ййI: 10.24412/2619-0761-2022-3-25-29 УДК 681.3.06
«ЛЕСНАЯ АМНИСТИЯ» НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Антонова И.В., Христук В А, Ширина Н.В. *
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород, Россия
*Е-таИ: schnv02@maii.ru
Аннотация. В настоящее время на территории Белгородской области количество лесных участков составляет свыше 2200, площадь которых по сведениям Единого государственного реестра недвижимости составляет 229,3 тыс. га, по сведениям государственного лесного реестра - 230,6 тыс. га. Так как некоторые из земельных участков учтены и в лесном реестре, и в Едином государственном реестре недвижимости, то возникли трудности с определением их категории. Для того, чтобы устранить данные противоречия между реестрами, законодателями был издан так называемый Закон «О лесной амнистии» (Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»), который вступил в силу в августе 2017 года. «Лесная амнистия» устанавливает приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости над данными государственного лесного реестра. Под амнистию попадают те земельные участки, которые предоставлены гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства; те, право на которые зарегистрировано до 01.01.2016 года; те, которые находятся в границах лесничеств и лесопарков, но по данным Единого государственного реестра недвижимости имеют нелесную категорию. Следует отметить, что под «лесную амнистию» не попадают земли в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, земли специального и сельскохозяйственного назначения.
Ключевые слова: земельный участок, государственный лесной реестр, Единый государственный реестр недвижимости, лесная амнистия.
Введение.
Я а протяжении долгого времени в законах соблюдался принцип упрощенного порядка учета лесных участков для различных целей. Для того, чтобы оформить земельные участки в частную собственность, владельцам не нужно было определять их границы.
Еще одна причина того, что лес стал частью земельных участков, уходит в советское прошлое, когда в рамках действующего на тот момент земельного законодательства садоводческие товарищества создавались по решению местных органов самоуправления. При этом земли не выводились из лесного фонда, но на них разрешалось разводить огород или строить дачи.
Основная часть. В связи с эт им возникли т рудност и с учет ом земельных участ ков, так как некоторые из них были учтены дважды. Это привело к тому, что они были поставлены на учет и в лесном реестре, и в Едином государственном реестре недвижимости (далее -ЕГРН). Так как на лесные земли не распространяется право частной собственности, то такие земельные участки могут находиться только в собственности Российской Федерации и не могут передаваться гражданам для их личного пользования. Одной из особенностей лесного фонда и сведений, содержащихся в государственных реестрах. Результаты работы приведены в табл. 1, 2.
Содержимое этой работы может использоваться в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Любое дальнейшее распространение этой работы должно содержать указание на автора (ов) и название работы, цитирование в журнале и DOI.
использования земель лесного фонда является то, что они не могут быть использованы для строительства каких-либо объектов, например, частных хозяйственных построек. Правообладатели таких участков находились в трудном положении - их недвижимость либо не регистрировали из-за нахождения в границах лесного фонда, либо в судебном порядке лишали уже зарегистрированных прав. Но нельзя утверждать, что собственники умышленно хотели нарушить закон. Часто случалось, что люди, начав строительство, даже не знали о том, что их участок находится в границах лесничества и лесопарка и что данное строительство незаконно.
Для того, чтобы устранить данные противоречия между реестрами, законодателями был издан так называемый Закон «О лесной амнистии» (Федеральный закон от 29.07.2017 № 280 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»), который вступил в силу в августе 2017 года.
Целью закона об амнистии является приведение в порядок земельных статусов тех территорий, по которым данные из ЕГРН противоречат данным из государственного лесного реестра. Этот закон защищает владельцев земельных участков, находящихся в границах лесного фонда от изъятия их недвижимости. С 2018 года этот закон работает в полную силу.
Основная суть «лесной амнистии» заключается в приоритетности сведений ЕГРН над данными лесного реестра. То есть вывод о том, к какой категории относится земельный участок, составляется в соответствии с данными в ЕГРН об этом участке. После этого право собственности и строения на земельном участке является законными.
Также перед законом стоит задача вывода участков, как правило, застроенных, из категории земель лесного фонда. Далее этим участкам присваивается иная категория, наиболее подходящая для ведения хозяйства.
На данный момент, согласно закону «о лесной амнистии», выделяется несколько категорий, на которые распространяется данная амнистия. В первую очередь, это те земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие правообладателям, право которых зарегистрировано до 01.01.2016 года. Теперь земельный участок под зданием образуется и ставится на кадастровый учет в стандартном порядке на основании схемы расположения на кадастровом плане территории. При этом пересечение границ образованного участка с границами лесничества не должно быть препятствием для кадастрового учета.
Отдельно закон выделяет те земельные участки, которые предоставлены гражданам для личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства до 08.08.2008 года. При этом не имеет значения, если у предоставленного земельного участка после 08.08.2008 года произошла смена правообладателя, он также будет попадать в категорию тех земельных участков, на которые распространяется амнистия. Но право собственности на объект недвижимости должно быть установлено до 01.01.2016 года.
Также под «лесную амнистию» попадают земли, находящиеся в границах лесничеств и лесопарков, но по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов имеют нелесную категорию.
Общее правило не распространяется на земельные участки, относящиеся к категориям земель, которые представлены на рис. 1.
