Щ SCIENCE TIME Щ
(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Боровский Владимир Наумович, Кулик Диана Андреевна, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматривается вопросы государственной поддержки малого предпринимательства в системе налогообложения. Сегодня малое предпринимательство в России, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и противоречиво.
Ключевые слова: малое предпринимательство, кредитная организация, государственная политика, государственная поддержка экономика.
Мировой опыт подтверждает: малое предпринимательство - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
На ранних стадиях развития рыночных отношений предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства). Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную политику в отношении малого бизнеса.
Государственную политику необходимо направлять не на административно -директивное регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития.
Таким образом, проблема развития малого предпринимательства является
I
SCIENCE TIME
I
для России очень актуальной. В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике.
И лишь в нашей стране малое предпринимательство остается недооцененным и не получает необходимой государственной поддержки.
Малое предпринимательство является одним из ведущих секторов экономики стран, и во многом определяет темп экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйственности, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.
Малое предпринимательство - основа рыночной экономики. Малым предпринимательством называется предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, главными из которых являются:
- средняя численность занятых на предприятии работников;
- ежегодный оборот, полученный предприятием;
- величина активов.
Малые предприятия появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей.
Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников, сохранился и в российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает предельных уровней.
Если мы обратимся к сведениям, содержащимся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.08.2016, то увидим количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на 01.08.2016. Всего предприятий 5,523,765 из них
- юридических лиц всего 2,594,355.
- индивидуальных предприятий зарегистрировано на 01,08,2016 всего 2,929,410:
- микро предприятий 2,900,085;
- малых предприятий 28,953;
- средних предприятий 372.
Используя эти данные, можем сделать вывод, о том, что большую часть сектора занимают предприятия индивидуальных предпринимателей на (на 335,055 превышают количество предприятий юридических лиц) [2].
Таблица 1
Критерии МСП [9]
Категория Занятость Доход
субъектов на пред- предприя-
МСП приятии тия
микропредпри- < 15 человек < 120 млн
ятие руб.
Малое предпри- 16-100 чело- < 800 млн.
ятие век руб.
Среднее пред- 101-250 че- < 2 млрд.
приятие ловек руб.
Критерий независимости происхождения
Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не более 25%, за исключением суммарной доли участия, входящей в состав:
1) активов акционерных инвестиционных фондов;
2) имущества закрытых паевых инвестиционных фондов;
3) общего имущества инвестиционных товариществ.
Суммарная доля участия иностранных организаций, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами МСП, не превышает 49 % каждая.
Вопрос устойчивого развития малого и среднего предпринимательства приобретают особую экономическую и социальную значимость. Малые предприятия влияют на перелив капитала в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов, поддерживая и развивая инфраструктурные отрасли экономики. Мобильность и гибкость малого предпринимательства позволяют проявлять быстрое реагирование на запросы рынка и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, но не стоит забывать, что тяжёлое экономическое
| SCIENCE TIME |
положение в стране способно стать фактором сокращения деятельности малых предприятий. Основные трудности заключаются в неустойчивом балансировании на рынке, угроза банкротства очень велика, подобная нестабильность присуща только данному сектору экономики.
Значительную роль малый бизнес играет в сфере занятости населения, так как он охватывает большую аудиторию экономически активного населения. Таким образом, он способствует снижению уровня безработицы в стране. Малые фирмы способствуют развитию научно- технического прогресса, создают новые виды продукции и услуг, заполняют те экономические ниши, которые не под силу крупным фирмам и т. д. Таким образом, стабильное функционирование экономики любого государства невозможно без развития и укрепления деятельности субъектов малого бизнеса или, иначе, малого предпринимательства.
Для нормального функционирования рыночных механизмов развитие малого предпринимательства является ключевым направлением экономической политики государства. Соответственно, главной задачей политики органов государственной и исполнительной власти является создание необходимых для этого условий.
Предпринимательская деятельность играет важную роль в стабилизации экономики. Она стимулирует использование эффективных методов хозяйствования, усиливает мотивацию труда, обеспечивает развитие инновационной деятельности и инициативы. В сложных социально -экономических условиях создание благоприятных условий для развития предпринимательства является одним из приоритетов государственной политики.
Государственная поддержка предпринимательской деятельности предполагает использование стимулирующих и регулирующих мер в области бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, правовой и социальной политики. Одним из противоречивых элементов государственной политики в поддержке предпринимательства является налоговая политика.
Налоговое стимулирование является важнейшим инструментом повышения успешного ведения малого бизнеса в стране. Под налоговым стимулированием понимается целенаправленные действия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению в законодательстве о налогах и сборах и реальному предоставлению налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов для создания экономической заинтересованности осуществления ими общественно полезной или иной поощряемой деятельности.
