1 См.: Основы законодательства РФ о нотариате: утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (в ред. от 5 апреля 2013 г.) // Российская газета. 1993. 13 марта.
2 См.: ШвачкинаМ.В. Судебное рассмотрение дел по заявлениям на нотариальные действия и отказ в их совершении: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 17.
3 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 7.
4 См.: Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Особенная часть. М., 2007. С. 570.
5 См.: Там же. С. 567-568.
6 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. № 224-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сидоровой Ольги Васильевны на нарушение ее конституционных прав частями первой и третьей статьи 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 75 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7 См.: Захаров В.Н., Балашов А.Н. Отсутствие спора о праве гражданском как признак, характеризующий особое производство // Российский судья. 2007. № 3. С. 27.
8 См.: Швачкина М.В. Указ. соч. С. 17.
Я.С. Гришина
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНО НЕОБХОДИМЫХ ТОВАРОВ
В статье рассматриваются публично-правовые основы ценообразования как один из элементов системы публично-правовых средств обеспечения качества, безопасности и доступности социально необходимых товаров. На основе анализа положительного опыта ряда европейских государств по вопросу обеспечения доступности социально необходимых товаров сделаны предложения по изменению действующего российского законодательства. Особое внимание в исследовании уделяется ценообразованию в сфере оборота лекарственных средств.
Ключевые слова: социально необходимые товары, цена, качество, социально-имущественные потребности, достойный уровень жизни.
Ya.S. Grishina
PUBLIC BASES OF PRICING AS INSTRUMENT FOR ENSURING OF AVAILABILITY OF SOCIALLY NECESSARY GOODS
In article public basics of pricing as one of elements of system of public means of ensuring of quality, safety and availability of socially necessary goods, on the basis of the analysis of positive experience of a number of the European states concerning ensuring availability of socially necessary goods are covered, offers on change of the existing Russian legislation are made. The special attention in research by the author is paid to pricing in the sphere of a turn of medicines.
Keywords: socially necessary goods, price, quality, social and property requirements, worthy standard of living.
Эффективное обеспечение качества социально необходимых товаров невозможно без регулирования ценообразования, поскольку в условиях рыночной экономики категории «цена» и «качество» неразрывны и во взаимосвязи выступают важнейшими слагаемыми конкурентоспособности любой продукции. Взаимосвязь цены и качества проявляет себя в положении ст. 475 ГК РФ, устанавливающем правило о том, что покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены. Аналогичное правило сформулировано и в ст. 480 ГК РФ, регламентирующей последствия передачи некомплектного товара.
© Гришина Яна Сергеевна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 157
Цена, влияя на реальные доходы граждан, является одним из важнейших элементов социальных отношений обмена, представляющих собой процесс жизнедеятельности общества, призванной удовлетворять социально-имущественные потребности, а следовательно, и обеспечить достойный уровень жизни1. Будучи категорией сугубо социальной, синтезирующей идентификационные характеристики обмениваемых благ и их количество, цена приобретает правовое значение. Опосредуя отношения обмена, она сама становится предметом регулирования, что указывает на ее принадлежность к общественным отношениям, ибо только последние могут быть предметом правового регулирования2.
Вопрос ценообразования — сфера взаимодействия частного и публичного регулирования. В п.1 ст. 424 ГК РФ отмечается, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. В связи с этим выбор предмета исследования публично-правовых аспектов ценообразования как средства обеспечения доступности социально необходимых товаров видится достаточно обоснованным. При этом под доступным социально необходимым товаром нами предлагается понимать товар, в отношении которого применены меры не рыночного, а государственного регулирования его цены.
Ценообразование представляет собой процесс формирования цены3. В правовом аспекте ценообразование выглядит следующим образом. Право регулирует отношения, складывающиеся в процессе формирования цен. При этом правовое регулирование ценообразования возможно как в отношении свободных, так и установленных (регулируемых) государством цен. Система ценообразования структурно состоит из двух элементов: объекта и субъектов ценообразования. К объектам ценообразования относится продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, результаты выполненных работ и услуги. Субъектами ценообразования выступают органы государственной власти и управления, предприятия и организации независимо от формы собственности, а также граждане. В процессе функционирования системы происходит взаимодействие указанных элементов.
