Научная статья на тему 'Интеллектуальные права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий'

Интеллектуальные права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1939
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий»

мерческая информация (по компаниям, продуктам, ценам, вакансиям и т.п.);

2) управленческие данные и сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений, рекламные сообщения;

3) информация для специалистов, или профессиональная информация, — специальные данные для юристов, врачей, метеорологов и т.д., научно-техническая информация, доступ к первоисточникам;

4) потребительская информация — новости и литература (информация служб новостей, электронные журналы, справочники, энциклопедии), бытовая и потребительская информация (расписание транспорта, заказ товаров и услуг и т.п.), развлекательная информация (игры, телетекст, видеотекст, объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции);

5) информация в виде компьютерных и некомпьютерных учебников, методических материалов, игры и т.п. для всех форм и ступеней образования;

6) обеспечивающие информационные системы и средства — программные продукты, технические средства, разработка и сопровождение информационных систем и технологий; научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок, консультирование по различным аспектам информационной индустрии, подготовка источников информации в виде баз данных;

7) информация, представляющая собой результат творческой деятельности людей, который предназначен для обеспечения досуга и получения удовольствия.

Необходимо отметить, что указанные выше информационные продукты могут передаваться потребителю (заказчику по договору) только лишь в том случае, если форма и вид информационного продукта соответствуют условиям договора.

Основная тенденция в области создания информационных технологий — усложнение и интеграция

всех видов информационных продуктов и услуг, слияние информации и средств развлечения.

Также, на наш взгляд, необходимо определить признаки информационной услуги, к которым следует отнести:

1) неустойчивость качества информационной услуги;

2) несохраняемость услуг;

3) отсутствие овеществленного результата;

4) невозможность гарантирования результата услуги исполнителем.

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что предмет договора возмездного оказания информационных услуг имеет комплексный характер. Предмет договора имеет ряд особенностей, на основании которых можно разграничить данный договор с иными смежными договорами по предоставлению информации. Договор возмездного оказания информационных услуг может иметь широкую сферу применения, т.е. регулировать отношения во многих областях человеческой деятельности. Следовательно, возникает необходимость детального правового урегулирования как самого договора, так и его предмета в частности.

1 См.: Пункт 2 ст. 779 Гражданского кодекса РФ.

2 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. — М., 1997. — С. 254.

3 См.: Гражданское право: В 2 т.: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во БЕК, 1999. - Т. 2. (Полутом 1). - С. 211.

4 См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 1997. - Ч. 2. - С. 9.

5 Винер Н. Кибернетика и общество. - М., 1968. - С. 201.

6 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1989. - С. 253.

7 Там же. - С. 698.

8 Далее - Закон об информации.

9 Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Вол-терс-Клувер, 2004. - Т 2. (Полутом 1). - С. 254.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ И ПРЕДПРИЯТИЙ

У.В. ГАЛКИНА

Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент Б.А. БУЛАЕВСКИЙ

Статья 1225 ГК РФ объектом гражданско-правовой охраны называет результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. В отношении этих результатов Гражданским кодексом признается особый вид прав - интеллектуальные права.

Интеллектуальные права включают (ст. 1226 ГК РФ) исключительное право, являющееся имущественным

правом, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.). Таким образом, в отношении этой группы объектов возникают субъективные права трех видов:

1) исключительные права;

2) личные неимущественные права;

3) иные права.

Законодатель установил, что исключительное право возникает в отношении любого результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, а два остальных вида прав возникают только в случаях, предусмотренных ГК РФ. При этом иными правами могут быть и имущественные, и неимущественные права, например, право следования является имущественным правом, а право доступа — неимущественным.

Согласно ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Исключительное право, будучи разновидностью интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, также существует независимо от права собственности на материальный объект (вещь), в котором такой результат или средство выражены, и выполняет для нематериальных объектов ту же функцию, что и право собственности для материальных объектов. Поэтому, как было отмечено в литературе, «можно констатировать существование в гражданском праве двух видов соответствующих этим объектам исходных прав — права собственности и исключительных прав»1.

