УДК 528.44
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА ДЛЯ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА
Елена Александровна Иванцова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ст. преподаватель кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)344-31-73, e-mail: [email protected]
Одним из определяющих условий эффективного использования лесных территорий является наличие достоверной информации, которая, в условиях непрерывно изменяющихся сведений, позволит обеспечить возможность ее применения для принятия управленческих решений. Однако на сегодняшний день информацию о лесных участках нельзя назвать достоверной. В статье рассмотрены существующие способы получения достоверной информации о границах лесных участков, выявлены основные проблемы, связанные с выполнением кадастровых работ на землях лесного фонда, а также предложены возможные пути их решения.
Ключевые слова: лесной участок, земли лесного фонда, достоверность сведений, единый государственный реестр недвижимости, информационный ресурс, кадастровые работы, реестровые ошибки.
INFORMATION SUPPORT OF THE FOREST LANDS FOR STATE CADASTRAL REGISTRATION
Elena A. Ivantsova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Senior Lecturer, Department of Cadastre and Territorial Planning, phone: (383)344-31-73, e-mail: [email protected]
One of the essential conditions for the effective use of forest areas is the availability of reliable information that allows ensuring its use for making managerial decisions under the conditions of permanently changing information about this area. However information on forest areas is not reliable nowadays. The article considers the existing ways of obtaining reliable information about the boundaries of forest areas, identifies the main problems associated with the implementation of cadastral works on the forest lands and suggests possible ways to solve these problems.
Key words: forest area, forest lands, reliability of information, Unified State Real Estate Register, cadastral works, registry errors.
Введение
Леса в России выполняют важные экологические и социально-экономические функции в части обеспечения потребностей промышленности и общества в древесном сырье и других лесных ресурсах. Также леса оказывают большое влияние на состояние окружающей среды и создание благоприятной экологической обстановки в регионе. Для принятия наиболее эффективных стратегических решений необходимо учитывать множество условий и факторов, что, в конечном итоге, составляет содержание понятия лесоуправления.
Эффективность лесоуправления во многом зависит от реализуемых механизмов предоставления права пользования лесными ресурсами, а также ответственности в сфере использования и воспроизводства лесов. При этом одним из определяющих условий эффективного использования лесных территорий является наличие достоверной информации, адаптированной к специфике непрерывно изменяющихся сведений о данной территории, которая обеспечивает ее использование для принятия управленческих решений. К числу основных составляющих такой информации относятся сведения о точных границах и площади лесных участков [1].
На сегодняшний день информацию о лесных участках нельзя назвать достоверной, так как границы лесных участков в большинстве случаев внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) либо без координатного описания, либо содержат ошибки, обусловленные наличием пересечений лесных участков как между собой, так и с иными земельными участками. Поэтому рассматриваемая в статье тема уточнения границ лесных земельных участков является своевременной и актуальной.
Целью исследования является выявление основных проблем, связанных с выполнением кадастровых работ на землях лесного фонда, а также выработка рекомендаций по обеспечению внесения достоверной информации о границах лесных участков в ЕГРН.
Методы и результаты
В соответствии с данными государственной статистической отчетности по состоянию на 1 января 2017 года доля земель лесного фонда в структуре земельного фонда Российской Федерации составляет более 65,8 % [2]. Основным систематизированным источником документированной информации о лесном фонде Российской Федерации, а также об использовании, охране, воспроизводстве и защите лесов является государственный лесной реестр (ГЛР), ведение которого предусмотрено ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ). Территориальными единицами, в отношении которых осуществляются ведение ГЛР, разработка и утверждение лесохозяйст-венных регламентов, а также обеспечивается проведение лесоустройства, являются лесничества и лесопарки [3].
Количество лесничеств, лесопарков, а также их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы ЛК РФ в 2008 году соответствующими приказами Рослесхо-за на землях лесного фонда в каждом из субъектов Российской Федерации были созданы лесничества, в состав которых вошли леса государственного лесного фонда, а также леса, расположенные на землях бывших сельхозяйственных предприятий [4, 5].
Как следует из норм действующего лесного законодательства, лесоустройство проводится в целях обеспечения рационального ведения лесного хозяйства и лесопользования. При проектировании лесничеств осуществляются установ-
ление их границ, а также деление территорий лесничеств на участковые лесничества и определение квартальной сети. Таким образом, качество подготавливаемой лесоустроительной документации имеет ключевое значение, как при ведении ГЛР, так и при постановке лесных участков на государственный кадастровый учет.
