3.2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СОЦИАЛЬНО НЕОБХОДИМЫХ ТОВАРОВ КАК МАТЕРИАЛЬНЫХ
БЛАГ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ГРАЖДАН
Гришина Яна С., кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин
Место работы: Калмыцкий филиал Московской академии экономики и права
Аннотация: В настоящей статье раскрываются особенности правового режима социальных благ, объединенных авторским понятием «социально необходимые товары», регламентация оборота которых обеспечивается специальным правовым режимом, сочетающим публично-правовые и частноправовые элементы. Публично-правовое воздействие на оборот социально необходимых товаров проявляется в особых требованиях к их безопасности и качеству, лицензированию предприятий, осуществляющих их производство, в государственном регулировании цен на эту группу товаров. Обосновывается необходимость легализации термина «социально необходимые товары» в целях повышения эффективности обеспечения социально-имущественных потребностей граждан
Ключевые слова: Социально необходимые товары, государственное регулирование цен, безопасность и качество, лицензирование
LEGAL REGIME OF SOCIALLY NECESSARY GOODS AS THE MATERIAL BENEFITS PROMOTING ENSURING SOCIAL AND PROPERTY NEEDS OF CITIZENS
Grishina Yana S., Candidate of Law, associate professor, Аssociate professor of Civil Law Department
Work place: Kalmyk branch of Moscow Academy of Economy and Law
Annotation: The article reveals features of a legal regime of the social benefits united by the author's concept «socially necessary goods» which regulation of a turn is provided with the special legal regime combining public and private-law elements. Public impact on a turn of socially necessary goods is shown in special requirements to their safety and quality, licensing of the enterprises which are carrying out their production, in state regulation of the prices of this group of goods. Need of legalization of the term «socially necessary goods» for increase of efficiency of ensuring social and property needs of citizens is proved here
Keywords: Socially necessary goods, state regulation of the prices, safety and quality, licensing
В настоящее время в научной литературе все чаще обращается внимание на то, что либеральная модель социальной политики неспособна справиться с решением существующих социальных проблем [7, с. 94]. Если совсем недавно либеральная рыночная экономика в России представлялась абсолютным идеалом, к которому стремились практически любой ценой, то в настоящее время стало очевидно, что процесс перехода к рынку оказался намного сложнее, чем это казалось ре-
форматорам. «Надежды ортодоксов современного экономического либерализма на то, что «невидимая рука» рынка «все решит», не оправдали себя в принципе, -считает Э.Н. Рудык. - Прежде всего по причине несовпадения, либо, по меньшей мере, возможности несовпадения интересов отдельного индивидуума, групп (коллективов) индивидуумов и общества в целом» [28]. Данная позиция разделяется И.В. Дойниковым, отмечающим в условиях мирового финансового кризиса идейную несостоятельность монетаристской концепции экономики России, «построенной по чертежам правительства Ельцина - Гайдара» [7, с. 10 и далее]. Данные обстоятельства обусловливают поиск нового инновационного инструментария, обеспечивающего удовлетворение социально-имущественных потребностей, и представляется, что в условиях формирования социальной рыночной экономики - инновационно-предпринимательскими средствами, свойственными социальному предпринимательству [5, с. 28-31], рассматриваемому сегодня в качестве альтернативы либеральной модели экономики.
Правовому регулированию удовлетворения имущественных потребностей в социальных услугах в настоящее время уделено значительное внимание. Решению данных проблем посвящена концепция А.В. Баркова - ученика Н.А. Баринова, автора доктрины имущественных потребностей и правовых средств их обеспечения [3]. Концепция, разработанная А.В. Барковым, в целях настоящего исследования может представлять определенный научный интерес, поскольку потребности в социальных услугах являются, как видится, сегментом сферы удовлетворения социально-имущественных потребностей. В основу данной концепции положена идеология «социального сопровождения», строящаяся с учетом возможности развития внутреннего потенциала личности для выхода из трудной жизненной ситуации [4].
