Гражданское право
УДК 346.2 Я.С. Гришина*
Публично-правовые средства обеспечения
качества и безопасности социально необходимых товаров
как средство обеспечения достойного существования
В статье рассматриваются и анализируются отдельные элементы системы правовых средств обеспечения безопасности и качества социально необходимых товаров. Учитывая, что критерии качества товаров могут быть установлены как на государственном, так и на договорном уровне, а критерии безопасности устанавливаются только государством, пристальное внимание уделено именно публично-правовым средствам
Ключевые слова: право на достойное существование, социально необходимые товары, социально-имущественные потребности, потребители, качество и безопасность товаров, работ и услуг, правовые средства
Y.S. Grishina*. Public means of ensuring of quality and safety of socially necessary goods as instrument for ensuring of worthy existence. In article separate elements of system of legal means of ensuring of safety and quality of socially necessary goods are considered and analyzed. Considering that criteria of quality of goods can be established both on state and at contractual level, and criterion of safety are established only by the state, the close attention is paid to public means.
Keywords: right to the worthy existence, socially necessary goods, socially-property requirements, consumers, quality and safety of goods, works and services, legal means.
Идея обеспечения права на достойное существование, отстаиваемая российскими либералами конца XIX - начала ХХ вв. и лежащая в основе концепции социального государства [1, с. 147], неразрывно связана с необходимостью обеспечения качества социально необходимых товаров как объекта правовых отношений по удовлетворению социально-имущественных потребностей российских граждан. В связи с этим представляется, что защита прав потребителей данной группы товаров в целях настоящего исследования может рассматриваться в аспекте формирования системы правовых средств обеспечения качества жизни (достойного существования) россиян.
Изучением различных аспектов обеспечения качества и безопасности товаров, работ и услуг (вопросам технического регулирования) занимались такие ученые, как В.С. Белых [2], А.В. Гридин [3], А С. Ершов [4], А.М. Запорожец [5], А.В. Маслова [6], А.С. Панова [7], М.В. Шаруева [8], А.В. Тихомиров [9], А.Р. Товмасян [10] и др. Однако наиболее глубокий и оптимальный научный подход к решению данной серьезной проблемы, на наш взгляд, продемонстрирован Л.А. Тимофеевым, разработавшим теорию обеспечения качества жизни населения [11]. Достоинство данного подхода заключается в возможности использования метода системного межотраслевого анализа исследуемой проблематики. Последовательно разделяющий данную точку зрения в сфере защиты прав потребителей на качество товаров, работ и услуг М.Ю. Челышев полагает возможным анализ данной проблемы в рамках как гражданско-правовых, так и публично-правовых дисциплин [12, с. 17-28], т.к., по его мнению, защиту прав потребителей следует рассматривать как межотраслевую сферу «правового регулирования, обладающего взаимосвязанными гражданско-правовой и публично-правовой составляющими» [13, с. 47].
В соответствии с ГК РФ, условия о качестве товара стороны определяют в договоре. И только при отсутствии договорного регулирования качества товара это понятие рассматривается через определение его пригодности для целей, в соответствии с которыми используется товар такого рода (ст. 469 ГК РФ). В связи с этим, по справедливому мнению ряда ученых, именно договор является
* Гришина, Яна Сергеевна, доцент кафедры гражданского процесса ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», кандидат юридических наук, доцент. 8-Тел.: 927-227-93-52. E-mail: [email protected].
* Grishina, Yana Sergeyevna, candidate of law, associate professor civil procedure department Saratov State Law Academy. © Гришина Я.С., 2013
основным регулятором качества производимых товаров [14, с. 8]. В научной литературе качество товара с позиции межотраслевого подхода понимается как совокупность существенных свойств товара, характеризующих его общественную потребительскую стоимость, закрепляемых в стандартах, иных нормативно-технических документах, условиях договора, а в случае отсутствия стандартов, иных нормативно-технических документов, условий договора (или их неполноты) устанавливаемых в порядке и способами, предусмотренными законами, другими правовыми актами, обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями [15, с. 80], что выглядит вполне обоснованно.
Разделяя позицию Л.В. Андреевой в том, что основными правовыми средствами обеспечения качества и безопасности производимых и реализуемых социально необходимых товаров «являются закон и договор» [14, с. 6], считаем обоснованным выбрать освещение правового режима именно публично-правовых средств обеспечения качества и безопасности товаров. Критерии качества товаров могут быть установлены как на государственном, так и на договорном уровне, а критерии безопасности в настоящее время устанавливаются только государством, организующим контроль за их обязательным исполнением и обеспечением применения мер юридической ответственности за их несоблюдение.
