О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ «ЛЕСНОЙ АМНИСТИИ»
МАКЕЕВ Станислав Александрович,
аспирант Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (СПб ГУАП). E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматриваются отдельные положения закона о «лесной амнистии», посвященные разрешению конфликтных ситуаций возникающих в связи с наложением границ земельного участка находящегося в частной собственности на земли лесного фонда.
Abstract: The article deals with certain provisions of the law on "forest amnesty", dedicated to resolving conflict situations arising from the imposition of the boundaries of a land plot privately owned by the forest fund lands.
Ключевые слова: «лесная амнистия», наложение границ, земли лесного фонда.
Keywords: "forest amnesty", imposition of borders, forest fund lands.
В случае приобретении земельного участка, который граничит с землями лесного фонда, у нового собственника, возникает риск наложения границ такого участка на земли лесного фонда. По словам Заместителя Председателя Госдумы, члена комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Ольги Тимофеевы, границы более 377 тысяч земельных участков могут иметь соответствующее наложение границ [7].
Как показывает, например судебная практика Клинского городского суда Московской области (2-75/2017, 2-74/17, 271/2017, 2-67/2017, 2-66/2017, 2-65/2017, 244/2017) [2], суды в случае соответствующего наложения границ, встают на сторону органа осуществляющего государственное управление в сфере лесного фонда. Суды удовлетворяют требования об истребовании земельных участков и признании сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), недействительными в связи с наложением на земли лесного фонда, в связи с тем, что действия по образованию земельного участка, разделу и передаче в собственность иным лицам являются незаконными. Таким образом, даже добросовестный приобретатель земель-
ного участка, границы которого пересекаются с границами участка лесного фонда, может лишиться своей собственности.
В случаях, когда земельный участок, согласно государственному лесному реестру (далее - ГЛР) относится к лесному фонду, а согласно ЕГРН имеет другую категорию, суды отдают приоритет сведениям ГЛР. Такая позиция основана на нормах действующего законодательства.
Так согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-Ф3 (ред. от 31.12.2017) («Российская газета», №211-212, 30.10.2001) (далее - ЗК РФ) [4], предусмотрено семь категорий использования земельных участок, в том числе земли лесного фонда, к которым относятся лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (ред. от 29.12.2017) («Российская газета», №277, 08.12.200б) (далее - ЛК РФ) [5] лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Такие участки ограничены в обороте, что указано в п. 2 ч. 5
ст. 27 ЗК РФ.
Установление на местности местоположения границ участков лесного фонда, проводится на основании процедуры лесоустройства, правила которой установлены соответствующей инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [9].
Стоит отметить, что в настоящее время, согласно ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О государственной регистрации недвижимости» («Российская газета», №156, 17.07.2015) (далее - Закон о ГРН) [8], согласно которому сведения о таких участках, вносятся в ЕГРН. Что касается лесных участков, сведения о которых были внесены в ГЛР до 1 января 2017, т.е. до вступления в силу Закона о ГРН, то согласно ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О введении в действие Лесного кодекса РФ» («Российская газета», №277, 08.12.2006) [6], такие участки признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о таких участках вносятся в ЕГРН.
Однако, в процессе переноса данных из ГЛР в ЕГРН, сведения о границах лесного участка не всегда указываются. Это связано с тем, что геодезические данные, полученные при проведении процедуры лесоустройства (например, топографические карты, ортофотопланы), не всегда согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости, в виде списка координат характерных точек границ земельного участка. Таким образом, в ЕГРН границы ранее учтенного лесного участка не будут установлены, без проведения соответствующих кадастровых работ. При этом до 1 января 2015 года план лесного участка, основанный на геодезических данных, полученных при проведении процедуры лесоустройства (например, на основе топографических карт, ортофото-
плана), признавался юридически действительным.