В целом соглашаясь с А.В. Барковым, идеи которого в некоторой степени совпадают с идеологией социального предпринимательства, полагаем, что при выходе из критического положения социально незащищенные категории граждан должны использовать весь арсенал социальных благ (материальных и нематериальных) -объектов гражданских прав, содержащихся в ст.128 ГК РФ, имеющих рыночную стоимость и выступающих в качестве товаров, потребление которых способствует сглаживанию или решению различных проблем в социальной сфере. При этом границы социальной сферы представляется возможным определить как «...те области экономики, которые обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей: промышленность, транспорт, связь, торговля, общественное питание, . охрана окружающей среды, физкультура и спорт, здравоохранение, социальная защита и многое другое» [11, с. 67], а не только социальное обслуживание.
Целью деятельности при выходе из трудной жизненной ситуации становится персонификация конкретного социально-имущественного блага, которое в результате гражданско-правового регулирования процесса удовлетворения социально-имущественной потребности делается объектом субъективного гражданского права [13, с. 124-127]. Таким образом, процесс удовлетворения социально-имущественных потребностей включает в себя не только оказание социальных услуг, представляющих собой лишь часть социально-имущественных благ, но и удовлетворение потребно-
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СОЦИАЛЬНО НЕОБХОДИМЫХ ТОВАРОВ
стей во многих других товарах, работах, услугах, позволяющих справиться с трудной жизненной ситуацией, таких, например, как лекарственные средства, предметы детской гигиены, продукты питания первой необходимости, социально значимые бытовые услуги, работы по протезированию и т.д., что позволяет рассматривать круг объектов отношений по удовлетворению социально-имущественных потребностей значительно шире, чем в концепции социального сопровождения, предложенной А.В. Барковым.
При этом следует заметить, что социально-имущественные потребности, объектом отношений по удовлетворению которых выступают социально-имущественные блага, существенно отличаются от общественных благ, не включенных в рыночный оборот, расходы на производство которых несет государство за счет налогов, поступающих в бюджеты разного уровня. Общественные блага могут подразделяться на общегосударственные (система национальной обороны, деятельность федеральной, исполнительной, законодательной и судебной власти), местные, доступные для проживающих на определенной территории региона страны (природоохранные программы), международные (международная стабильность, международная валютная система). В отличие от частных (социально-имущественных) благ, каждая единица которых может быть оценена и предоставлена конкретному потребителю, общественные блага в рыночный оборот не поступают, так как предоставление их отдельному лицу (физическому или юридическому) невозможно [6, с. 107-108].
Таким образом, сущность и содержание категории «социально-имущественная потребность» может быть раскрыта с помощью определения круга и специфики характеристики правового режима социальных благ, объединенных родовым понятием «социально необходимые товары», которые включают в себя в том числе и социальные услуги, регламентация оборота которых осуществляется в специальном правовом режиме государственного обеспечения, сочетающем публично-правовые и частноправовые элементы, где социально-предпринимательские средства, интегрирующие социально-экономический эффект, более предпочтительны, чем только гражданско-правовые.
Понятие «социально необходимые товары» в научной литературе отсутствует. Не содержится данный термин и в российском законодательстве. Законодатель в качестве терминов, которые позволяют раскрыть содержание правовой категории «социально-имущественные потребности», использует такие дефиниции, как «социально значимые продовольственные товары первой необходимости» [22], «жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты» [21], «гарантированные социальные услуги» [23]. Однако, на наш взгляд, все эти термины могут быть объединены в общую родовую категорию «социально необходимые товары», поскольку важнейшим объектом регулирования на товарном рынке выступает товар [25].
В ст. 4 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» под товаром понимается продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи и обмена. В Налоговом кодексе в ст. 38 товаром признается любое имущество (за исключением имущественных прав), реализуемых либо предназначенных для реализации. М.В. Курепина, классифи-
цируя потребительский рынок в зависимости от способа удовлетворения человеческих потребностей и исходя из анализа содержания Закона о защите прав потребителей, обосновывает, что потребности человека в сфере потребительских отношений удовлетворяются тремя способами - путем заключения договоров: купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг [12, с. 64]. Следовательно, вполне корректно в обобщающее определение «товар» включать такие объекты гражданских прав, как вещи, работы и услуги.
