Научная статья на тему 'Формирование системы оценки качества деятельности образовательных учреждений профессионального образования потребителями'

Формирование системы оценки качества деятельности образовательных учреждений профессионального образования потребителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / QUALITY / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / QUALITY ASSESSMENT / АККРЕДИТАЦИЯ / ACCREDITATION / СЕРТИФИКАЦИЯ / CERTIFICATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY ASSESSMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрух О.Н., Сидорова А.С., Чадунели М.К.

В статье анализируются существующие подходы к оценке качества деятельности образовательных учреждений профессионального образования и разрабатываются рекомендации по формированию системы оценки качества деятельности образовательных учреждений профессионального образования потребителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрух О.Н., Сидорова А.С., Чадунели М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a system of quality assessment of vocational education institutions by consumers

The article analyzes the existing approaches to assessment of the quality of vocational education institutions and the authors develop recommendations for its creation.

Текст научной работы на тему «Формирование системы оценки качества деятельности образовательных учреждений профессионального образования потребителями»

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования бановым И.В. и заместителем директора Департамента правового обеспечения деятельности Минобрнауки РФ Линской Ю.В. «Перспективы принятия нового базового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 29 октября 2010 г. 3. Россия в цифрах. 2010: Краткий статистический сборник. М.: Росстат. - 2010. - 558 с.

Формирование системы оценки качества деятельности образовательных учреждений профессионального образования потребителями

к.т.н. доц. Андрух О.Н., Сидорова А.С., Чадунели М.К.

Университет машиностроения 8 (4967) 72-28-42, oandruh@mail.ru, iriso4nay@mail.ru, maiakonst@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются существующие подходы к оценке качества деятельности образовательных учреждений профессионального образования и разрабатываются рекомендации по формированию системы оценки качества деятельности образовательных учреждений профессионального образования потребителями.

Ключевые слова: качество, оценка качества, аккредитация, сертификация, образовательные учреждения профессионального образования, система оценки качества деятельности образовательных учреждений

Объективная оценка качества деятельности образовательных учреждений (ОУ) профессионального образования (ПО) является важной задачей. С одной стороны, она позволяет выяснить эффективность образовательной деятельности ОУ, с другой стороны, способствует обоснованному выбору образовательного учреждения абитуриентами и другими заинтересованными лицами, с третьей стороны, позволяет понять исходное состояние организации в области оценки качества объекта и реализовать мероприятия по достижению желаемого или требуемого уровня качества деятельности объекта.

Оценка качества объекта возможна при выполнении следующих положений.

1. Установление требований к объекту (в данном случае объектом является образовательная деятельность ОУ), характеризующихся показателями качества [2]. (По ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» качество -это степень соответствия присущих характеристик требованиям. Если требования не установлены, говорить об оценке качества невозможно).

2. Установление участников оценки соответствия.

3. Установление шкалы оценок. (В настоящее время наиболее распространенный подход к оценке качества образовательной деятельности предполагает двухбалльную шкалу: «объект соответствует требованиям» и «объект не соответствует требованиям». Но этот поход отражает итоги контроля, а не оценки. Оценка в противовес контролю предполагает градацию вывода «соответствует». Так, при оценке качества продукции используется шкала со следующими реперными точками: «качество ниже национального уровня - Н», «качество соответствует национальному уровню - С», «качество выше национального уровня -В»).

4. Регламентирование процедуры оценки качества. (Рациональный алгоритм оценки качества должен быть установлен и задокументирован. Документированная процедура обеспечивает прозрачность и однозначность процесса оценки качества).

5. Установление периодичности процедуры оценки соответствия. (Временной интервал между оценками качества должен быть не очень маленьким, чтобы не превратиться в оценку ради оценки, и не очень большим, чтобы не терять связь с реальностью).

В настоящее время существует ряд форм оценки соответствия образовательной деятельности, в ходе которой формируется вывод о качестве.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» основными формами государственной оценки соответствия,

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования реализуемыми в обязательном порядке, являются:

1) лицензирование образовательной деятельности;

2) государственная аккредитация образовательной деятельности;

3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Лицензирование заключается в проверке соблюдения образовательным учреждением лицензионных показателей в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности (утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174) и признании права на ведение образовательной деятельности, подтверждаемого выдачей лицензии. В настоящее время лицензия, выдаваемая ОУ, является бессрочной.

