Научная статья на тему 'Проблемы соотношения фирменных наименований и коммерческих обозначений как средств индивидуализации коммерческих организаций'

Проблемы соотношения фирменных наименований и коммерческих обозначений как средств индивидуализации коммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1777
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы соотношения фирменных наименований и коммерческих обозначений как средств индивидуализации коммерческих организаций»

Юридические науки

Проблемы соотношения фирменных наименований и коммерческих обозначений как средств индивидуализации коммерческих организаций

Рабаданова С. Р.

Студентка III курса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Средствами индивидуализации товаропроизводителей по российскому праву, в частности, являются фирменное наименование и коммерческое обозначение, соотношение которых представляет теоретический и практический интерес.

В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо обязано иметь собственное, только ему принадлежащее наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

При этом действующее российское законодательство связывает специфику правового режима наименования и предъявляемые к нему требования со статусом юридического лица, с основными целями его деятельности как субъекта права.

Коммерческие организации должны иметь фирменное наименование (фирму), а некоммерческие организации—наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности (ст. 54 ГК РФ; ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Термин «фирма» традиционно используется как синоним понятия «фирменное наименование».

По мнению Ю. Харитоновой, фирменным наименованием (фирмой) является наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди иных участников данного оборота.

Проведенный анализ действующего законодательства позволяет определить право на наименование юридического лица как гарантированную законом возможность юридического лица выступать в гражданском обороте под собственным наименованием.

Коммерческим организациям принадлежит исключительное право на фирменное наименование (ст. 1473, ст. 1474). Исключительное право на фирменное наименование действует не только в отношении полного фирменного наименования, но и в отношении сокращенного фирменного наименования, а также фирменного наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках при условии их включения в ЕГРЮЛ (абз. 2 п. 1 ст. 1474 ГК РФ).

Некоммерческая организация также обладает исключительным правом на свое наименование (ст. 138 ГК РФ; ст. 4 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Момент возникновения этого субъективного права связан с моментом государственной регистрации организации, в которой может быть отказано, в частности, в случае несоблюдения требований, предъявляемых к наименованию.

При регистрации юридического лица необходима проверка его наименования на неповторяемость. Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц с наименованиями, идентичными наименованиям ранее зарегистрированных юридических лиц, не допускается.

Право на защиту заключается в возможности юридического лица запрещать другому юридическому лицу использование фирменного наименования, тождественного своей фирме, или такого фирменного наименования, которое сходно с ней до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование первого юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование второго юридического лица. Кроме того, правообладатель, имеющий «старшее право» на фирму, вправе требовать от правонарушителя возмещения убытков (п. 3 и п. 4 ст. 1474 ГК РФ).

Возникает вопрос, можно ли распространить нормы о защите фирменных наименований коммерческих организаций на наименования некоммерческих организаций. Многим некоммерческим организациям разрешено осуществлять деятельность, связанную с извлечением прибыли для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Видится необходимость юридической защиты наименований некоммерческих организаций от недобросовестной конкуренции со стороны коммерческих, которые могут использовать наименования первых в своих фирменных наименованиях. Нам представляется возможным и целесообразным подвергнуть норму о защите фирменного наименования расширительному толкованию, т.е. распространив и на наименования некоммерческих организаций.

К сожалению, в настоящее время такая проверка не проводится, и, на практике в Едином государственном реестре юридических лиц можно найти идентичные фирменные наименования, зарегистрированные не только в одном субъекте Российской Федерации, но и в одной и той же налоговой инспекции.

Коммерческое обозначение призвано индивидуализировать предприятие (ст. 1225, § 4 гл. 76 ГК РФ), а право на коммерческое обозначение входит в состав предприятия как имущественного комплекса (ст. 132 ГК РФ).

Какие права и у кого возникают на коммерческое обозначение?

Права на фирменное наименование и коммерческое обозначение тесно взаимосвязаны (ст. 1476, 1541 ГК РФ). Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения (п. 1 ст. 1476 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 1541 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.

Можно выделить несколько основных различий в правовом режиме фирменных наименований и коммерческих обозначений.

1. Различен круг обладателей исключительных прав на фирменные наименования и коммерческие обозначения. Субъектом права на фирму способна быть лишь коммерческая организация. Коммерческое обозначение может принадлежать также индивидуальному предпринимателю и некоммерческой организации.

Всероссийский журнал научных публикаций, ноябрь 2010

2. Коммерческое обозначение, в отличие от фирменного наименования, не подлежит регистрации в каком-либо из существующих государственных реестров и не должно включаться в учредительные документы юридического лица. Фирма, являясь обязательным атрибутом коммерческой организации, определяется в ее учредительных документах и указывается при создании (реорганизации, ликвидации) организации в государственном реестре юридических лиц.

3. Общим критерием охраноспособности фирменных наименований и коммерческих обозначений являются наличие достаточных различительных признаков и относительная новизна.

Одним из критериев охраноспособности коммерческих обозначений служит известность употребления данного обозначения правообладателем для индивидуализации своего предприятия в пределах определенной территории (п. 1 ст. 1539 ГК РФ).

Для охраны фирменного наименования необходимо его включение в государственный реестр в соответствии с предъявляемыми законом требованиями к его структуре и содержанию (п. 2—4 ст. 1473 ГК РФ).

4. Различны сферы применения коммерческих обозначений и фирменных наименований. Если последние используются в основном в отношениях

с профессиональными участниками рынка и органами публичной власти, то применение коммерческих обозначений призвано связать широкий круг потребителей с внешними проявлениями предпринимательской активности предприятия, принадлежащего обладателю коммерческого обозначения.

Описанные выше различия между фирменными наименованиями и коммерческими обозначениями имеют существенное значение для определения правового режима использования этих средств индивидуализации и распоряжения правами на них.

