Научная статья на тему 'Управление качеством профессионального образования: анализ инновационного опыта'

Управление качеством профессионального образования: анализ инновационного опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / QUALITY / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY OF EDUCATION / THE SYSTEM OF QUALITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / VOCATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букин Леонид Леонидович, Космачева Надежда Михайловна

В статье рассматриваются вопросы управления качеством в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, анализируются инновационные модели и системы менеджмента качества, использованные различными образовательными учреждениями Российской Федерации, формируются предложения для определения оптимальной модели системы менеджмента качества для интегрированных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Букин Леонид Леонидович, Космачева Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of the professional education quality: the analysis of innovative experience

The article covers issues of quality management in the educational institutions of secondary and higher professional education; the innovative models and quality management systems used by different educational institutions of the Russian Federation are analyzed; proposals for determination of the optimal model of the quality management system for the integrated educational institutions of higher professional education are formed.

Текст научной работы на тему «Управление качеством профессионального образования: анализ инновационного опыта»

УДК 377/378:001.895

Л. Л. Букин, Н. М. Космачева Управление качеством профессионального образования:

*

анализ инновационного опыта

В статье рассматриваются вопросы управления качеством в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, анализируются инновационные модели и системы менеджмента качества, использованные различными образовательными учреждениями Российской Федерации, формируются предложения для определения оптимальной модели системы менеджмента качества для интегрированных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

The article covers issues of quality management in the educational institutions of secondary and higher professional education; the innovative models and quality management systems used by different educational institutions of the Russian Federation are analyzed; proposals for determination of the optimal model of the quality management system for the integrated educational institutions of higher professional education are formed.

Ключевые слова: качество, управление качеством, качество образования, система качества образовательного учреждения, профессиональное образование, образовательное учреждение.

Key words: quality, quality management, quality of education, the system of quality of educational institutions, vocational education, educational institution.

В российских образовательных учреждениях деятельность по формированию и управлению системами качества ведется с начала 80-х годов прошлого века. Поскольку требование об управлении качеством (Quality Management) может являться одним из современных критериев аттестации и лицензирования в сфере высшего образования не только в Европе, но и в нашей стране, к настоящему моменту системы менеджмента качества уже внедрило или внедряет большинство учреждений высшего и некоторая часть учреждений среднего профессионального образования.

Анализируя эти процессы и исходя из существующего многообразия инноваций в сфере управления качеством, следует констатировать, что на сегодняшний момент в практике российских образовательных учреждений в той или иной степени могут быть использованы следующие модели систем качества:

© Букин Л. Л., Космачева Н. М., 2012

* Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательских работ по теме «Разработка и внедрение единой системы управления качеством образования в условиях интегрированных образовательных учреждений высшего профессионального образования Ленинградской области» по государственному контракту № 32/12 от 18.04.2012 г.

132

• основанные на требованиях стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) и принципах Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management, TQM), включая модели менеджмента качества МС ISO 9001:2008 и МС ISO 9004:2009 и BS 7850 (рис. 1);

Рис. 1. Модель системы менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2008

•базовая модель совершенства EFQM (Европейского фонда управления качеством (European Foundation for Quality Management)) (рис. 2);

•экспресс-модель EFQM для высшего образования, разработанная консорциумом европейских вузов TRIS в 2003 г.;

• модель EFQM для университетов, разработанная Шеффилд Халам университетом в 200З г.;

•на базе международных стандартов качества в образовании (The European Association for Quality Assurance in Higher Education, ENQA) (рис. 3);

• японская модель - ПО JIS Q9005:2005;

• японская модель делового совершенства Деминга;

• американская модель TQM на основе премии Болдриджа (Baldrige);

•австралийская модель бенчмаркинга для университетов;

• модель аккредитационного агентства QAA Framework (Великобритания);

• модель международной аккредитационной сети INQAANE для университетов1.

Инноіаднн н обучение

Рис. 2. Модель совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)

Стороны, заинтересованные в гарантии качества образования

Требования

заинтересованных

сторон:

1.Требования по лицензированию и аккредитации;

2.Требования ГОС

3.Требования потребителей образовательной деятельности

Стороны, заинтересованные в гарантии качества образования

Удовлетворенность

заинтересованных

сторон

Рис. 3. Модель системы качества образовательного учреждения на базе международных стандартов ЕЫОЛ

1 См. Отчет по исполнению Государственного контракта № 03.р.20.11.0026 от 12.08.2011. Т. 1.4. Анализ и систематизация материалов

об опыте формирования системы менеджмента качества образования и подготовки специалистов по управлению качеством образования. URL: http://www.ou-link.ru/projects/files/analysis.doc

На схемах, раскрывающих сущность основных моделей (см.

