Научная статья на тему 'Конституционное право на среднее профессиональное образование в Российской Федерации: определение понятия'

Конституционное право на среднее профессиональное образование в Российской Федерации: определение понятия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
743
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВО НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО / EDUCATION / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / RIGHT TO EDUCATION / RIGHT TO SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / SUBJECTIVE RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Задорина Мария Андреевна

Рассматривается проблема толкования конституционно-правовых терминов «право на образование» и «право на среднее профессиональное образование», которые не имеют легального определения, но широко используются в нормативных правовых актах и научной литературе. Автор обобщает подходы к определению понятия «образование» и делает вывод о том, что федеральный законодатель понимает под образованием благо, процесс и результат данного процесса. На основе анализа федерального законодательства в сфере образования предлагается трактовать среднее профессиональное образование в узком и широком смыслах. Внимание уделяется отличительным особенностям права на среднее профессиональное образование. Приводится авторское определение понятия «конституционное право на среднее профессиональное образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: DEFINITION OF THE CONCEPT

The article deals with the problem of interpretation of the constitutional and legal terms «right to education» and «right to secondary vocational education». These terms have no legal definition, but are widely used in normative legal acts and scientific literature. The author summarizes the approaches to definition of «education». She concludes that the federal legislator understands education as a good, a process and a result of this process. Basing on an analysis of the federal legislation related to education she proposes a broad and a narrow interpretations of secondary vocational education. Attention is paid to particularities of the right to secondary vocational education. The author’s definition of the constitutional right to secondary vocational education is given.

Текст научной работы на тему «Конституционное право на среднее профессиональное образование в Российской Федерации: определение понятия»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

конституционное право на среднее профессиональное образование В Российской федерации: определение понятия

Задорина Мария Андреевна

Соискатель кафедры конституционного права

Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: [email protected]

Рассматривается проблема толкования конституционно-правовых терминов «право на образование» и «право на среднее профессиональное образование», которые не имеют легального определения, но широко используются в нормативных правовых актах и научной литературе. Автор обобщает подходы к определению понятия «образование» и делает вывод о том, что федеральный законодатель понимает под образованием благо, процесс и результат данного процесса. На основе анализа федерального законодательства в сфере образования предлагается трактовать среднее профессиональное образование в узком и широком смыслах. Внимание уделяется отличительным особенностям права на среднее профессиональное образование. Приводится авторское определение понятия «конституционное право на среднее профессиональное образование».

Ключевые слова: образование, среднее профессиональное образование, право на образование, право на среднее профессиональное образование, субъективное право

the constitutional right to secondary vocational education in the Russian federation: definition of the concept

Zadorina Mariya

Ural State Law University (Yekaterinburg), e-mail: [email protected]

The article deals with the problem of interpretation of the constitutional and legal terms «right to education» and «right to secondary vocational education». These terms have no legal definition, but are widely used in normative legal acts and scientific literature. The author summarizes the approaches to definition of «education». She concludes that the federal legislator understands education as a good, a process and a result of this process. Basing on an analysis of the federal legislation related to education she proposes a broad and a narrow interpretations of secondary vocational education. Attention is paid to particularities of the right to secondary vocational education. The author's definition of the constitutional right to secondary vocational education is given.

Key words: education, secondary vocational education, right to education, right to secondary vocational education, subjective right

В настоящее время в науке конституционного права одним из наименее исследованных является право на среднее профессиональное образование, возможность полу-

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

чения которого на конституционном уровне впервые стала гарантироваться с принятием Конституции Российской Федерации1.

Между тем Конституция РФ право на среднее профессиональное образование прямо не называет и, соответственно, не содержит и не раскрывает понятия «право на среднее профессиональное образование»2. В законодательстве об образовании определения такого права тоже нет. Данное обстоятельство порождает неясность в том, является ли это право конституционным, как оно связано с правом на образование, которое, как подчеркивает Конституционный Суд РФ, выступает одним из основных и неотъемлемых конституционных прав человека3. Кроме того, возникают вопросы и о том, кто имеет право на среднее профессиональное образование и что следует понимать под этим правом.

