Научная статья на тему 'Правовой парадокс в сфере начального профессионального образования'

Правовой парадокс в сфере начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТНИКИ / WORKERS / РАБОЧИЕ КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INITIAL VOCATIONAL EDUCATION / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION LEVELS / УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ / WORKING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрух О. Н., Чадунели М. К.

В статье проанализированы правовые документы в сфере профессионального образования и исследован правовой парадокс как несоответствие положений закона РФ «Об образовании» положениям Конституции РФ в отношении начального профессионального образования (НПО), не гарантирующих общедоступность и бесплатность начального профессионального образования при высокой потребности общества в рабочих кадрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрух О. Н., Чадунели М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal paradox in initial vocational training

The article analyzes the legal instruments in the field of vocational education and studied the legal paradox as a mismatch of the law of the Russian Federation "On Education" to the Constitution of the Russian Federation with respect to initial vocational training which do not guarantee access to free primary vocational education on high society''s needs for personnel.

Текст научной работы на тему «Правовой парадокс в сфере начального профессионального образования»

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования Правовой парадокс в сфере начального профессионального образования

к.т.н. доц. Андрух О.Н., Чадунели М.К.

Университет машиностроения 8 (4967) 72-28-42, [email protected], [email protected]

Аннотация. В статье проанализированы правовые документы в сфере профессионального образования и исследован правовой парадокс как несоответствие положений закона РФ «Об образовании» положениям Конституции РФ в отношении начального профессионального образования (НПО), не гарантирующих общедоступность и бесплатность начального профессионального образования при высокой потребности общества в рабочих кадрах.

Ключевые слова: работники, рабочие кадры, профессиональное образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, уровни образования

В производстве и сфере услуг доля работников с начальным профессиональным образованием (НПО) велика. Как правило, в организационно-штатной структуре предприятия работники рабочих профессий составляют большинство. Данный факт может быть проиллюстрирован моделью традиционной пирамиды (рисунок 1), включающей три группы работников: с начальным профессиональным, средним профессиональным (СПО) и высшим профессиональным образованием (ВПО). Высокий удельный вес работников с НПО показывает большую значимость начального профессионального в экономике страны и в системе непрерывного образования [1].

Основной задачей начального профессионального образования является удовлетворение потребностей общества в работниках квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием.

В настоящее время образовательная деятельность в сфере НПО регламентирована законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», статья 22 которого называется «Начальное профессиональное образование».

Рисунок 1. Соотношение количества работников с различными образовательными

уровнями на традиционном предприятии

В 2009-2010 годах было утверждено 302 федеральных государственных образовательных стандарта начального профессионального образования.

Лица, успешно освоившие основную образовательную программу НПО, получают профессию в соответствии с Общероссийским классификатором начального профессионального образования ОК 023-95.

С 01 сентября 2013 года вступает в действие Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором понятие «начальное профессиональное образование» не используется и не регламентируется.

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

Более того в Конституции РФ гарантируется право на образование, но не гарантируется общедоступность и бесплатность начального профессионального образования. Так, статья 43 Конституции РФ гласит:

«1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Анализ текста статьи 43 показывает: Конституция РФ не гарантирует общедоступность и бесплатность начального профессионального образования.

Такая ситуация - правовой парадокс в сфере начального профессионального образования в РФ.

Рассмотрим хронологию событий в сфере НПО, привязываясь к соответствующим нормативно-правовым документам.

В связи со сменой экономических основ хозяйствования в России начальное профессиональное образование стало наиболее узким и проблемным местом всей системы образования. С начала 1990 годов вплоть до 2010 года количество образовательных учреждений (ОУ) НПО в РФ неуклонно сокращалась. Данные о количестве ОУ НПО и численности обучающихся в них представлены в таблице 1 [3].

Большое количество проблем в сфере НПО привело к необходимости принятия мер на государственном уровне и к формированию «Концепции реформирования системы начального профессионального образования» (Концепция), утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 908. К этому времени примерно половина ОУ НПО была в федеральном, половина - в региональном подчинении.

Таблица 1

№ п/п Год Количество ОУ НПО Численность обучающихся в ОУ НПО, человек

1. 1995 4166 1 689 000

2. 2000 3893 1 679 000

3. 2005 3392 1 509 000

4. 2009 2644 1 035 000

Концепция предполагала совокупность мероприятий, включающих: структурную реформу (формирование ОУ НПО четырех видов: государственного федерального уровня; государственного уровня субъектов Российской Федерации; муниципальных; негосударственных); разработку и внедрение государственных образовательных стандартов НПО; научное обеспечение реформирования НПО; нормативно-правовое обеспечение реформирования НПО (принятие федерального закона «О начальном профессиональном образовании»).

Отработка основных положений Концепции не была системной и последовательной. И федеральное, и региональное финансирование было скудным, федеральный закон «О начальном профессиональном образовании» принят не был, качество НПО неуклонно снижалось.