Российский дореволюционный либерал П.И. Новгородцев, применяя термин «право на достойное существование» в качестве юридической категории, предполагающей систему определенных действий государственной политики, раскрывал его содержание следующим образом. Ученый полагал, что «потребности человека разнообразны и субъективны, и определить точно, где начинается образ жизни, достойный человека, нельзя» [16, с. 321]. Вместе с тем, по его мнению, в каждом обществе есть уровень жизни, который считается нормой, и есть предел, за которым начинается недопустимая крайность. «Можно спорить о 8- или 9-часовом рабочем дне, - отмечал П.И. Новгородцев, - но совершенно очевидно, что 15 или 18 часов работы есть бессовестная эксплуатация. Можно спорить о возможных размерах жилища в сторону отклонения вверх от минимальной нормы; но бесспорно, что темные и сырые подвалы противоречат всяким норам допустимого и возможного» [16, с. 324]. В связи с этим, по его мнению, «когда говорят о праве на достойное человеческое существование, то под этим следует разуметь не положительное содержание человеческого идеала, а только отрицание тех условий, которые совершенно исключают возможность достойной человеческой жизни» [16, с. 321-322]. Думается, что эта идея, обозначенная ученым, также лежит и в основе социального предпринимательства, призванного обеспечить удовлетворение социально-имущественных потребностей российских граждан в социально необходимых товарах, гарантирующих достойный уровень существования.
Таким образом, категорию качества в настоящее время можно рассматривать как экономическую, правовую и философскую. Так, В.С. Белых считает, что «качество - это определенность каждого предмета или явления, такая определенность, которая ему внутренне присуща» [17, с. 56].
С экономической точки зрения категорию качества принято связывать с потребительной стоимостью и общественными потребностями. Под потребительной стоимостью понимается полезность, благо, ее способность благодаря своим свойствам удовлетворять человеческие потребности в качестве средств производства и предметов потребления или в качестве услуг. Качество всегда определяется той потребностью, для удовлетворения которой продукция создается [15, с. 80]. Представляется, что данное замечание справедливо как в отношении качества социально необходимых товаров, так и в отношении их безопасности.
Выделяя правовой аспект категорий «качество» и «безопасность», обратим внимание на то, что далеко не во всех нормативно-правовых актах содержится определение этих понятий. К примеру, в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [18] общее понятие «качество товара» отсутствует. Безопасность в нем определяется как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений».
В Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [19] устанавливаются правила государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями. Как видно, в Законе не различаются понятия «безопасность» и «качество», и в вопросах применительно к госконтролю они рассматриваются как равнозначные.
Определение и разграничение понятий качества и безопасности дается лишь в нескольких законодательных актах, регулирующих оборот отдельных видов товаров. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
[20], под безопасностью пищевых продуктов понимается состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. В той же статье отмечается, что качество пищевых продуктов - это совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования.
В Федеральном законе от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
[21] помимо требований к безопасности и качеству лекарственных средств вводится требование к их эффективности. Если качество лекарственного средства понимается как его соответствие требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия нормативной документации или
нормативного документа (п. 22 ст. 4), а безопасность лекарственного средства - как характеристика лекарственного средства, основанная на сравнительном анализе его эффективности и риска причинения вреда здоровью (п. 23 ст. 4), то под эффективностью лекарственного препарата следует понимать характеристику степени его положительного влияния на течение, продолжительность заболевания или его предотвращение, реабилитацию, на сохранение, предотвращение или прерывание беременности (п. 24 ст. 4). Думается, что такое несоответствие подходов к правовому определению качества и безопасности неслучайно.
Дело в том, что в советский период понятие «безопасность» не выделялось в самостоятельную категорию, а включалось в единое понятие качества. В это время требования к качеству товаров устанавливались государственным стандартом (ГОСТом). В ГОСТе 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» качество продукции определяется как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [22]. Однако при этом требования стандартов разрабатывались без учета мнений советских потребителей, что приводило к тому, что товары (работы, услуги) не соответствовали их ожиданиям [22].