л

рис. 1-3), достаточно детально видны различия в них1. Так, модель системы менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2008 (см. рис. 1) и модель системы качества образовательного учреждения на базе международных стандартов ENQA (см. рис. 3) содержат элементы как внутренней, так и внешней среды системы менеджмента качества образовательных учреждений, в то время как модель совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) (см. рис. 2) описывает лишь элементы внутренней среды.

Однако аналитики отмечают, что принципы, на которых базируются все указанные выше модели, имеют большую степень совпадения и отличаются только полнотой и глубиной охвата основных и ресурсных процессов организации. В основе подавляющего большинства существующих моделей менеджмента качества лежат принципы модели всеобщего менеджмента качества (TQM), характеризующие такой подход к руководству организацией, который нацелен на качество, основан на участии всех ее членов и направлен на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителей и выгоды для членов организации и общества. Этот подход характерен для достаточно нового явления в современном обществе, выросшем из теоретических и практических споров о социальной ответственности бизнеса и его руководства и осмысленном сегодня как «социальное предпринимательство». В рамках данной концепции, исходя из правильных представлений о месте экономики в жизни человеческого сообщества, можно сделать вывод о том, что только та экономическая деятельность может быть признана полезной и выгодной человечеству, которая, удовлетворяя какие-либо потребности людей и общества, своими предметом, целями и технологиями производства, сбыта и управления не вредит ни людям (потребителям, непотребителям и самим производителям), ни отношениям между ними, ни окружающей среде.

Такой подход, по нашему мнению, вполне применим и к образовательным учреждениям.

Так, достаточно корректно провести аналогию между современным образовательным учреждением высшего профессионального образования и мощным производственным предприятием, ведь

1 Схемы здесь и далее см.: Иванова Г.Н. Современные модели совершенствования деятельности вуза // Докл. на конф. «Современное образование: содержание, технологии, качество». СПб. 2010. 21-22 апр.

135

объем прямой ответственности руководства и в том, и в другом случае может быть измерен тысячами человек и значительными объемами производственных площадей и финансовых ресурсов. В современных условиях образовательные учреждения высшего профессионального образования, в первую очередь университеты, являются достаточно важными элементами не только системы образования, но и социально-экономической системы в целом. Например, на уровне региона университет может являться градообразующим экономическим субъектом, основным работодателем, центром формирования инфраструктуры, потребителем товаров, работ и услуг, что налагает и на него, и на его руководство, определенные обязательства в отношении данного региона и его населения. Кроме того, принятые в университете ценности, формальные и неформальные цели и принципы деятельности обладают самостоятельным образовательным эффектом, дополняя формальные модели и программы профессионального образования, реализуемые университетом, формируя, в свою очередь, системы ценностей новых экономических субъектов и определяя тем самым их реальное социальное и экономическое поведение.

В этой связи менеджмент качества образовательных учреждений и образовательной деятельности приобретает особое значение, поскольку практическое внедрение систем менеджмента качества, а также убежденное следование его принципам позволяет сформировать в образовательных учреждениях единое пространство постоянного совершенствования образовательных и управленческих действий и технологий, которое является единственно эффективным в условиях глобального производства знаний и информации.

В нашей стране концепция менеджмента качества в образовании безусловно вотребована, и на базе вышеуказанных моделей в рамках проектов, поддержанных или инициированных отечественным Министерством образования и науки в начале 2000-х годов, был создан ряд отечественных инновационных моделей управления качеством в образовательных учреждениях, в том числе:

• модели премии Правительства РФ в области качества и конкурса Министерства образования и науки РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» (рис. 4);

• типовая модель системы качества образовательного учреждения Рособразования (МИСиС) (рис. 5);

• типовая модель системы качества образовательного учреждения Рособразования (ЛЭТИ);

• экспресс-модели самооценки МИСиС и ЛЭТИ для образовательных учреждений.