Такая несогласованность данных ЕГРН и ГЛР, приводила к судебным спорам. Например, рассмотрим гражданское дело Клинского городского суда Московской области №2-71/2017. по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Са-рычеву А. П., Сарычевой М. В. Администрации городского округа г. Химки на основании Постановления Правительства Московской области был предоставлен земельный участок. Орган местного самоуправления, в дальнейшем разделил данный земельный участок на части, одну из которых предоставил бесплатно многодетной семье. В дальнейшем, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с требованием об истребовании земельных участков и признании сведений в ЕГРН недействительными, в связи с наложением на земли лесного фонда. В обоснование заявленных требований истец представил суду чертеж лесного участка Клин-ского участкового лесничества, который подтверждал месторасположение спорного земельного участка, на землях лесного фонда по планово-картографическим материалам лесоустройства лесов. В итоге, суд удовлетворил требования Комитета лесного хозяйства Московской области в полном объеме. В данном случае, по вине Правительства Московской области и Администрации городского округа г. Химки, которые при образовании земельного участка не проверили сведения из ГЛР, пострадали интересы многодетной семьи.
Проблема с наложением границ на земли лесного фонда также была затронута в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 N 4890/14 по делу N А67-1041/2013 «О признании незаконными действий по отказу в кадастровом учете земельного участка» («Вестник ВАС РФ», 2014, №11) [10]. Президиум ВАС указал, что наличие рассматриваемой проблемы особенно актуально для пригородных лесничеств, в регионах с высокой плотностью населения и (или) с хорошими климатиче-
скими условиями. При постановке ранее учтенных лесных участков на государственный кадастровый учет, необходимо учитывать материалы лесоустройства. Таким образом, отсекая все спорные площади, можно избежать судебных и внесудебных разбирательств.
Однако, проведение соответствующих кадастровых работ, которые устранят все имеющиеся пересечения и спорные вопросы, между данными ГЛР и ЕГРН, может затянуться на долгие годы. В это время, количество судебных споров, в которых пострадают добросовестные приобретатели земельных участков, будет только увеличиваться.
Для защиты граждан и юридических лиц, земельные участки которых оказались одновременно в Государственном лесном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), в начале лета 2017 г. был принят Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» («Российская газета», №172, 04.08.2017) [3], так называемый Закон о «лесной амнистии» (далее - Закон), который вносит изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Закон с одной стороны, предусматривает возможность «легализации» земельных участков, границы которых имеют наложение на земли лесного фонда, с другой, он также учитывает общественные интересы, защищая от массовых злоупотреблений.
В рамках рассматриваемой статьи, можно отметить несколько важных моментов установленных в Законе, которые имеют значение при разрешении споров о наложении границ земельного участка на земли лесного фонда.
Во-первых, сведения ЕГРН имеют приоритет по сравнению с данными ГЛР,
если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Закон также устанавливает определенные исключения из этого правила. Так в ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» («Российская газета», №290, 30.12.2004) [11] (далее - Закон «О переводе земель») указаны земельные участки, на которые данное правило не распространяется:
1) земельные участки, которые расположены в границах особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, определенных категорий:
а) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики;
б) земли для обеспечения космической деятельности;
в) земли обороны, безопасности;
г) земли иного специального назначения.
При этом на указанную группу земельных участков должны отсутствовать объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» («Российская газета», №137, 27.07.2002) [12], при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации;
4) земельные участки, которые по сведениям ЕГРН имеют категорию земель запаса.
При этом стоит отметить, что правило о приоритетности сведений из ЕГРН не распространяется на земельные участки, указанные в пункте 1-3, только в случае если в течение трех месяцев со дня выявления противоречий с данными ГЛР, в орган регистрации прав поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Правило о приоритетности, сведений ЕГРН также приписано в ст. 60.2 Закона о ГРН. В случае если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, было выявлено пересечение с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, то указанное обстоятельство не будет являться препятствием для такого учёта.
Во-вторых, рассматриваемый Закон затрагивает интересы граждан и юридических лиц, которым был предоставлен земельный участок из лесного фонда. Если такой земельный участок был предоставлен до 8 августа 2008 года, то он подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к землям сельскохозяйственного назначения. Указанное правило относится к земельным участкам, которые были предоставлены по следующим основаниям:
1) для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;
2) для строительства и (или) эксплуатации жилого дома, либо был образован из указанного земельного участка;
3) для личного подсобного хозяйства, либо был образован из указанного земельного участка.
