Научная статья на тему 'Развитие малого бизнеса России в долгосрочном периоде'

Развитие малого бизнеса России в долгосрочном периоде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
845
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SME DEVELOPMENT STRATEGY / BUSINESS DEVELOPMENT FACTORS / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова А.Н., Данина Т.М.

Исследованы основные положения Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года. Рассмотрены механизмы ее реализации и основные задачи по формированию условий и факторов развития малого и среднего предпринимательства в долгосрочном периоде. Раскрыты функции Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Систематизированы действующие льготы для субъектов малого предпринимательства в налогообложении, контрольно-надзорной деятельности и в других сферах. Подчеркнута необходимость системной увязки стратегического планирования социально-экономического развития страны в целом параметрами развития малого и среднего предпринимательства. Дана характеристика двух групп субъектов малого предпринимательства (массовые и высокотехнологичные), выделенных для целей государственной поддержки. Перечислены формы объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA IN THE LONG TERM

The basic provisions of the Strategy of development of small and medium-sized businesses in Russia for the period up to 2030. The mechanisms of its implementation and the basic tasks of the formation conditions and factors of development of small and medium-sized businesses in the long term. Reveals the functions of the Federal Corporation for Development of Small and Medium Enterprises. Systematized existing exemptions for small businesses in the taxation, control and surveillance activities, and in other areas. It stressed the need for a system linking strategic planning of socio-economic development of the country in general parameters of development of small and medium-sized businesses. The characteristics of the two groups of small businesses (massive and high-tech), allocated to state support purposes. Listed forms of support infrastructure for small and medium-sized enterprises in the regions.

Текст научной работы на тему «Развитие малого бизнеса России в долгосрочном периоде»

тодики по структурированию инвестиционного проекта для возможности применения различных инвестиционных механизмов, в том числе механизмов государственно-частного партнерства, Методики оценки эффективности применения инвестиционных механизмов, в том числе механизмов государственно-частного партнерства, Методики по выбору оптимальных инвестиционных механизмов, в том числе механизмов государственно-частного партнерства, реализации инвестиционных проектов»// КонсультантПлюс. - URL:http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=602436#0(дата обращения: 12.03.2016).

4. Мельников Р.М. Оценка эффективности общественно значимых инвестиционных проектов методом анализа издержек и выгод:

учебное пособие. - М.: Проспект, 2016. - 240 с.

5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477). - М.: Экономика, 2000.

6. ОДМ 218.4.023-2015 «Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог» // ФДА: Росавтодор. - URL:http://rosavtodor.ru/docs/prikazy-rasporyazheшya/12896(дата обращения: 12.03.2016).

7. Дингес Э.В. Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Экономическая оценка инвестиций» - М.:, 2010. - 43 с.

УДК338.242.4

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА РОССИИ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

Семенова А.Н., к.э.н., доцент кафедры «Финансовый контроль, анализ и аудит» ФГБОУВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», e-mail:

semenovaalbina@mail.ru

Данина Т.М., к.э.н., доцент, директор филиала НИИ СП в Приволжском федеральном округе, e-mail: tdtl@mail.ru,

Исследованы основные положения Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года. Рассмотрены механизмы ее реализации и основные задачи по формированию условий и факторов развития малого и среднего предпринимательства в долгосрочном периоде. Раскрыты функции Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Систематизированы действующие льготы для субъектов малого предпринимательства в налогообложении, контрольно-надзорной деятельности и в других сферах. Подчеркнута необходимость системной увязки стратегического планирования социально-экономического развития страны в целом параметрами развития малого и среднего предпринимательства. Дана характеристика двух групп субъектов малого предпринимательства (массовые и высокотехнологичные), выделенных для целей государственной поддержки. Перечислены формы объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, стратегия развития, факторы развития бизнеса, государственная поддержка.

DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA IN THE LONG TERM

Semenova A., Ph.D., Associate Professor at theFinancial Control, Analysis and Audit, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics»,

e-mail: semenovaalbina@mail.ru Danina T., Ph.D., Associate Professor Director of the branch NII SP in the Volga Federal District, e-mail: tdtl@mail.ru

The basic provisions of the Strategy of development of small and medium-sized businesses in Russia for the period up to 2030. The mechanisms of its implementation and the basic tasks of the formation conditions and factors of development of small and medium-sized businesses in the long term. Reveals the functions of the Federal Corporation for Development of Small and Medium Enterprises. Systematized existing exemptions for small businesses in the taxation, control and surveillance activities, and in other areas. It stressed the need for a system linking strategic planning of socio-economic development of the country in general parameters of development of small and medium-sized businesses. The characteristics of the two groups of small businesses (massive and high-tech), allocated to state support purposes. Listed forms of support infrastructure for small and medium-sized enterprises in the regions.

Keywords: SME development strategy, business development factors, the state support.

В июне 2016 года утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года(Стратегия МСП), в которой определены цели, задачи и принципы развития МСП. Целевыми индикаторами развития МСП названы увеличение доли МСПв ВВП в 2 раза, оборота малых и средних предприятий- в 2.5 раза, доли занятых в сфере МСП - до 35 процентов общей численности занятого населения, производительности труда в секторе- в 2 раза,доли обрабатывающей промышленности в обороте МСП- до 20 процентов1. Аналитики, комментирующие положения Стратегии МСП называют перечисленные параметры амбициозными на фоне отрицательной динамики развития МСП в последние годы, включая 2015 год.

Стратегия МСП принята в России впервые, что обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, в России идет процесс становления новой системыстратегического планирования. Во-вторых, сектор МСП российской экономики, составляющий 95 процентов действующих коммерческих компаний, является основным фактором обеспечения занятости населения, в том числе работников, высвобождаемых из других сфер.

Целевые индикаторы развития МСП утверждались и ранеена среднесрочный период, например, в дорожной карте развития МСП до 2012 года было предусмотрено увеличение доли МСП в ВВП до 29 процентов, но не было достигнуто. Научно-обоснованным

1 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2016 г. № 1083-р

и аргументированным является утверждение ученых о том, что Стратегия МСП должна стать регулятивным документом нового типа2. Это предполагает системную увязку стратегического планирования социально-экономического развития в целом,развития промышленности, комплексных мер инновационного развития, формирования благоприятной среды не только для создания, но и становления, а главное, длительного функционирования субъектов МСП, перерастаниямикробизнеса в малый, малого - в средний. Общепринятым является утверждение о необходимости модернизации России на основе инновационного развития, фактором которого может стать сектор МСП. В принятой Стратегии МСП различают две целевые группы МСП для государственной поддержки их развития: это массовые МСП и высокотехнологичные МСП. Массовые МСП развиваются в торговле, сфере услуг, производства и реализации сельхозпродукции; они обеспечивают рост занятости населения, удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, формирование среды проживания. Высокотехнологичные МСП - это предприятия обрабатывающей промышленности, ориентированные на экспорт, различные формы инновационной деятельности, быстрорастущие предприятия(«газели»). Именно эта группа субъектов МСП может участвовать в решении вопросов импортозамещения в условиях экономических санкций,

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 265 г. Москва «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2017 | 69

Таблица 1. Критерии определения малых предприятий

№ Тип предприятия Доходы, Численность, Доля участия в уставном капитале

п/п млн.руб. чел. РФ субъектов РФ МО, процентов Юридических лиц, кроме МСП, процентов

1. Микропредприятие 120 15 25 49

2. Малое предприятие 800 100 25 49

3. Среднее предприятие 2000 101-250 25 49

возрождения обрабатывающей промышленности, реализации инновационных проектов.

Основные задачи Стратегии МСП охватывают широкий спектр условий и факторов развития предпринимательской деятельности в современных условиях. К основным из них относятся: стимулирование спроса на продукцию МСП, в том числе за счет расширения доступа к закупкам для государственных и муниципальных нужд; расширение возможностей привлечения финансовых ресурсов; совершенствование, рост качества государственного регулирования, развитие системы господдержки МСП, активизация деятельности региональных и местных органов власти по развитию МСП на соответствующей территории; обеспечение кадрами.В Стратегии МСП обозначены и механизмы решения задач, например, в целях интеграции функций финансово-кредитной поддержки МСП, организации системы информационно-консультационной поддержки МСП, создано АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП). На корпорацию МСП возложена также функция координации ряда мер по реализации Стратегии МСП на федеральном и региональных уровнях. Что касается технологического развития предприятий МСП, по-прежнему, будет функционировать Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который реализует программы финансовой поддержки производственных предприятий МСП. Фонд также содействует формированию в регионах производственных кластеров с участием субъектов МСП.