Пункт 1 ст. 1476 ГК РФ гласит: «Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения». Однако в соответствии с п. 1 ст. 1541 ГК РФ: «Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование». Между тем указанные нормы могут порождать проблемы в правоприменительной практике.

Как быть, если фирменное наименование включено в коммерческое обозначение в случае отчуждения коммерческого обозначения предприятия в составе предприятия? Обладателю прав на фирменное наименование, такое положение дел невыгодно, и закон запрещает это по п. 2 ст. 1474 ГК РФ. Покупатель, возможно, заинтересован в покупке предприятия только в составе коммерческого обозначения с включением в него фирменного наименования организации (если, например, организация на товарном рынке пользуется определенной известностью). Представляется, что законодатель не в полной мере учел эти варианты, тем более, коммерческое обозначение отчуждается в составе предприятия без каких-либо ограничений. Таким образом, налицо коллизия норм. В норме п. 1 ст. 1476 ГК РФ следовало указать на то, что отчуждение права на коммерческое обозначение допускается

только путем исключения или передачи права пользования им фирменного наименования.

Применительно к фирменному наименованию законодатель в ст. 1473 ГК РФ недвусмысленно указывает, что фирма представляет собой структурированный словесный знак—имя коммерческого юридического лица, которое состоит из двух составляющих: обязательной и произвольной частей (например, ОАО «Газпром»).

Однако закон умалчивает о том, в каком виде может существовать защищаемое исключительным правом коммерческое обозначение: словесном, изобразительном, объемном и др. Как представляется, нет препятствий для существования не только словесных, но и изобразительных, объемных, звуковых, комбинированных, иных объективных формах обозначений. Предприятие может индивидуализировать не только его название, но и художественный символ, вымышленный персонаж, рекламный девиз и др. В этом смысле коммерческое обозначение сходно с таким средством индивидуализации, как товарный знак.

Еще одним упущением можно считать отсутствие в законе требований к структуре и содержанию коммерческих обозначений.

Ни ст. 1538 ГК РФ, ни прочие нормы соответствующего параграфа никак не ограничивают участников гражданского оборота в выборе коммерческого обозначения для идентификации своей предпринимательской активности. Остается неясным, может ли юридическое или физическое лицо использовать обозначения, перечисленные в п. 4 ст. 1473, ст. 1483 ГК РФ как недопустимые для включения в фирменные наименования и товарные знаки. Какие именно из закрепленных ограничений должны применяться при установлении наличия (отсутствия) охраноспособного статуса коммерческого обозначения? Какой орган публичной власти уполномочен контролировать соблюдение таких ограничений и предъявлять в суд иски о понуждении к изменению коммерческого обозначения? На эти вопросы часть четвертая ГК РФ пока не дает ответа. В то же время применение в данном случае соответствующих норм о товарных знаках и фирменных наименованиях по аналогии представляется не лучшим решением проблемы в силу изложенных отличий в основах статуса рассматриваемых средств индивидуализации.

Спорным выглядит и отрицание со стороны законодателя возможности использования коммерческого обозначения для целей индивидуализации объектов, отличных от предприятия.

Коммерческое обозначение может применяться, в частности, для идентификации субъекта предпринимательской деятельности (например, в качестве незарегистрированного как товарный знак логотипа компании), создания оригинального стиля торгового заведения (в оформлении внутреннего и внешнего интерьера помещений, на форменной одежде обслуживающего персонала, их визитных карточках и т.д.). Некоторые исследователи предлагают считать коммерческими обозначениями доменные имена в сети Интернет, названия морских и воздушных судов.

Что касается самого предприятия, то Концепция развития гражданского законодательства не признает его в качестве вещи, но предлагает рассматривать предприятие как сложный объект гражданских прав в качестве совокупности объектов, имеющих

различные правовые режимы, а переход предприятия от одного лица к другому как совершение сделки в отношении каждого входящего в его состав вида объектов (объектов вещных прав—недвижимого, движимого имущества; прав требования и долгов; прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе, и др. ). С предприятием как имущественным комплексом, предназначенным для осуществления предпринимательской деятельности, неразрывно связан лишь один объект исключительных прав—коммерческое обозначение как средство индивидуализации предприятия. При этом коммерческое обозначение может индивидуализировать не одно, а несколько предприятий. Таким образом, при совершении сделок с предприятием «автоматически» в составе предприятия переходит лишь право на коммерческое обозначение.

Использование исключительных прав в составе предприятий становится актуальным, учитывая, что исключительные права входят и в состав государственных и муниципальных предприятий, в том числе приватизированных. При этом исключительные права должны быть учтены в составе приватизированного имущества.

Таким образом, проанализировав исследуемые понятия, при их соотношении, можно прийти к следующим выводам.

Фирменное наименование представляет собой имя коммерческой организации, а коммерческое обозначение служит для идентификации используемого в предпринимательской деятельности имущественного комплекса—предприятия.

В п. 1 ст. 1538 ГК РФ целесообразно закрепить более широкую дефиницию коммерческого обозначения как средства индивидуализации предпринимательской деятельности, в частности предприятий и других имущественных комплексов.

Список использованных источников

1. Харитонова Ю. Фирма и товарный знак: вопросы соотношения // Хозяйство и право. 2007. № 3. С. 121.

2. В.Н. Уруков, О.В. Урукова, «Соотношение права на фирменное наименование и права на коммерческое обозначение»

3. Д.А. Шишкин» Соотношение фирменного наименования и коммерческого обозначения».

4. Концепция одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009.

5. К. Ю. Питаев, «Проблемы определения фирменного наименования в российской правовой науке и законодательстве».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.