В этом случае, для перевода зе-
мельного участка из одной категории в другую, не требуется принятие специального акта. Как указано в разъяснениях Минэкономразвития России [1], орган регистрации прав вносит изменения в ЕГРН в отношении категории указанных земельных участков, в трех случаях:
а) самостоятельно без представления (направления) в порядке межведомственного информационного взаимодействия каких-либо решений со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления;
б) на основании заявления правообладателя и представленных заявителем документов;
в) на основании документов, направленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В-третьих, рассматриваемый Закон затрагивает интересы граждан, которые имеют в собственности земельный участок, местоположение границ, которого не уточнено. В случае проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, который находится в границах лесничества или лесопарка, не требуется соответствующее согласование таких границ. При этом Закон устанавливает определенные ограничения, без которых указанное правило не применяется:
а) указанный земельный участок предназначен для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства;
б) земельный участок предоставлен до 8 августа 2008 года, для указанных в пункте «а» целей. На земельный участок, права на которые перешли после 8 августа 2008 года, указанное правило также распространяется;
в) смежным земельным участком является лесной участок.
При этом в соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России [1], согласование границ земельного участка, которые не являются одновременно частями границ лесных участков, необходимо согла-
совать.
Стоит отметить, что действие Закона также затрагивает граждан, которые на основании судебного акта вступившего в силу до принятия Закона, лишились своего недвижимого имущества, в связи с наложением границ земельного участка на земли лесного фонда. Граждане вправе требовать в судебном порядке признания их прав на недвижимое имущество, на основании правил ст. 14 Закон «О переводе земель». При этом указанный иск необходимо подать в течение одного года с момента вступление в силу рассматриваемого Закона.
Согласно указанной норме, при наличии вступившего в законную силу и общеобязательного судебного акта, в соответствии с которым право гражданина на лесной участок было прекращено, гражданин получает право на подачу нового иска в отношении этого же права с возможностью получения нового, противоположного по своему содержанию судебного акта о признании права на лесной участок.
Библиография:
Такое толкование нормы, подтверждается судебной практикой. Например, Арбитражный суд Северо-Западного округа в деле № А52-3924/2016, отклонил ссылку на необходимость применения Закона при рассмотрении кассационной жалобы, на том основании, что на момент вынесения судом первой инстанции оспариваемого решения, изменения в Закон «О переводе земель» не вступили в силу и, следовательно, не подлежали применению при рассмотрении настоящего спора. В данном случае, такое толкование судом рассматриваемого положения, противоречит норме Закона.
Несмотря на указанные положительные изменения, которые касаются сотен тысяч собственников земельных участков, спустя 7 месяцев действия Закона, можно отметить, что его применение не носит массовый характер, более того, в тех единичных случаях его применения, принимаются противоречивые решения. Однако, нельзя не отметить положительную тенденцию, направленную на защиту интересов добросовестных приобретателей.
1. Письмо Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. №280-ФЗ».
2. Кистанова, Е. «Риски приобретения в собственность земельных участков, расположенных рядом с землями лесного фонда» // «Жилищное право». - N 6. - июнь 2017 г. Электронный ресурс. Доступ для чтения: http://base.garant.ru/77771133/ / (дата обращения: 20.04.2018);
3. Федеральный закон от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» // Российская газета», №172, 04.08.2017;
4. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // «Российская газета», №211-212, 30.10.2001;
5. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 №200-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // «Российская газета», №277, 08.12.2006;
6. Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 №201-ФЗ (последняя редакция) // «Российская газета», №277, 08.12.2006;
7. Электронный ресурс. Доступ для чтения: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deprealty/2017210905 / (дата обращения: 20.04.2018);
8. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ (редакция от 28.02.2018) // «Российская газета», №156, 17.07.2015;
9. Приказ Минприроды России от 29.03.2018 №122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2018 №50859) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.04.2018;
10. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 №4890/14 по делу №А67-1041/2013 «О признании незаконными действий по отказу в кадастровом учете земельного участка» // «Вестник ВАС РФ», 2014, №11;
11. Федеральный закон от 21.12.2004 №172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // «Российская газета», №290, 30.12.2004;
12. Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // «Российская газета», №137, 27.07.2002.