Научная статья на тему 'Правовой режим и условия охраноспособности коммерческого обозначения как средства индивидуализации имущества субъектов предпринимательской деятельности'

Правовой режим и условия охраноспособности коммерческого обозначения как средства индивидуализации имущества субъектов предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
725
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой режим и условия охраноспособности коммерческого обозначения как средства индивидуализации имущества субъектов предпринимательской деятельности»

В силу этого учредитель может оспорить отказ в государственной регистрации в судебном порядке. Как было показано выше, решение налогового органа в подобной ситуации подлежит отмене, а юридическое лицо — регистрации в ЕГРЮЛ. Только процедура государственной регистрации займет намного больше времени, чем 5 рабочих дней

Таким образом, требование законодателя об указании конкретного юридического адреса при создании юридического лица порождает определенные проблемы для учредителей и зачастую вынуждает их указывать недостоверный адрес. При этом наличествуют благоприятные условия для существования фирм, основной деятельностью которых является продажа юридических адресов. В результате по одному адресу регистрируются десятки организаций, ни одна из которых на самом деле по данному адресу не находится.

Следует отметить, что организация может иметь как юридический, так и фактический адрес. Юридический адрес указывается в учредительных документах организации. «Фактический адрес — это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица»2. Предполагается, что эти адреса идентичны, однако на практике фактический и юридический адреса часто не совпадают. И тогда возникают трудности не только у налоговых, иных уполномоченных государственных органов и судов, но и у контрагентов, связанные с определением места нахождения того или иного юридического лица.

Исходя из вышеизложенного, считаю целесообразным в документах, представляемых для госрегистрации создаваемого юридического лица, указывать не вымышленный юридический адрес, а место жительства учредителей или место нахождения учредителя-организации. В дальнейшем можно обязать вновь образованные юридические лица в течение определенного срока направлять уведомление о нахождении по определенному адресу3.

1 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 марта 2006 по делу № А82-4788/2005-1 // СПС «КонсультантПлюс».

2 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского // СПС «КонсультантПлюс».

3 Кислякова М. О. Указ. соч.

Добрынина Л.Ю.,

канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права Уральской

государственной юридической академии

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ И УСЛОВИЯ ОХРАНОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наряду с фирменными наименованиями, которые персонализируют юридических лиц, а также товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров, индивидуализирующими товары, работы и услуги, Гражданский кодекс РФ вводит понятие коммерческого обозначения.

Тем не менее, в Кодексе нет определения коммерческого обозначения; называются только условия признания его охраноспособным объектом.

Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132 ГК РФ) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 1538 ГК РФ).

Из анализа законодательства вытекают следующие признаки (условия охраноспособности), присущие любому коммерческому обозначению:

Во-первых, коммерческое обозначение может служить для индивидуализации предприятий как имущественных комплексов — торговых, промышленных, производственных и т.п. единиц (магазинов, ресторанов, цехов, предприятий, отдельных производств), которые принадлежат субъектам предпринимательской деятельности: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Коммерческие обозначения могут присваиваться также филиалам и представительствам юридических лиц, как обособленным имущественным комплексам, которые в этих случаях именуются: агентства, конторы, бюро, подразделения и т.д.

Следует отметить, что нормы о коммерческих обозначениях предприятий (как объектах гражданских прав), не распространяются на такой вид имущественных комплексов, как паевые инвестиционные фонды. Так, паевой инвестиционный фонд должен иметь название (индивидуальное обоз-

начение), идентифицирующее его по отношению к иным инвестиционным фондам, которое имеет несколько иной правовой режим. Такое индивидуальное обозначение присваивается ПИФу управляющей компанией, в качестве пункта включается в Правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом и подлежит государственной регистрации органами Федеральной службы по финансовым рынкам (абз. 1 п. 2 ст. 10, ст. 17, абз. 1 п. 1 ст. 19 ФЗ «Об инвестиционных фондах» № 156-ФЗ от 29.11.2001 г. (в ред. ФЗ от 29 июня 2004 № 58-ФЗ, от 15 апреля 2006 № 51-ФЗ, от 06 декабря 2007 № 334-ФЗ))1.

Во-вторых, в соответствии с нормой п. 1 ст. 1539 ГК РФ, коммерческое обозначение должно обладать достаточными различительными признаками. Иных ограничений, каким именно по форме и содержанию может быть коммерческое обозначение, ГК РФ не ставит. Поэтому следует сделать вывод, что в настоящий момент такое обозначение аналогично товарному знаку, может содержать словесные, изобразительные, объемные, световые элементы, состоять только из слов или цифр и т.д. В частности, коммерческое обозначение может состоять только из оригинального названия. Например, ресторан «СССР», кафе «Александровский мост», супермаркет «Старославянский», модный дом «ЬШап V.», филиал коммерческого банка «Кредит-банк» «Юго-Западный-15» и т.д.