Согласно п. 1 ст. 1229 ГК исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации включает два правомочия:

Ф право использования такого результата по своему усмотрению любым, не противоречащим закону, способом;

Ф право распоряжения этим результатом, в том числе на его передачу, отчуждение; право разрешать или запрещать другим лицам использовать результат интеллектуальной деятельности и т.п. (ст. 1233 ГК РФ).

При этом обладатель исключительного права имеет полномочия по использованию соответствующего объекта и распоряжению им в течение определенного срока, установленного государством.

Глава 76 ГК РФ регулирует вопросы права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

Суть указанной главы в том, что в ней дается подробная характеристика средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (таких как товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, наименование места происхождения и коммерческое обозначение) и их правовые режимы.

Несмотря на то что в ст. 1226 ГК РФ выделяется три вида субъективных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, в отношении средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий существует только исключительное право.

Рассмотрим каждое из средств индивидуализации, на которое возникает исключительное право.

На территории РФ действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Гражданский кодекс указывает, что обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ст. 1478 ГК РФ). На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Содержание исключительного права на товарный знак раскрывается в ст. 1484 ГК РФ.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

Ф на товарах, включая этикетки и упаковки;

Ф при выполнении работ и оказании услуг;

Ф на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

Ф в рекламе;

Ф на вывесках, в объявлениях, в коммерческих предложениях и т.п.;

Ф в сети Интернет, включая доменное имя и другие способы адресации.

Особенностью исключительного права на товарный знак является его закрепленность за правообладателями, круг которых ограничен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Кроме того, использование товарного знака не только право, но и обязанность.

Правообладатель вправе запрещать всем другим лицам использование в любой форме указанного товарного знака. Любое использование знака другими лицами без согласия владельца составляет правонарушение. Более того, запрещается любое использование обозначений, сходных с товарным знаком до степени смешения.

При этом сфера действия исключительного права на товарный знак ограничивается:

Ф перечнем товаров, указанных в свидетельстве (п. 2 ст. 1481, п. 2 ст. 1484 ГКРФ);

Ф признанием на территории РФ исключительного права на товарный знак, зарегистрированный в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, в соответствии с международным договором РФ (ст. 1479 ГКРФ);

Ф сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован (ст. 1491 ГК РФ).

Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Договор об от-

чуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной форме и подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Осуществляя характеристику исключительного права на фирменное наименование, необходимо сказать, что оно возникает со дня создания юридического лица и внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Прекращается исключительное право в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Не допускается также использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Законодатель закрепляет в четвертой части ГК РФ обязанность иметь полное фирменное наименование и предоставляет право иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица (ст. 1473 ГК РФ).

Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания. Фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания.

Пункт 2 ст. 1474 ГК РФ содержит норму, запрещающую распоряжение исключительным правом на фирменное наименование, делая его непередаваемым и неотчуждаемым.

Право на коммерческое обозначение является новым для российского законодательства. В соответствии с четвертой частью ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, некоммерческие организации, которым право

на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами, а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий.

Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения любым законным способом (путем указания на вывесках, в документах, в объявлениях и рекламе, на товарах и упаковках).

Юридическую силу и охраноспособность коммерческое обозначение приобретает только при соблюдении двух обязательных условий, закрепленных в п. 1 ст. 1539 ГК РФ:

1) обладание достаточными различительными признаками;

2) известность в пределах определенной территории.

Право на защиту возникает только у того лица, у которого исключительное право на коммерческое обозначение возникло ранее (п. 2 ст. 1539 ГК РФ).

Порядок перехода прав на коммерческое обозначение установлен в пп. 4 и 5 ст. 1539 ГК РФ.