Вместе с тем в 1990-х годах из-за недостаточности финансирования, обусловленной сложной экономической ситуацией в стране, произошло снижение требований к точности аэрофотосъемочных работ, проводимых для целей лесоустройства. Так, например, имели место ситуации, когда аэрофотосъемка выполнялась в масштабе 1:50 000 с последующим увеличением полученных снимков до масштаба 1:25 000. Очевидно, что использование такого картографического материала, не удовлетворяющего требованиям проведения лесоустроительных мероприятий, негативно отразилось на качестве лесоустроительной документации [6, 7].
Расположенные в границах лесничеств или лесопарков земельные участки, образование которых осуществлялось в соответствии с требованиями ЛК РФ и земельного законодательства, являются лесными участками. В 2008 году подавляющее большинство содержащихся в ГЛР лесных участков (границы которых, как правило, совпадали с границами лесничеств), получили статус ранее учтенных земельных участков, на которые в последующем в соответствии с «Методическими рекомендациями об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними», утвержденными Приказом Росрегистрации от 19.11.2007 №255, было зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Исходя из норм действующего законодательства основным принципом ведения любых государственных информационных ресурсов является их достоверность. Применительно к таким информационным ресурсам как ЕГРН и ГЛР достоверность, в первую очередь, определяется сопоставимостью (то есть идентичностью), содержащихся в них сведений, а также отсутствием ошибок. Однако на практике, сведения о лесных участках, содержащихся в ЕГРН и ГЛР различны (несопоставимы), что обусловлено несколькими причинами [8, 9].
Как было отмечено ранее, при описании границ лесничеств зачастую использовался неактуальный мелкомасштабный картографический материал. В результате чего после вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» большинство ранее учтенных лесных участков, площади которых в отдельных случаях достигали нескольких миллионов гектар, были внесены в государственный кадастр недвижимости либо без координатного описания, либо как многоконтурные участки, с многочисленными пересечениями как между собой, так и с земельными участками иных категорий.
В качестве еще одной причины несоответствия сведений о лесных участках в ЕГРН и ГЛР можно назвать ранее действовавшую практику, когда по результатам проведения преобразования лесных участков сведения о таких изменениях своевременно не отражались в государственном кадастре недвижи-
мости (ГКН) и Едином государственном реестре прав на недвижимость (ЕГРП). Соответственно, после объединения с 1 января 2017 года ЕГРП и ГКН в ЕГРН, указанные ошибки в сведениях о лесных участках нашли свое отражение в новом реестре.
Кроме этого, в условиях отсутствия в ЕГРН графических сведений о местоположении границ лесных участков, при выполнении кадастровых работ, связанных с образованием новых земельных участков на землях лесного фонда, не всегда имеется возможность корректно установить связь таких образуемых земельных участков с предыдущими, в результате чего в ЕГРН не всегда возможно обеспечить корректировку площади исходного лесного участка. Сложившаяся ситуация привела к возникновению многочисленных споров о правах между землепользователями, требующих их рассмотрения в судебном порядке. Кроме этого наличие огромного количества пересечений земельных участков лесного фонда с землями иных категорий не позволяет обеспечить достоверность содержащихся в ЕГРН сведений [10].
11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 №280-ФЗ, положения которого направлены на устранение противоречий и ошибок в сведениях о составе и границах лесных участков, содержащихся в ГЛР и ЕГРН. В законе также предусмотрены положения, направленные на обеспечение защиты интересов и прав Российской Федерации на земли лесного фонда, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Однако закон устанавливает, что такие лесные участки могут быть внесены в ЕГРН только на основании межевого плана - после проведения соответствующих кадастровых работ [11].
Основным недостатком регламентированных законом №280-ФЗ механизмов устранения противоречий и ошибок в сведениях о лесных участках, является их направленность на исправление подобных ошибок в индивидуальном, а не массовом порядке, в результате чего уточнение границ лесных участков может затянуться на долгие годы. Выходом из данной ситуации является проведение комплексных кадастровых работ (ККР), предусматривающих единовременное их выполнение в отношении всех земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов [12, 13].