Важно отметить, что право на образование в Конституции РФ закреплено декларативно: «Каждый имеет право на образование» (ч. 1 ст. 43). Формулировка «имеет право на» - самая распространенная в тексте Конституции, встречается 30 раз в отношении разных прав. В отличие от права на образование, право на среднее профессиональное образование закреплено как гарантия: «Гарантируется общедоступность... среднего профессионального образования.» Подобным образом (когда в положении Конституции употребляется слово не «право», а «гарантируется») закрепляются и некоторые иные права, например право на социальное обеспечение, на государственную защиту прав и свобод, на судебную защиту.

На возможность такой формулировки прав и свобод в Конституции Российской Федерации справедливо указывает М. В. Баглай. По его мнению, различие формулировок не может служить основанием для отрицания тех или иных прав и свобод и не должно умалять их признание, так как Конституция Российской Федерации имеет прямое действие и провозглашает права и свободы высшей ценностью4. Позиция М. В. Баглая позволяет утверждать, что право на среднее профессиональное образование относится к основным правам человека и гражданина, что обусловлено необходимостью особого конституционного гарантирования бесплатности и общедоступности данного права.

Следует заметить, что бесплатность среднего профессионального образования, гарантированная Конституцией РФ, до 2013 г. не в полной мере была урегулирована государством. На момент принятия Конституции в 1993 г. действовал Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон «Об образовании»), согласно которому бесплатность среднего профессионального образования гарантировалась толь-

1 В советское время можно было получить профессионально-техническое образование (подготовка рабочих) и среднее специальное (подготовка служащих), на смену которым в начале 1990-х гг. пришло среднее профессиональное образование. Подробнее см.: Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. и доп.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.

2 Согласно ч. 2 ст. 43 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; возможность получения среднего профессионального образования правом не называется.

3 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Станислава Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» и Указом Президента Российской Федерации «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»: определение Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. № 274 // URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision17309.pdf.

4 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. М., 2015. С. 311.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

ко гражданам Российской Федерации и только на конкурсной основе. В то же время Конституция РФ подобных ограничений применительно к праву на среднее профессиональное образование не содержала. При этом в начале 1990-х гг. социально-экономическое положение России было весьма сложным, политическая ситуация в стране - напряженной. Государство не могло в полной мере обеспечить всем без исключения лицам возможность получить среднее профессиональное образование. В связи с этим законодатель не стал вносить изменения в Закон «Об образовании» относительно бесплатности среднего профессионального образования, так как Конституция РФ в ч.3 ст. 55 предусматривала возможность введения подобных ограничительных мер «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Между тем данные ограничения повлекли за собой снижение численности лиц, желающих реализовать право на среднее профессиональное образование (см. рисунок). Результатом сложившейся ситуации стали перепроизводство кадров с высшим образованием и нехватка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена1.

1500

1000 500

1990 год 1995 год 2000 год 2005 год 2010 год 2012 год

Прием на обучение по профессиям квалифицированных рабочих, служащих Прием на обучение по специальностям специалистов среднего звена

Численность принятых на обучение по профессиям и специальностям среднего профессионального образования, тыс. человек2

Необходимость реформирования всей системы отечественного образования и приведения законодательства в соответствие с нормами Конституции стала одной из причин принятия Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»3 (далее - Федеральный закон «Об образовании в РФ»), который устранил существовавшие ранее ограничения относительно бесплатности среднего профессионального образования, а также задал вектор развития всей системы среднего профессионального образования. Кроме того, Президент РФ В. В. Путин данное направление государственной политики назвал одним из приоритетных4.

1 Задорина М. А. Перспективы трудоустройства глазами студентов образовательных организаций среднего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 539. -URL: http://www.science-education.ru/121-17754.

2 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. М., 2013. С. 258-276.

3 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изм. от 2 июня 2016 г.) // СЗ РФ. 2012. № 53 (Ч. I). Ст. 7598.

