DOI: 10.24412/2619-0761-2022-4-34-39 УДК 332.3
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДА ТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ ЗЕМЛИ И НЕДВИЖИМОСТИ
Ширина Н.В. * Гайдук А.С., Чигринов М.С.
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгород, Россия
* E-mail: schnv02@maii.ru
Аннотация. Законодательство в сфере земли и недвижимости имеет тенденцию развиваться, следовательно, существует необходимость в отслеживании данных преобразований. Описаны законодательные изменения, предусмотренные антикризисным планом Правительства РФ по обеспечению развития экономики страны. Принятые нормы ориентированы на поддержание строительного комплекса и других участников предпринимательского сообщества.
Ключевые слова: земельное законодательство, правовой анализ, недвижимость, законодательные изменения.
Введение.
Я а сегодняшний день, отрасль законодательства, регулирующая отношения в сфере земли и недвижимости, является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей современного российского законодательства. С одной стороны, это, безусловно, объясняется динамичностью самой регулируемой сферы, так как создание и развитие правовой базы бессмысленно в отрыве от практических потребностей соответствующей отрасли коммерческого оборота. Однако, с другой стороны, даже самые динамично развивающиеся отношения требуют определенной стабильности. Таким образом, внесение тех или иных изменений, должно быть направлено на достижение сбалансированного подхода с точки зрения сочетания интересов государства и частного сектора, а также сочетания гибкости законодательной техники и необходимости сохранения стабильности коммерческого оборота [1...3].
Основная часть.
Последние несколько лет сопровождались как значительным количеством изменений в области правового регулирования отношений в сфере недвижимости и строительства, так и формированием новых подходов в судебной практике к применению законодательных норм в этой сфере [4, 5]. Охватить весь массив таких изменений в рамках одного обзора не представляется возможным, поэтому рассмотрены лишь отдельные из таких изменений, которые, по нашему мнению, могут представлять интерес.
По состоянию на апрель 2022 года основные законодательные изменения в сфере земли и недвижимости были связаны с:
- повышением антикризисных мер в поддержку строительной отрасти;
- сокращением ограничений оборотоспособности земельных участков;
- осуществлением государственного контроля (надзора) и мониторинга земель;
- осуществлением кадастровых работ;
- ведением Единого государственного реестра недвижимости.
14 марта 2022 года вступил в силу федеральный закон № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В сфере регистрации недвижимости принятый закон исключает двойную проверку наличия правоустанавливающих документов на землю при вводе объекта в эксплуатацию и уточняет законодательные положения применительно к объектам в водоохранных зонах и в зонах затопления и подтопления в целях повышения прозрачности процедуры государственного кадастрового учета и регистрации прав. Согласно новому закону, требования о наличии инженерной защиты таких объектов и сооружений, обеспечивающих охрану водных
© ®
Содержимое этой работы может использоваться в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Любое дальнейшее распространение этой работы должно содержать указание на автора (ов) и название работы, цитирование в журнале и DOI.
объектов, должны проверяться на стадии строительства и при вводе объектов в эксплуатацию, а не на стадии государственного кадастрового учета и регистрации прав. Закон также вводит упрощенный порядок оформления прав на объекты государственной и муниципальной собственности, права на которые возникли при разграничении госсобственности в 1991 г. Для государственного кадастрового учета и регистрации прав на данные объекты может быть использована выписка из соответствующего реестра государственной или муниципальной собственности. Такая мера поможет эффективнее вовлекать в гражданский оборот государственное или муниципальное имущество, в том числе с целью его предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, увеличения залоговой базы.
27 февраля 2022 года вступил в силу закон № 9-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации». Так, раннее земельные участки во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения были ограничены в обороте, приватизация таких земель не допускалась. С принятием в силу нового закона, земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также госсобственность на которые не разграничена, расположенные во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, исключены из перечня земельных участков, ограниченных в обороте. Также устранены препятствия реализации гражданами и юридическими лицами права на предоставление в собственность земельных участков.
6 февраля 2022 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. № 59, которым был установлен подробный порядок определения состава и размера, а также возмещения убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости. Отметим, что ранее правообладатели объектов недвижимости были вынуждены обосновывать размер причиненных убытков в судебном порядке.
В сфере федерального государственного контроля (надзора) также произошли законодательные изменения. 10 февраля 2022 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2022 г. № 126 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)», которое установило ключевой показатель федерального государственного земельного контроля (надзора) и его целевое значение. Отметим, что таким показателем является разность соотношения количества земельных участков, в отношении которых в отчетном периоде принято решение об их отнесении к более низкой категории риска, к общему числу земельных участков, отнесенных к категориям риска (за исключением земельных участков, отнесенных к категории низкого риска), и аналогичного соотношения количества земельных участков, в отношении которых такие решения приняты за предыдущий отчетный период.