Однако нормативные акты могут содержать ограничения, касающиеся содержания коммерческого обозначения. Например, использовать в своем наименовании (коммерческом обозначении) слова «банк», «кредитная организация» имеют право только организации, обладающие лицензией на осуществление банковской деятельности (ст. 7 ФЗ «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02 декабря 1990 г. (с поел. изм. и доп.) и разъяснениями, данными Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 № 4-П)2. Еще одним примером является абз. 2 п. 2 ст. 10 ФЗ «Об инвестиционных фондах» № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. (в ред.), в соответствии с которым ни одно лицо, за исключением управляющей компании паевого инвестиционного фонда, не вправе привлекать денежные средства и иное имущество, используя слова «паевой инвестиционный фонд» в любом сочетании.

Следует отметить, что рассматриваемое средство индивидуализации используется не только для персонификации, но и как способ привлечения внимания к объекту недвижимости. Так или иначе, при использовании коммерческого обозначения, независимо от воли и желания правообладателя, оно применяется и в рекламных целях. Причем его можно одновремен-

1 Собрание законодательства РФ. 03 декабря 2001 г. № 49. Ст. 4562.

2 Собрание законодательства РФ. 05 февраля 1996 г. № 6. Ст. 492.

но рассматривать как объект рекламирования и рекламную информацию, которая может распространяться различными способами и в любой форме, адресоваться неопределенному кругу лиц для привлечения внимания к предприятию — носителю коммерческого обозначения, формированию или поддержанию интереса к нему и продвижению его товаров (работ, услуг) на рынке. В связи с этим возникает вопрос, в каких случаях коммерческое обозначение признается рекламой?

На основании подп. 5—9 п. 2 ст. 2 ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 (в ред. ФЗ от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3, от 09 февраля 2007 г. № 18-ФЗ, от 12 апреля 2007 г. № 48-ФЗ, от 21 июля 2007 № 193-Ф3, от 01 декабря 2007 г. № ЗЮ-ФЗ)1 ограничения данного закона не применяются к: вывескам и указателям; объявлениям физических лиц или юридических лиц, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, информации о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенной на товаре или его упаковке; любым элементам оформления товара, помещенного на товаре или его упаковке и не относящимся к другому товару; упоминаниям о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Опять же из самого закона прямо не вытекает, следует ли считать рекламной информацией коммерческое обозначение. В этом аспекте интересны разъяснения, данные в п. 1-4 Письма Федеральной Антимонопольной Службы «О разграничении рекламы и иной информации» от 16 марта 2006 г. № АК/3512 2, где указано, что в соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»3 сведения, распространение которых по форме и содержанию являются для юридического лица обязательными на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. Так, по мнению ФАС России, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц.

Указание на здании в месте нахождения организации профиля (вида) ее деятельности — «Казино», «Игровой клуб», «Игровые автоматы», «Куль-

1 Собрание законодательства РФ. 20 марта 2006 г. № 12. Ст. 1232.

2 СПС «КонсультантПлюс».

3 СПС «КонсультантПлюс».

турно-развлекательный центр» и прочее — относится к обычаям делового оборота и также не может рассматриваться в качестве рекламы.

В то же время размещение в месте нахождения организации (игорного заведения) ее наименования (в том числе не совпадающего с наименованием владельца данной организации, что на сегодняшний день и именуется коммерческим обозначением), например, «казино Топаз», «Игровой клуб Вулкан», по мнению специалистов ФАС России, служит целям идентификации данного заведения и может рассматриваться как его реклама.

Таким образом, можно сделать вывод, что коммерческое обозначение признается рекламной информацией; тогда как фирменные наименования и товарные знаки, подлежащие государственной регистрации, относятся к обязательной информации о субъекте, товаре (работе, услуге) и к рекламе не относятся. Следовательно, к коммерческим обозначениям применяются ограничения, установленные пп. 4—6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» №38-Ф3 от 13 марта 2006 г., предусматривающие, что в содержании коммерческого обозначения не должно быть, в частности, сходства с дорожными знаками или иной угрозы безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта; использования иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации; демонстрации процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и др.

В-третьих, употребление правообладателем коммерческого обозначения для индивидуализации своего предприятия должно быть известным в пределах определенной территории (п. 1 ст. 1539 ГК РФ). Однако в законодательстве понятие «пределы определенной территории» не расшифровывается.

Полагаем, что такое названое в законе условие не имеет существенного значения для охраноспособности коммерческого обозначения, поскольку контрагенты собственника (титульного владельца) предприятия могут находиться как на территории РФ (например, в пределах одного района, города), так и за ее пределами. Вследствие этого данный имущественный комплекс может быть широко известным в соседней стране, области (крае), но о нем мало кто может знать в месте его нахождения. Представляется, что более корректной формулировкой нормы п. 1 ст. 1539 ГК РФ могло бы быть условие о том, что «употребление правообладателем коммерческого обозначения для индивидуализации своего предприятия должно быть добросовестным и открытым».