Лидирующая

роль

руководства

1СЮ баллов

(10%)

Персонал 120 баллов

' (12%) '

Политика и стратегия организации

в области ____

качества 100 баллов (10%)

Партнерство

__ и ресурсы _____

100 баллов

(10%)

ВОЗМОЖНОСТИ 550 баллов (55%)

Процессы, осуществляемые организацией 130 баллов

(13%)

Удовлетворенность

персонала

90 баллов

(9 %)

Удовлетворенность

потребителей

качеством

продукции

(услуг)

180 баллов (18%)

Влияние организации на общество 60 баллов

(6%)

Результаты работы организации 120 баллов

(12%)

РЕЗУЛЬТАТЫ 450 баллов (45%)

Рис. 4. Модель премии Правительства РФ в области качества

По инициативе Минобрнауки и Рособрнадзора в это же время были созданы Межвузовский (Санкт-Петербург) и региональные центры по сопровождению внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения на базе ряда образовательных учреждений высшего профессионального образования, в том числе Сибирского государственного технологического университета (СГТУ), Уральского государственного технического университета (УГТУ), Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭиС), Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов» (МИСиС), Мордовского государственного университета им. Огарева, Ставропольского государственного аграрного университета (СГАУ) и Рязанского государственного радиотехнического университета (РГРУ)), организована работа специального сайта по поддержке деятельности образовательных учреждений в данной области.

Рис. 5. Модель системы качества МИСиС1

1 См.: http://www.misis.ru/tabid/167/Default.aspx.

138

Широко известный в настоящее время Межвузовский центр по сопровождению внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения был создан в 2006 г. на базе Центра менеджмента качества в образовании (ЦМКО) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в рамках выполнения специального проекта «Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы качества образовательного учреждения». Изначально Центр менеджмента качества в образовании (ЦМКО) был учебнометодическим и консультационным подразделением в организационной структуре системы менеджмента качества СПбГЭТУ «ЛЭТИ», созданным в начале 2002 г. как структурное подразделение факультета экономики и менеджмента. Несмотря на факультетскую подчиненность, вызванную очевидной принадлежностью вопросов управления качеством к экономической науке и многолетней работой сотрудников факультета в этой области, в том числе участия в ряде российских и международных проектов, центр оказывал общую поддержку деятельности в области менеджмента качества в самом университете и именно поэтому впоследствии был преобразован в межвузовский. Межвузовский центр был создан как головной центр РФ по сопровождению внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения, и с момента своего создания деятельность Межвузовского центра способствует развитию систем качества образовательных учреждений и совершенствованию механизмов гарантий качества в высшем профессиональном образовании, определенных в свое время Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки1.

В свою очередь, все региональные центры и в настоящее время осуществляют работу по подготовке специалистов для системы менеджмента качества вузов, сопровождаемую созданием необходимого учебно-методического обеспечения, в том числе разработкой учебных программ, методических пособий, дидактических материалов и т. д. Например, в 2008 г. Региональным центром НИТУ МИСиС были выполнены следующие работы в рамках системы управления университета: доработан перечень процессов (все процессы системы соотнесены путём перекрёстных ссылок с требованиями ИСО 9001, типовой модели, Стандартов и Директив ENQA); разработана новая (пятая) версия руководства по качеству (по каждому процессу системы приведены более полные сведения); переработан стандарт организации по подготовке и проведению государственной аккредитации университета в рамках комплексной оценки; проведён внутренний аудит системы внутренними аудиторами университета, проведены корректирующие действия, государственная аккредитация НИТУ МИСиС, надзорный аудит системы

1 См.: http://obrnadzor.gov.ru/ru/about/general_information/

139

Ассоциацией по сертификации «Русский регистр»1. В данном случае, как видим, именно региональный центр НИТУ МИСиС выступает аналитиком, инициатором и координатором совершенствования процессов управления системой качества головного университета.

Российский информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством для образовательных учреждений высшего профессионального образования2 был разработан в рамках государственного контракта в 2006 г. Целью его разработки было обеспечение необходимой информационно-методической поддержки систем управления качеством в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (институты, университеты, академии) и информационное сопровождение реализации задачи II «Развитие системы обеспечения качества образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803. Государственным заказчиком проекта выступили Федеральное агентство по образованию и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации, а исполнителем стало ФГУ «Государственный научноисследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» (ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»). Следует отметить высокое качество портала, выраженное в его структуре, оперативности и значимости представленных материалов, особенно на момент его создания. В настоящий момент на сайте доступны, хотя и не всегда актуальны, общая и специальная информация о системах управления качеством образования в вузах России, в том числе доработанная типовая модель системы качества образовательных учреждений; опыт внедрения систем качества образования в институтах, университетах, академиях; требования директив и стандартов Европейской сети гарантии качества в высшем образовании (ENQA) и Международной организации по стандартизации (ИСО); материалы по нормативно-правовому обеспечению системы качества высшего профессионального образования, а также справочнометодическая информация о лицензировании, аттестации и аккредитации, комплексной оценке и самооценке вузов.