С 2007 года в стране по инициативе Федерального агентства по образованию активно исследовалась возможность интеграции начального и среднего профессионального образования, был издан приказ Федерального агентства по образованию от 25 мая 2007 г. N 921 «О ходе оптимизации сети подведомственных образовательных учреждений». Предлагалась интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования по нескольким схемам:

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

• интеграция учебных заведений только одного уровня профессионального образования с целью их укрупнения;

• интеграция однопрофильных учебных заведений в рамках одного уровня профессионального образования;

• интеграция образовательных учреждений различных уровней профессионального образования.

Также предлагалась передача образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в собственность субъектов Российской Федерации, за исключением ограниченного числа учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в качестве одной из мер повышения качества образования предусматривалось формирование комплексных учебных центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений начального и отчасти учреждений среднего профессионального образования.

К 2010 году Министерство образования и науки РФ пришло к окончательному видению решения проблемы НПО. Было предложено рассматривать НПО как часть системы (подуровень) среднего профессионального образования. Заместитель Министра Минобрнауки Лобанов И.В. отмечал: «...Это обусловлено тем, что в условиях развития производства, внедрения новых наукоемких технологий уровень начального профессионального образования недостаточен для выполнения соответствующих видов работ. В связи с этим предлагается осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях и вводится "первый" уровень среднего профессионального образования - подготовка квалифицированных рабочих» [2].

Таким образом, предлагалось установить два уровня образовательных программ в среднем профессиональном образовании: первый уровень - подготовка квалифицированных рабочих (бывшая сфера НПО) и второй уровень - подготовка специалистов среднего звена.

Такой подход окончательно был закреплен Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 68 п.1 которого гласит: «Среднее профессиональное образование . имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования». В главе 15 отмечается: «Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

1) среднее (полное) общее образование - к среднему общему образованию;

2) начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

3) среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена».

Следовательно, правовой парадокс (несоответствие положений Конституции РФ и закона РФ «Об образовании» в отношении НПО) существовало только в пределах времени до 01 сентября 2013 года. С вводом в действие ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это противоречие будет устранено.

Литература

1. Андрух О.Н. Социально-образовательный аспект как проблема формирования системы непрерывного образования // Известия МГТУ «МАМИ» № 1(15), 2013, т. 6. с. 137-144.

2. Интернет-интервью со статс-секретарем - заместителем Министра Минобрнауки РФ Ло-

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования бановым И.В. и заместителем директора Департамента правового обеспечения деятельности Минобрнауки РФ Линской Ю.В. «Перспективы принятия нового базового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 29 октября 2010 г. 3. Россия в цифрах. 2010: Краткий статистический сборник. М.: Росстат. - 2010. - 558 с.

Формирование системы оценки качества деятельности образовательных учреждений профессионального образования потребителями

к.т.н. доц. Андрух О.Н., Сидорова А.С., Чадунели М.К.

Университет машиностроения 8 (4967) 72-28-42, [email protected], [email protected], [email protected]

Аннотация. В статье анализируются существующие подходы к оценке качества деятельности образовательных учреждений профессионального образования и разрабатываются рекомендации по формированию системы оценки качества деятельности образовательных учреждений профессионального образования потребителями.

Ключевые слова: качество, оценка качества, аккредитация, сертификация, образовательные учреждения профессионального образования, система оценки качества деятельности образовательных учреждений

Объективная оценка качества деятельности образовательных учреждений (ОУ) профессионального образования (ПО) является важной задачей. С одной стороны, она позволяет выяснить эффективность образовательной деятельности ОУ, с другой стороны, способствует обоснованному выбору образовательного учреждения абитуриентами и другими заинтересованными лицами, с третьей стороны, позволяет понять исходное состояние организации в области оценки качества объекта и реализовать мероприятия по достижению желаемого или требуемого уровня качества деятельности объекта.

Оценка качества объекта возможна при выполнении следующих положений.

1. Установление требований к объекту (в данном случае объектом является образовательная деятельность ОУ), характеризующихся показателями качества [2]. (По ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» качество -это степень соответствия присущих характеристик требованиям. Если требования не установлены, говорить об оценке качества невозможно).

2. Установление участников оценки соответствия.

3. Установление шкалы оценок. (В настоящее время наиболее распространенный подход к оценке качества образовательной деятельности предполагает двухбалльную шкалу: «объект соответствует требованиям» и «объект не соответствует требованиям». Но этот поход отражает итоги контроля, а не оценки. Оценка в противовес контролю предполагает градацию вывода «соответствует». Так, при оценке качества продукции используется шкала со следующими реперными точками: «качество ниже национального уровня - Н», «качество соответствует национальному уровню - С», «качество выше национального уровня -В»).

4. Регламентирование процедуры оценки качества. (Рациональный алгоритм оценки качества должен быть установлен и задокументирован. Документированная процедура обеспечивает прозрачность и однозначность процесса оценки качества).

5. Установление периодичности процедуры оценки соответствия. (Временной интервал между оценками качества должен быть не очень маленьким, чтобы не превратиться в оценку ради оценки, и не очень большим, чтобы не терять связь с реальностью).

В настоящее время существует ряд форм оценки соответствия образовательной деятельности, в ходе которой формируется вывод о качестве.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основными формами государственной оценки соответствия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.