В-четвертых, правообладатель вправе иметь полное и сокращенное коммерческое обозначение своего предприятия на русском языке, на языках народов Российской Федерации, иностранных языках.

В-пятых, коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. При этом для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения (п. 2 ст. 1538 ГК РФ).

В-шестых, закон не требует обязательной государственной регистрации коммерческого обозначения, включения его в Единый государственный реестр юридических лиц или в учредительные документы юридического лица, соблюдения иных формальностей. Оно подлежит правовой охране с момента фактического его использования.

Присвоение имущественному комплексу такого обозначения осуществляется по воле его собственника (титульного владельца). Точно так же собственник (титульный владелец) вправе в любой момент по своему усмотрению изменить присвоенное ранее предприятию коммерческое обозначение либо прекратить его использование; ГК РФ не содержит ограничений для таких случаев. Например, собственник каждый год со сменой дизайна интерьера своего кафе соответственно изменяет его коммерческое обозначение.

Право па коммерческое обозначение возникает со дня его фактического использования. При этом, согласно п. 2 ст. 1539 ГК РФ, не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу. В частности использование обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее. В таких случаях правонарушитель обязан по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки (п. 3 ст. 1539 ГК РФ).

Гражданский кодекс наделяет правообладателя исключительным (имущественным) правом на коммерческое обозначение, содержание которого составляют два права (правомочия):

Первое — это исключительное право использования своего коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации предприятия любым, не противоречащим закону, способом. Как вытекает из п. 1 ст. 1539 ГК РФ, такими способами, в том числе, являются: указание коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках и др.

Кроме того, в качестве средства персонализации, коммерческое обозначение достаточно часто используется: на зданиях и сооружениях, занима-

емых юридическим лицом, на его печатях и штампах, пропусках, удостоверениях, визитных карточках, фирменной одежде сотрудников, сувенирной, подарочной, программной продукции, изготавливаемой по заказу данного юридического лица, иным образом.

Второе — исключительное право на распоряжение коммерческим обозначением. Это право может быть осуществлено с учетом ограничения, предусмотренного абз. 1 п. 4 ст. 1539 ГК РФ, согласно которому исключительное право на распоряжение коммерческим обозначением может перейти к другому субъекту предпринимательской деятельности по основаниям, предусмотренным законом, но только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется. Точно так же, с учетом этого ограничения, ГК РФ предоставляет возможность правообладателю предоставить другому лицу право на использование коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором продажи предприятия (ст. 559 ГК РФ), к которому могут субсидиарно применяться нормы о договоре об уступке исключительного права, либо договором аренды предприятия (ст. 656 ГК РФ), либо договором коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ), к которому применяются нормы о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям гл. 54 ГК РФ и существу договора коммерческой концессии.

Если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий (абз. 2 п. 4 ст. 1539 ГК РФ).

Из ГК однозначно вытекает невозможность распоряжения данным средством индивидуализации путем предоставления другому лицу права использования коммерческого обозначения по самостоятельному лицензионному договору. Это объясняется тем, что закон регулирует конфликт интересов, который мог бы возникнуть при таком использовании коммерческого обозначения, не допуская использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу (п. 2 ст. 1539 ГК РФ).

Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу, в том числе, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом, но опять же при условии, что оно передается в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется (абз. 1 п. 4 ст. 1539 ГК РФ).

ГК признает самостоятельные исключительные права одного правообладателя на коммерческое обозначение, фирменное наименование и товарный знак, включающие одинаковые отдельные элементы. Это подтверждается п. 1 ст. 1541 ГК РФ, в соответствии с которым исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование, а также п. 2 ст. 1541 ГК РФ, согласно которому коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.

Однако закон не допускает тождества формы и содержания коммерческого обозначения, фирменного наименования и товарного знака (знака обслуживания), права на которые принадлежат разным лицам, что вытекает из п. 2 ст. 1539 ГК РФ. Разрешение такой возможной коллизии ГК не регламентируется. Поэтому, думается, целесообразно дополнить ст. 1539 ГК РФ п. 3, устанавливающим, что при уступке правообладателем исключительного права на коммерческое обозначение, содержащее элементы, идентичные составляющим товарного знака и фирменного наименования, лицо, уступающее свои права, обязано внести соответствующие изменения в содержание (структуру) принадлежащих ему фирменного наименования и товарного знака (знака обслуживания).

Сфера действия права на исследуемое средство индивидуализации в силу п. 1 ст. 1540 ГК РФ определена следующим образом. В РФ признается исключительное право только на коммерческие обозначения, используемые для индивидуализации предприятий, находящихся на территории Российской Федерации. Коммерческим обозначениям имущественных комплексов, находящимся на территории иностранных государств, правовая охрана не предоставляется.

Что касается срока действия исключительного права на такое средство индивидуализации, то, исходя из смысла закона, оно действует бессрочно.

Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается в случае, если правообладатель не использует такое обозначение непрерывно в течение 1 года (п. 2 ст. 1540 ГК РФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.