Заинтересованность государства в проведении комплексных кадастровых работ на землях лесного фонда подтверждается внесенным на рассмотрении законопроектом, который предусматривает, в том числе, изменение отдельных положений закона №221-ФЗ, касающихся уточнения порядка проведения комплексных кадастровых работ в отношении лесных участков. В связи с тем, что лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью, законопроектом предлагается осуществлять выполнение ККР на территориях кадастровых кварталов, в границах которых расположены только вышеуказанные лесные участки, исключительно за счет средств федерального бюджета. В этом случае Заказчиком комплексных кадастровых работ будет вы-
ступать Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), являющееся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений [14].
Следует отметить, что в предлагаемом законопроекте выполнение комплексных кадастровых работ в отношении образуемых лесных участков допускается только в случае, если их образование предусмотрено утвержденной проектной документацией лесных участков. При этом отсутствие такой документации не будет являться препятствием для выполнения комплексных кадастровых работ по уточнению границ лесных участков или исправлению реестровых ошибок.
Таким образом, при наличии утвержденной проектной документации лесных участков, выполнение комплексных кадастровых работ на землях лесного фонда позволит не только актуализировать уже содержащиеся в ЕГРН сведения о лесных участках и расположенных на них объектах капитального строительства, но и обеспечит наполнение ЕГРН новыми сведениями (рисунок).
Выполнение комплексных кадастровых работ на землях лесного фонда
Обсуждение
Как уже было отмечено ранее, к числу основных особенностей лесных участков можно отнести их значительные площади, достигающие в отдельных случаях нескольких миллионов гектаров. В этой связи при выполнении комплексных кадастровых работ одним из ключевых моментов является выбор оп-
тимального способа для обеспечения определения координат с минимальными трудозатратами и максимально высокой точностью. Появление новых высокоэффективных технологий при производстве и обновлении топографических планов и карт, в том числе с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), сделали их наиболее эффективным и широко используемыми для обеспечения выполнения землеустроительных, лесоустроительных и кадастровых работ [15, 16, 17].
Вместе с тем действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими выполнение комплексных кадастровых работ, не предусмотрено применение фотограмметрического метода для определения координат характерных точек границ и контуров объектов недвижимости. Для устранения данного противоречия необходимо внесение соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.
К числу отрицательных моментов относится возможность осуществления кадастрового учета лесных участков, предназначенных для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, а также выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при наличии пересечения границ как между собой, так и с иными лесными участками. При этом предельный (максимально возможный) процент подобных пересечений в действующих законодательных актах не установлен.
В связи с тем, что применение данной нормы закона будет способствовать сохранению и накоплению в ЕГРН недостоверных сведений о суммарных площадях земель лесного фонда, не соответствующих реальной ситуации, целесообразно при выполнении комплексных кадастровых работ в отношении лесных участков также осуществлять выявление и исправление подобных пересечений.
Помимо этого, целесообразно изменить подходы к точности определения координат лесных участков, предоставляемых для строительства, реконструкции или эксплуатации линий связи, линий электропередач, нефтепроводов, автомобильных дорог различных категорий и иных линейных объектов, а также для целей разработки нефтяных или газовых месторождений [18, 19].
В вышеперечисленных случаях предоставляемые лесные участки не связаны с созданием лесной инфраструктуры, в связи с чем установление границ таких участков целесообразно выполнять с более высокой, по сравнению с установленной для земель лесного фонда, нормативной точностью определения координат, соответствующей точности, установленной для земель промышленности и иного специального назначения (0,5 м).
Не менее важное значение в обеспечении устойчивого управления лесными земельными участками является внесение в ЕГРН сведений о границах лесничеств, наличие достоверной информации о которых позволит предотвратить нарушения в сфере земельных отношений, а также исключить в дальнейшем возникновение ошибок и земельных споров при предоставлении земельных участков на смежных с лесными участками территориях. При этом установление отдельных участков границ лесничеств необходимо осуществлять с точно-
стью, установленной для определения координат характерных точек границ земельных участков на смежных с лесными участками территориях [20].
Заключение
Эффективное управление лесным фондом может быть реализовано при создании единой системы учета лесов России, построенной на базе модификации и оптимизированном сочетании лесоустройства и ведения ЕГРН.