С позиции теории управления ценообразование рассматривается в качестве системы управления, также состоящей из двух элементов: управляющей и управляемой подсистем. Под управляющей подсистемой (объектом управления) понимается уровень цен и цена на продукцию и услуги. К субъектам управления относятся органы государственной власти и местного самоуправления, а также предприятия, обеспечивающие разработку и реализацию управленческих решений и воздействие на объект управления на основе информации о его состоянии. В связи с этим, по мнению В.С. Белых, в определении понятия «ценообразование» должны быть отображены обе названные стороны системы управления в сочетании. Исходя из этого ученые приходят к выводу, что ценообразование представляет собой регламентированную правовыми актами деятельность, в рамках которой осуществляется целенаправленное воздействие управляющих органов на общественные отношения между людьми при формировании и применении цены4.
На формирование цены как объекта управления влияют различные факторы. В административно-командной системе управления экономикой роль государства в регулировании цен и ценообразовании была доминирующей. С переходом российской экономики на рыночный путь развития заметно усиливаются ры-
чаги саморегуляции5. Рыночная экономика предполагает свободу цен, складывающихся на основе соотношения спроса и предложения. В связи с этим представляется, что свободные цены не регулируются государством. Однако даже в самой либеральной рыночной системе государство не устраняется полностью от процесса ценообразования6.
В России политика постепенной либерализации цен была начата еще в 90-е гг. с принятием Постановления Совмина РСФСР от 20 марта 1991 г. № 162 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР»7. Постановлением устанавливались единые для всей территории страны предельные размеры повышения государственных розничных цен на основные товары народного потребления и тарифов на услуги для населения, а также перечень товаров, реализация которых должна была осуществляться в 1991 г. по регулируемым ценам. В соответствии с Постановлением предписывалось не повышать действующие государственные розничные цены на медикаменты и изделия медицинского назначения, кофе, ткани из синтетических волокон и изделия из них, на изготавливаемые из синтетических материалов обувь, меховые, трикотажные, чулочно-носочные изделия и игрушки, на бензин, керосин, электроэнергию газ, уголь, печное топливо и дрова, отпускаемые населению, а также на водку.
Основным принципом регулирования цен являлось введение предельных уровней или размеров изменения по отношению к прейскурантным ценам. Указ Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен»8 расширил перечень товаров, на которые со 2 января 1992 г. не распространялось применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся
под влиянием спроса и предложения. Регулирование ценообразования на эти с
—
виды товаров осуществлялось государством. В дальнейшем был принят еще ряд | нормативно-правовых актов, устанавливающих перечень товаров, на которые р
а
распространялся государственный режим ценообразования9. Их анализ позво- С ляет сделать вывод, что регулированию подлежали цены, как правило, в отно- | шении социально значимых товаров, в также в сфере естественных монополий10. у Совокупность правовых актов, регламентирующих данные отношения, носит С
—I
название «Законодательство о ценах и ценообразовании». В настоящее время н законодательные основы государственного регулирования цен устанавливаются | п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, определяющим, что основы ценовой политики и
1Ь
находятся в ведении Российской Федерации. В соответствии с Федеральным е конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве | Российской Федерации»11 в компетенцию Правительства РФ входят разработка | и осуществление мер по проведению единой политики цен. При этом установле- | ние номенклатуры товаров, в отношении которых применяется государственное •
"I—г ю
регулирование цен, должно происходить исключительно на заседаниях Прави- (
9
тельства РФ. На законодательном уровне применение государственного регу- • лирования цен (тарифов) как одного из методов экономического регулирования 3 закреплено в следующих нормативно-правовых актах: Федеральном законе от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»12, Федеральном законе от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»13, Федеральном законе от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»14, Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»15. 159
В соответствии с Законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» формируется Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, который утверждается Правительством РФ. Особенность правового режима оборота данных социально необходимых товаров состоит в том, что в их отношении устанавливаются предельно допустимые розничные цены на территории субъекта РФ или территориях субъектов РФ; порядок конкретизации уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, в отношении которых устанавливается запрет на выплату вознаграждения за приобретение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определенного количества указанных продовольственных товаров.
Достоинство данного Закона заключается в том, что в целях исключения распространенных случаев необоснованного взимания с поставщиков различных выплат (бонусов) в настоящее время предусмотрена только одна возможность включения в цену товара выплачиваемого поставщиком оптовику (ритейлеру) вознаграждения — за определенное количество поставляемого товара. Размер этого вознаграждения Законом ограничивается. Он не может превышать 10 % от цены приобретенных товаров. Ранее, до принятия Закона, размеры различных выплат достигали от 15 до 20 %, что ложилось тяжким бременем на поставщиков16. Также в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона не допускается включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение ритейлером условий договора и (или) его изменение. Вместе с тем а выплата указанного вознаграждения за поставку социально необходимых про? довольственных товаров, внесенных в утвержденный Правительством Перечень, а. не допускается, что, по мнению разработчиков Закона, должно благоприятно | сказаться на обороте социально необходимых товаров17.