Согласно ЕГРН и государственному лесному реестру (далее - ГЛР), общее количество лесных участок на территории Белгородской области - 2271, площадь которых по сведениям ЕГРН составляет - 229,3 тыс. га, по сведениям ГЛР - 230,6 тыс. га.
На территории области - 21 лесничество, из них сведения о границах 11 лесничеств внесены в ЕГРН.
В целях реализации вступившего в силу Закона о лесной амнистии была создана рабочая группа, которая осуществляла работу по приведению в соответствие земель лесного фонда и сведений, содержащихся в государственных реестрах. Результаты работы приведены в табл. 1, 2.
Не погадают под амнистию
Рис. 1. Земли, не попадающие под «лесную амнистию»
Рис. 2. Пример расположения Белгородского лесничества
Количество случаев применения статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ
Таблица 1
По состоянию на 01.06.2021 количество случаев применения статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ в части исключения из земель лесного фонда одномоментно земельных участков составило (общая сумма площадей, исключенных из земель лесного фонда) 73 975 кв.м (7,4 га)
Количество случаев применения статьи 60.2
по инициативе органа регистрации прав (по решению комиссии) 34 389 кв.м (3,4 га)
Количество случаев применения статьи 60.2 по инициативе правообладателей 39 586 кв.м (4 га)
Из них сумма площадей, исключенных из земель лесного фонда и включенных в границы населенных пунктов 34 389 кв.м (3,4 га)
Таблица 2
Количество случаев применения части 11 статьи 60.2 № 218-ФЗ (исключение дублей)
2019 г. 2020 - июнь 2021 г.
7 11
Заключение. С целью устранения противоречий между Единым государственным реестром недвижимости и государственным лесным реестром был разработан и принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Так как объем информационных сведений, которые необходимо привести к единообразию и достоверности очень большой, то реализация лесной амнистии - масштабный и длительный процесс, который необходимо завершить к 01.01.2023 г.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Режим доступа: http://https://rosreestr.gov.m/ site/.
3. Ширина Н.В., Недайводина А.В. Разрешение земельных споров // Вектор ГеоНаук. 2021. Т. 4. № 1. С. 50-53.
Контактные данные:
Антонова Ирина Викторовна, e-maii.ru: irian18@maii.ru Христук Виктория Александровна, e-maii.ru: khristuk. vika@maii.ru Ширина Наталья Владимировна, e-maii.ru: schnv02@maii.ru
© Антонова И.В., Христук В.А., Ширина Н.В., 2022
"FOREST AMNESTY" IN THE BELGOROD REGION
i. V. Antonova, V.A. Khristuk, N. V. Shirina*
Belgorod state technological university named after V.G. Shoukhov, Belgorod, Russia
*E-mail: schnv02@mail.ru
Abstract. Currently, on the territory of the Belgorod Region, the number of forest areas is over 2,200, the area of which, according to the Unified State Register of Real Estate, is 229.3 thousand hectares, according to the state forest register - 230.6 thousand hectares. Since some of the land plots are included in both the forest register and the Unified State Register of Real Estate, difficulties arose in determining their category. In order to eliminate these contradictions between the registers, the legislators issued the so-called Law "On Forest Amnesty" (Federal Law dated July 29, 2017 No. 280-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in order to eliminate contradictions in the information of state registers and establishing the belonging of a land plot to a certain category of land "), which entered into force in August 2017. "Forest Amnesty" establishes the priority of the information of the Unified State Register of Real Estate over the data of the State Forest Register. The amnesty covers those land plots that were provided to citizens before 08.08.2008 for gardening, truck farming, dacha farming and individual housing construction; those, the right to which was registered before 01.01.2016; those that are within the boundaries of forest districts and forest parks, but according to the Unified State Register of Real Estate they have a non-forest category. It should be noted that the "forest amnesty" does not include lands within the boundaries of specially protected natural areas, territories of cultural heritage sites, special-purpose land, and agricultural land.
Keywords: land plot, state forest register, Unified state register of real estate, forest amnesty.
References
1. Federal Law No. 280-FZ of July 29, 2017 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in order to Eliminate Contradictions in the Data of State Registers and Establish the Affiliation of a Land Plot to a Certain Category of Lands" Access mode: http://www.consultant.ru.
2. Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography. Access mode: http:// https://rosreestr.gov.ru/site/.
3. Shirina, N.V., Nedavodina, A.V. Resolution of land disputes, Vector of GeoScience, 4(1) (2021) 50-53.
Contacts:
Irina V. Antonova, irian18@maii.ru Victoria A. Khristuk, khristuk.vika@maii.ru Natai'ya V. Shirina, schnv02@maii.ru
© Antonova, I.V., Khristuk, V.A., Shirina, N.V., 2022
Антонова И.В., Христук В.А., Ширина Н.В. «Лесная амнистия» на территории Белгородской области //Вектор ГеоНаук. 2022. Т.5. №3. С. 25-29. DOI: 10.24412/2619-07612022-3-25-29.
Antonova, I.V., Khristuk, V.A., Shirina, N.V., 2022. «Forest amnesty» in the Belgorod region. Vector of Geosciences. 5(3). Pp. 25-29. DOI: 10.24412/2619-0761-2022-3-25-29.