Научная статья на тему 'Анализ влияния различных факторов на доступность лекарственной помощи населению'

Анализ влияния различных факторов на доступность лекарственной помощи населению Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
983
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Фомина А. В.

Обеспечение доступности лекарственной помощи населению является одним из приоритетных направлений в сфере лекарственного обеспечения. В связи с этим представлено качественное описание и графическое изображение системы обеспечения доступности лекарственной помощи населению. Проведен анализ влияния ряда факторов внешней среды (правовых, социально-экономических) на функционирование данной системы. Рассматривается стоимость лекарственных средств и регулирование ценообразования государством как основные социально-экономические факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of influence of the factors on availability of the medicinal help to the population

The maintenance of availability of the medicinal help to the population is one the priority direction in sphere of medicinal maintenance. In this connection the qualitative description and graphic image of system of maintenance of availability of the medicinal help to the population is submitted. The analysis of influence of a line of the factors of external environment (legal, socio-economic) оn functioning оf the given system is сarried оut. Сost оf medicinal means and price control by the state as the basic socio-economic factors is considered.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния различных факторов на доступность лекарственной помощи населению»

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ДОСТУПНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ

НАСЕЛЕНИЮ

A.B. ФОМИНА

Кафедра гигиены, общественного здоровья и здравоохранения РУДН Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д.8. Медицинский факультет

Обеспечение доступности лекарственной помощи населению является одним из приоритетных направлений в сфере лекарственного обеспечения. В связи с этим представлено качественное описание и 1"рафическое изображение системы обеспечения доступности лекарственной помощи населению. Проведен анализ влияния ряда факторов внешней среды (правовых, социально-экономических) на функционирование данной системы. Рассматривается стоимость лекарственных средств и регулирование ценообразования государством как основные социально-экономические факторы.

Одним из важнейших критериев, определяющим эффективность системы здравоохранения на всех этапах оказания медицинской помощи населению, является доступность лекарственной помощи и рациональное проведение лекарственной терапии. В настоящее время в медицине и фармации практически отсутствует системный подход к вопросу изучения доступности лекарственной помощи населению, проводимые исследования в основном посвящены изучению потребности отдельных групп населения или учреждений здравоохранения в лекарственных средствах различных фармакотерапевти-ческих групп [1,2,3].

При изучении доступности лекарственной помощи населению с применением системного подхода можно выделить вход в систему, внутреннее строение системы, выход из системы и внешнюю среду. Графически абстрактная модель «Обеспечение доступности лекарственной помощи населению» представлена на рис. 1.

«Входом» модели являются выявленные потребности населения (семьи) в получении своевременной и квалифицированной лекарственной терапии, что становится возможным при обеспечении доступной лекарственной помощи, а также соответствующие ресурсы (материальные, технические, кадровые, финансовые, информационные и др.).

Элементы системы обеспечивают в определенной внешней среде выполнение поставленных задач и целей, стоящих перед данной совокупностью в целом. При этом в системе существует множество каждого из элементов. В качестве основных технологий, позволяющих путем преобразования ресурсов также достичь поставленной цели, выступают медицинская и фармацевтическая помощь.

Результатом деятельности системы является удовлетворение потребностей населения (семьи) в получении лекарственных средств и проведении лекарственной терапии («выход» системы).

Внешней средой являются различные факторы, оказывающие влияние на поведение изучаемой системы обеспечения доступности лекарственной помощи населению, ряд из которых рассматривается в данной статье.

Необходимо отметить, что анализ факторов, влияющих на доступность лекарственной помощи населению, целесообразно проводить с учетом того, что существуют следующие основные сферы потребления лекарственных средств: применение лекарственных средств в стационаре; применение лекарственных средств по назначению врача в амбулаторно-поликлинических условиях; приобретение лекарственных средств с целью самолечения (безрецептурный отпуск лекарственных средств). В зависимости от сферы потребления лекарственных препаратов будет формироваться потребность в лекарственной помощи, которая будет отличаться для различных сфер потребления лекарственных средств. Это также проведет к изменению влияния отдельных факторов на элементы и технологии системы. К факторам, влияющим на доступность лекарственной помощи во всех сферах потребления лекарственных средств, относятся формирование государственной политики в области лекарственного обеспечения и совершенствование правового регулирования системы обращения лекарственных средств.

Вход в систему Потребности населения (семьи) в получении лекарственной терапии Множественные ресурсы

-Х2-

о

н

и

5

оз

о-

05

6?

