Научная статья на тему 'Понятие коммерческого обозначения'

Понятие коммерческого обозначения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1299
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ / COMMERCIAL ASSOCIATION / INTELLECTUAL PROPERTY / MARKETING DESIGNATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полещенков Александр Викторович

Представлен анализ доктринальных положений и норм действующего законодательства в сфере интеллектуальной собственности, позволяющий выявить ряд специфичных черт, присущих коммерческому обозначению, выделяющих его из ряда смежных объектов исключительных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие коммерческого обозначения»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 3 (20). С. 49-51. © А.В. Полещенков, 2009

УДК 347.7

ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ

А.В. ПОЛЕЩЕНКОВ

Представлен анализ доктринальных положений и норм действующего законодательства в сфере интеллектуальной собственности, позволяющий выявить ряд специфичных черт, присущих коммерческому обозначению, выделяющих его из ряда смежных объектов исключительных прав.

Ключевые слова: коммерческое объединение, интеллектуальная собственность, маркетинговые обозначения.

Analysis the theory and legislation in the sphere of intellectual property allows the author to indicate some specific descriptions of commerce symbol. These characteristics permit to pick out commerce symbol among the other objects of intellectual property.

Ключевые слова: commercial association, intellectual property, marketing designations.

В четвертой части ГК РФ, вступившей в силу с 1 января 2008 г. содержится много теоретически и практически значимых положений, выводящих российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности на качественно новый уровень. К важнейшим изменениям такого рода можно отнести правила, регламентирующие правовой режим коммерческих обозначений, которые являются средствами, позволяющими различать аналогичные предприятия в области торговли и оказания услуг. Стоит отметить, что ранее правовой режим коммерческого обозначения определялся только главой 54 ГК РФ, посвященной договору коммерческой концессии, где содержалось лишь указание на возможность передачи данного объекта по договору.

Несмотря на то, что в части IV ГК РФ законодатель выделяет самостоятельную статью, посвященную коммерческому обозначению, по-прежнему актуальным остается целый ряд вопросов, в том числе о понятии коммерческого обозначения.

В отечественной юридической литературе до сих пор нет единого мнения, что понимать под коммерческим обозначением. Так, И.А. Зенин считает, что «коммерческое обозначение представляет собой незарегистрированное, но общеизвестное наименование предпринимателя или результатов его деятельности, охраняемое без специальной регистрации именно в силу его общеизвестности» [1]. ВО. Калятина говорит, что ком-

мерческое обозначение - это то обозначение, которое юридическое лицо обычно использует в отношениях к контрагентам, в рекламе и т. д. Л. А. Трахтенгерц рассматривает коммерческое обозначение как «применяемое предпринимателем общеизвестное незарегистрированное наименование» [2].

В. Евдокимова видит в коммерческом обозначении аналог фирменного наименования, выступающего средством индивидуализации индивидуального предпринимателя [3]. И.В. Гуев пришел к выводу, что коммерческое обозначение - это дополнительное средство индивидуализации юридического лица, которое: 1) является символом в части эмблемы; 2) применяется систематически;

3) широко известно; 4) охраняется без регистрации [4]. В. Голофаев понимает под коммерческими обозначениями словесные обозначения, используемые в целях индивидуализации имущества [5]. Д. А. Белова полагает, что «коммерческим обозначением признается средство индивидуализации предприятия в виде словесного обозначения (названия предприятия), которое может включать в себя элементы изобразительного характера [6].

Анализ приведенных точек зрения позволяет выделить четыре основные присущие коммерческому обозначению черты, а именно: 1) коммерческое обозначение не подлежит государственной регистрации; 2) является

общеизвестным; 3) используется в отношениях с контрагентами; 4) представляет собой

словесное обозначение, которое может включать в себя элементы изобразительного и иного характера (условное обозначение).

Анализ норм действующего в сфере интеллектуальной собственности законодательства, в частности положений ст. 1538 и 1539 ГК РФ, позволяет к перечисленным выше добавить еще ряд признаков коммерческого обозначения:

1) особый субъектный состав;

2) возможность передачи данного объекта по договору;

3) новизна;

4) различительная способность.

Как указано в ст. 1538 ГК РФ, коммерческое обозначение не требует обязательной государственной регистрации в компетентном органе, а также включения в учредительные документы и, как следствие, не подлежит соответствующей проверке на предмет выявления у другого юридического лица схожего коммерческого обозначения. Стоит отметить, что проверка охраноспособности осуществляется не в порядке специальной правовой процедуры (экспертизы), а только в случае нарушения или оспаривания права на коммерческое обозначение, что на практике может привести к спору о времени возникновения права на коммерческое обозначение и периода его использования. Таким образом, субъекту, обладающему коммерческим обозначением, лучше внести данные о нем в учредительные документы или зарегистрировать это средство индивидуализации, что значительно упростит процедуру доказывания прав на данный объект в случае необходимости защиты.

Субъектами, имеющими права на коммерческое обозначения, могут быть юридические лица, в том числе и некоммерческие организации, при условии, что им предоставлено право на осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с законом либо их учредительными документами, а также индивидуальным предпринимателям для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий.