Основным законом, определяющим общие положения государственной
I
SCIENCE TIME
I
поддержки малого бизнеса, а также устанавливающим формы и методы государственного стимулирования и регулирования малого бизнеса, является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
На сегодняшний день существует множество инструментов стимулирования экономической активности в секторе малого бизнеса, одним из которых является налоговое стимулирование. Основные налоговые меры, которое государство приняло для стимулирования малого бизнеса, являются:
- упрощенная система ведения бухгалтерского учета;
- льготные налоговые режимы;
- налоговые каникулы;
- рассрочка или отсрочка по уплате налога.
Если говорить про специальные налоговые режимы, то на данный момент существует 4 вида налоговых режимов для малого бизнеса: упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система налогообложения (ПСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Упрощенная система налогообложения - один из самых распространенных режимов налогообложения малого бизнеса. Но применять его можно только при соблюдении определенных критериев таких как годовой доход, средняя численность работников, остаточная стоимость основных средств предприятия [6]. При выборе такой системы налогообложения ставка налога будет зависеть от следующих факторов:
- при выборе налогоплательщиком объекта налога «Доходы», налоговая ставка составит 6%
- при выборе налогоплательщиком объекта налога «Доходы минус Расходы» ставка налога составит от 5 до 15%, в зависимости от субъекта РФ.
При выборе налогового объекта «Доходы», налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму уплаченных им страховых взносов за своих сотрудников, а также пособий по временной нетрудоспособности, но не более 50% от налоговой базы для организаций. Для ИП ограничений по уменьшению налоговой базы нет [5].
Применение УСН организациями освобождает их от уплаты следующих налогов:
- налог на прибыль организаций;
- налог на имущество организаций;
- налог на добавленную стоимость.
Применение УСН индивидуальными предпринимателями освобождает их от уплаты следующих налогов:
- налог на доходы физических лиц по предпринимательской деятельности;
| SCIENCE TIME |
- налог на имущество физических лиц по имуществу, которое используется для предпринимательской деятельности;
- налога на добавленную стоимость.
Патентная система налогообложения (ПСН) в общем случае предусматривает освобождение предпринимателя от ряда налогов, является добровольной и может совмещаться с другими режимами налогообложения.
Перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению в рамках патентной системы налогообложения, ограничен. В частности, под патентную систему подпадают:
- ветеринарные услуги;
- розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более50 кв. мпо каждому объекту организации торговли;
- услуги общественного питания, оказываемые через объекты общественного питания с площадью зала обслуживания не более 50 кв. м;
- парикмахерские и косметические услуги;
- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
При выборе ПСН налоговым объектом будет величина не полученного дохода, а потенциально возможного дохода, предусмотренного законами субъектов РФ. При использовании ПСН, налогоплательщики также, как и при УСН освобождаются от уплаты ряда налогов [4, 5].
Единый сельскохозяйственный налог имеет самую низкую налоговую ставку 6% от прибыли предприятия. Главным критерием применения ЕСХН является ведение сельского хозяйства в качестве основного вида деятельности предприятия. При использовании ЕСХН, налогоплательщик также освобождается от уплаты ряда налогов.
Единый налог на вмененный доход может применяться только для определенного перечня видов деятельности, указанных в ст. 346.26 Налогового кодекса РФ. Налоговая ставка при выборе ЕНВД равна 15% от вмененного дохода. Вмененный доход в свою очередь равен: Базовая доходность по определенному виду деятельности х К1 х К2 х Величина физического показателя по определенному виду деятельности, где:
К1 - коэффициент-дефлятор - отражает влияние инфляции, то есть изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), за несколько лет.
К2 - коэффициент, который учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности. В частности, ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и пр.
Физический показатель - количественный, характеризует деятельность
I
SCIENCE TIME
I
налогоплательщика и различается в зависимости от ее вида (количество работников при оказании бытовых услуг; общая площадь стоянки при хранении автотранспортных средств и пр.). При использовании ЕНДВ, налогоплательщик освобождается от уплаты ряда налогов [5].
Еще одной государственной льготой малому бизнесу является предоставление налоговых каникул - освобождение организации или индивидуального предпринимателя от уплаты налогов в течение некоторого периода [4]. В РФ налоговыми каникулами вправе воспользоваться организации и ИП с момента их регистрации в налоговом органе и в течение 2-х последующих лет, а также основной вид деятельности должен попадать в список 4 пункта статьи 346.20 НК РФ. Доход организации или ИП не должен быть менее 70 процентов по основному виду деятельности.