а

а

х

со

Элементы системы

Врач

Семья (пациент)

Провизор

V

Технологии системы

V

Медицинская Фармако- Фармацевтическая

помощь —► экономика «— помощь

Информационное обеспечение

Назначение и выбор ЛС

Ю

а:

о

Ё

к

¡е

о

43

п

Р

о

5

О

н

О)

2

г

Выход из системы удовлетворение потребностей населения (семьи) в получении лекарственных средств

Рис. 1. Система обеспечения доступности лекарственной помощи населению

Государственная политика РФ в области лекарственного обеспечения направлена на предоставление потребителям в достаточном ассортименте и объемах по доступным ценам необходимых лекарственных средств путем развития и регулирования рынка фармацевтических услуг и включает в себя систему управления фармацевтической деятельностью, производство, контроль качества, оптовую и розничную реализацию и использование лекарственных средств.

Формирование государственной политики в области лекарственного обеспечения осуществляется по трем основным направлениям: совершенствование механизмов государственного регулирования лекарственного обеспечения; обеспечение поддержки отечественных производителей лекарственных средств; совершенствование системы организации обеспечения лекарствами и управления фармацевтической деятельностью.

Реализация вышеназванных направлений осуществляется путем разработки законодательной базы, регулирующей обращение лекарственных средств; лицензирования фармацевтической деятельности; регулирования экспорта и импорта фармацевтической

продукции; стандартизации объемов и качества оказания фармацевтической помощи; проведения финансовой, ценовой, налоговой политики на фармацевтическом рынке; социальной защиты потребителей фармацевтической продукции при помощи законодательно закрепленных прав.

В основе нормативно-правовой базы, которая призвана обеспечить полноценную деятельность всех участников системы обращения ЛС в условиях рыночных отношений, лежит ряд законодательных актов, в том числе:

Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28.06.91 №1499-1 (далее - ред. от 02.04.93 №4741-1, с изм. от 24.12.93, 01.07.94);

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.93 №5487-1, с изм. от 02.03.98, 02.12.2000);

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 №5151-1;

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.98 №3-Ф3;

Федеральный закон «О лекарственных средствах» от 22.06.98 № 86-ФЗ (в ред. от 02.01.2000);

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 № 128-ФЗ.

Всего, начиная с 1991 г., в Российской Федерации было принято более 30 законов о здравоохранении и охране здоровья населения. В субъектах Российской Федерации также формируется региональная правовая основа в области здравоохранения. По данным Министерства здравоохранения и социальной политики РФ, только в 2000 г. субъектами Российской Федерации было принято 232 законодательных акта по вопросам организации здравоохранения и охраны здоровья населения, в том числе 36 законов. В 27 субъектах РФ приняты законы, регулирующие лекарственное обеспечение населения.

В системе здравоохранения ряд Федеральных законов декларируют доступность не только медицинской, но и лекарственной помощи. Например, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование является частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующш программам ОМС. В ст. 42 Федерального закона «О лекарственных средствах» введено понятие «государственная система обеспечения доступности лекарственных средств», которое предусматривает создание ассортимента жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для обеспечения доступности лекарственной помощи населению, в качестве источников финансирования лекарственного обеспечения выступают федеральные и территориальные бюджетные программы и ОМС. Вместе с тем, для обеспечения социальных гарантий государства, продекларированных в вышеназванных законах, должен существовать определенный баланс с необходимыми финансовыми ресурсами, обеспечивающими доступность лекарственной помощи населению.

На доступность лекарственной помощи оказывают влияние и следующие факторы:

- организационные (например, расстояние до ближайшего аптечного учреждения, часы работы, укомплектованность квалифицированными кадрами, наличие широкого ассортимента лекарственных средств и т.д.);

- медицинские (структура и уровень заболеваемости, уровень и качество оказания медицинской помощи и т.д.);

- демографические (демографическая структура населения: преобладание людей пожилого возраста, увеличение численности детского населения и т.д.);

- социальные (выполнение семьей важнейших функций: экономической, медицинской, рекреативной, уровень образования и культуры населения и др.);

- экономические и другие.

При рассмотрении труппы экономических факторов одним из основных является стоимость требуемых лекарственных средств, независимо от того, оплачивается курс лекарственной терапии государством, страховой компанией, пациентом, и адекватность стоимости имеющимся финансовым ресурсам.

Уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности населения в условиях перехода к рыночной экономике значительно снизился, что привело к уменьшению объема получаемых услуг, в том числе при получении лекарственной помощи. По различным оценкам, расходы на приобретение лекарств в аптечных учреждениях составляют от 1,5 до 11,5% месячных доходов семьи. В общем объеме всех расходов на медицинскую помощь затраты на приобретение лекарственных средств пациентами превышают 50%. При этом отмечается увеличение доли расходов на лекарства в семейном бюджете с уменьшением совокупного дохода семьи. Удовлетворение потребности в обеспечении лекарственными средствами населения, отнесенного к льготным категориям, не превышает 55-60%.