С начала 1990-х гг. в период формирования потребительского рынка, отличавшегося в то время порой недоброкачественной и небезопасной для человека продукцией, необходимость обеспечения безопасности товаров выходит на государственный уровень. Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N° 2300-1 «О защите прав потребителей» [23] одним из важнейших прав потребителя провозглашается право на получение товаров, результатов работ и услуг надлежащего качества, т.е. продукции, соответствующей по качеству требованиям, установленным в стандартах, технических условиях, образцах или условиях договора. Если стандартами предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям. С этого момента на законодательном уровне понятиям «качество» и «безопасность» товаров придается равный правовой статус, и контроль за их соблюдением начинает осуществляться параллельно.
С принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» наступил новый этап обеспечения качества и безопасности продукции, работ и услуг, в котором к категории «обязательных» причисляются только требования безопасности, которые должны проверяться в процессе контроля. В соответствии со ст. 2 Закона под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. В отношении качества работ и услуг могут устанавливаться только добровольные требования, в отношении продукции в зависимости от вида - как добровольные, так и обязательные. Однако безопасность товаров всегда гарантируется государством.
В то же время из всех качественных показателей критерий обязательности сохранили только показатели «подлинности и достоверности состава продукции» как способ пресечения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (фальсификации). В отношении остальных потребительских свойств товара государство с учетом мирового опыта снимает с себя ответственность за соблюдение данных требований, и гарантия их обеспечения переносится в сферу деятельности саморегулируемых общественных организаций, т.е. в сферу действия рыночных механизмов [24, с. 22]. Однако данное утверждение, на наш взгляд, нуждается в уточнении, т.к. государство при этом выступает «гарантом безопасности продукции, самого потребителя и защитника окружающей среды» [25, с. 12]. Профессор Р. Штобер следующим образом характеризует данную ситуацию, сложившуюся в Европе: «На первый план выступают модели так называемого активизирующего государства, направленные на поддержку частной инициативы и самоуправления» [26, с. 257].
По мнению ряда ученых, под сложившейся системой технического регулирования после принятия Закона следует понимать систему правового регулирования, т.е. систему правовых актов [24, с. 2]. На наш взгляд, данный тезис нуждается в следующем дополнении: «систему правовых актов, регламентирующих правовые средства обеспечения качества товаров».
Вступление России в ВТО обусловило необходимость принятия на себя ряда международных обязательств по дебюрократизации экономики (ликвидации избыточного ведомственного нормирования и контроля обязательной сертификации), снятия излишних ограничений для развития рынка товаров (главным образом обязательных требований стандартов); повышения ответственности предприятий по соблюдению обязательных требований безопасности [25, с. 11]. Принятый закон определяет правовой механизм выполнения данных обязательств.
Для решения поставленных задач утверждается создание двухуровневой системы нормативных документов. Первый уровень - технические регламенты, обязательные для исполнения и содержащие минимальные необходимые требования для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан (не включенные в технические регламенты требования не являются обязательными). Второй уровень -национальные стандарты, которые должны носить добровольный характер.
С принятием Закона началась реформация системы технического регулирования. Если ранее требования к продукции разрабатывались в различных ведомствах, выпускавших множество
зачастую дублировавших друг друга документов, то в настоящее время техническое регулирование осуществляется на высшем уровне. Все обязательные требования к продукции, процессам производства прописываются в законах, указах Президента или постановлениях Правительства РФ.
В ст. 2 Закона о техническом регулировании под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Основное назначение технических регламентов заключается в том, чтобы установить минимальные необходимые требования, обеспечивающие различные виды безопасности продукции и процессов. П. 1 ст. 7 Закона о техническом регулировании содержит следующий перечень видов безопасности: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте). Представляется, что этот перечень не носит закрытый характер, т.к. не включает в себя такой вид безопасности, как безопасность социально необходимых товаров.
Законом полностью изменен правовой статус государственных стандартов, которые утрачивают свою обязательную силу для субъектов предпринимательской деятельности, за несоблюдение которых в советское время существовала уголовная ответственность, и именуются не государственными, а национальными. В соответствии со ст. 2 Закона под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В качестве одного из видов управления хозяйственной деятельностью стандартизация представляет собой совокупность взаимосвязанных действий, операций и поступков, преследующих следующие цели:
1) повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
2) обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств, технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции, исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
3) содействие соблюдению требований технических регламентов;
4) создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.