Таким образом, говорить об оценке качества при лицензировании не корректно. Речь идет только о том, что проверяются начальные условия, созданные ОУ для предстоящей деятельности, оценка самой деятельности не осуществляется.

Аккредитация - это процесс, в результате которого осуществляется подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, требования к которым установлены федеральными государственными образовательными стандартами в соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г. № 184). Выполнение аккредитационных показателей подтверждается выдачей свидетельства об аккредитации. Установлены сроки и периодичность проведения аккредитации. ОУ проводят большой объем мероприятий при подготовке к аккредитации и, несмотря на сложность процедуры, как правило, успешно ее проходят.

Государственный контроль (надзор) в области образования включает в себя федеральный государственный надзор в области образования и федеральный государственный контроль качества образования.

Предметом государственного контроля качества образования является установление соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в процессе осуществления ОУ образовательной деятельности. Процедура проводится в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 02 мая 2012 г. № 370) в плановом и внеплановом режиме. В отношении одной организации плановая проверка может быть проведена Рособрнадзором не чаще чем один раз в три года.

Таким образом, в стране регламентированы различные государственные формы оценки качества образовательной деятельности, реализуемые с установленной периодичностью в обязательном порядке. Особенностью государственной оценки качества образовательной деятельности является тот факт, что оцениваются подчиненные Минобрнауки организации. Случай ведомственной оценки организации весьма распространен, однако в сфере оценки соответствия наиболее объективной считается оценка, осуществляемая независимой стороной, в качестве которой рассматриваются органы по сертификации.

В настоящее время образовательные учреждения широко используют добровольную процедуру сертификации для оценки качества образовательной деятельности. По заявке ОУ процедуру сертификации проводит независимая сторона - орган по сертификации, в ходе которой проверяется соответствие организации требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 90012008 [3]. Порядок сертификации услуг регламентирован ГОСТ Р 54659-2011 «Оценка соответствия. Правила проведения добровольной сертификации услуг (работ)». Данный стандарт устанавливает возможность проведения сертификации по четырем схемам, различающимся глубиной охвата рассматриваемых вопросов:

• оценка мастерства исполнителя работ и услуг;

• оценка процесса выполнения работ, оказания услуг;

• анализ состояния производства (деятельности ОУ);

• оценка организации.

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования Тем не менее, несмотря на апробированные формы обязательной и добровольной оценки качества образовательной деятельности ОУ, осенью 2012 года Министерство образования и науки Российской Федерации провело мониторинг деятельности вузов по критериям, ранее не установленным, не доведенным до организаций и утвержденным Советом ректоров РФ только после проведения мониторинга. По результатам мониторинга 136 вузов были включены в список образовательных учреждений с признаками неэффективности. Проведение мониторинга - пример того, как не следует проводить процедуру оценки качества или подтверждения соответствия. Тем более, что после такой необъективной и некорректной оценки Минобромнауки принимается решение о закрытии и реорганизации ряда вузов. Представленный выше анализ показывает:

• для оценки качества образовательной деятельности ОУ используются различные формы обязательной оценки (лицензирование, аккредитация, государственный контроль) и добровольная оценка (сертификация);

• инициаторами оценки качества образовательной деятельности являются государство в лице Минобрнауки (Рособрнадзора) при проведении обязательной оценки или сами образовательные учреждения профессионального образования в случае добровольной оценки;

• оценка проводится по двухбалльной шкале в категориях «соответствует требованиям» -«не соответствует требованиям»;

• в настоящее время к оценке качества образовательной деятельности потребители не привлекаются, их мнение в оценке не учитывается.

Однако качество подготовки выпускников ОУ ПО должно в первую очередь устраивать работодателей и самих выпускников, а не Минобрнауки, сузы и вузы. При выполнении формальных требований Рособрнадзора, сузов и вузов существует ситуация, когда выпускники ОУ ПО в подавляющем большинстве работают не по специальности, а работодателей не устраивает уровень их подготовки.