Для обеспечения системного и однообразного подхода при выполнении комплексных кадастровых работ на землях лесного фонда, получения максимально объективной и достоверной информации о лесных участках и расположенных на таких участках объектов капитального строительства, а также устранения выявленных недостатков необходимо разработать соответствующие инструктивные и методические документы.
Также, принимая во внимание существенный объем информации, полученной при выполнении комплексных кадастровых работ на землях лесного фонда, потребуется увеличение нормативного срока осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества на землях лесного фонда, сведения о которых вносятся на основании карты-плана территории, подготовленной по результатам комплексных кадастровых работ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Переход к устойчивому управлению лесами: теоретико-методические предпосылки / А.З. Швиденко, Д.Г. Щепащенко, Ф. Кракснер, А. А. Онучин // Сибирский лесной журнал. -2017. - № 6. - С. 3-25.
2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации на 01.01.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosreestr.ru/ site/activity/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-ostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/.
3. Лесной кодекс Российской Федерации (ред. от 29.12.2017) : Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_64299/.
4. Коновалова Л. В., Рудой Н. М. Проблемы кадастрового обеспечения лесоустроительных работ // В сборнике: Проблемы организации лесоустройства и пути их решения Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора О. А. Харина. Мытищинский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана. Красноярск, 2017. - С. 36-43.
5. Аврунев Е. И., Дорош М. П. Технологические решения по устранению недостоверной кадастровой информации в Едином государственном реестре недвижимости// Регулирование земельно-имущественных отношений в России: правовое и геопространственное обеспечение, оценка недвижимости, экология, технологические решения: сб. материалов Национальной научно-практической конференции, 14-15 декабря 2017 г., Новосибирск. в 2 ч. Ч. 1. - Новосибирск : СГУГиТ, 2018. - С. 3-9.
6. Ващук Л. Н. О достоверности сведений государственного лесного реестра, изученности лесов и путях устранения выявленных недостатков // Сибирский лесной журнал. 2016. № 4. С. 26-38.
7. Хамадиярова Т.А., Лебедева О.А. Проблемы гармонизации сведений о лесных участках при создании единого государственного реестра недвижимости // Вестник Прикамско-го социального института. 2017. № 2 (77). С. 96-100.
8. Варламов А. А., Гальченко С. А., Рулева Н. П. Проблемы кадастрового учета земель лесного фонда // Имущественные отношения в Российской Федерации. -2016. -№ 6 (177). -С. 53-61.
9. Румянцев Ф. П. О защите публичных интересов при предоставлении лесных участков под цели строительства и эксплуатации линейных объектов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 2 (30). С. 148-150.
10. Волков Г. А. Правовые проблемы устранения реестровых ошибок при рассмотрении споров о границах земельных участков // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 11 (194). С. 81-87.
11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» : Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.- правовой системы «Кон-сультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221238/.
12. О кадастровой деятельности : Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 28.02.2018) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ. - правовой системы «Консультант-Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70088/.
13. Митрофанова Н. О. Комплексные кадастровые работы с практической точки зрения // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2015. - № 5/С. - С. 86-90.
14. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/49125.html/.
15. Kamnev I. S., Seredovich V. A. ANALYSIS of the THREE-DIMENSIONAL VECTOR FAÇADE MODEL CREATED from PHOTOGRAMMETRIC DATA (2017) ISPRS Annals of the Photogrammetry, Remote Sensing and Spatial Information Sciences, 4 (5W1), pp. 17-21.
16. Giniyatov I. A. and Terentyev D. Yu. 2016 On the regulation of the results of assessing the accuracy of areas of land obtained when performing cadastral work Interexpo Geo-Siberia 3(2) p 123.
17. Gong, J., Yue, P., Woldai, T., Tsai, F., Vyas, A., Wu, H., Gruen, A., Wang, L., Musikhin, I. Geoinformatics education and outreach: looking forward (2017) Geo-Spatial Information Science, 20 (2), pp. 209-217.
18. Матевосьян Е. Н. Актуальные вопросы совершенствования кадастровых отношений //Экономика строительства и природопользования, 2017. № 1 (2). С. 9-15.
