Научная статья на тему 'Формирование номенклатуры показателей качества преподавателей вузов на основе системного подхода'

Формирование номенклатуры показателей качества преподавателей вузов на основе системного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА / НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / QUALITY FACULTY / QUALITY PARAMETERS / THE RANGE OF QUALITY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрух О. Н., Сидорова А. С.

В статье описывается процесс формирования совокупности показателей качества преподавателей вузов на основе системного подхода с учетом анализа общих показателей качества персонала и специфических показателей, отражающих особенности деятельности преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрух О. Н., Сидорова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the range of university teachers quality indicators on the basis of systematic approach

This paper describes the process of forming of a set of indicators of the quality of university teachers on the basis of a systematic approach based on the analysis of common indicators of personnel quality and specific indicators that reflect the characteristics of the teaching staff.

Текст научной работы на тему «Формирование номенклатуры показателей качества преподавателей вузов на основе системного подхода»

приятиях, имея опыт производственных практик.

Филиал Университета машиностроения в г. Серпухове тесно сотрудничает с такими общественными организациями, как Общественный совет по образованию г. Серпухова, Совет ветеранов, Общественная организация «Союз журналистов Подмосковья», Общественная организация «Женщины Подмосковья».

Таким образом, представленные в статье рекомендации по построению системы непрерывного образования носят не только теоретический, но и практический характер. Включение в систему непрерывного образования образовательных учреждений, предприятий, научных организаций, органов власти, налаживание между составляющими тесного взаимодействия позволяет учесть возможности и потребности региона и готовить кадры, необходимые для успешного социально-экономического развития страны, кадры, адаптированные и к социальной, и производственной среде.

Литература

1. Андрух О.Н. О роли нормативных и технических документов в формировании компетентности автомобильных инженеров // Известия Московского государственного технического университета «МАМИ». 2010. № 2. С. 248-250.

2. Одегов Ю. Стимулирование развития персонала как фактор роста производительности труда. Методика и практика компаний // Нормирование и оплата труда в строительстве, 2011, №2.

3. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы».

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1663-р (ред. от 14.12.2009) «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации».

Формирование номенклатуры показателей качества преподавателей вузов

на основе системного подхода

к.т.н. доц. Андрух О.Н., Сидорова А.С.

Университет машиностроения 8 (4967) 72-28-42, oandruh@,mail.т, iriso4nay@,mail.ru Аннотация. В статье описывается процесс формирования совокупности показателей качества преподавателей вузов на основе системного подхода с учетом анализа общих показателей качества персонала и специфических показателей, отражающих особенности деятельности преподавательского состава.

Ключевые слова: качество, преподавательский состав, показатели качества, номенклатура показателей качества, компетентность.

В области оценки качества важной задачей является формирование номенклатуры показателей качества объекта. Избыточная совокупность показателей качества приводит к за-шумлению входного информационного канала, увеличению времени оценки качества объекта и времени принятия решения. Недостаточная совокупность показателей не позволяет объективно оценить качество объекта.

Целью данной статьи является разработка рекомендаций по формированию групп показателей качества преподавательского состава (ПС).

Номенклатура показателей качества объекта - это перечень качественных или количественных характеристик, обеспечивающих возможность оценки уровня качества объекта [2].

Формирование номенклатуры показателей качества объекта обеспечивает возможность проведения процедуры подтверждения соответствия объекта требованиям документов и потребителей, оценку соответствия качества объекта передовому зарубежному опыту, возможность оценки качества объекта, управление качеством.

С позиций системного подхода для обоснования номенклатуры показателей качества преподавательского состава необходимо учитывать требования различных уровней иерархии

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования. и требования заинтересованных сторон:

• иерархические требования к педагогической деятельности (требования контролирующих и надзорных органов; требования по организации и осуществлению педагогической деятельности; требования потребителей);

• общие показатели качества персонала;

• специфические показатели, отражающие особенности деятельности преподавательского

состава;

• требования работодателей к преподавательскому составу;

требования федеральных государственных образовательных стандартов к преподавательскому составу.

