, в том числе по принципу «одного окна». В части обеспечения равного доступа субъектов МСП к мерам поддержки в каждом регионе формируется базовая инфраструктура поддержки, включающая центр поддержки предпринимательства, гарантийный фонд, микрофинансовую организацию, инфраструктуру имущественной поддержки начинающих и действующих предпринимателей, центры компетенций в инновационно-производственной сфере (по состоянию на 1 октября 2017 г. создано 700 объектов инфраструктуры в 31 субъекте Российской Федерации, 115 центров оказания услуг для бизнеса в 42 субъектах Российской Федерации).
9) Некоторые другие льготы, предусмотренные на уровне регионов.
Кроме того, с середины 2016 г. действует Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что, несомненно, упрощает задачу субъекта МСП при участии в программах государственной поддержки - наличие в реестре автоматически подтверждает его принадлежность к субъектам МСП, обязанность подтверждать статус документами отпадает. На портале Федеральной налоговой службы размещен перечень, в которой включены все субъекты МСП Российской Федерации. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчетности [5].
Активная государственная финансовая и нефинансовая поддержка субъектов МСП в России преследует достижение следующих социально-экономических целей:
создание новых рабочих мест и
снижение за счет роста благосостояния населения социальной напряженности в обществе;
- обеспечение «выхода из тени» и самозанятости лиц, оказывающих услуги населению по типу фриланса (от англ. freelancer - свободный работник);
- уменьшение расходов из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развитие новых видов деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат; др.
При этом следует отметить, что современные программы правительства, рассчитаны, прежде всего, на поддержку субъектов МСП в таких сферах их деятельности как сельское хозяйство, наука и социальные направления.
В результате по итогам 2016 г. зафиксированы такие положительные тенденции развития малого бизнеса как (по сравнению с 2014 г.) [7]:
- рост количества микропредприятий и малых предприятий составил 31,7% (или 666782 ед.);
- рост объема оборота микропредприятий и малых предприятий составил 47,3% (или 12484808224 тыс. рублей) в текущих ценах;
- рост объемов инвестиций микропредприятий и малых предприятий в основной капитал составил 20,6% (или 137191727 тыс. рублей) в текущих ценах.
Кроме того, по данным проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» [6] в 2016 г. были зарегистрированы рекордные значения показателя предпринимательской активности (11,3%). Увеличилось число граждан, чей бизнес существует на рынке более 3,5 лет, - до 5,3% взрослого трудоспособного населения (это самое высокое значение данного показателя за весь период проведения исследования в России (с 2006 г.)). Сократилась доля вынужденных предпринимателей: в 2012 г. она составляла 36,4%, в 2016 г. - 30,6%. Опросы также свидетельствуют об улучшении дос-
тупа к финансированию: если в 2014 г. на долю финансовых причин выхода из бизнеса в России приходилось более 40%, то в 2016 г. - 7,6%.
Вместе с тем, ряд показателей предпринимательской активности свидетельствует о недостаточном уровне качественных характеристик МСП в России.
Индекс новизны, иллюстрирующий использование предпринимателями новых и новейших технологий, составляет 5,4%, что в 4 раза ниже, чем показатели стран БРИКС, и в 7 раз ниже, чем в США. Создаваемые предприятия лишь частично выполняют свою социальную функцию: 73% предпринимателей планируют создать лишь несколько рабочих мест, только 6% планируют создать 19 и более рабочих мест. Предприниматели не строят планов по выходу на новые рынки, по международной экспансии, т.е. не предполагают расширение и рост бизнеса [3].
Таким образом, сегодня МСП в России в большей степени ориентировано на поддержание приемлемого уровня дохода собственников, чем на создание новых рабочих мест, рыночную экспансию и инновационное развитие.
В заключение отметим, что в 2016 г. утвержден документ стратегического планирования на долгосрочную перспективу -«Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», который предусматривает рост значений основных показателей сектора МСП (оборот малых и средних предприятий, производительность труда, доля занятого населения в секторе МСП) в 2-2,5 раза. Это дает основание предполагать, что меры, предпринимаемые в стране по поддержке и развитию МСП, позволят улучшить качественные характеристики предприятий малого и среднего бизнеса в России.
Литература
1. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс] // Спра-вочно-правовая система «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 02.11.2017).
2. «Восприятие предпринимательства: что мешает реализации предпринимательской инициативы россиян?», Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Российский инвестиционный форум, Сочи 27-28 февраля 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://wciom. ru/index.php?id=236&uid=116082 (дата обращения: 10.11.2017).
3. Доклад «О достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы». Москва, 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://smb.gov.ru/files/images/ Doklad_Minekonomrazvitiya_za_2016-2017_gg.. pdf (дата обращения: 07.11.2017).
4. Доклад «О состоянии делового климата в России». Российский союз промышленников и предпринимателей. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. spp.spb.ru/files/доклад_деловой_климат (дата обращения: 07.11.2017).
5. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - URL: https://ofd.nalog. ru/index.html (дата обращения 10.11.2017).
6. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства», Россия 2016/2017, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета [Электронный ресурс]. - URL: www.gsom.spbu.ru (дата обращения 02.11.2017).
7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.11.2017).