В списке Перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденном Правительством РФ, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» содержатся их наименования [24]. Данным Постановлением также утвержден Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, со сроком годности не более 10 дней, в отношении которых торговые сети не могут требовать с поставщиков вознаграждение за объем [25].
По оценке Минпромторга, основными принципами формирования минимального набора продуктов питания, положенных в основу указанного перечня, являются удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения, в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания; сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях; выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах. В отношении оборота данного вида товаров устанавливается специальный правовой режим, связанный с возможностью государственного воздействия на ценообразование продукции.
В отношении товаров, входящих в группу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛС), в целях обеспечения достойного уровня жизни также применяются средства публично-правового воздействия. В Перечень ЖНВЛС входят не только лекарства, необходимые для оказания всех видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации в рамках государственных гарантий, а именно: скорой, стационарной, специализированной амбулаторной и стационарной медицинской помощи, но также значительный объем лекарственных средств (ЛС), реализуемых в коммерческом секторе, то есть данные товары включены в гражданский оборот, но с существенными особенностями.
В целях правового обращения лекарственных средств в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) «Об обращении лекарственных средств» [21] действует Перечень ЖНВЛС, ежегодно утверждаемый постановлениями Правительства РФ [21].
При первоначальном составлении Перечня ЖНВЛС, как разъясняет Минздравсоцразвития России [26], за основу был взят Перечень основных лекарственных средств ВОЗ, который разложили по анатомо-терапевтической и химической классификации ЛС -АТХ (ATC - Anatomical Therapeutic Chemical classification system). Основной Перечень лекарственных средств ВОЗ является базой для национальных перечней ЖНВЛС всех стран, независимо от уровня их экономического и социального развития. Дополни-
тельный список наполняется каждой страной в соответствии с возможностями национальной системы здравоохранения.
ЖНВЛС входят в группу товаров, имеющих родовое наименование «лекарственные средства», имеющих специфический гражданско-правовой режим как объект гражданских прав. Лекарственные средства - это вещи, относящиеся к категории движимых, потребляемых и делимых. Большинство ученых относят данную группу вещей к числу ограниченно оборотоспособных, обладающих вредоносными свойствами, являющимися источниками повышенной опасности [15, с. 9; 16, с. 33].
В настоящее время Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» по сравнению с утратившим силу принятым в 1998 г. Законом № 86-Фз «О лекарственных средствах» [20], как следует из названия данных нормативно-правовых актов, изменена парадигма правового регулирования. От «лекарственных средств» законодатель идет к «обращению лекарственных средств», что подчеркивает «доминанту гражданских правоотношений в этой жизненно важной сфере» [8, с. 301].
Оборот лекарственных средств в соответствии с новым законом ограничивается по трем направлениям: во-первых, по субъектам - участникам оборота; во-вторых, по наличию специального разрешения на оборот лекарственных средств - лицензии; в-третьих, по наличию этих двух ограничений одновременно (отпуск лекарственных средств, отпускаемых по рецепту, -специальное разрешение; только в аптеках и аптечных пунктах - ограничение по субъектам) [8, с. 302]. Вместе с тем, говоря о лекарственных средствах, по общему правилу, как ограниченно оборотоспособных вещах, в то же время следует учитывать, что некоторые лекарства (часть лекарственных трав) являются свободно обращаемыми, другие - изъятыми из гражданского оборота (незарегистрированные лекарства, отдельные наркотические и психотропные вещества) [8, с. 304-305], что влияет на особенности оборота лекарственных средств.
В основе инициативы субъектов фармацевтического рынка лежат частные интересы его участников. В связи с этим иерархия интересов имеет в своей основе частное начало. В правоотношениях, опосредующих оборот лекарственных средств, иерархия интересов основана на публичных началах, поскольку интересы каждого из участников подчинены интересам семьи, общества, государства, что оправдывает публично-правовое воздействие на данные отношения [15, с. 10].