В новом правовом документе приведена формула расчета ключевого показателя, где целевыми значениями ключевого показателя государственного земельного надзора являются положительные значения. К тому же, начали действовать приказы Росреестра № П/0011 о применении проверочного листа при осуществлении земельного надзора и № П/0005 о применении оценочного листа для оценки соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении геодезической и картографической деятельности.
Изменения в сфере осуществления кадастровых работ были обусловлены вступлением в силу следующих нормативно-правовых актов:
1. Приказ Росреестра от 24.05.2021 г. № П/0217 «Об установлении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке», в котором:
- установлено, что кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования такого объекта. Акт обследования для представления в Росреестр может быть подготовлен при отсутствии предусмотренных приказом Росреестра документов, если снос осуществлен до 04.08.2018 г.;
- определен исчерпывающий перечень документов, включаемых в состав акта обследования, которые предоставляются в орган регистрации прав исключительно при их наличии в распоряжении у заказчика кадастровых работ и кадастрового инженера. При отсутствии таких документов подготовка акта обследования осуществляется без учета таких документов, и данное обстоятельство не является нарушением;
- установлена возможность включения в акт обследования не электронных образов документов, а ссылок на документы, опубликованные и размещенные на официальных сайтах органа государственной власти, органов местного самоуправления или суда, либо ссылок на документы, если они доступны в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
2. Приказ Росреестра от 14.12.2021 г. № П/0592 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», в котором:
- установлены требования к подготовке акта согласования местоположения границ земельного участка в виде электронного документа, что позволит проводить согласование местоположения границ участков в электронном виде;
- установлено, в каких случаях допускается изготовление электронных образов документов с использованием монохромного режима, а в каких с использованием полноцветного режима;
- определены правила подготовки межевого плана в целях осуществления кадастрового учета одновременно в отношении смежных и несмежных земельных участков на основании одного заявления и одного межевого плана;
- уточнены правила подготовки межевого плана при уточнении местоположения границ земельных участков, в том числе обобщен перечень документов, подтверждающих существование границ участков на местности 15 лет и более;
- уточнены случаи, при которых допускается подготовка межевого плана в связи с образованием земельных участков без предварительного выполнения кадастровых работ по уточнению описания местоположения границ исходного участка.
3. Приказ Росреестра от 15.03.2022 г. № П/0082 «Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений», в котором:
- установлено, что представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения проектной документации (копий) не осуществляется;
- определены случаи, в соответствии с которыми раздел «План здания, сооружения, План этажа, фрагмент Плана здания, сооружения, этажа» не включается в технический план;
- установлено, что в случае подготовки технического плана в отношении учтенных до 1 января 2013 г. здания, сооружения, объекта незавершенного строительства исключительно для целей внесения в ЕГРН сведений о местоположении таких объектов на земельном участке, для подготовки технического плана не требуется использование проектной документации, разрешение на ввод в эксплуатацию таких объектов или разрешение на строительство и включение их копий, а также включение планов всех этажей в технический план;
- установлено, что при подготовке технического плана линейного объекта в случае строительства этапами, реконструкции его части, в том числе при переносе части линейного объекта в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в случае сноса его части (участка) или в иных предусмотренных законодательством случаях в разделе «Описание местоположения объекта недвижимости» список координат характерных точек контура линейного объекта или части (участка) линейного объекта допускается указывать не в полном объеме по установленным приказом Росреестра № П/0082 правилам.
4. Приказ Росреестра от 04.03.2022 г. № П/0072 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», в котором:
- определено, что составление и заверение Декларации в отношении бесхозяйного линейного объекта в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, осуществляется лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов;
- установлена необходимость представления копий правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов при составлении Декларации в отношении объекта недвижимости (земельного участка, на котором расположен объект недвижимости) при наличии зарегистрированного права на земельный участок или на объект недвижимости, который расположен на таком земельном участке, исключена. В Декларации указываются дата и номер государственной регистрации права на такой земельный участок, объект недвижимости;
- установлено, что при составлении Декларации в отношении гаража в случаях, установленных статьей 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-Ф3, Декларация составляется гражданином, использующим такой гараж. При этом допускается указание в Декларации реквизитов решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и (или) иных документов, указанных в статье 3.7 Федерального закона № 137-Ф3.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2022 г. № 48 «Об утверждении перечня случаев, при которых федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» вправе выполнять кадастровые работы и осуществлять подготовку документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости», где определено право ФГБУ «ФКП Росреестра»:
- выполнять кадастровые работы в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, объектов недвижимости, необходимых для обороны и безопасности, оборонного производства, производства ядовитых веществ, наркотических средств, федеральных энергетических систем, использования атомной энергии, федеральных транспорта и путей сообщения, информации, информационных технологий и связи, космической деятельности, объектов недвижимости единого института развития в жилищной сфере;
- подготавливать документы, необходимые для внесения в ЕГРН сведений в отношении границ зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границ публичных сервитутов, особо охраняемых природных территорий, охотничьих угодий, границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, береговых линий (границ водных объектов), границ Байкальской природной территории и ее экологических зон, сведений о проектах межевания территорий.