19. Mazurov, B. T., Avrunev, E. I., Khamedov, V.A. Operational monitoring of boreal forests using optical and radar satellite imagery (2017) Sovremennye Problemy Distantsionnogo Zondirovaniya Zemli iz Kosmosa, 14 (4), pp. 103-111.
20. Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения : Приказ Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196699/.
REFERENCES
1. Perehod k ustojchivomu upravleniju lesami: teoretiko-metodicheskie predposylki [Transition to sustainable forest land management: theoretical and methodical prerequisites] / A.Z. Shvidenko, D.G. Shhepashhenko, F. Kraksner, A. A. Onuchin // Sibirskij lesnoj zhurnal. [Siberian forest journal] 2017. № 6. p. 3-25.
2. Gosudarstvennyj (nacional'nyj) doklad o sostojanii i ispol'zovanii zemel' v Rossijskoj Federacii na 01.01.2017 [State (national) report about the condition and use of lands in the Russian Federation]. - Available at: https://rosreestr.ru/site/activity/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/.
3. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii (red. ot 29.12.2017) [Forest Code of the Russia Federation]: Federal'nyj zakon ot 4 dekabrja 2006 goda № 200-FZ. [Federal law]. - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus» [Access to legal database "ConsultantPlus"]- Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/.
4. Konovalova L. V., Rudoj N. M. Problemy kadastrovogo obespechenija lesoustroitel'nyh rabot [The problems of cadastral support for forest management works] // Problemy organizacii lesoustrojstva i puti ih reshenija.[The problems of forest management organization and ways of their solutions] // Mate-rialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 80-letiju so dnja ro-zhdenija professora O. A. Harina. [Materials of National scientific and practical conference, devoted to 80-th anniversary of professor Harin O. A.] Mytishhinskij filial MGTU im. N.Je. Baumana. Krasno-jarsk, 2017. p. 36-43.
5. Avrunev E. I., Dorosh M. P. Tehnologicheskie reshenija po ustraneniju nedostovernoj kadastrovoj informacii v Edinom gosudarstvennom reestre nedvizhimosti [Technological solutions for eliminating unreliable cadastral information in Unified State Real Estate Register] // Regulirovanie zemel'no-imushhestvennyh otnoshenij v Rossii: pravovoe i geoprostranstvennoe obespechenie, ocenka nedvizhimosti, jekologija, tehnologicheskie reshenija [Regulation of land-property relations in Russia: legal and geospatial support, real estate valuation, geoecology, technological solutions]: sb. material ov Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, 14-15 dekabrja 2017 g. [Materials of National scientific and practical conference], Novosibirsk. Vol. 2 Ch. 1. -Novosibirsk: SGUGiT, 2018. - pp. 3-9.
6. Vashhuk L. N. O dostovernosti svedenij gosudarstvennogo lesnogo reestra, izuchennosti lesov i putjah ustranenija vyjavlennyh nedostatkov [About reliability of state forest register information and ways of elimination of the revealed shortcomings]//Sibirskij lesnoj zhurnal [Siberian forest journal]. 2016. № 4. pp. 26-38.
7. Hamadijarova T.A., Lebedeva O.A. Problemy garmonizacii svedenij o lesnyh uchastkah pri sozdanii edinogo gosudarstvennogo reestra nedvizhimosti [Problems of forest parcels data garmonization when creating Unified State Real Estate Register] // Vestnik Prikamskogo social'nogo instituta. [Bulletin of Prikamsk Social Institute] 2017. № 2 (77). pp. 96-100.
8. Varlamov A. A., Gal'chenko S. A., Ruleva N. P. Problemy kadastrovogo ucheta zemel' lesnogo fonda [Problems of cadastral registration of forest fund lands]//Imushhestvennye otnoshenija v Rossijskoj Federacii. [Property relations in the Russian Federation] -2016. -№ 6 (177). - pp. 53-61.
9. Rumjancev F. P. O zashhite publichnyh interesov pri predostavlenii lesnyh uchastkov pod celi stroitel'stva i jekspluatacii linejnyh ob'ektov [About protection of public interests in provision of forest lands for building and exploitation of linear objects] // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. 2017. № 2 [Bulletin of Kutafin University] (30). pp. 148-150.