В экономическом аспекте к социально значимым товарам относятся как смешанные общественные, так и чистые частные блага, потребление которых в достаточных количествах и (или) доступность для всех членов общества создают положительный внешний эффект для обществ в целом. Нехватка социально значимых товаров или их недоступность для определенных категорий граждан создает отрицательный внешний эффект [14, с. 64]. В связи с этим для обеспечения доступности социально значимых товаров государство воздействует на экономику правовыми средствами. При этом правовой режим оборота товара, обладающего статусом «социально значимого», приобретает существенные особенности, которые заключаются в том, что правительство имеет право регулировать цены на эту группу товаров, в частности, ограничивать торговые надбавки, устанавливать нормативы рентабельности, требовать декларирования изменения цен и т.д., обес-
печивать повышенные требования к качеству и безопасности товара, что обусловливается необходимостью воздействия публично-правовых средств для обеспечения достойного существования личности, то есть обеспечения первостепенных жизненно необходимых потребностей. Поэтому считаем обоснованным в целях научного обобщения объединить в качестве общего родового понятия все вышеперечисленные социально значимые товары, необходимые для мобилизации внутреннего ресурса личности при решении различных социальных проблем и обеспечении тем самым необходимого уровня жизни, общим термином «социально необходимые товары».
Учение о необходимых товарах, позволяющих удовлетворить естественные первостепенные потребности, было разработано в XIV веке величайшим арабским мыслителем средневекового исламского мира Ибн Халдуном (1332-1406) [1, 2], которого в настоящее время причисляют к крупнейшим философам-экономистам - предшественникам К. Маркса, политэкономии и исторического материализма. Родоначальник социального предпринимательства И. Шумпе-тер, считавший А. Смита одним из величайших философов, внесшим неоценимый вклад в экономическую науку, полагал, что «в области экономической мысли Ибн Халдун был даже более оригинален, чем А. Смит, хотя он и опирался на переработанные им идеи предшественников, такие, как разделение труда в «идеальном» государстве Платона, анализ сущности природы денег у Аристотеля, идеи Тахира ибн ал-Хусайна об управлении государством» [17, с. 10].
В своем учении Ибн Халдун подразделял товары на два вида: «жизненно необходимые» (ма'аш), «связанные с необходимой, естественной потребностью» (хаджийй), и «дополнительные» (камалийй) - то, что «удовлетворяло потребности сверх необходимого», к которым ученый относил «роскошь» (тараф) [9, с. 8]. Данная классификация товаров в соответствии с удовлетворением имущественных потребностей не расходится с первой классификацией человеческих потребностей, данной древнегреческим философом-атомистом Эпикуром (1341-1270 г. до н.э.), которая может быть применена и сегодня. Эпикур считал, что «желания бывают одни - естественные, другие - пустые, и из числа естественных одни - необходимые, а другие -только естественные; а из числа необходимых одни необходимы для счастья, другие - для спокойствия тела, третьи - для самой жизни» [27]. Удовлетворение последних потребностей, по классификации ученого, являются социально-имущественными потребностями, без которых достойное человеческое существование невозможно. К сожалению, в последующие века идеи Эпикура были существенно искажены, т. к. в настоящее время под «эпикурейством» понимается безудержная погоня за удовольствиями и наслаждениями (роскошью, по мнению Ибн Халдуна). Однако, как видится, древнегреческий философ видел гораздо глубже.
Взгляды Ибн Халдуна, очевидно, основываются на религиозно-философском взгляде на необходимые потребности, к которым относятся дом, одежда, хлеб, вода. В Собрании хадисов имама Ат Тирмази содержится такой тезис: «Посланник Аллаха (сав) сказал так: «У сыновей адамовых нет права ни на что другое, кроме следующих вещей: дом, в котором он проживает, одежда, покрывающая его тело, хлеб и вода» (Бипеп-1 Лгти, ¿иИС, 2341). Есть основания считать, что в данном случае речь идет о необходимых потребностях,
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СОЦИАЛЬНО НЕОБХОДИМЫХ ТОВАРОВ
основывающихся на естественных правах человека. Правовое значение данного тезиса заключается в том, что по мусульманскому праву на эти вещи не может быть наложен судебный арест, если человек будет находиться в трудной жизненной ситуации [18].