Инновационный опыт формирования и управления системами качества в российских образовательных учреждениях наиболее адекватно представлен в результатах деятельности тех образовательных учреждений, системы менеджмента качества которых не только были успешно внедрены, но и прошли отечественную и международную сертификацию и/или отмечены премиями в области качества. В этой связи можно выделить опыт по формированию и

1 См.: http://www.misis.ru/tabid/86/Default.aspx.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См. сайт: http://quality.edu.ru.

управлению системами качества в Московском государственном институте стали и сплавов (технологический университет), Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете, Московском государственном технологическом университете «Стан-кин», Томском политехническом университете и Сибирском федеральном университете.

Отметим, что состав документации систем качества данных вузов структурно одинаков, включает пять уровней, начиная с общих для всех систем качества документов (законов, стандартов и проч.), и заканчивая внутренними документами системы менеджмента качества и рабочими записями. В то же время содержание этих документов, как и содержание деятельности, может различаться в соответствии с избранными этими университетами целеполагающими формулировками. На основании таблицы, в которой указаны миссия, цели и задачи, т. е. основные элементы деятельности этих образовательных учреждений в области качества, можно произвести их сравнение.

Таблица

Основные элементы инновационных систем менеджмента качества образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ

Формулировка миссии Формулировки целей Формулировки задач или основных направлений деятельности

ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет МИСиС» (НИТУМИСиС») Режим доступа: http://www.misis.ru/tabid/85/Default.aspx

Служение России и ее национальной безопасности путем: подготовки кадров с мировым уровнем профессиональной и социальной компетентности, повышения их квалификации; инновацио нной деятельности в металлургии и материаловедении - Развитие системы многоуровневой подготовки специалистов и научных кадров за счет фундаментальности, качества, непрерывности и преемственности образования и науки, единства обучения, исследований и воспитания, интеграции в мировое образовательное и научное сообщество; - осуществление инновационной деятельности в металлургии и материаловедении за счет фундаментальных и прикладных исследований мирового уровня, использования результатов инновационной деятельности для развития системы многоуровневой подготовки специалистов и научных кадров - Развитие многоуровневой системы подготовки кадров и научных сотрудников на основе модернизации лабораторной и экспериментальной базы, внедрения новых образовательных программ, форм и методов обучения; - создание системы организационнометодической поддержки инновационных образовательных программ; - развитие МИСиС как инновационного исследовательского университета путем интеграции учебной и научной деятельности; - концентрация ресурсов на приоритетных научно-образовательных программах; - развитие педагогического и научного потенциала университета за счет углубления фундаментальных и прикладных исследований, развития персонала; - увеличение доходов университета за счет расширения образовательной и инновационной деятельности, в том числе целевой подготовки кадров, трансфера технологий, оказания консалтинговых и инжиниринговых

услуг, дистанционного обучения и др.; - развитие форм и методов взаимодействия, углубление долгосрочных связей со стратегическими партнерами внутри российского и мирового академического, научного и бизнес сообщества в образовательной и научно-технической деятельности; - приоритетное развитие сотрудничества в области образования и научно-технической деятельности со странами СНГ; - совершенствование системы управления

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ) им. В.И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ) Режим доступа: http://www. eltech.ru/ru/universitet/missiya-universiteta

Генерация, распространение и применение новых знаний для опережающего научнотехнологического и кадрового обеспечения динамичного развития и поддержания глобальной конкурентоспособности радиоэлектронного и инфотелеком-муникационного комплекса страны с учетом прогнозируемых мировых тенденций в науке, технике и технологиях и структурных преобразований в экономике - Удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; - удовлетворение потребности государства и общества в подготовке научно-педагогической, управленческой и культурной элиты, способной обеспечить развитие науки, техники и технологий; - удовлетворение потребностей мирового сообщества в новых знаниях и технологиях - Внедрение инновационных образовательных программ, интегрированных в мировое образовательное пространство; - выполнение фундаментальных, прикладных научных исследований и инженерно-практических работ для выпуска и реализации наукоемкой продукции; - воспитание у обучающихся необходимых гражданских и нравственных качеств, уважения к истории развития России, критического и независимого мышления, способности учиться всю жизнь; - достойное представление высшей школы России на международном научно-образовательном пространстве; - развитие исторически сложившихся и признанных мировой академической наукой научно-педагогических школ в области физикоматематических, естественных и гуманитарных наук