10. Volkov G. A. Pravovye problemy ustranenija reestrovyh oshibok pri rassmotrenii sporov o granicah zemel'nyh uchastkov [Legal problems of register error elimination when dealing with land parcel boundaries disputes] // Imushhestvennye otnoshenija v Rossijskoj Federacii. 2017. № 11 (194). [Property relations in the Russian Federation] pp. 81-87.
11. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v celjah ustranenija protivorechij v svedenijah gosudarstvennyh reestrov i ustanovlenija prinadlezhnosti zemel'nogo uchastka k opredelennoj kategorii zemel'» [About changes in particular regulation acts of the Russian Federation aimed at elimination of contradictions in state registers and determination of a particular land category for a land parcel ]: Federal'nyj zakon ot 29.07.2017 N 280-FZ [Federal law]. - Dostup iz sprav.- pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus» [Access to legal database system "Consultant Plus"] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221238/.
12. O kadastrovoj dejatel'nosti [About cadastral activity]: Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 № 221-FZ (red. ot 28.02.2018) [Federal law]. - [Access to legal database system "Consultant Plus"] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70088/.
13. Mitrofanova N. O. Kompleksnye kadastrovye raboty s prakticheskoj tochki zrenija [Complex cadastral works from practical viewpoint]// Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Geodezija i ajerofotos'emka. 2015. № S5. [News of higher education institutions. Geodesy and aerial sur-vey]p. 86-90.
14. Pojasnitel'naja zapiska k proektu federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O kadastrovoj dejatel'nosti» i Federal'nyj zakon «O gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti» v chasti privedenija polozhenij o kompleksnyh kadastrovyh rabotah v sootvetstvie s Gradostroitel'nym kodeksom Rossijskoj Federacii» [Explanatory note to the Federal law draft "about changes in the Federal law "About cadastral activity"and Federal law "About State Registration of Property" in the part of bringing regulations about complex cadastral works into compliance to Urban Planning Code of the Russian Fedration"]. - [Access to legal database system "Consultant Plus"] Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/49125.html/.
15. Kamnev I. S., Seredovich V. A. ANALYSIS of the THREE-DIMENSIONAL VECTOR FAÇADE MODEL CREATED from PHOTOGRAMMETRIC DATA (2017) ISPRS Annals of the Photogrammetry, Remote Sensing and Spatial Information Sciences, 4 (5W1), pp. 17-21.
16. Giniyatov I. A. and Terentyev D. Yu. 2016 On the regulation of the results of assessing the accuracy of areas of land obtained when performing cadastral work Interexpo Geo-Siberia 3(2) p 123.
17. Gong, J., Yue, P., Woldai, T., Tsai, F., Vyas, A., Wu, H., Gruen, A., Wang, L., Musikhin, I. Geoinformatics education and outreach: looking forward (2017) Geo-Spatial Information Science, 20 (2), pp. 209-217.
18. Matevos'jan E. N. Aktual'nye voprosy sovershenstvovanija kadastrovyh otnoshenij [Vital questions of improving cadastral relations] //Jekonomika stroitel'stva i prirodopol'zoEanija, [economy of buiding and natural resources management] 2017. № 1 (2). p. 9-15.
19. Mazurov, B. T., Avrunev, E. I., Khamedov, V.A. Operational monitoring of boreal forests using optical and radar satellite imagery (2017) Sovremennye Problemy Distantsionnogo Zondirovaniya Zemli iz Kosmosa, [Modern problems of remote sensing of the Earth from Space] 14 (4), pp. 103-111.
20. Ob utverzhdenii trebovanij k tochnosti i metodam opredelenija koordinat harakternyh tochek granic zemel'nogo uchastka, trebovanij k tochnosti i metodam opredelenija koordinat harakternyh tochek kontura zdanija, sooruzhenija ili ob'ekta nezavershennogo stroitel'stva na zemel'nom uchastke, a takzhe trebovanij k opredeleniju ploshhadi zdanija, sooruzhenija i pomeshhenija : Prikaz Minjekonomrazvitija Rossii ot 01.03.2016 N 90 [About ratification of requirements to accuracy and methods of characteristic points of land parcel boundaries determination, requirements to accuracy and methods of determination of characteristic points of building, construction or construction-in-progress asset shape on the land parcel, and also requirements to determination of the square of building, construction and room: the Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. - [Access to legal database system "Consultant Plus"] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196699.
© E. A. Hean^ea, 2018