Анализ национальной нормативной документации по стандартизации показывает, что данному вопросу достаточного внимания не уделяется. Это обусловлено, прежде всего, исторически сложившимся отношением к объектам стандартизации. Объектами стандартизации являются продукция, процессы (работы) и услуги, а также их различные аспекты [5]. Персонал к объектам стандартизации не причислен, и в национальной практике требования к персоналу формируются как часть требований к услугам. Такой подход к персоналу ошибочен и требует коррекции. Специалисты высокой квалификации необходимы не только для оказания услуг высокого качества, но и для выпуска качественной продукции, для реализации качественных процессов и работ. Следовательно, персонал следует рассматривать как отдельный объект стандартизации и поэтому к данному объекту необходимо формировать требования и показатели качества.

Общие показатели качества персонала представлены в национальном стандарте ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества», в котором выделены следующие группы показателей качества услуг:

1) показатели назначения;

2) показатели безопасности;

3) показатели надежности;

4) показатели профессионального уровня персонала.

Очевидно, что общими показателями качества персонала можно считать:

• показатели назначения;

• показатели профессионального уровня персонала.

Показатели назначения характеризуют свойства персонала, определяющие основные функции, для выполнения которых он предназначен. В случае персонала образовательных учреждений - это выделение соответствующей сферы деятельности - общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования с последующей градацией внутри данного образовательного учреждения.

Показатели профессионального уровня персонала (исполнителя услуг) включают три подгруппы [2]:

уровень профессиональной подготовки и квалификации, в том числе теоретические знания и умения применять их на практике;

• способность к руководству;

• знание и соблюдение профессиональной этики поведения.

Показатели уровня профессиональной подготовки и квалификации персонала включают оценку следующих параметров:

• общая и профилирующая подготовка персонала (подготовка в объеме; профессионально-технического училища, техникума, вуза, послевузовского и дополнительного образования);

• общие навыки (категория, класс, стаж работы) и навыки выполнения сложных работ, в том числе по результатам участия в каких-либо конкурсах профессионального мастерства;

• знание и соблюдение требований руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности (в т. ч. по соблюдению требований: санитарии, личной гигиены и гигие-

ны рабочего места; пожарной и других видов безопасности, правил охраны труда; нормативных документов на услуги).

Показатели способности к руководству включают оценку следующих параметров:

• знание и соблюдение трудового законодательства, отраслевых руководящих документов, касающихся профессиональной деятельности;

• умение организовать работу персонала, обеспечить эффективный контроль за соблюдением им своих обязанностей и контроль за реализацией прав;

• знание и соблюдение законодательства и руководящих документов в экономической, финансовой и бухгалтерской сферах;

• умение обеспечить доброжелательную атмосферу на предприятии; своевременное и качественное обслуживание потребителей (клиентов) приоритетных категорий; правильное использование средств противопожарной и других видов защиты и сигнализации; четкую эвакуацию потребителей или оказание им необходимой помощи при экстремальных ситуациях.

Показатели знания и соблюдения профессиональной этики поведения отражают:

• индивидуальные свойства, в число которых входят этичность, доброжелательность, вежливость, контактность, коммуникабельность и т. п., а также внешние данные;

• внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями в пределах своих должностных обязанностей;

• умение создать атмосферу гостеприимства, умение проявлять терпение, выдержку и обладание способностью избегать конфликтных ситуаций.

В требованиях федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) укрупненной группы специальностей 050000 «Образование и педагогика» представлены следующие группы компетенций по видам деятельности педагогов:

• педагогические;

• культурно-просветительские;

• учебно-профессиональные;

• научно-исследовательские;

• образовательно-проектировочные; организационно-технологические.

Специфические требования к квалификации преподавательского состава с точки зрения работодателей представлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), однако они существенно отличаются для преподавателей общеобразовательных учреждений и вузов.

В ЕКС сформулированы следующие составляющие компетентности педагогических работников общеобразовательных учреждений [3]:

• профессиональная компетентность;

• информационная компетентность;

• коммуникативная компетентность;

• правовая компетентность.