Таким образом, на наш взгляд, категория «социально необходимые товары» оптимально отражает сущность категории товаров, имеющих легальное определение товаров, необходимых для поддержания достойного уровня жизни в целях удовлетворения социально-имущественных потребностей, содержащееся в российском законодательстве. В связи с этим вполне обоснованно ввести данную правовую категорию в научный оборот.
Таким образом, главной сущностной характеристикой общественных отношений по удовлетворению социально-имущественных потребностей следует считать их социальную направленность на решение проблем в сферах здравоохранения, образования, занятости, социальной защиты, то есть на обеспечение достойного уровня жизни и, что не менее важно, социально-правовой защищенности субъектов социальных и гражданских прав.
Под социально-имущественными потребностями в социально-имущественных благах, объединенных в родовое понятие «социально необходимые товары», в отличие от общественных благ, не включенных в рыночный товарооборот (национальная оборона, деятельность судебной, законодательной, исполнительной власти), понимаются объекты рыночного товарообмена (такие, например, как лекарственные средства, предметы детской гигиены, продукты питания первой необходимости, социально значимые бытовые услуги, работы по протезированию и т.д.), удовлетворяющие имущественные потребности граждан и их объединений в социальной сфере, обеспечение которых осуществляется оптимальным сочетанием частноправовых и публично-правовых средств, интеграция социального и экономического воздействия которых приводит к решению или сглаживанию острых социальных проблем в обществе.
Правовой режим оборота товара, обладающего статусом «социально необходимого», приобретает существенные особенности, которые заключаются в том, что законодатель предъявляет особые требования к безопасности и качеству товаров, к лицензированию предприятий, осуществляющих данный вид деятельности. В случае необходимости правительство вправе регулировать цены на эту группу товаров, в частности, ограничивать торговые надбавки, устанавливать нормативы рентабельности, требовать декларирования изменения цен и т.д., что обусловливается необходимостью воздействия публично-правовых средств для обеспечения достойного существования личности, то есть обеспечения первостепенных жизненно необходимых потребностей. В некоторых случаях, строго определенных законом, данные виды товаров (например, лекарственные средства) приобретают статус ограниченных в обороте, и удовлетворение социально-имущественных потребностей в них обеспечивается специальным правовым режимом.
Список литературы:
1. Lacoste Y. Ibn Khaldoun. Naissance de l'histoire passé du tiersmonde. Paris, 1966.
2. Nassar N. La pensee realiste d'Ibn Khaldoun. Paris, 1967.
3. Барков А.В. О доктрине имущественных потребностей и правовых средств их обеспечения // Вестник Тверского государственного университета. 2013. Серия «Право». Выпуск 36. № 42. С. 5-20.
4. Барков А.В. Концепция правового регулирования рынка социальных услуг // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 5. C. 50-53.
5. Барков А.В. Социальное предпринимательство в условиях формирования правовой модели рынка социальных услуг // Предпринимательское право, издательская группа «Юрист» № 2, 2012. С. 28-31.
6. Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007. 328 с.
7. Дойников И.В. Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права. Концепция развития предпринимательского (хозяйственного) законодательства. М.: ЮРКОМПА-НИ, 2011. 560 с.
8. Душкина М.Н. Оборотоспособность лекарственных средств в контексте ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // Проблемы модернизации гражданского законодательства: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград: Станица-2, 2011. С. 300-305.
9. Золотухин В.В. Философия Ибн Халдуна: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 2009. 41 с.
10. Колосов А.К. Правовые и экономические предпосылки разработки систем правовых средств повышения эффективности предпринимательской деятельности в России // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 4. C. 89-95.
11. Кураков Л.П., Кашурникова Г.П., Владимирова М.П., Ефремов Л.Г. Управление социальной сферой. М., 1997. 404 с.