Развитие МСП в каждом регионе имеет свою специфику в зависимости от состояния крупного бизнеса в регионе, наличия и функционирования объектов инфраструктуры поддержки бизнеса, инвестиционной привлекательности региона, стимулирования инновационной деятельности. Стратегия МСП предусматривает оценку результатов деятельности органов регионального управления с учетом состояния и развития МСП.

В настоящее время действуют следующие критерии определения малого предприятия: соблюдение лимитов по размеру дохода, численности сотрудников и доле участия других компаний в уставном капитале3.

Значения названных лимитов представлены в таблице1.

В расчет максимального дохода субъектов МСП включается не только выручка по кассе, нои все другие доходы по налоговой декларации.

Федеральная налоговая служба формирует единый реестр субъектов МСП, при этом основанием для включения субъекта МСП в реестр являются данные отчетности о доходах,среднесписочной численности сотрудников идругие. Предполагается, что данные реестра повысят возможности субъектов МСП участвовать в закупках для государственных и муниципальных нужд, установить кооперационные связи с госкорпорациями и другими заказчиками.

Важным фактором развития малого бизнеса является оптимальное налогообложение. В России созданы льготные условия налогообложения для субъектов МСП путем применения специальных систем налогообложения, к которым относятся упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход(ЕНВД) для определенных видов деятельности, патентная система налогообложения(ПСН), единый сельскохозяйственный налог(ЕСХН). Именно упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход обеспечивают снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, большинство индивидуальных предпринимателей применяют эти специальные налоговые режимы.

Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей предусмотрены и другие льготы: они могут не устанавливать лимит кассы; ведут упрощенный бухгалтерский учет; имеют преимущественное право выкупа государственной и муниципальной не-

3 Бухвальд Е.М. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года: амбиции и реалии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - №1 (43)-2016 - С.72

движимости, находящейся у них в аренде; вправе не принимать правила внутреннего распорядка, графики сменности, положение о премировании, а выключать эти положения в трудовой договор с сотрудниками. Для малых предприятий установлены сокращенные сроки проведения проверок(не дольше 50 часов для малых предприятий и 15 часов в год для микропредприятий).

Для всех малых предприятий с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года установлены надзорные каникулы (если отсутствуют жалобы и нарушение законов).

На уровне регионов могут быть приняты нормативные акты по снижению налоговых ставок по специальным режимам налогообложения, а также впервые зарегистрированные ИП,ведущиепроизводственную, научную или социальную виды деятельности могут получить налоговые каникулы на 2 года.

На основе соглашений Госкопорации МСП с региональными органами власти на базе многофункциональных центров реализуется принцип «единого окна» для работы с субъектами МСП. Планируется создать 230 центров за 2 года (2017 -2018 годы). Также будут реализованы специальные образовательные программы по развитию предпринимательских навыков населения. В регионах созданы и функционируют объекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса, это промышленные парки, гарантийные фонды,микрофинан совыеорганизации, центры поддержки экспортоориентированных субъектов МСП, инжиниринговые центры, бизнес-инкубаторы, центры сертификации и прототипирования(более 650 объектов).

В 2017 году предполагается создать 7 центров лизинга, что позволит субъектам МСП приобретать высокотехнологичное оборудование.

Реализация положений Стратегии МСП зависит не только от мер, принятых на федеральном уровне, но в значительной степени от участия регионов в достижении принятых целевых параметров. В регионах определяются свои точки роста. Общими могут стать медицинские и образовательные услуги, организация детского отдыха и другие услуги всоциальной сфере. Предстоит работа по детализации механизмов решения задач Стратегии МСП на региональном и местном уровнях.

Литература:

1. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2016г. № 1083-р.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 265 г. Москва «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

3. Бухвальд Е.М. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года: амбиции и реалии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - №1 (43)-2016 -С.72.

70 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №1 2017 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.