Профессиональная компетентность [3] - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования. эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями, коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Требования ЕКС к ПС высшего профессионального и дополнительного профессионального образования представлены в формате «знания, умения, навыки», а не в формате компетенций [3], кроме того, типовые группы требований не выделены.

Сравнение групп показателей качества преподавательского состава, представленных в разных источниках, показывает, что они существенно отличаются друг от друга, каждый из документов не учитывают существенных составляющих. Таким образом, использовать единственный нормативно-правовой документ в качестве основы (базиса) или требования одного уровня иерархии для формирования групп показателей качества не допустимо.

На основе системного подхода рациональная совокупность групп показателей качества ПС может быть представлена следующим образом:

• показатели назначения;

• показатели профессиональной компетентности:

о уровень профессиональной подготовки и квалификации; о показатели педагогической компетенции; о способность к руководству;

о знание и соблюдение профессиональной этики поведения;

• показатели научно-исследовательской компетентности;

• показатели информационной компетентности;

• показатели коммуникативной компетентности;

• показатели правовой компетентности.

Предложенная совокупность показателей качества преподавателей вуза сформирована на основе системного подхода и может быть основой для формирования профессионального стандарта преподавателя или стандарта, предъявляющего требования к номенклатуре показателей качества преподавателей вуза.

Литература

1. ГОСТ 30335—95/ГОСТ Р 50646—94 Услуги населению. Термины и определения.

2. ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009 г. № 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Квалификационные характеристики

должностей работников образования».

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1.01.2011 г. № 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

5. Федеральный закон № 184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании».

Повышение конкурентоспособности вуза на основе организации целевой подготовки работников для оборонно-промышленного комплекса страны

к.т.н. доц. Андрух О.Н., Сидорова А.С., Чадунели М.К.

Университет машиностроения 8 (4967) 72-28-42, oandruh@mail.ru, iriso4nay@mail.ru, maiakonst@mail.ru

Аннотация. В статье предложен анализ организации подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса в РФ, возможности Университета машиностроения в реализации государственного заказа на подготовку кадров, разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности Университета машиностроения на основе системного участия вуза в реализации государственного заказа на подготовку кадров.

Ключевые слова: конкурентоспособность, целевая подготовка, государственный заказ на подготовку кадров, работники, оборонно-промышленный комплекс

1 ноября 2012 года Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало результаты мониторинга деятельности 502 государственных вузов и 930 филиалов. По результатам мониторинга 136 вузов, в том числе Университет машиностроения, были включены в список образовательных учреждений с признаками неэффективности.

Одним из важнейших критериев оценки эффективности вуза является процент выпускников, работающих по специальности.

Данный критерий имеет высокое значение для вузов, реализующих в значительных объемах целевую подготовку студентов.

В РФ целевая подготовка реализуется в двух направлениях: для нужд народного хозяйства и для нужд оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны.

Целью данной статьи является анализ организации подготовки кадров для ОПК в РФ, возможности Университета машиностроения в реализации государственного заказа на подготовку кадров, разработка рекомендаций по повышению его конкурентоспособности на основе системного участия в реализации государственного заказа на подготовку кадров для нужд ОПК РФ.

Состояние предприятий ОПК, проблемы кадрового обеспечения ОПК. Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации объединяет 1200 предприятий, на которых занято более 1,5 млн. человек, из них 72% работает на промышленных предприятиях и 28% в научно-исследовательских институтах (НИИ) и конструкторских бюро (КБ).

В период с 2000 по 2010 годы предприятия ОПК не получали системных, пролонгированных во временной перспективе заказов для нужд силовых ведомств, что привело к ряду проблем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сокращению количественного и качественного состава персонала ОПК;

отставанию уровня заработной платы на предприятиях ОПК от зарплаты в промышленности на 15-20%;

• старению персонала ОПК (средний возраст работников в промышленности составляет приблизительно 50 лет, работников НИИ и КБ по оборонным отраслям промышленности -53 года);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.