Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования Правовой парадокс в сфере начального профессионального образования
к.т.н. доц. Андрух О.Н., Чадунели М.К.
Университет машиностроения 8 (4967) 72-28-42, [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье проанализированы правовые документы в сфере профессионального образования и исследован правовой парадокс как несоответствие положений закона РФ «Об образовании» положениям Конституции РФ в отношении начального профессионального образования (НПО), не гарантирующих общедоступность и бесплатность начального профессионального образования при высокой потребности общества в рабочих кадрах.
Ключевые слова: работники, рабочие кадры, профессиональное образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, уровни образования
В производстве и сфере услуг доля работников с начальным профессиональным образованием (НПО) велика. Как правило, в организационно-штатной структуре предприятия работники рабочих профессий составляют большинство. Данный факт может быть проиллюстрирован моделью традиционной пирамиды (рисунок 1), включающей три группы работников: с начальным профессиональным, средним профессиональным (СПО) и высшим профессиональным образованием (ВПО). Высокий удельный вес работников с НПО показывает большую значимость начального профессионального в экономике страны и в системе непрерывного образования [1].
Основной задачей начального профессионального образования является удовлетворение потребностей общества в работниках квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием.
В настоящее время образовательная деятельность в сфере НПО регламентирована законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», статья 22 которого называется «Начальное профессиональное образование».
Рисунок 1. Соотношение количества работников с различными образовательными
уровнями на традиционном предприятии
В 2009-2010 годах было утверждено 302 федеральных государственных образовательных стандарта начального профессионального образования.
Лица, успешно освоившие основную образовательную программу НПО, получают профессию в соответствии с Общероссийским классификатором начального профессионального образования ОК 023-95.
С 01 сентября 2013 года вступает в действие Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором понятие «начальное профессиональное образование» не используется и не регламентируется.
Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования
Более того в Конституции РФ гарантируется право на образование, но не гарантируется общедоступность и бесплатность начального профессионального образования. Так, статья 43 Конституции РФ гласит:
«1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Анализ текста статьи 43 показывает: Конституция РФ не гарантирует общедоступность и бесплатность начального профессионального образования.
Такая ситуация - правовой парадокс в сфере начального профессионального образования в РФ.
Рассмотрим хронологию событий в сфере НПО, привязываясь к соответствующим нормативно-правовым документам.
В связи со сменой экономических основ хозяйствования в России начальное профессиональное образование стало наиболее узким и проблемным местом всей системы образования. С начала 1990 годов вплоть до 2010 года количество образовательных учреждений (ОУ) НПО в РФ неуклонно сокращалась. Данные о количестве ОУ НПО и численности обучающихся в них представлены в таблице 1 [3].
Большое количество проблем в сфере НПО привело к необходимости принятия мер на государственном уровне и к формированию «Концепции реформирования системы начального профессионального образования» (Концепция), утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 908. К этому времени примерно половина ОУ НПО была в федеральном, половина - в региональном подчинении.
Таблица 1
№ п/п Год Количество ОУ НПО Численность обучающихся в ОУ НПО, человек
1. 1995 4166 1 689 000
2. 2000 3893 1 679 000
3. 2005 3392 1 509 000
4. 2009 2644 1 035 000
Концепция предполагала совокупность мероприятий, включающих: структурную реформу (формирование ОУ НПО четырех видов: государственного федерального уровня; государственного уровня субъектов Российской Федерации; муниципальных; негосударственных); разработку и внедрение государственных образовательных стандартов НПО; научное обеспечение реформирования НПО; нормативно-правовое обеспечение реформирования НПО (принятие федерального закона «О начальном профессиональном образовании»).
Отработка основных положений Концепции не была системной и последовательной. И федеральное, и региональное финансирование было скудным, федеральный закон «О начальном профессиональном образовании» принят не был, качество НПО неуклонно снижалось.
С 2007 года в стране по инициативе Федерального агентства по образованию активно исследовалась возможность интеграции начального и среднего профессионального образования, был издан приказ Федерального агентства по образованию от 25 мая 2007 г. N 921 «О ходе оптимизации сети подведомственных образовательных учреждений». Предлагалась интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования по нескольким схемам:
Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования
• интеграция учебных заведений только одного уровня профессионального образования с целью их укрупнения;
• интеграция однопрофильных учебных заведений в рамках одного уровня профессионального образования;
• интеграция образовательных учреждений различных уровней профессионального образования.
Также предлагалась передача образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в собственность субъектов Российской Федерации, за исключением ограниченного числа учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в качестве одной из мер повышения качества образования предусматривалось формирование комплексных учебных центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений начального и отчасти учреждений среднего профессионального образования.
