Научная статья на тему 'Правовой мониторинг в республике Казахстан: тенденции и перспективы'

Правовой мониторинг в республике Казахстан: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нуркеева Гульнара Камбаровна

Автор оценивает современное состояние правового мониторинга в свете Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой мониторинг в республике Казахстан: тенденции и перспективы»

Правовой мониторинг и антикоррупционная экспертиза действующих НПА

Нуркеева Гульнара Камбаровна,

младший научный сотрудник отдела правового мониторинга Института законодательства РК

правовой мониторинг в республике казахстан: тенденции и перспективы

В настоящее время Казахстан создал и поступательно совершенствует систему законодательства. За короткий исторический период обновлено отраслевое законодательство и определены направления его дальнейшего совершенствования. В этом контексте возрастает роль и значение правового мониторинга, составляющего основу нового уровня взаимосвязей между правоприменением и нормотворчеством.

Согласно Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года, «в целях повышения эффективности нормотворческой деятельности необходимо продолжить работу по систематизации действующего законодательства, дальнейшей консолидации в разрезе отраслей законодательства; освобождению его от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, устранению внутренних противоречий в действующем праве; минимизации отсылочных норм в законах и расширению практики принятия законов прямого действия в рамках круга вопросов, по которым, в соответствии с Конституцией, могут приниматься законодательные акты». Особое внимание нужно уделить прогнозно-аналитическому обеспечению правотворческой деятельности, которая будет основываться на постоянном мониторинге тенденций развития отраслей права и правовых систем, анализе практики применения нормативно-правовых актов.

Это позволит создать современную по содержанию и методам регулирования систему, наглядно отражающую все этапы нормотворческой и правоприменительной деятельности по каждому акту, - его разработку, принятие, применение, внесение изменений и дополнений, признание утратившим силу либо разработку нового акта.

Посредством таких процедур и механизмов оптимизируется и становится системной нор-мотворческая деятельность государственных

органов. При этом широкое применение социологических методов при правовом мониторинге позволит максимально учесть общественное мнение в ходе осуществления правовой политики [1]. Концепция развивает основные принципы государственной политики в области совершенствования системы законодательства Республики Казахстан, определенные Конституцией Республики Казахстан, Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, Законом Республики Казахстан «О нормативных правовых актах».

В целях достижения социальной и политической проработанности законов, а также повышения качества и унификации юридической техники разработаны Методические рекомендации по проведению правового мониторинга нормативных правовых актов и по подготовке Концепций и проектов НПА, утвержденные Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 28 октября 2011 года №350. Так, под правовым мониторингом нормативных правовых актов следует понимать механизм постоянного наблюдения, анализа, оценки развития права и корректирующего воздействия на правовую сферу. То есть, правовой мониторинг НПА - это постоянный процесс, направленный на совершенствование норм национального законодательства.

Таким образом, процесс правового мониторинга продолжается следующим образом.

Проведение анализа нормативных правовых актов и практики его применения. Данная работа заключается в выявлении противоречий, коллизий, пробелов в нормах действующего законодательства, результатом которого является выработка предложений по совершенствованию законодательного акта (отдельных положений, норм НПА), а также подзаконных нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений анализируемого НПА.

№ 1 (25) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

6

Реализация результатов проведенного анализа нормативных правовых актов и практики его применения. По результатам проведенного анализа нормативных правовых актов и практики его применения разрабатывается Концепция и проект НПА. Следует отметить, что при подготовке Концепции и проекта НПА самым основным вопросом является проведение работы по прогнозированию последствий принятия законодательных актов, которые позволяют оценить возможные негативные социально-экономические последствия принятия законодательного акта на самой ранней стадии разработки концепции.

Принятый НПА, как действующее законодательство, также подлежит анализу практики его применения.

Таким образом, правовой мониторинг носит постоянный, циклический характер, поскольку проводимый анализ законодательных актов позволяет выявить пробелы, противоречия и коллизии и внести предложения по корректировке законодательства посредством разработки проектов концепций.

Анализ правового мониторинга в Республике Казахстан показал, что общим признаком, объединяющим данную деятельность, является постоянное определение степени эффективности национального законодательства, выступающее действенным механизмом его совершенствования [2].

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2011 года № 964 «Об утверждении Правил проведения правового мониторинга нормативных правовых актов».

Правила проведения правового мониторинга нормативных правовых актов разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах».