ФГБОУ ВПО «Московский государственный технологический университет «Станкин» Режим доступа: http://www.stankin.ru/strateg.pdf

Кадровое и научнотехническое обеспечение модернизации и развития отечественного машиностроения, его стратегически важных для обороноспособности, безопасности и технологической независимости страны высокотехнологичных предприятий В образовательной деятельности - формирование конкурентоспособного портфеля образовательных программ мно-гоуровнего непрерывного профессионального образования по принятым приоритетным направлениям, внедрение эффективных технологий обучения и создание условий для развития инновационного потенциала личности. В научной деятельности - обеспечение технологической безопасности стратегических отраслей машиностроения и повышение глобальной конкурентоспособности России на основе проведения опережающих научных исследований, а также реализации проектов по разработке и организации - Завершение реализации принципа обучения через научную и практическую деятельность обучаемых, модернизация лабораторной базы учебного процесса, методического обучения образовательных программ, внедрение в учебный процесс технологий электронного обучения, повышение качества контингента обучающихся и профессорско-преподавательского состава, повышение целевой ориентированности подготовки; - поддержка действующих и формирование новых научных школ Университета, укрепление их материальной базы; - создание вокруг университета «инновационного пояса» из малых научно-производственных предприятий,

серийного производства наукоемкого импортозамещающего оборудования, прежде всего двойного назначения. Развитие инновационной инфраструктуры университета, административно-финансового управления университетом, кадрового потенциала, социальной политики и корпоративной культуры основой деятельности которых служат объекты интеллектуальной собственности, созданные в «СТАНКИНе», развитие материально-технической, учебнометодической и информационной базы учебного процесса, развитие инфраструктуры научной деятельности, инженерной инфраструктуры и производственно-хозяйственной базы университета; - создание условий, обеспечивающих подготовку и воспитание широко образованных, творчески мыслящих, генерирующих новые знания и способных к саморазвитию граждан, подготовленных к эффективной адаптации в социокультурной среде российского и международного сообщества

ФГБОУ ВПО ««Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (ТПУ) Режим доступа: http://portal.tpu.ru/www/management/doktrina

Создание и организация эффективного функционирования системы качества подготовки высокопрофессиональных специалистов, готовых к планированию, построению и постоянному развитию мирового цивилизованного общества - Формирование собственного имиджа ТПУ как вуза с мировым признанием через международную сертификацию системы менеджмента качества образовательных услуг, создание саморазвивающейся системы менеджмента качества академического обучения и образовательных услуг, реализующей принцип непрерывного совершенствования, обеспечение опережающего удовлетворения запросов клиентов системы: внешних - студентов, промышленности и общества в целом; внутренних - сотрудников университета. - Обеспечение системных гарантий приобретения клиентом знаний, умений, культуры и комплексной подготовки к самореализации в обществе. - Обеспечение внутренних и внешних клиентов системы качества материальной, методической и информационной базой, гарантирующей реализацию всех процессов менеджмента качества университета. - Обеспечение системной интеграции образования, науки и производства, включая интеграцию в университете процессов менеджмента научных исследований с образовательным процессом. - Обеспечение эффективной реализации принципов социального менеджмента для внешних и внутренних клиентов системы управления качеством образовательных услуг, создание единого правового пространства, гармони- - Формирование собственного имиджа ТПУ как вуза с мировым признанием через систему международной сертификации; - сохранение исторически накопленного потенциала управления процессами создания учебных и научных технологий и методов их реализации, документированных в вузе в виде стандартов, методик и других материалов, их трансформация и гармонизация с международными стандартами; - обеспечение единого информационного пространства для всех сотрудников университета от технического персонала до ректора в целях создания и организации эффективного функционирования системы менеджмента качества; - разработка принципов и методов мотивации сотрудников университета для перехода на системные позиции обеспечения качества образовательных услуг, научных и административных технологий; - обеспечение необходимого и достаточного образовательного уровня всех сотрудников университета в целях эффективного построения и внедрения систем управления качеством; - обеспечение непрерывного совершенствования системы менеджмента качества университета, гармонизация его внутренних и внешних процессов, гарантирующих лидирующие позиции вуза в мировом рейтинге.