I Этим Законом в обязанности Федеральной службы государственной стати-
| стики вменено стать уполномоченным федеральным органом исполнительной
го
| власти по обеспечению сбора информации о розничных ценах на товары перечня § отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, Министер-| ства экономического развития РФ — уполномоченным федеральным органом §■ исполнительной власти по осуществлению мониторинга розничных цен на то° вары перечня отдельных видов социально значимых продовольственных това-« ров, по результатам которого в случае необходимости вносится предложение об | установлении предельно допустимого уровня розничных цен. Несомненно, что I данными публично-правовыми средствами государство обеспечивает социально° имущественные потребности граждан.
0
° Особый интерес представляет ценообразование в сфере оборота лекарственных
го
¿5 средств, поскольку данная группа товаров также имеет статус социально необхо-
1 димых, но режим запретов и ограничений здесь более жесткий. Государственное I регулирование цен на лекарственные средства проявляется путем закрепления
норм обязательной государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, который ежегодно утверждается Правительством РФ18. При этом органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают предельные оптовые и розничные надбавки к фактическим от-160 пускным ценам производителей препаратов, включенных в перечень жизненно
необходимых. В их полномочия входит также контроль за применением цен и применением мер ответственности за нарушение порядка ценообразования. Предусматривается также легальный запрет продажи препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых, на которые не зарегистрирована предельная отпускная цена организации-производителя. Кроме того, новый Закон разрешает продавать лекарства медицинским работникам в сельских поселениях, где отсутствуют аптеки, что, по мнению экспертов, должно повысить доступность и своевременность лекарственного обеспечения сельчан.
С введением Закона «Об обращении лекарственных средств» цены на лекарства становятся абсолютно прозрачными, т.е. каждый жизненно важный препарат имеет конечную стоимость, выше которой аптеки не вправе его продавать. Достоинство данной законодательной инициативы состоит в том, что любой гражданин может узнать максимальную цену нужного лекарства непосредственно в своем регионе, не выходя из дома. Для этого достаточно выйти на сайт Минздравсоц-развития в раздел «Расчет цен на лекарства» и провести необходимые расчеты по указанной там схеме19.
По оценке экспертов20, в настоящее время государство использует два инструмента контроля над ценами: первый заключается в возможности ограничения маржи производителя и канала распределения (аптеки и (или) сбытовой цепочки в целом), либо путем установления максимальных цен (отпускных цен производителя или розничных цен), либо при помощи законодательного ограничения торговой наценки; а второй — путем возмещения пациентам их затрат на лекарства через систему медицинского страхования.
Вместе с тем несоблюдение интересов фармацевтической отрасли (имеющее ш место в той ситуации, в которой итогом государственной политики регулирова- н ния цен на лекарственные средства становится снижение рентабельности разра- С
а
ботчиков, производителей, дистрибьюторов и аптек ниже приемлемого для них о
уровня) приведет к ухудшению положения клиентов по следующим причинам: к
а) исчезновение из аптек недорогих препаратов вследствие слишком низкой о' доходности их продажи, т.е. результат ценового регулирования будет противо- а положным поставленной цели; |
б) рост доли контрафактной и фальсифицированной продукции в общем объе- н
о
ме сбыта лекарственных средств вследствие необходимости для дистрибьюторов Ю и аптек обеспечить необходимый уровень доходности в условиях ограниченной и маржи; с
к
в) сокращение числа аптек из-за снижения рентабельности бизнеса; а
г) прекращение разработок отечественных инновационных препаратов из-за д
е
слишком длительных сроков окупаемости, что неизбежно приведет к домини- | рованию на рынке более дорогих зарубежных лекарственных средств. №
Делается прогноз, что все это в конечном счете может привести к следующим 69 неблагоприятным последствиям для государства: •
а) уходу части фармацевтического бизнеса в тень из-за желания уйти от го- к сударственного регулирования;
б) ухудшению лекарственной безопасности из-за прекращения или торможения отечественных разработок лекарственных средств и переход к их импорту;
в) откачиванию средств из национальной экономики за рубеж для оплаты дорогостоящих импортных препаратов, вследствие чего, по сути дела, «можно говорить о лекарственной ренте»21. 161
На наш взгляд, одним из выходов из создавшегося положения может стать заимствование передового опыта применения социального предпринимательства в вопросах обеспечения доступности социально необходимых товаров. В связи с этим возможно рассмотрение опыта Бельгии22, где в декабре 1984 г. была проведена реформа здравоохранения, которая ввела тарификацию медицинских услуг. Королевским указом при Министерстве по делам экономики была учреждена Комиссия по вопросам ценообразования на фармацевтическую продукцию, в состав которой входили представители от Национальных союзов и объединений обществ взаимопомощи, организаций, обеспечивающих интересы семьи и брака, потребительской кооперации, промышленности, торговли, аптечных учреждений, а также представителей ряда министерств (здравоохранения, социального обеспечения, по делам экономики и по делам среднеобеспеченных слоев населения). В 1990 г. в задачи комиссии был включен также контроль за состоянием цен на медикаменты в государствах — членах ЕС.