12. Курепина М.В. Система гражданско-правовых средств обеспечения субъективных прав потребителя на качество и безопасность товаров, работ, услуг: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 212 с.
13. Куфлин А.С. Потребности субъектов и субъективные гражданские права // Право и проблемы юридической практики в сфере имущественных отношений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород: НКИ, 2009. С. 124-127.
14. Маринец Н.И., Бондаренко Ю.Р. Управление изменениями в социально-экономических отраслях // Перспективы науки. 2009. № 2 (02). С. 60-63.
15. Маслов В.В. Лекарственные средства как объекты гражданских правоотношений: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2007. 19 с.
16. Мохов А.А. Лекарственные средства как объекты гражданских прав // Медицинское право. 2004. № 4. С. 28-33.
17. Мухаммед Хейр Зейдан. Социально-экономические воззрения Ибн Халдуна по «Аль-Мукаддиме»: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 1982. 368 с.
18. Необходимые потребности: дом, одежда, хлеб, вода // Портал Кораника URL: http://www.koranika.com/?p=1608. Дата обращения 16 июля 2012 г.
19. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I (утратил силу) // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/105108/ (дата обращения 23.12.2014).
20. О лекарственных средствах: Федеральный закон № 86-ФЗ от 22 июня 1998 г. // Информационный портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12112037/ (дата обращения 12.11.2014).
21. Об обращении лекарственных средств : Федеральный закон № 61 от 12 апреля 2010 г. // Информационно-правовой портал Гарант. URL: http://base.garant.ru/12174909/1/#block_100 (дата обращения 16.01.2015).
22. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон № 381 от 28 декабря 2009 г. (в ред. 31.12.2014) // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173647/ (дата обращения 19.02.2015).
23. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ
(ред. от 21.07.2014) // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166044/7fram e=9#p497 (дата обращения 21.01.2015) .
24. Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения: Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530 (в ред. 17.09.2014) // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168886/ (дата обращения 20.02.2015).
25. Овечкин А.П. Правовое регулирование товарного рынка. М.: Сирин, 2002. 216 с.
26. Пятигорская Н.В. Анализ современного состояния рынка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и льготного лекарственного обеспечения // Журнал «Ремедиум». № 12 (2010). С. 33-36.
27. Рожанский И.Д. Ранняя греческая философия // Фрагменты ранних греческих философов. - Ч. 1: От эпических теокосмо-гоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989 (Памятники философской мысли). С. 5-32.
28. Рудык Э.Н. Социальные предприятия, социальная экономика, социальное государство в стране и мире // Портал «Экономическая демократия». URL: http://www.economicdemocracy.ru/employee_ownership/social.php (дата обращения 18.12.2015)
Reference list:
1. Lacoste Y. Ibn Khaldoun. Naissance de l'histoire passé du tiers-monde. Paris, 1966.
2. Nassar N. La pensee realiste d'Ibn Khaldoun. Paris, 1967.
3. Barkov A.V. About the doctrine of property requirements and legal means of their providing // Bulletin of the Tver state university. 2013. Series «Law». Release 36. No. 42. Page 5-20.
4. Barkov A.V. The concept of legal regulation of the market of social services//Gaps in the Russian legislation. 2012. № 5. P. 50-53.
5. Barkov A.V. Social business in the conditions of formation of a legal market model of social services // Business law: publishing group «Lawyer» No. 2, 2012. 60 p.
6. Burmenko T.D. Services sector: economy: manual. M.: KNORUS, 2007. Page 328 p.
7. Doynikov I.V. Actual problems of the civil and enterprise law. Concept of development of the enterprise (economic) legislation. M.: YuRKOMPANI, 2011. 560 p.
8. Dushkina M. N. urnover ability of medicines in the context of Federal Law «About the Address of Medicines» // Problems of modernization of the civil legislation: materials of the International scientific and practical conference. Volgograd: Stanitsa-2, 2011. Page 300-305.