1. По общему правилу исключительное право на коммерческое обозначение действует только в составе предприятия, к которому оно относится. Это касается всех случаев перехода: на основании договора (купли-продажи, аренды и т.п.); в порядке наследования предприятия; при реорганизации предприятия и т.п.

2. Право на коммерческое обозначение может перейти по договору коммерческой концессии, предусматривающему переход комплекса интеллектуальных прав отдельно от своего «носителя».

3. При переходе права на коммерческое обозначение в составе одного предприятия оно автоматически прекращается для всех остальных предприятий правообладателя ( абз. 2 п. 4 ст. 1539 ГК РФ).

Защита права на коммерческое обозначение строится исходя из общих способов, закрепленных в ст. 1252 ГК РФ.

При обнаружении тождества (или сходства до степени смешения) коммерческого обозначения, обладающего более поздним приоритетом, с другими средствами индивидуализации (фирменным наименованием, товарным знаком или знаком обслуживания) его использование на определенной территории может быть запрещено (п. 6 ст. 1252 ГК РФ).

Кроме того, затруднительно будет применение на практике нормы п. 3 ст. 1539 ГК РФ об ответственнос-

ти (прекращении незаконного использования коммерческого обозначения и возмещении убытков), так как отсутствуют детализирующие признаки незаконного использования коммерческого обозначения.

Основанием для возникновения исключительного права на наименования места происхождения товара является государственная регистрация (п. 1 ст. 1517, п. 1 ст. 1518 ГК РФ). Свидетельство является документом, подтверждающим факт регистрации и приобретения лицом исключительного права (п. 2 ст. 1518 ГК РФ).

Субъектом исключительного права может быть лицо, «чье право на его использование уже охраняется в стране происхождения товара (п. 2 ст. 1517), т.е. в государстве, в котором находится соответствующий географический объект»2.

Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами (абз. 2 п. 1 ст. 1518 ГК РФ). Владельцы таких исключительных прав являются самостоятельными владельцами прав, каждый по отдельности может реализовать (использовать) свое право и защищать его от нарушителей.

Исключительное право на наименование места происхождения товара может быть предоставлено любому лицу (абз. 2 п. 2 ст. 1518 ГК РФ) при условии:

Ф товар производится им в границах того же географического объекта;

Ф товар обладает особыми свойствами, определяемыми природными условиями и (или) людскими факторами данного географического объекта.

Специальные нормы об исключительном праве на наименования места происхождения товара содержатся в ст. 1519 ГК РФ.

Порядок использования исключительного права на наименование места происхождения товара аналогичен порядку, установленному Гражданским кодексом для товарных знаков, и закреплен в ст. 1229, 1519 ГК РФ.

Использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства о регистрации, не допускается (п. 3 ст. 1519 ГК РФ). Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными (абз. 2 п. 3 ст. 1519 ГК РФ).

Таким образом, закон содержит абсолютный запрет использования исключительного права на указанное наименование всеми третьими лицами.

Одной из особенностей исключительного права на наименование места происхождения товара выступает его неотчуждаемость: оно не может быть отчужде-но или предоставлено по договору другому лицу (п. 4 ст. 1519 ГК РФ).

Наименование места происхождения товара охраняется в течение всего времени существования

возможности производить товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Факт производства товара с установленными особыми свойствами в границах определенного географического района должен подтверждаться заключением уполномоченного органа (п. 5 ст. 1522 ГК РФ). В отношении различных товаров полномочиями на выдачу такого рода подтверждающих заключений наделяются разные государственные органы3.

Как уже было отмечено, в отношении средств индивидуализации может существовать только исключительное право, однако также представляется необходимым обосновать отсутствие личных неимущественных и иных имущественных прав на средства индивидуализации.