Наряду с основными целями в ст.12 Закона определяются принципы стандартизации, среди которых в качестве основного назван принцип добровольного применения стандартов, что является основной новеллой Закона. В настоящее время все стандарты, в том числе национальные, носят рекомендательный характер. Стороны вправе изменять (отступать от требований) рекомендательные нормы, несмотря на то, что стандарт приобретает обязательную силу, когда он вовлечен в сферу договорного регулирования [27, с. 84]. Обязательное применение рекомендательного стандарта не влияет на его правовую сущность. Он является рекомендательным.
В Законе о техническом регулировании в ст. 2 также дается понятие «подтверждение соответствия» как документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. В.С. Белых обращает внимание на то, что подтверждение соответствия есть форма (способ) оценки соответствия. В свою очередь, оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту [28, с. 385]. Формами оценки соответствия (наряду с подтверждением соответствия) являются: контроль, аккредитация, испытания, регистрация, приемка [29, с. 19-20]. К формам подтверждения соответствия относятся: сертификация и декларирование соответствия.
Под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Цели сертификации перечислены и раскрыты в ст. 18 Закона.
Данные цели относятся как к сертификации, так и к декларированию соответствия. В ст. 20 и ст. 25 Закона обязательная и добровольная сертификация разграничиваются. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательная
- в формах: а) принятия декларации о соответствии и б) обязательной сертификации. Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации. Под обязательной сертификацией понимается форма подтверждения соответствия объекта требованиям технических регламентов, которые проводятся по тем объектам, которые внесены в перечень предметов, подлежащих обязательной сертификации [30].
Важным элементом в системе правовых средств обеспечения безопасности продукции занимает государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов, под которым понимается проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки. Мероприятия по контролю (надзору) осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение указанного контроля. Обращается внимание на то, что в отношении продукции госконтроль (надзор) осуществляется только на стадии обращения продукции (п. 2 ст. 33 Закона). Таким образом, из сферы государственного контроля выведены не только работы и услуги, но и производство как стадия жизненного производственного цикла.
В отличие от обычных товаров, работ и услуг, государственный контроль при обращении лекарственных средств осуществляется более жестко посредством следующих мероприятий:
1) проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств правил лабораторной практики и правил клинической практики при проведении доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, правил проведения доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил организации производства и контроля качества лекарственных средств, правил оптовой торговли лекарственными средствами, правил отпуска лекарственных препаратов, правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов, правил хранения лекарственных средств, правил уничтожения лекарственных средств;
2) лицензирования производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности, проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий;
3) контроля качества лекарственных средств при гражданском обороте:
а) в форме выборочного контроля;
б) при выявлении несоответствия лицензионным требованиям и условиям условий производства и контроля качества лекарственных средств, осуществления оптовой торговли лекарственными средствами, осуществления розничной торговли лекарственными препаратами, правил изготовления лекарственных препаратов, правил хранения лекарственных средств;
4) выдачи разрешений на ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации;
5) проведения мониторинга безопасности лекарственных препаратов;
6) получения по запросам уполномоченного федерального органа исполнительной власти от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, от субъектов обращения лекарственных средств для медицинского применения информации по вопросам установления и применения цен и надбавок к ним.
Осуществление государственного контроля при обращении лекарственных средств является расходным обязательством Российской Федерации или расходным обязательством субъектов Российской Федерации по видам контроля, отнесенным соответственно к полномочиям федеральных органов исполнительной власти и к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 9).
Введение Закона помимо достоинств имеет и недостаток, заключающийся в том, что он создает существенный конфликт интересов. С одной стороны, производитель продукции вправе легально разрабатывать для себя самого требования, что уменьшает административные барьеры. С другой стороны, являясь объективно заинтересованным в снижении расходов (в т.ч. на испытания и сертификацию продукции) и тем самым в увеличении прибыли, он снижает обязательные требования технического регламента, что уменьшает, таким образом, безопасность продукции и в целом противоречит интересам общества. Массовые необоснованные отступления в регламентах от действующих общепринятых национальных и международных нормативных документов могут привести к доминированию отдельных компаний на товарном рынке.
По мнению сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, выходом из сложившейся ситуации может стать максимально возможное использование принципов технического регулирования, принятых в странах Европейского Союза, т.к. наибольшая доля российского экспорта-импорта приходится на страны ЕС [30, с. 7]. Данное предложение видится весьма обоснованным, поскольку одним из требований при вступлении России в ВТО являлось наличие единой системы технического регулирования.