4 Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию: утв. Президентом РФ 5 декабря 2014 г. № Пр-2821 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Применительно к праву на среднее профессиональное образование представляется справедливым высказывание Н. В. Витрука о том, что конституционные права являются базой для развития иных прав и обязанностей, закрепленных в законода-тельстве1. В связи с этим необходимо определиться с понятием конституционного права на среднее профессиональное образование, так как конституционная терминология имеет ведущее значение, препятствует возникновению правовых коллизий и разночтению при трактовке тех или иных понятий. Ввиду того что конституционно-правовые термины определяют качество правового регулирования и должны восприниматься законодательством и правоприменительной практикой как модель и образец2, следует подробнее рассмотреть право на среднее профессиональное образование и выяснить, как оно связано с правом на образование.

Как отмечает И. Ф. Никитина, юридическая конструкция права на образование отличается сложной структурной организацией3, в основе которой лежит выделение соответствующих видов и уровней образования. Так, исходя из структуры образования, закрепленной в ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ», можно прийти к выводу, что право на образование включает в себя право на общее образование, право на профессиональное образование, право на дополнительное образование и право на профессиональное обучение.

При этом, поскольку профессиональное образование подразделяется на уровни (среднее профессиональное образование и высшее образование - ч.5 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в РФ»), в составе права на профессиональное образование можно выделить право на среднее профессиональное образование и право на высшее образование. Таким образом, право на среднее профессиональное образование является разновидностью права на профессиональное образование и относительно самостоятельной частью права на образование. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть конституционное содержание понятия «право на образование» и выявить отличительные особенности права на среднее профессиональное образование.

Как верно отмечает Е. А. Каштанова, право на образование является конституционной ценностью4, так как человек, его права и свободы Конституцией РФ признаны высшей ценностью (ст. 2). По мнению И. Ф. Никитиной, право на образование следует понимать как свободу5 в связи с тем, что оно свободно от чрезмерного вмешательства со стороны государства. Д. С. Ивакина под правом на образование понимает конституционно-правовое средство приобщения человека к знаниям и культуре6. Суть права на образование, как утверждает Т. Э. Петросян, заключается в возможности получения на недискриминационной основе доступа к образованию определенного содержания, уровня и качества в определенное время и в границах опреде-

1 Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С. 88.

2 Чиркин В. Е. Конституционная терминология: моногр. М., 2016. С. 11.

3 Никитина И. Ф. Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 149.

4 Каштанова Е. А. Право на образование в системе конституционных ценностей // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2011. № 4. С. 39.

5 Никитина И. Ф. Конституциональная характеристика права на образование // Право и образование. 2003. № 1. С. 32-33.

6 Ивакина Д. С. Особенности конституционного права человека и гражданина на образование в Российской Федерации // Там же. 2015. № 2. С. 13.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

ленной (разумной) территориальной удаленности места получения образования от

места жительства1.

Право на образование принадлежит каждому, т. е. каждый человек выступает субъектом права на образование. Прав И. Е. Фарбер2, писавший, что конституционные права - подлинно субъективные права. Не является исключением и конституционное право на образование. Л. Д. Воеводин подчеркивал, что конституционное (основное) право представляет собой закрепленную в Конституции и гарантированную государством возможность «созидать и пользоваться предоставленными ему (человеку) социальными благами как в личных, так и в общественных интересах»3. Таким образом, реализация какого-либо конституционного права связана с возможностью использования того или иного социального блага. В отношении права на образование таким благом выступает образование.

Как отмечает В. В. Спасская, образование представляет собой «совокупность нематериальных духовных благ (знаний, умений, навыков, компетенций и т. д.), на овладение которыми направлен законный интерес субъекта права на образование»4.

При этом в Федеральном законе «Об образовании в РФ» под образованием понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения», общественно значимое благо, а также «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности».