Законодательные изменения, связанные с ведением Единого государственного реестра недвижимости затронули проблему хранения реестровых дел. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2022 г. № 146 установлены порядок ведения и сроки хранения закрытых реестровых дел (в том числе открытых до 1 января 2017 г. кадастровых дел, дел правоустанавливающих документов):
- подлинников договоров и других сделок в отношении недвижимого имущества, совершенных в простой письменной форме, зарегистрированных и (или) на основании которых были зарегистрированы права и (или) ограничения (обременения) прав, - в течение 75 лет со дня их закрытия;
- дел, в которые помещены только документы, на основании которых в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав было отказано или их осуществление было прекращено - в течение 5 лет со дня принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Заключение.
Таким образом, в ходе проведенного исследования, был осуществлен правовой анализ законодательных изменений в сфере земли и недвижимости, который демонстрирует высокий уровень заинтересованности государства в повышении качества кадастровых работ, а также осуществлении земельного надзора и развитии системы ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Литература:
1. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
2. Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
3. Калачук Т.Г. Нормативно-правовая база кадастровой оценки объектов недвижимости // Вектор ГеоНаук. 2018. Т.1. № 1. С. 29-35.
4. Калачук Т.Г., Наумова С.С. Правовой режим земель водного фонда // Вектор ГеоНаук. 2021. Т.4. № 1. С. 66-69.
5. Ковалева Е.В., Нугаева Е.В. Развитие государственного земельного контроля на современном этапе (на примере Белгородской области) // Вектор ГеоНаук. 2021. Т.4. № 4. С. 4-10.
Контактные данные:
Ширина Наталья Владимировна, e-mail.ru: schnv02@mail.ru Гайдук Анастасия Сергеевна, e-mail.ru: nastya.gaiduk88@gmail.com Чигринов Михаил Сергеевич, e-mail.ru: golf7000@mail.ru
© Ширина Н.В., Гайдук А.С., Чигринов М.С., 2022
LEGAL ANAL YSIS OF LEGISLA TIVE CHANGES IN THE FIELD OF LAND AND REAL ESTA TE
N. V. Shirina, A.S. Gaiduk, M.S. Chigrinov
Belgorod State Technological University named after V.G. Shoukhov, Belgorod, Russia
*E-mail: schnv02@mail.ru
Abstract. Legislation in the field of land and real estate tends to develop, so there is a need to monitor these transformations. This article describes the legislative changes envisaged by the anti-crisis plan of the Government of the Russian Federation to ensure the development of the country's economy. The adopted norms are aimed at maintaining the construction complex and other members of the business community.
Keywords: land legislation, legal analysis, real estate, legislative changes.
References 4. T.G. Kalachuk, S.S. Naumova, Legal
1. Federal Law "On State Registration of regime of the lands of the water fund, Vector of Real Estate" dated July 13, 2015 N 218-FZ. GeoSciences, 4(1) (2021) 66-69.
2. Federal Law "On Cadastral Activities" 5. E.V. Kovaleva, E.V. Nugaeva, dated July 24, 2007 N 221-FZ. Development of state land control at the present
3. T.G. Kalachuk, Regulatory framework stage (on the example of the Belgorod region), for cadastral valuation of real estate objects, Vector of GeoSciences, 4(4) (2021) 4-10. Vector of GeoSciences, 1(1) (2018) 29-35.
Contacts:
Natal'ya V. Shirina, schnv02@maii.ru Anastasia S. Gaiduk, andryunkina.na@yandex.ru Mikhail S. Chigrinov, golf7000@mall.ru
© Shirina N.V., Gaiduk A.S., Chigrinov M.S., 2022
Ширина Н.В., Гайдук А.С., Чигринов М.С. Правовой анализ законодательных изменений в сфере земли и недвижимости // Вектор ГеоНаук. 2022. Т.5. №4. С. 34-39. DOI: 10.24412/2619-0761-2022-4-34-39.
Shirina N.V., Gaiduk A.S., Chigrinov M.S., 2022. Legal analysis of legislative changes in the field of land and real estate. Vector of Geosciences. 5(4). Pp. 34-39. DOI: 10.24412/2619-07612022-4-34-39.