Следовательно, необходимо формирование системы оценки качества деятельности образовательных учреждений профессионального образования потребителями. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61, относит формирование механизмов оценки качества образовательных услуг с участием потребителей к числу приоритетных задач.

Авторы статьи предлагают следующие рекомендации при формировании системы оценки качества деятельности ОУ ПО потребителями. К основным потребителям ОУ ПО следует отнести:

• обучающихся и выпускников;

• родителей обучающихся и выпускников;

• работодателей и общественные организации.

При установлении требований к ОУ ПО необходимо учитывать требования потребителей, к которым относятся:

• процент трудоустроенных или продолживших обучение выпускников;

• процент выпускников, работающих по специальности;

• готовность выполнения должностных обязанностей выпускниками без дополнительной подготовки;

• время адаптации выпускников к условиям профессиональной деятельности;

• качество выполнения должностных обязанностей и т.д.

Участниками оценки качества образовательной деятельности ОУ ПО должны стать все группы потребителей (обучающиеся и выпускники, их родители, работодатели и общественные организации).

Применяемая шкала оценок помимо градаций «соответствует требованиям», «не соответствует требованиям» может содержать различные градации категории «соответствует», например, «низкий уровень качества», «средний уровень качества», «высокий уровень качества».

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

Процедура оценки качества должна быть публично обсуждена на национальном уровне с возможным привлечением информационных ресурсов Общественной палаты при Президенте РФ и утверждением регламента оценки качества образовательной деятельности ОУ ПО Общественной палатой. Реализация процедуры оценки качества должна предусматривать применение информационных технологий [1].

При установлении периодичности оценки качества в сфере профессионального образования за основу рекомендуется принять время подготовки по основной образовательной программе (например, для программ бакалавриата - 4 года) или время, кратное подготовке по основной образовательной программе (например, для программ магистратуры - три года как два периода по полтора года обучения).

Литература

1. Андрух О.Н., Зарытовский А.С., Николаенко А.В., Сидорова А.С., Швец А.А. Использование информационных технологий в анкетировании «Оценка качества преподавательской деятельности» // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Современное непрерывное образование». - Серпухов: МОУ «ИИФ», 2011. 5 с.

2. Андрух О.Н., Сидорова А.С. Формирование номенклатуры показателей качества преподавателей вузов на основе системного подхода // Известия МГТУ «МАМИ» № 1(15), 2013, т. 6. с. 145-148.

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования.

Критерии эффективности вузов в ракурсе тенденций мирового рынка образовательных услуг. Опыт реализации рекрутинговых мероприятий

д.т.н. проф. Максимов Ю.В., к.т.н. доц. Анкин А.В.

Университет машиностроения 8 (495) 223-05-34, ankin@ mami.ru

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к реализации перспективных мероприятий, направленных на выполнение критериев эффективности вузов в части международного сотрудничества

Ключевые слова: иностранные абитуриенты, иностранные обучающиеся, рекрутинг, выездной день открытых дверей, отбор, набор, инфраструктура, IT-технологии

Мировой рынок образования имеет тенденцию к устойчивому росту достаточно высокими темпами и уже уверенно обозначил себя полигоном жестокой борьбы государств за мощные финансовые потоки в сфере образовательных услуг, а также укрепления своих геополитических позиций в международном сообществе. Подготовка специалистов для зарубежных стран вошла в число важных приоритетов государственной политики ряда ведущих стран, при том что позиции России существенно ослабли [1], тогда как расширение подготовки специалистов для зарубежных стран присуще таким странам, как Австралия, Великобритания, Германия, Канада, США, Франция, Китай, Япония и др.

По оценке Международного департамента Министерства образования и науки Российской Федерации, в настоящее время русский язык по распространенности в мире занимает лишь 8 место.

Сохранив за собой лишь не более 2% от общей численности учащихся и 0,3% от общей финансовой емкости мирового рынка образования, Россия пожинает плоды тех системных противоречий, которые изначально были заложены еще в начале девяностых годов прошлого столетия и в значительной степени сохранившихся до настоящего времени.

Одно из таких противоречий - разрозненность интересов вузов, не подкрепленная стратегическим интересом государства, несмотря на необходимость реализации основных положений Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.