Если налогоплательщик по каким-либо причинам не в состоянии заплатить налог в определенный промежуток времени, он вправе запросить у налогового органа рассрочку или отсрочку по уплате налогов. Для этого необходимо подать соответствующие заявления в ИФНС. В результате рассмотрения этого заявления, будет вынесено решение о предоставлении рассрочки или отсрочки налогоплательщику [7].
В 2016 году перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН - с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах - это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.
В Крыму:
- для ИП на УСН "доходы" = 4%;
- для ИП на УСН "доходы минус расходы" = 10%.
Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум - двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий [7]:
- быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
- выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
- осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.
| SCIENCE TIME |
Также при создании свободной экономической зоны участники получают право:
- не уплачивать ввозные пошлины и НДС с ввезенного импортного оборудования;
- уплачивать налог на прибыль по сниженной ставке: 0% в федеральный бюджет и 2% в бюджет республики (на период, установленный региональным законодательством);
- не уплачивать налог на имущество и на землю (в течение 3 лет с даты регистрации собственности на з/у);
Также правительством для решения административных вопросов было предложено для снятия нагрузки на малый бизнес следующее:
- без кассового аппарата могут проводить финансовые расчеты плательщики налога по схеме ЕНВД и схеме ПСН до лета 2018 года;
- малые организации бухучет имеют право вести по упрощенной схеме;
- ИП и малые организации могут упрощенно вести кассовую бухгалтерию, без кассового лимита;
- руководители форм малых предприятий могут заключать срочные договоры с работниками на 5 лет (общие правила подразумевают заключение договора на неопределенный срок). Необходимо выполнить условия: согласие работника и не превысить лимит численности, — это до 35 человек;
- в период с этого года до 2018 года запрет для неналоговых проверок, работает режим «надзорных каникул». Разрешены внеплановые проверки и проверки сотрудниками ФСН;
- предприниматель форм малых предприятий, может заключить арендный договор с местной администрацией по льготным условиям аренды помещений, зданий. Арендатор пользуется первостепенной возможностью выкупа этих помещений;
- для получения банковского кредита достаточно представителю малого бизнеса обратиться в региональный гарантийный фонд за поручительством;
- представители государственных закупок должны не меньше 15% покупать товаров у малого бизнеса.
Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2017 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.
Главной целью налоговой политики государства является создание механизма эффективной налоговой системы, обеспечивающей развитие предпринимательской деятельности, высокую собираемость налогов и, в целом, повышение благосостояния населения. Повышение эффективности налогового стимулирования субъектов малого предпринимательства в России требуется реформирования существующей системы налогообложения. В частности,
| SCIENCE TIME |
следует пересмотреть и упорядочить состав видов экономической деятельности, по которым следует предоставлять налоговые преференции и при этом необходимо учитывать специфику отдельных регионов. Акцент должен быть сделан на приоритетные сферы экономики: строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, производство строительных материалов, а в сегодняшних условиях - на агропромышленный комплекс, что связано с импортозамещением продовольственных товаров и соответственно обеспечением продовольственной безопасности.
При этом особо льготное налогообложение должно предоставляться малым предприятиям, осуществляющим инновационно - ориентированную деятельность. В целях стимулирования развития предпринимательской деятельности налоговая политика государства в современных условиях экономики должна содержать следующие приоритеты[9]:
1. Снижение налоговой нагрузки за счет:
- сокращения ставки единого налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), в том числе при объекте налогообложения «доходы»;
- увеличения ограничения по выручке для применения освобождения от налогообложения НДС;
- обеспечения неповышения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, а также предоставление преференции в виде снижения ЕСН для предпринимательских организаций, осуществляющих разработку новых видов оборудования, программ для ЭВМ и т.д.
2. Унификация и упрощение налогового и бухгалтерского учета за счет формирования единой системы учета, для целей бухгалтерского и налогового учетов.
3. Упрощение административных процедур за счет сокращения количества налоговых проверок, в первую очередь выездных. Например, введение ограничения на частоту проведения выездных налоговых проверок один раз в три года, а при отсутствии нарушений, выявленных в результате проведения камеральных налоговых проверок, один раз в пять лет.