Правила устанавливают порядок проведения правового мониторинга государственными органами в отношении нормативных правовых актов, принятых ими и (или) разработчиками которых они являлись, а также актов, относящихся к их компетенции.

Правила не распространяются на нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан, а также нормативные правовые акты или отдельные их части, содержащие государственные секреты и служебную информацию.

Правовой мониторинг нормативных правовых актов проводится на постоянной основе, по сбору, оценке, анализу информации о состоянии законодательства Республики Казахстан, а также по прогнозу динамики его развития и практики применения в целях выявления противоречащих

законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценки эффективности их реализации.

Правовой мониторинг нормативных правовых актов ведется структурными подразделениями и ведомствами уполномоченного органа в отношении нормативных правовых актов, разработанных и принятых соответствующим уполномоченным органом (в том числе по ранее принятым актам, реализацию которых осуществляет уполномоченный орган).

В уполномоченных органах координацию деятельности подразделений по правовому мониторингу нормативных правовых актов осуществляют юридические службы, в случае их отсутствия - структурные подразделения, определяемые руководителем уполномоченного органа.

Координацию деятельности уполномоченных органов по правовому мониторингу нормативных правовых актов осуществляет Министерство юстиции Республики Казахстан. В этих целях Министерство юстиции Республики Казахстан разрабатывает и утверждает методические рекомендации по проведению правового мониторинга нормативных правовых актов [3].

Современное состояние системы правового мониторинга свидетельствует о неполном охвате законодательного массива, в отношении которого необходимо ведение правового мониторинга. Осуществление правового мониторинга проводится в соответствии с Постановлением Правительства Республики и является прерогативой государственных органов.

Изучая эту проблему, можно обратить особое внимание на опыт России. Правовой мониторинг в России в качестве самостоятельного вида деятельности стал рассматриваться лишь около 8 лет назад, в настоящее время он заявил о себе как о полноценном элементе правовой системы и как мощном факторе юридического развития России [4]. Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года №657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» в целях совершенствования правовой системы Российской Федерации утверждено Положение о мониторинге правоприменения в Российской Федерации. Также постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011года №694 утверждена Методика осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, в соответствии с которой в России проводят текущий и оперативный виды мониторинга правоприменения. Текущий мониторинг осуществляется на регулярной основе в отношении отрасли (подотрасли) законодательства и группы норма-

Правовой мониторинг и антикоррупционная экспертиза действующих НПА

тивных правовых актов. Оперативный мониторинг осуществляется в течение первого года действия нормативных правовых актов Российской Федерации, выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека [5].

Мониторинг относительно новое понятие в правовой сфере. Поэтому вопросы раскрытия сущности и содержания данного явления считаются актуальными задачами юридической науки.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости обновления, преобразования этого вида деятельности и совершенствования качества его

проведения в соответствии с современными правовыми, социально-экономическими и политическими условиями развития Республики Казахстан и прогрессивным опытом зарубежных стран.

Государство должно обеспечить стабильность развития страны через правовую устойчивость на основе системы гуманитарных ценностей. Это его обязанность перед народом, который наделил его публичной властью.

В связи с этим объективно возникает необходимость создания в стране комплексного механизма оценки системы действующего законодательства, ее соответствия задачам общества и государства.

Использованная литература

1. О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858.

2. Методические рекомендации по проведению правового мониторинга нормативных правовых актов и по подготовке Концепций и проектов НПА (http://www.minjust.kz/ru).

3. http://i-news.kz/news/2011/09/07/6016404.Мт1

4. Баранов В.М., Мушинский М.А. Общетеоретические и историко-правовые проблемы юридической науки и практики // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2011. - 79 с.

5. Указ Президента РФ от 20 мая 2011 года №657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года №694 Методика осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации.

Автор 2010 жылдан 2020 жылга деШнгг мерзгмге арналган Казахстан Республикасыныц цуцыцтыц саясат тужырымдамасы тургысынан цаз1рг1 уацыттагы цщъщтъщ мониторингтщ жагдайын багалайды.

Автор оценивает современное состояние правового мониторинга в свете Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.

The author assesses the current state of legal monitoring in light of the Concept of Legal Policy of the Republic of Kazakhstan for the period from 2010 to 2020.

Ty^h сездер: ^^ыкгьщ мониторинг. Ключевые слова: правовой мониторинг. Keywords: legal monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.