9. Zolotukhin V. V. Filosofiy of Ibn Haldun: abstract ... dis. doctor of philisophy. M, 2009. 41 p.
10. Kolosov A.K. Legal and economic prerequisites of development of systems of legal means of increase of efficiency of business activity in Russia // Actual problems of Russian law. 2010. No. 4. Page 89-95.
11. Kurakov L.P., Kashurnikova G. P., Vladimirov M.P., Efremov L.G. Management of the social sphere. M, 1997. 404 p.
12. Kurepina M. V. System of civil means of ensuring of the subjective rights of the consumer for quality and safety of goods, works, services: abstract ... dis. doctor of law. M, 2012. 212 p.
13. Kuflin A.S. Needs of subjects and the subjective civil rights // The law and problems of legal practice in the sphere of the property relations: Materials of the All-Russian scientific and practical conference. N. Novgorod: NKI, 2009. Page 124-127.
14. Marinets N. I., Bondarenko Yu.R. Management of changes in social and economic branches // Prospects of science. 2009. No. 2 (02). Page 60-63.
15. Maslov V. V. Medicines as objects of civil legal relationship: abstract ... dis. candidate of law. Volgograd, 2007. 19 p.
16. Mokhov A.A. Medicines as objects of the civil rights // Medical law. 2004. No. 4. Page 28-33.
17. Muhammad Heyr Zeydan. Social and economic views of Ibn Haldun on «Al-Mukaddime»: abstract ... dis. candidate of economy. M, 1982. 368 p.
18. Necessary requirements: house, clothes, bread, water // Koranik Portal. URL: http: // www.koranika.com/? p=1608. Reference date : July 16, 2012.
19. About the competition and restriction of monopolistic activity in the commodity markets: The law of RSFSR of March 22, 1991 (became invalid) for No. 948-I // Guarantor : The Information and Law portal. URL: http: // base.garant.ru/105108/(Reference date :
23.12.2014).
20. About medicines: The federal law No. 86-FZ of June 22, 1998 // Guarantor : The Information and Law portal.. URL: http: // base .garant.ru/12112037/(Reference date : 12.11.2014).
21. About the turnover of medicines: The federal law No. 61 of April 12, 2010 // Guarantor : The Information and Law portal.. URL: http: // base .garant.ru/12174909/1/#block_100 (Reference date :
16.01.2015).
22. About bases of state regulation of trade activity in the Russian Federation: The federal law No. 381 of December 28, 2009 (in an edition 31.12.2014) // The Information and Law portal Consultant Plus. URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173647/(Reference date : 19.02.2015).
23. About bases of social service of citizens in the Russian Federation: Federal law of 28.12.2013 No. 442-FZ (edition of
21.07.2014) // The Information and Law portal Consultant Plus. URL: http: // www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166044/? frame=9#p497 (Reference date : 21.01.2015).
24. About the approval of Rules of establishment of maximum permissible retail prices for separate types of socially significant foodstuff of prime necessity, the list of separate types of socially significant foodstuff of prime necessity concerning which maximum permissible retail prices, and the list of separate types of socially significant foodstuff for which acquisition of a certain quantity to the economic entity which is carrying out trade activity remuneration payment isn't allowed can be established: The resolution of the Government of the Russian Federation of July 15, 2010 No. 530 (in an edition 17.09.2014) // The Information and Law portal Consultant Plus. URL: http: // www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168886/(Reference date :
20.02.2015).
25. Ovechkin A.P. Legal regulation of the commodity market. M.: Sirin, 2002. 216 p.
26. Pyatigorskaya N. V. Analysis of a current state of the market of vital and major medicines and preferential provision of medicines // Remedium. No. 12 (2010). Page 33-36.
27. Rozhansky I.D. Early Greek philosophy // Fragments of early Greek philosophers. - P.1: From epic teokosmogoniya before emergence of atomistics. M.: Science, 1989 (Monuments to philosophical thought). Page 5-32.
28. Rudyk E.N. The social enterprises, social economy, the social state in the country and the world // Economic Democracy.. URL: http: // www.economicdemocracy.ru/employee_ownership/social.php ( Reference date : 18.12.2015)