Уровень доступности лекарственных средств зависит не только от величины доходов населения, но и влияния государства на ценообразование. По данным Госкомстата РФ, цена на медикаменты в сравнении с ценами на непродовольственные товары имеют отличия. Значительный рост цен на лекарственные препараты в сравнении с товарами потребительского рынка отмечался за период 1995-1999 гг. (табл.1).

Таблица.

______Индекс роста цен в 1995-2000 гг. (данные Госкомстата РФ)________

.. Годы Потребительские цены . Медикаменты Непродовольственные товары

1995 2,3 2,68 2,75

1996 1,2 1,32 1,26

1997 1,11 1,09 1,07

1998 1,84 2,08 1,23

1999 1,36 1,42 1,67

2000 1,2 1,16 1,32

Начиная с 2000 г., темпы роста цен на медикаменты в сравнении с непродовольственными товарами стали снижаться. По данным Госкомстата РФ, в I полугодии 2002 г. в целом по России розничные цены на лекарственные средства увеличились на 11,8%, а на потребительские товары и услуги - на 19%. Во П полугодии 2002 г. наблюдалась стабилизация ситуации на фармацевтическом рынке, что проявилось в снижении роста цен на большую часть медикаментов, входящих в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и включенных в ежемесячный мониторинг цен, данные о котором представляет Федеральная службы государственной статистики РФ.

Анализ результатов мониторинга средних цен на отдельные лекарственные средства показал следующее. В течение 2003 г. наблюдался рост цен на большинство препаратов, включенных в ежемесячный мониторинг цен (16 наименований лекарственных средств, представленных в 18 лекарственных формах). В среднем в течение 2003 г. на препараты, относящиеся к средствам, влияющим на ЦНС (нейролептики, снотворные, наркотический анальгетик), средства, оказывающие бронхолитическое действие, диуретические средства, ряд антибактериальных препаратов, средние цены увеличились на 5% . За этот же период в группе препаратов, применяемых для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и некоторых антибактериальных средств, наоборот, наблюдалось снижение цен на 4,8%. В I квартале 2004 г. сохраняется аналогичная тенденция, причем наибольший рост средних цен в течение 3 месяцев отмечается на такие препараты, как тримеперидина

гидрохлорид (на 15,8% по сравнению с декабрем 2003 г.), фенобарбитал (на 2,5% соответственно), теофиллин (на 1,3%).

Необходимо отметить, что темпы роста средних цен на медикаменты в 2003 г. и I квартале 2004 г. снизились по сравнению с 2002 г. практически в 2 раза. Подобный результат является наглядным подтверждением взаимовлияния факторов, способствующих обеспечению доступности лекарственной помощи населению. Цены на лекарственные средства, прежде всего, входящие в список важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств, регулируются государством путем регистрации цен производителей и установления надбавок к зарегистрированным ценам. Размеры оптовых и розничных надбавок к ценам производителя определяются органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из местных условий и особенностей их реализации. Таким образом, снижение роста цен на лекарственные препараты, что, соответственно, повышает их доступность во всех сферах лекарственного потребления, является следствием проводимой политики в области лекарственного обеспечения, принятие и разработка ряда федеральных нормативов, требований, стандартов и постановлений, что позволило установить уровни предельных оптовых и розничных торговых надбавок к отпускным ценам производителей на препараты, являющиеся важнейшими и жизненно необходимыми.

Литература

1. Кононова С.В. Факторы риска фармацевтического рынка // Новая аптека. Аптека и рынок. - 2002. -№2.-С. 13-17.

2. Мешковский А.П. Расширение доступности и повышения качества лекарственных средств // Новая аптека. Аптека и рынок. -2002. - №11. -С. 14-17.

3. Музыра Ю.А., Лидер М.Б. Оценка доступности и перспектив развития фармацевтической помощи на территориальном уровне // Новая аптека. Аптека и рынок. - 2003. - №1. - С. 13-19.

4. Фомина A.B. Изучение влияния социально-экономических факторов на здоровье населения методом моделирования // Вестник РУДН. Серия «Медицина». - 2002. - №4. - С. 57-60.

ANALYSIS OF INFLUENCE OF THE FACTORS ON AVAILABILITY OF THE MEDICINAL HELP

TO THE POPULATION

A.V. FOMINA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Department of hygiene and public health RPFU. Moscow, 117198. M-Maklaya st 8. Medical faculty

The maintenance of availability of the medicinal help to the population is one the priority direction in sphere of medicinal maintenance. In this connection the qualitative description and graphic image of system of maintenance of availability of the medicinal help to the population is submitted. The analysis of influence of a line of the factors of external environment (legal, socio-economic) on functioning of the given system is carried out. Cost of medicinal means and price control by the state as the basic socio-economic factors is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.