зация его с законами мирового сообщества для обеспечения эффективного функционирования и развития системы менеджмента образовательных услуг университета, создание условий для эффективного корпоративного менеджмента в системе качества подготовки специалистов. - Обеспечение внутренних гарантий качества образовательных услуг и подготовки специалистов, создание внешних гарантий качества образовательных услуг и подготовки специалистов

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (СФУ) Режим доступа: http://www.sfu-kras.ru/about

Развитие интеллектуального капитала и опережающего наукоемкого образования, обеспечивающее устойчивое повышение качества жизни населения Сибири на основе подготовки высококвалифицированных кадров, способных к творческой и практической деятельности, и генерации глобально значимых знаний и технологий, направленных на расширение экономического потенциала и мировой конкурентоспособности базовых отраслей региональной экономики - Удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. - Удовлетворение потребности государства и общества в подготовке специалистов, способных обеспечить развитие региона и страны. - Выполнение актуальных научноисследовательских работ, соответствующих приоритетам развития науки, техники и технологий - Внедрение инновационных образовательных программ, интегрированных в мировое образовательное пространство, построенных на основе интеграции учебной, научной, производственной и международной деятельности университета, систематического изучения требований потребителей и всех заинтересованных сторон; - формирование корпоративной культуры, способствующей мотивации сотрудников к повышению качества своей деятельности, развитию процессов самоорганизации в подразделениях и студенческой среде, вовлечению обучающихся в процессы обеспечения качества; - выполнение фундаментальных, прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ, ориентированных на выпуск и реализацию наукоемкой продукции; установление и поддержание взаимовыгодных, долговременных отношений с заинтересованными сторонами, основанных на принципах доверия и взаимопонимания, изучение, прогнозирование и формирование потребностей рынка интеллектуального труда; - воспитание у обучающихся необходимых гражданских и нравственных качеств, уважения к истории развития России, критического и независимого мышления, способности учиться всю жизнь; - развитие материально-технической базы университета, внедрение в научно-образовательный процесс современного оборудования, новых информационных технологий, телекоммуникационных систем

Интересно, что формулировки миссий этих университетов очевидно отражают достаточно широкий спектр их социальной ответст-

венности как в отношении территории: от региона (ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»), России (ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет МИ-СиС» (НИТУМИСиС») и до мирового цивилизованного общества (ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»), так и в отношении сферы деятельности или конечной цели: от отрасли (ФГБОУ ВПО «Московский государственный технологический университет «Станкин», ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет МИСиС» (НИТУМИСиС»)), экономического комплекса (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ) им. В.И. Ульянова (Ленина)) до достаточно абстрактного «интеллектуального капитала» и качества жизни (ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»). На наш взгляд, такое многообразие формулировок миссии университета говорит о широте понимания научным сообществом целей и задач скорее образования в целом, чем одного образовательного учреждения. В то же время формулировки целей продолжают пафос миссии, сохраняя установленные ограничения, однако задачи все ставят на свои места: интересы и организации, и потребителей, непосредственных и опосредованных, учтены в полном соответствии с рекомендациями стандартов ^О.

Следует отметить, что рассматриваемый нами инновационный опыт внедрения систем менеджмента качества в образовании не является единственно возможным, но адекватно иллюстрирует существующее в отечественной системе образования многообразие СМК ОУ. В этой связи образовательным учреждениям, осуществляющим разработку и внедрение системы менеджмента качества, можно предложить следующие рекомендации.

1. При выборе модели системы менеджмента качества следует выбирать модель, наиболее приближенную к сфере деятельности образовательного учреждения.

2. Особое значение имеет формулировка миссии образовательного учреждения, поскольку именно она в конечном счете определяет не только цели и задачи деятельности образовательного учреждения, в том числе в сфере управления качеством, но и те ценности, вокруг которых будет происходить или не происходить необходимая консолидация сотрудников, обучающихся и партнеров университета.

3. Корректировка системы управления качеством образовательного учреждения может производиться с той регулярностью, которая обусловливается производственными задачами, проблемами

145

внешней и внутренней среды или исполненными (достигнутыми) целями.

Следование указанным рекомендациям и использование имеющегося в нашей стране инновационного опыта внедрения систем менеджмента качества в образовании безусловно позволит тем образовательным учреждениям профессионального образования, которые еще не прошли сертификацию в области менеджмента качества или только начинают работу по разработке и внедрению систем менеджмента качества, осуществить работы в данной области с максимальной эффективностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.