В то же время, на наш взгляд, целесообразно прислушаться к ученым, считающим, что в вопросах обеспечения качества товаров в условиях постоянного ухудшения его качества не следует во всем копировать зарубежную практику, но нужно обратиться к опыту советской экономики и в рекомендательном порядке применять метод государственной аттестации качества выпускаемой продукции [31, с. 36]. По мнению О.Г. Селиховой, товары с изображением «Государственного знака качества СССР», введенного
ГОСТом 1.9-67 от 7 апреля 1967 г., пользовались у потребителей заслуженным доверием. Покупая товар со Знаком качества, люди воспринимали его в качестве гарантийной отметки государства. Звучит громко, но в этом ГОСТе содержались требования, выполнить которые не под силу многим современным производителям [31, с. 39]. По мнению исследователей, качество как комплексная категория способствует формированию духовных ценностей личности, воспитывает чувство профессиональной гордости и патриотизма. Потребители, приобретая качественные товары, получают возможность в полном объеме удовлетворять свои потребности, а благодаря праву, в случае покупки товаров ненадлежащего качества получают реальную защиту своих интересов. Таким образом, происходит процесс перехода от обеспечения качества товаров к обеспечению качества жизни в целом [3, с. 181].
По мнению Л.В. Андреевой, государство мало внимания уделяет вопросам качества выпускаемых товаров и не стимулирует предпринимателей, осуществляющих деятельность по их улучшению [14, с. 9]. Автор обращает внимание на несовершенство процедуры по размещению заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд, проводимой в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» [32] в той части, в которой при выборе поставщиков к ним могут и не предъявляться требования о поставке товаров необходимого качества, что нуждается в корректировке [14, с. 9].
По мнению ученого, не только в этом вопросе, но и в целом система технического регулирования нуждается в совершенствовании. При этом основным документом, определяющим требования к качеству товаров, должен стать национальный стандарт [14, с. 11]. По ее мнению, целесообразно определить перечень товаров, в отношении которых, помимо требований о безопасности, должны быть указаны в числе обязательных требования к качеству.
Думается, что в данном случае речь идет о социально необходимых товарах. Так, например, в Техническом регламенте на соковую продукцию из фруктов и овощей, утвержденном Федеральным законом от 27 октября № 178-ФЗ [33], в ст. 6 предусмотрено, что соковая продукция не должна причинять вред здоровью граждан и должна соответствовать требованиям безопасности. Однако, как совершенно справедливо замечает Л.В. Андреева, «сок должен быть не только безопасен для здоровья граждан, но и приносить пользу здоровью» [14, с. 11], т.е. эффективно оказывать воздействие так же, как и лекарственные средства, иначе говоря, быть эффективным товаром.
Представляется, что данная позиция справедлива не только в отношении лекарственных средств, но и всех социально необходимых товаров. В связи с этим правовое обеспечение качества, безопасности и эффективности социально необходимых товаров должно осуществляться теми же государственными формами, что и в отношении лекарственных средств, такими, как государственная регистрация лекарственных средств; аттестация и сертификация специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств; государственный контроль производства, изготовления, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, а также государственное регулирование цен на лекарственные средства [34, с. 302].
К преимуществам нового закона об обороте лекарственных средств следует отнести то, что в нем впервые прописывается такая важная составляющая, как мониторинг безопасности лекарственных средств, так называемый фармаконадзор. Предполагается ответственность всех участников фармацевтического рынка за те этапы, в которых они участвуют в обращении лекарственных средств, что помогает предотвратить фальсификацию лекарств. Отвечать за регистрацию и экспертизу качества будет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (УФОИВ).
Достоинством данного подхода является то, что обнаруженные недоброкачественные и фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению в установленном законом порядке. Основанием для уничтожения данных товаров является решение владельца, решение соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти или решение суда. Контрафактные лекарственные средства по решению суда также подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению. При этом расходы, связанные с уничтожением контрафактных, недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств возмещаются их владельцем. Данный законодательный подход к решению проблемы обеспечения социально-имущественных потребностей граждан видится вполне обоснованным.
Список литературы
1. Вострикова, В. В. Право на достойное существование как императив нового российского либерализма (конец XIX - начала ХХ в.) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Вып. 10 (78). - 2009. - С. 143-147.
2. Белых, В. С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг : дис. ... докт. юрид. наук. - Екатеринбург, 1994. - 307 с.
3. Гридин, А. В. Гражданско-правовые способы обеспечения качества товаров, работ и услуг : дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2006. - 212 с.