Правовой базой реформы регулирования цен на платные медикаменты стали Закон-программа от 22 декабря 1998 г. и Постановление министра по делам экономики от 29 декабря 1989 г. «О ценах на платные медикаменты». В сферу государственного регулирования были включены медикаменты, за исключением магистральных препаратов и ветеринарных медикаментов; товары, приравненные к медикаментам (стимуляторы сердечно-сосудистой деятельности, имплантируемые дефибрилляторы, стимуляторы деятельности головного мозга, сердечные клапаны и т. д.).
Для оптовых торговцев и владельцев аптечных учреждений максимальная а маржа (торговая наценка) на медикаменты, предлагаемые в широкую продажу, ? составила:
а. оптовая торговля — не более 13,1 % продажной цены без учета НДС;
| аптечные учреждения — не более 31 % продажной цены без учета НДС.
I При этом максимальная продажная цена фармацевтической единицы по меди-
1 каментам, отпускаемым в больничном учреждении, не должна была превышать
го
| цены завода-изготовителя с учетом НДС. Однако в том случае, если медикаменты
| отпускались больным, не находящимся на стационарном лечении, продажная
| цена, установленная заводом-изготовителем с учетом НДС, определялась путем
2 добавления наценки в размере 21,746 % независимо от способа продажи, прак-° тикуемого данным больничным учреждением.
« Реформа коснулась и регулирования цен на бесплатные медикаменты, на-
| значаемые врачами, правовой основой которого стали Закон от 30 июля 1971 г.
I «О правовом регулировании экономики и ценообразования» и Постановление
° министра от 29 декабря 1989 г. «О ценах на бесплатные медикаменты». Повы-
0
° шение цен на данные медикаменты было возможно только по решению министра
го
■
по делам экономики23.
1 Подобное внимание к ценам на фармацевтическую продукцию не является | исключительным признаком бельгийской государственной политики цен. 21 декабря 1988 г. Европейский союз (далее — ЕС) принял специальную директиву о гласности мероприятий по регламентации назначения цены на медикаменты, предназначенные для лечения людей, и их включение в сферу применения национальных систем социального и медицинского обеспечения. Все нормативно-правовые и административные акты государств — членов ЕС с 1989 г. были при-
162 ведены в соответствие с указанной директивой, в которой обращалось внимание
на то, что государства — члены ЕС в целях контроля торгово-сбытовых затрат по медикаментам должны принимать меры экономического характера по их торговле и сбыту, включающие прямой и косвенный контроль за ценообразованием путем надзора за состоянием конкуренции на рынке фармацевтических продуктов и ценовыми ограничениями по перечню товаров, покрываемому национальными системами социального и медицинского обеспечения. Целью принятия директивы явилось рассмотрение совокупности национальных соглашений в области назначения цен. Директива предусматривала следующие меры законодательного характера:
1) утверждение цен на медикаменты государственными компетентными органами страны — члена ЕС. Основными требованиями в данном случае являлись соблюдение процедуры запроса об установлении цены, сроков его рассмотрения, обоснованность отказа в разрешении на сбыт медикамента по запрошенной цене, а также возможность и порядок обжалования. Решение по вопросу о цене, устанавливаемой для данного медикамента, должно было быть принято и доведено до заказчика в течение 90 дней с момента поступления запроса. Список медикаментов, цены на которые были назначены за истекший период времени, а также цены, которые могли применяться к указанным товарам, государственные компетентные органы должны были не менее одного раза в год публиковать в печати;
2) декларирование повышения цен на медикаменты с сохранением процедуры, описанной выше;
3) замораживание цен на отдельные виды или на все медикаменты;
4) прямой или косвенный контроль прибыли, получаемой производителями или поставщиками медикаментов. Система контроля прибыли включала в себя совокупность норм прибыли, разрешенных на данный момент для лиц, ответственных за выпуск товаров на рынок медикаментов. Нормы прибыли могли устанавливаться государствами — членами ЕС самостоятельно.