Коммерческое обозначение, являясь составной частью предприятия как имущественного комплекса, следует его судьбе. В силу ст. 132 и п. 5 ст. 1539 ГК РФ право на

использование своего коммерческого обозначения указанными выше субъектами может быть передано по различным видам договоров: 1) по договору коммерческой концессии; 2) по договору аренды предприятия;

3) по договору продажи предприятия; 4) по лицензионному договору; 5) по договору на отчуждение исключительного права; 6) по договор залога.

Возможность передачи права на использование коммерческого обозначения, отсутствие указания на обязательность его государственной регистрации, а также возможность иметь коммерческое обозначение некоммерческой организации и индивидуальному предпринимателю отграничивает его от схожего средства индивидуализации юридических лиц - фирменного наименования, которое в силу ст. 1473 и 1474 ГК РФ подлежит обязательной государственной регистрации и не может быть отчуждено.

В ст. 1541 ГК РФ указывается, что коммерческое обозначение в целом или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в товарных знаках и фирменных наименованиях. Поскольку законодатель не дает четкого представления о том, как должно выглядеть коммерческое обозначение, можно предположить, что коммерческое обозначение может представлять из себя словесное, изобразительное, объемное и иное обозначение, содержащее в себе элементы товарного знака и фирменного наименования. Этим и определяется критерий условности обозначения. Коммерческое обозначение является определенным символом, индивидуализирующим внешнее проявление имущественного комплекса как объекта права и позволяющим третьим лицам (потребителям, партнерам, конкурентам и т. д.) идентифицировать указанный объект в коммерческом обороте. При этом коммерческими обозначениями будут считаться не любые условные обозначения, а символы, используемые в предпринимательской деятельности и имеющие отношение к коммерции, то есть средства индивидуализации, делающие неотделимым род деятельности предприятия от данного коммерческого обозначения. Так, в качестве коммерческих обозначений могут выступать названия торговых центров, ресторанов, кафе и т. д.

Помимо этого коммерческое обозначение должно соответствовать критерию новизны. Признак новизны коммерческих обозначений вытекает из п. 2 ст. 1539 ГК РФ, согласно которому не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Из анализа данной статьи можно сделать вывод, о том что новизна коммерческого обозначения может быть выявлена посредством сопоставления данного объекта с уже охраняемыми на территории Российской Федерации товарными знаками, фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями. При установлении новизны также необходимо учитывать профиль деятельности субъекта, использующего в качестве индивидуализации своего предприятия коммерческое обозначение. Кроме того, охраноспособность коммерческого обозначения определяется временем его использования. Это также диктует необходимость включения коммерческого обозначения в учредительные документы юридического лица.

Новизна коммерческого обозначения означает его неповторимость и очень тесно соотносится с другим критерием, а именно с различительной способностью.

Законодатель в п. 1 ст. 1539 ГК РФ говорит о том, что коммерческое обозначение должно обладать различительной способностью, при этом не дает определения данному критерию. Думается, что под различительной способностью коммерческого обозначения следует понимать способность вызывать у потребителей и других лиц ассоциативные образы, необходимые и достаточные для индивидуализации предприятия как имущественного комплекса и его владельца.

Известность коммерческого обозначения в пределах определенной территории тесно связана с моментом возникновения права на коммерческое обозначение. Поскольку законодатель не устанавливает обя-

занности для субъекта регистрировать данное средство индивидуализации, думается, что началом возникновения такого права будет активное использование коммерческого обозначения в деятельности предприятия посредством, указанным в п. 1 ст. 1539 ГК РФ. При этом доказательством использования данного объекта могут служить различные документы, используемые лицом в хозяйственной деятельности предприятия.

При этом при определении наличия или отсутствия такого признака, как известность коммерческих обозначений, необходимо учитывать интенсивность использования коммерческого обозначения на определенной территории (способы использования коммерческого обозначения при этом могут быть различны, а именно указание на вывесках, бланках, в иной документации, в объявлениях и рекламе и др.) и срок его использования в коммерческом обороте. В силу указания ст. 1540 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года. При этом не обязательно учитывать известность обозначения на всей территории Российской Федерации, за исключением случаев создания сети соответствующих предприятий в различных регионах России. То есть в силу ст. 1539 ГК РФ известность должна ограничиваться той территорией, где функционирует предприятие.

Таким образом, анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что к коммерческим обозначениям следует отнести те маркетинговые обозначения, которые обладают следующей совокупностью признаков:

1) принадлежат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

2) индивидуализируют предприятие как имущественный комплекс;

3) обладают признаками новизны и различительной способностью;

4) выражаются в словесных, изобразительных и др. формах;

5) имеют известность в пределах определенной территории в связи с использованием их предпринимателями на бланках, вывесках, счетах, в рекламе и т. д.;

6) не имеют регистрации в качестве маркетингового обозначения.

1. Гражданское право: учебник: в 2 т. - Т. 2 / отв. ред. Е.А. Суханов. - М., 1999. - С. 625.

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / под. ред. О.Н. Садикова. - М., 1996. -С. 616.

3. Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе РФ // Хозяйство и право. - 1997. - № 12. -

С. 118.

4. Каменева К. О. Изменение системы объектов интеллектуальных прав в связи с принятием четвертой части гражданского кодекса. - М., 2007. - С. 3.

5. Голофаев В. Субъекты права на фирменное наименование // Хозяйство и право. - 1998. -№ 12. - С. 51.

6. Белова Д.А. Правовая охрана фирменных наименований и коммерческих обозначений в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.