4. Ершов, А. С. Правовые аспекты оценки качества работ в области огнезащиты при осуществлении государственного пожарного надзора : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2009. - 206 с.
5. Запорожец, А. М. Хозяйственно-правовые проблемы обеспечения качества промышленной продукции : дис. ... докт. юрид. наук. - Харьков. 1990. - 342 с.
6. Маслова, А. В. Правовые аспекты деятельности по обеспечению качества и безопасности продукции : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 215 с.
7. Панова, А. С. Правовое регулирование отношений по подтверждению соответствия продукции : дис. ... канд. юр. наук. - Казань, 2005. - 206 с.
8. Шаруева, М. В. Правовое обеспечение безопасности туризма по российскому законодательству : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - 182 с.
9. Тихомиров, А. В. Проблемы правовой квалификации вреда здоровью при оказании медицинских услуг : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - 170 с.
10. Товмасян, А. Р. Обязательства по возмещению вреда, причиненного недостатками товара, работы, услуги : дис. ... канд. юр. наук. - М., 1999. - 206 с.
11. Тимофеев, Л. А. Правовые проблемы обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - Саратов, 2004. - 42 с.
12. Челышев, М. Ю. Обеспечение качества товаров для потребителей // Коммерческое право. - 2010. - № 1 (6). - С. 17-28.
13. Челышев, М. Ю. Развитие законодательства о защите прав потребителей как фактор обеспечения качества жизни населения России // Актуальные проблемы юридической науки и практики : материалы Международной научно-практической конференции. - Н. Новгород: НКИ, 2010. - С. 46-59.
14. Андреева, Л. В. Правовые средства обеспечения качества и безопасности товаров // Коммерческое право. - 2010. - № 1 (6). - С. 6-12.
15. Панова, А. С. Качество товаров, работ, услуг как правовая категория // Журнал российского права. - 2010. - № 4. - С. 79-85.
16. Новгородцев, П. И. Право на достойное человеческое существование // Новгородцев П. И. Сочинения. - М., 1995.
17. Белых, В. С., Виниченко, С. И. Правовое регулирование цен и ценообразования в Российской Федерации : учебно-практическое пособие. - М.: Норма, 2002. - 224 с.
18. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Российская газета. - 2002. - 31 декабря. - № 245.
19. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Российская газета. - 1995. - 29 ноября.
20. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Российская газета. - 2000. - 10 января. - № 5.
21. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // Российская газета. - 2010. - 14 апреля. - № 78.
22. Межгосударственный стандарт 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» / утв. и введен в действие Постановлением Госкомстандарта СССР от 26 января 1979 г. № 244. - М., 2002.
23. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Российская газета. - 1996. - 16 января. - № 8.
24. Техническое регулирование: правовые аспекты : научно-практ. пособие / Калмыкова А.В. и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Ю. Саламатов. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 384 с.
25. Чапкевич, Л. Е. Правовое регулирование обращения лекарственных средств в свете требований Федерального закона «О техническом регулировании» // Медицинское право. - 2004. -№ 3(7). - С. 11-21.
26. Штобер, Р. Хозяйственно-административное право. Основы и проблемы. Мировая экономика и внутренний рынок / пер. с нем. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 370 с.
27. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг : сборник научных трудов / отв. ред., сост. О.А. Герасимов. - Екатеринбург: Бизнес, менеджмент и право, 2007.
28. Белых, В. С. Предпринимательское право России : учебник. - М.: Проспект, 2008. - 656 с.
29. Вилкова, С. А. Основы технического регулирования : учебное пособие. - М.: Академия, 2006. 208 с.
30. Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии: Постановление Правительства от 1 декабря 2009 г. № 982 // Портал «Медэксперт» [Электронный ресурс]. - URL: http://medexpert.ru/document/certification/320. - Дата обращения 27.07.2012.
31. Селихова, О. Г. О восстановлении государственной аттестации качества продукции (товаров) товаров // Коммерческое право. - 2010. - № 1 (6). - С. 35-43.
32. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» // Российская газета. - 2009. - 25 сентября. - № 181.
33. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» // Российская газета. - 2008. - 29 октября. - № 225.
34. Душкина, М. Н. Обороноспособность лекарственных средств в контексте ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // Проблемы модернизации гражданского законодательства : материалы Международной научно-практической конференции. - Волгоград: Станица-2, 2011. - С. 300-305.