О. В. Стульникова право на образование трактует как «реально существующую, гарантированную государством и международным сообществом фактическую возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего культурного уровня, в личных интересах и в интересах всего общества»5. В полной мере согласиться с данной позицией сложно, так как обладанию и использованию знаний, умений и навыков должно предшествовать их приобретение. Кроме того, это определение не содержит указания на субъективный характер права на образование и его принадлежность к основным правам.

С учетом изложенного более правильной представляется дефиниция, предложенная В. В. Рыбаковой: право на образование - это «конституционное (основное) естественное субъективное право человека (личности) на получение знаний, умений и навыков, определенный уровень которых гарантируется государством в зависимости от его социально-экономических возможностей, с целью всестороннего развития личности, подготовки к жизни в обществе»6. Здесь отражена конституционно-правовая природа права на образование, его субъективный характер, направленность на развитие личности. Кроме того, исследователь верно подчеркивает гарантирован-ность данного права государством.

Право на образование многогранно, оно носит комплексный характер, состоит из множества прав на образование того или иного уровня, вида. Схожими свойства-

1 Петросян Т. Э. Конституционное право на образование в России и зарубежных странах: сравнительно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 14.

2 Фарбер И. Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 78.

3 Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972. С. 35.

4 Спасская В. В. Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 16.

5 Стульникова О. В. Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008. С. 32.

6 Рыбакова В. В. Конституционное право на общее образование в Российской Федерации (проблемы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 31.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

ми обладает и право на профессиональное образование, под которым И. В. Тяпки-на понимает «предусмотренные нормами объективного права поведенческие установки, закрепляющие юридически значимые возможности человека и гражданина в практической реализации своего права на образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях»1. Это определение представляется спорным. Во-первых, право на профессиональное образование можно реализовать не только в средних и высших профессиональных учебных заведениях, но и в научных организациях (ст. 31 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Во-вторых, в обеспечении реализации права на профессиональное образование могут принимать участие медицинские, спортивные и иные организации, которые обладают ресурсами, необходимыми для осуществления различных видов учебной деятельности (например, проведения учебной и производственной практики), предусмотренных основными профессиональными образовательными программами. В-третьих, реализация права на профессиональное образование направлена на овладение определенным уровнем знаний, умений, навыков и компетенций, способствующих подготовке граждан к выполнению профессиональной деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

На основании изложенного и с учетом определения профессионального образования, сформулированного федеральным законодателем (п. 12 ч.1 ст.2 Федерального закона «Об образовании в РФ»), под правом на профессиональное образование следует понимать возможность приобретать в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знания, умения, навыки и компетенции (определенного уровня и объема) и использовать их для осуществления профессиональной деятельности в определенной сфере, выполнения работ по конкретной профессии или специальности.

Исходя из существующей в Российской Федерации структуры образования в составе права на профессиональное образование можно выделить право на высшее образование и право на среднее профессиональное образование.

Конституция РФ, закрепляя в ч.2 ст. 43 общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования, не уточняет, кто имеет право на получение такого образования. Ответ на этот вопрос содержится в ч.2 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в РФ»: право на среднее профессиональное образование имеют, во-первых, лица, которые получили образование не ниже среднего общего образования (данное ограничение применяется и к субъектам права на высшее образование уровней бакалавриат и специалитет), во-вторых, лица, получившие основное общее образование.

Субъективный характер права на среднее профессиональное образование позволяет рассматривать его как закрепленную Конституцией возможность пользования материальными и духовными благами для удовлетворения личных потребностей в соответствии с интересами общества и государства2. Применительно к праву на среднее профессиональное образование в качестве блага будет выступать само среднее профессиональное образование.

Анализируя ч. 1 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в РФ», можно отметить, что цели среднего профессионального образования для личности, общества

1 Тяпкина И. В. Правовой механизм реализации конституционного права на образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях в России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 11.