4. Принятие налоговых мер для повышения финансовой самостоятельности предпринимательских структур за счет:
- предоставления отсрочки, в установленной форме, по уплате НДС, налога на прибыль организаций и единого налога при УСН компаниям производственной сферы, сельскохозяйственным предприятиям, компаниям, получившим государственный заказ, исследовательским и научным предприятиям, а также компаниям, выполняющим социально значимые программы и т.д. и одновременно испытывающим недостаток в финансовых ресурсах;
- снижения штрафов или освобождения от уплаты пени за нарушения
I
SCIENCE TIME
I
налогового законодательства, допущенные в результате непредвиденных обстоятельств, вызванных экономическим кризисом (невыполнение договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, задержки платежей по государственным заказам, срывы соглашений с покупателями и заказчиками и т.д.).
5. Информационная поддержка предпринимательских организаций в области налогообложения путем создания в России информационного ресурса, содержащего подробную информацию по налогообложению, в том числе: доступные режимы налогообложения, их особенности, налоговый календарь, реквизиты налоговых органов и т.д. [9].
Таким образом, в целях повышения эффективности налогового стимулирования малого бизнеса в России требуется реформирование существующей системы налогообложения малого бизнеса. По нашему мнению, следует пересмотреть и упорядочить состав видов экономической деятельности, по которым следует предоставлять налоговые преференции. Акцент должен быть сделан на приоритетные сферы экономики: строительство, ЖКХ, промышленность.
При этом особое внимание и особо льготное налогообложение должно предоставляться малому инновационному бизнес. Следует подчеркнуть, что предпринимательство является важнейшим внутренним источником развития национальной экономики. Поддержка и стимулирование развития предпринимательской деятельности в нынешних условиях является не просто одним из национальных приоритетов, но и способом сохранения экономического потенциала государства.
Одним из основных факторов, влияющих на формирование и развитие предпринимательской деятельности, является налоговая политика государства. Уровень налогообложения и качество налогового администрирования имеют ключевое значение в процессе осуществления и развития предпринимательской деятельности. Становление и применение налоговых стимулов призвано способствовать повышению позитивной активности налогоплательщика, стимулированию важных для государства процессов. Налоговое стимулирование, является одной из наиболее реальных форм поддержки и развития предпринимательства, в нашей стране оно реализуется через специальные налоговые режимы.
Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать цель проведения государственной налоговой политики, которая представляет собой повышение активного развития предпринимательской деятельности в стране, при котором будет достигаться высокое аккумулирование налогов в бюджет, а также улучшение всеобщего благосостояния граждан России. Налоговое стимулирование в секторе МСП позволяет сохранять экономический потенциал
I SCIENCE TIME I
российского государства. Предпринимательство является важным составляющим развития экономики в современных условиях внутри страны, стимулирование, активности которого выступает одним из важнейших приоритетов.
Можно сделать вывод, что налоговая политика в отношении стимулирования активности сектора МСП, прежде всего, должна учитывать интересы, как государства, так и предпринимательства, не создавая при этом негативных влияний ни на одну из сторон. При рассмотрении или введении каких-либо налоговых льгот и преференций должна учитываться их целесообразность, а для этого должна проводиться постоянный анализ и мониторинг эффективности их применения.
Предоставление государством перехода на специальные налоговые режимы субъектам малого и среднего бизнеса выступает более выгодным решением по отношению к предпринимателям, чем общая система налогообложения. Но в настоящее время, нельзя сказать о совершенстве какого-либо налогового режима. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Государство в своей налоговой политике должно разрабатывать, предлагать и вводить такие изменения или корректировки, которые будут стимулировать начинающих предпринимателей, субъектов среднего и даже крупного бизнеса развиваться как успешный бизнес, ведь именно предпринимательство является одним из основных источников экономического роста страны.
Литература:
1. Денисов А.М. Налоговая политика РФ. М.: Лаборатория книги. 2009. - 28 с.
2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства -Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/ (дата обращения 16.02.2017)
3. Боровский В.Н., Якубова Э.Э. Создание условий для конкуренто-способного развития малого бизнеса в России. Сборник тезисов межрегиональной V-й научно-практической конференции, г. Симферополь, 21-23 сентября 2016 года. С 45-55.
4. Лермонтов Ю.М. Налоговая политика 2016-2018 гг. [Электронный ресурс]. -URL: http://buhpressa.ru/svezhij-nomer/nomera-zhurnala/213-sentyabr-2015/3926-nalogovaya-politika-2016-2018-gg
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 (в ред. Федерального закона РФ от 08.06.2015 № 150-ФЗ в п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ).
6. Налоговая реформа никогда не закончится [Электронный ресурс]. - URL: http://www.klerk.ru/buh/articles/334521/
I
SCIENCE TIME
I
7. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183748/a7895c091c16 bacdaab948d574245a5fb83388ac/
8. Тлисов А.Б., Татаренко Н.Н. Компаративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 552-556.
9. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России». 2015. Росстат. - M., 2015. - 96 с.