К 2010 году Министерство образования и науки РФ пришло к окончательному видению решения проблемы НПО. Было предложено рассматривать НПО как часть системы (подуровень) среднего профессионального образования. Заместитель Министра Минобрнауки Лобанов И.В. отмечал: «...Это обусловлено тем, что в условиях развития производства, внедрения новых наукоемких технологий уровень начального профессионального образования недостаточен для выполнения соответствующих видов работ. В связи с этим предлагается осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях и вводится "первый" уровень среднего профессионального образования - подготовка квалифицированных рабочих» [2].
Таким образом, предлагалось установить два уровня образовательных программ в среднем профессиональном образовании: первый уровень - подготовка квалифицированных рабочих (бывшая сфера НПО) и второй уровень - подготовка специалистов среднего звена.
Такой подход окончательно был закреплен Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 68 п.1 которого гласит: «Среднее профессиональное образование . имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования». В главе 15 отмечается: «Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
1) среднее (полное) общее образование - к среднему общему образованию;
2) начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
3) среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена».
Следовательно, правовой парадокс (несоответствие положений Конституции РФ и закона РФ «Об образовании» в отношении НПО) существовало только в пределах времени до 01 сентября 2013 года. С вводом в действие ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это противоречие будет устранено.
Литература
1. Андрух О.Н. Социально-образовательный аспект как проблема формирования системы непрерывного образования // Известия МГТУ «МАМИ» № 1(15), 2013, т. 6. с. 137-144.
2. Интернет-интервью со статс-секретарем - заместителем Министра Минобрнауки РФ Ло-
Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования бановым И.В. и заместителем директора Департамента правового обеспечения деятельности Минобрнауки РФ Линской Ю.В. «Перспективы принятия нового базового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 29 октября 2010 г. 3. Россия в цифрах. 2010: Краткий статистический сборник. М.: Росстат. - 2010. - 558 с.
Формирование системы оценки качества деятельности образовательных учреждений профессионального образования потребителями
к.т.н. доц. Андрух О.Н., Сидорова А.С., Чадунели М.К.
Университет машиностроения 8 (4967) 72-28-42, [email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье анализируются существующие подходы к оценке качества деятельности образовательных учреждений профессионального образования и разрабатываются рекомендации по формированию системы оценки качества деятельности образовательных учреждений профессионального образования потребителями.
Ключевые слова: качество, оценка качества, аккредитация, сертификация, образовательные учреждения профессионального образования, система оценки качества деятельности образовательных учреждений
Объективная оценка качества деятельности образовательных учреждений (ОУ) профессионального образования (ПО) является важной задачей. С одной стороны, она позволяет выяснить эффективность образовательной деятельности ОУ, с другой стороны, способствует обоснованному выбору образовательного учреждения абитуриентами и другими заинтересованными лицами, с третьей стороны, позволяет понять исходное состояние организации в области оценки качества объекта и реализовать мероприятия по достижению желаемого или требуемого уровня качества деятельности объекта.
Оценка качества объекта возможна при выполнении следующих положений.
1. Установление требований к объекту (в данном случае объектом является образовательная деятельность ОУ), характеризующихся показателями качества [2]. (По ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» качество -это степень соответствия присущих характеристик требованиям. Если требования не установлены, говорить об оценке качества невозможно).
2. Установление участников оценки соответствия.
3. Установление шкалы оценок. (В настоящее время наиболее распространенный подход к оценке качества образовательной деятельности предполагает двухбалльную шкалу: «объект соответствует требованиям» и «объект не соответствует требованиям». Но этот поход отражает итоги контроля, а не оценки. Оценка в противовес контролю предполагает градацию вывода «соответствует». Так, при оценке качества продукции используется шкала со следующими реперными точками: «качество ниже национального уровня - Н», «качество соответствует национальному уровню - С», «качество выше национального уровня -В»).
4. Регламентирование процедуры оценки качества. (Рациональный алгоритм оценки качества должен быть установлен и задокументирован. Документированная процедура обеспечивает прозрачность и однозначность процесса оценки качества).
5. Установление периодичности процедуры оценки соответствия. (Временной интервал между оценками качества должен быть не очень маленьким, чтобы не превратиться в оценку ради оценки, и не очень большим, чтобы не терять связь с реальностью).
В настоящее время существует ряд форм оценки соответствия образовательной деятельности, в ходе которой формируется вывод о качестве.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основными формами государственной оценки соответствия,