2 Лепешкин А. И. Правовое положение советских граждан: для университетов марксизма-ленинизма. М., 1966. С. 6.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

и государства различны. Если для личности цель среднего профессионального образования заключается в удовлетворении потребности в повышении образовательного уровня, углублении знаний, расширении умений и навыков, то для общества и государства - в подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, которые в состоянии осуществлять общественно полезную деятельность.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в РФ» среднее профессиональное образование «направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека». С учетом того что результатом реализации права на среднее профессиональное образование является приобретение лицом профессии или специальности (и соответствующей квалификации: квалифицированного рабочего, служащего, специалиста среднего звена), не совсем понятно, почему профессиональное развитие человека федеральный законодатель поставил после интеллектуального и культурного. В ч.1 ст. 69 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится о том, что и высшее образование направлено на интеллектуальное и культурное развитие личности. Это означает, что профессиональное развитие человека - особенность среднего профессионального образования, оно должно стоять перед интеллектуальным и культурным развитием.

Необходимо отметить, что право на среднее профессиональное образование связано с реализацией образовательных программ среднего профессионального образования, успешное освоение которых дает возможность присвоения лицу квалификации квалифицированного рабочего, служащего или специалиста среднего звена, что следует из ч. 3 ст. 12, ч. 4 ст. 59, ч. 7 ст. 60 и ч.2 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Соответственно, обобщая отдельные законодательные положения, можно определить среднее профессиональное образование в узком (учитывая интересы личности) и широком (исходя из интересов общества и государства) смыслах.

В узком смысле среднее профессиональное образование представляет собой уровень профессионального образования, направленный на профессиональное, интеллектуальное и культурное развитие человека в процессе освоения программ среднего профессионального образования, который сопровождается получением соответствующей квалификации.

Среднее профессиональное образование в широком смысле - это уровень профессионального образования, направленный на подготовку квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, обладающих определенной совокупностью знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность в той или иной сфере, выполнять работу по конкретной профессии или специальности.

Таким образом, особенности права на среднее профессиональное образование проявляются в его целях (профессиональное развитие), специфике процесса его реализации (освоение образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена), результате его реализации (приобретение квалификации квалифицированного рабочего, служащего, специалиста среднего звена, позволяющей осуществлять трудовую деятельность по конкретной профессии или специальности), а также в специфике круга субъектов, которые имеют право на данное образование (лица, имеющие образование не ниже основного общего). Вместе с тем право на среднее профессиональное образование имеет и общие с правом на образование черты: конституционно-правовую природу и субъективный характер.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что сущность конституционного права на среднее профессиональное образование проявляется в возможности приобретения совокупности знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в процессе освоения программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программ подготовки специалистов среднего звена, в результате пользования общественно значимым благом в целях профессионального развития человека.

Подводя итог, конституционное право на среднее профессиональное образование можно определить как субъективное право человека (имеющего основное общее образование), представляющее собой закрепленную в Конституции РФ и гарантированную государством возможность получения и использования знаний, умений, навыков и компетенций в целях профессионального развития личности, осуществления профессиональной деятельности в соответствии с указанной в дипломе о среднем профессиональном образовании квалификацией по той или иной профессии, специальности квалифицированного рабочего, служащего или специалиста среднего звена.

Библиография

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. М., 2015.

Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.

Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972.

Задорина М. А. Перспективы трудоустройства глазами студентов образовательных организаций среднего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. - URL: http://www.science-education.ru/121-17754.

Ивакина Д. С. Особенности конституционного права человека и гражданина на образование в Российской Федерации // Право и образование. 2015. № 2.

Каштанова Е. А. Право на образование в системе конституционных ценностей // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2011. № 4.

Лепешкин А. И. Правовое положение советских граждан: для университетов марксизма-ленинизма. М., 1966.

Никитина И. Ф. Конституциональная характеристика права на образование // Право и образование. 2003. № 1.

Никитина И. Ф. Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005.

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изм. от 2 июня 2016 г.) // СЗ РФ. 2012. № 53 (Ч. I). Ст. 7598.

Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. и доп.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Станислава Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» и Указом Президента Российской Федерации «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»: определение Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. № 274 // URL: http://doc. ksrf.ru/decision/KSRFDecision17309.pdf.

Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию: утв. Президентом РФ 5 декабря 2014 г. № Пр-2821 (документ опубликован не был) // СПС «Консультант-Плюс».

Петросян Т. Э. Конституционное право на образование в России и зарубежных странах: сравнительно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. М., 2013.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Рыбакова В. В. Конституционное право на общее образование в Российской Федерации (проблемы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005.

Спасская В. В. Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.

Стульникова О. В. Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008.

Тяпкина И. В. Правовой механизм реализации конституционного права на образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях в России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

Фарбер И. Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974.

Чиркин В. Е. Конституционная терминология: моногр. М., 2016.

Bibliography

Baglaj M. V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: ucheb. M., 2015.

Chirkin V. E. Konstitucionnaya terminologiya: monogr. M., 2016.

Farber I. E. Svoboda i prava cheloveka v Sovetskom gosudarstve. Saratov, 1974.

Ivakina D. S. Osobennosti konstitucionnogo prava cheloveka i grazhdanina na obrazovanie v Rossijskoj Federacii // Pravo i obrazovanie. 2015. № 2.

Kashtanova E. A. Pravo na obrazovanie v sisteme konstitucionnyx cennostej // Vestn. Sankt-Peterburgskogo un-ta MVD Rossii. 2011. № 4.

Lepeshkin A. I. Pravovoe polozhenie sovetskix grazhdan: dlya universitetov marksizma-leninizma. M., 1966.

Nikitina I. F. Konstitucional'naya xarakteristika prava na obrazovanie // Pravo i obrazovanie. 2003. № 1.

Nikitina I. F. Konstitucionno-pravovye osnovy vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2005.

Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (s izm. ot 2 iyunya 2016 g.) // SZ RF. 2012. № 53 (Ch. I). St. 7598.

Ob obrazovanii: Zakon RF ot 10 iyulya 1992 g. № 3266-1 (s izm. i dop.) // Vedomosti SND RF i VS RF. 1992. № 30. St. 1797.

Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Kuznecova Stanislava Vladimirovicha na narushenie ego konstitucionnyx prav punktom 4 stat'i 2 Federal'nogo zakona «O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii», punktom 3 stat'i 5 Zakona Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii» i Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii «O dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii gosudarstvennyx grazhdanskix sluzhashhix Rossijskoj Federacii»: opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 15 aprelya 2008 g. № 274 // URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision17309.pdf.

Perechen' poruchenij po realizacii Poslaniya Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu: utv. Prezidentom RF 5 dekabrya 2014 g. № Pr-2821 (dokument opublikovan ne byl) // SPS «Konsul'tantPlyus».

Petrosyan T. Eh. Konstitucionnoe pravo na obrazovanie v Rossii i zarubezhnyx stranax: sravnitel'no-pravovoe issledovanie: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2014.

Regiony Rossii. Social'no-ehkonomicheskie pokazateli. 2013: stat. sb. M., 2013.

Rybakova V. V. Konstitucionnoe pravo na obshhee obrazovanie v Rossijskoj Federacii (problemy teorii i praktiki): dis. ... kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2005.

Spasskaya V. V. Pravovoe regulirovanie obrazovatel'nyx otnoshenij: teoretiko-pravovoe issledovanie: dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2007.

Stul'nikova O. V. Konstitucionnoe pravo grazhdan na obrazovanie i problemy ego realizacii v sub"ektax Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2008.

Tyapkina I. V. Pravovoj mexanizm realizacii konstitucionnogo prava na obrazovanie v srednix i vysshix professional'nyx uchebnyx zavedeniyax v Rossii: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2009.

Vitruk N. V. Pravovoj status lichnosti v SSSR. M., 1985.

Voevodin L. D. Konstitucionnye prava i obyazannosti sovetskix grazhdan. M., 1972.

Zadorina M. A. Perspektivy trudoustrojstva glazami studentov obrazovatel'nyx organizacij srednego professional'nogo obrazovaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1. - URL: http://www.science-education.ru/121-17754.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.