Личные неимущественные права являются правами строго личного характера, т.е. принадлежат лицу от рождения или в силу закона, являются неотчуждаемыми и не передаются другим лицам, возникают по поводу нематериальных благ, не имеющих экономического содержания. Личные неимущественные права являются абсолютными. Иными словами, гражданину противостоит неопределенный круг лиц, обязанных воздерживаться от каких бы то ни было нарушений его личных неимущественных прав, направленных на охрану результатов интеллектуальной деятельности.

Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных ГК, — право на имя и иные личные неимущественные права (п. 2 ст. 1228 ГК РФ). Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Фактически автор может обладать и пользоваться личным неимущественным правом, но не распоряжаться им, в том числе автор не вправе отказаться от своего личного права. Такой отказ признается юридически ничтожным. Авторство и имя автора охраняются бессрочно.

Под именем понимаются собственное имя гражданина, его отчество и фамилия. В ст. 150 ГК РФ это право названо в числе естественных прав человека, возникающих в силу факта рождения человека. Другой смысл возникает в силу ст. 19 ГК РФ, которая предусматривает, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, т.е. именем, которое получено во время регистрации в органах ЗАГС.

Среди личных неимущественных прав можно также назвать право на обнародование, право на неприкосновенность и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения

действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении (п. 1 ст. 1251 ГК РФ). Нововведением ГК РФ являются публикации решения суда о допущенном нарушении.

«Средства индивидуализации как таковые также являются плодом чьей-то умственной деятельности. Однако их главная ценность, в отличие, скажем, от произведений науки, литературы и искусства, заключена не в них самих, а в содействии с их помощью созданию здоровой конкурентной среды путем различения как отдельных предпринимателей, так и изготовляемой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Кроме того, исключительное право на средства индивидуализации закрепляется не за их разработчиками, а за лицами, зарегистрировавшими их на свое имя»4.

Анализ личных неимущественных прав показывает, что характерной особенностью правового режима средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, не относящихся к результатам творчества, является «отсутствие у правообладателя каких-либо личных неимущественных прав»5.

В ст. 1226 ГК наряду с исключительными и личными неимущественными правами содержатся так называемые иные права (право доступа, право следования и др.). Наличие иных прав «не означает появление на свет субъективных гражданских прав, не являющихся ни имущественными, ни личными неимущественными правами»6.

Право доступа относится только к произведениям изобразительного искусства. Оно выражается в праве автора произведения требовать от его собственника предоставления возможности воспроизведения своего произведения путем снятия авторской копии. Такие авторы вправе требовать, чтобы их допустили к оригиналам своих произведений для снятия копий. Прекращается это право в момент смерти автора.

Право следования неразрывно связано с личностью автора. Сущность права следования в том, что в каждом случае публичной перепродажи оригинала произведения автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Авторы пользуются правом следования также в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

В п. 3 ст. 1255 ГК содержатся также такие иные права, как право на вознаграждение за использование служебного произведения и право на отзыв произведения. Если работодатель в трехлетний срок начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок.

Право на отзыв согласно ст. 1269 ГК заключается в том, что автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Основываясь на этих положениях, можно определить, что иные права возникают лишь в отношении некоторых видов результатов интеллектуальной деятельности и отсутствуют в отношении средств инди-визуализации.

Таким образом, исключительные права являются единственными субъективными правами, возникающими в отношении средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

1 Право на результаты интеллектуальной деятельности: Сб. нормативных актов / Вступ. ст. В.А. Дозорцева. - М., 1994. - С. 42.

2 Комментарий. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 / Под ред. Л.А. Трахтенгерц. - М.: ИНФРА-М-КОНТРАКТ. 2009. -С. 730.

3 Постановление Правительства РФ от 17.09.2004 № 481 «О перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на регистрацию, и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или к заявке на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара» // СПС КонсультантПлюс, раздел «Законодательство».

4 Гражданское право: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс-Клувер, 2003.

5 Комментарий. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 / Под ред. А.М. Маковского - М.: СТАТУТ, СПС КонсультантПлюс, 2008. - С. 649.

6 Там же. - С. 280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.