Вместе с тем в качестве тенденции регулирования цен в Европе в связи с экономическим кризисом следует отметить значительное сокращение перечня товаров и услуг, которые подпадают под государственное регулирование. В Испании число отраслей экономики, где существовало административное вмешательство государства в ценообразование, сократилось со 174 до 2124. Кроме того, видится, что основное значение директивы ЕС заключалось в закреплении принципа, состоящего в том, что государственная политика цен должна учитывать социальный аспект экономической жизни. В связи с этим думается, что опыт ценообразования в европейских государствах, учитывающий в этом процессе мнение неправительственных фондов, представляющих интересы широкого круга общественных организаций потребителей и социальных предпринимателей, может быть полезен и при формировании правовой модели обеспечения социально-имущественных потребностей в России.
1 См.: Белых В.С., Виниченко С.И. Правовое регулирование цен и ценообразования в Российской Федерации: учебно-практическое пособие. М., 2002. С. 1.
2 См.: Там же. С. 13.
3 См.: Маренков М.Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России: курс лекций. М., 2002. С. 4.
4 См.: Белых В.С. Предпринимательское право России: учебник. М., 2008. С. 405-406.
5 См.: Белых В.С., Виниченко С.И. Указ. соч. С. 3.
6 См.: Лев М.Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах: учебное пособие. М., 2009. С. 4.
7 См.: Постановление Совмина РСФСР от 20 марта 1991 г. № 162 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8 См.: Российская газета. 1991. 25 дек.
9 См.: Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // Российская газета. 1995. 4 марта; Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // Российская газета. 1995. 16 марта.
10 См.: Талапина Э.В. Публичное право и экономика: курс лекций. М., 2011. С. 349.
11 См.: Российская газета. 1997. 23 дек.
12 См.: Российская газета. 1995. 24 авг.
13 См.: Российская газета. 2003. 1 апр.
14 См.: Российская газета. 2010. 14 апр.
15 См.: Российская газета. 2009. 30 дек.
16 См.: Андреева Л.В. Развитие коммерческого (торгового) права в свете принятия Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности // Бизнес и право в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 31.
17 См.: Там же.
18 См., например: Распоряжение Правительства РФ от 7 декабря 2011 г. № 2199-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год» // Российская газета. 2011. 16 дек.
19 См.: URL: http://www.rosminzdrav.ru/medicine (дата обращения: 27.03.2013).
20 См.: Котляров И.Д. Повышение качества лекарственного обеспечения путем регулирования розничных цен на лекарственные средства // Астраханский медицинский журнал. 2011. № 1. С. 187-191.
21 Там же.
22 См.: Лев М.Ю. Указ. соч. С. 51 и далее.
23 См.: Там же. С.. 330.
24 См.: Там же. С. 82.
А.Н. Ермаков, И.Ю. Захарьящева
КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В статье рассматриваются вопросы подведомственности судам дел об оспаривании нормативных правовых актов. Анализируются критерии отнесения дел об оспаривании нормативных правовых актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности к компетенции арбитражных судов.
Ключевые слова: арбитражный суд, оспаривание нормативных правовых актов, подведомственность дел арбитражному суду.
A.N. Ermakov, I.Y. Zaharyascheva
COMPETENCE OF ARBITRATION COURTS ON CASES OF CONTEST OF REGULATIONS
Article is devoted to research of questions of jurisdiction to vessels of affairs on contest of regulations. Criteria of reference of affairs on contest of regulations in the sphere of business and other economic activity to competence of arbitration courts are analyzed.
Keywords: arbitration court, contest of regulations, jurisdiction of affairs to arbitration court.
Вопросы теоретического характера, а также проблемы, возникающие в судебной практике при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, включают в себя несколько аспектов, в т.ч. разграничение компетенции различных судебных органов по рассмотрению указанной категории дел.
© Ермаков Александр Николаевич, 2013
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры арбитражного процесса (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Захарьящева Иветта Юрьевна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры арбитражного процесса (Саратовская государ-164 ственная юридическая академия); e-mail: [email protected]