Леса России и хозяйство в них. 2022. № 1. С. 78-84
Forest of Russia and economy in them. 2022. № 1. P. 78-84
Научная статья
УДК 630.931:349.6(470.5)
Doi: 10.51318/FRET.2022.41.39.008
ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Сергей Викторович Куплевацкий1; Евгений Петрович Платонов2
1 Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, Екатеринбург, Россия
2 Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург, Россия
1 Kup.S.V.@yandex.ru, https://orcid.ory/0000-0003-0156-9066
2 platonovep@m.usfeu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8502-1350
Аннотация. Затронуты проблемы учета и сохранности земель лесного фонда на примере реализации федерального закона от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ, получившего название закон о лесной амнистии. Исследования выполнялись в субъектах Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ (УрФО). Установлено, что на территории округа имеют место многочисленные участки наложения земель различного назначения. Указанные участки условно можно распределить на три группы. В первую входят участки пересечения (наложения) земель лесного фонда с землями сельскохозяйственного назначения. Во вторую группу вошли участки с наложением на лесной фонд земель промышленности и в третью - с наложением земель населенных пунктов. Практика применения закона о лесной амнистии на участках указанных групп существенно различается. Особую сложность представляют участки лесного фонда, переведенные без согласования с Рослесхозом в земли поселений. Их возврат в лесной фонд связан с необходимостью отмены генеральных планов развития населенных пунктов, что может вызвать социальную напряженность, поскольку на указанных землях нередко уже возведены жилые помещения.
Ключевые слова: Уральский федеральный округ, государственный лесной реестр, земли лесного фонда, закон о лесной амнистии
© Куплевацкий С. В., Платонов Е. П., 2022
Scientific article
PROTECTION OF PROPERTY RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF FOREST RELATIONS ON THE TERRITORY OF THE CONSTITUENT CONTETIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE URAL FEDERAL DISTRICT
Sergey V. Kuplevatsky1, Evgeny P. Platonov2
1 Forestry Department for the Ural Federal Districty, Yekaterinburg, Russia
2 The Ural state forest Engineering University, Yekaterinburg, Russia
1 Kup.S.V.@yandex.ru, https://orcid.ory/0000-0003-0156-9066
2 platonovep@m.usfeu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8502-1350
Abstract. The article is touched upon the problems of accounting and preservation of forest lands on the example of the implementation of the Federal Law of 29.07.2017 № 280-03 called «The Forest Amnesty Law». Studies were carried out in the constituent entities of the Russian Federation included in the Ural Federal District (UrFD). It was established that on the territory of the district there are numerous areas of overlapping lands for various perposes. These areas can be conditionally divided into three groups. The first includes the area of intersection (overlapping) of forest fund land with agricultural land. The second group included plots with industrial lands overlapping and the third plots with lands of settlements overlapping. The practice of the law on forest amnesty applying in the areas of these groups differs significantly. Particular difficulty is represented by forest fund plots transferred without agreement with Rosleskhos to the lands of seltelments. Their return to the forest fund is associated with the need to canceal master plans for the development of Settlements, which can Cause social tensilon, since residential premises are often erected on these lands. Keywords: the Ural Federal District, State Forest Register, forest land, forest amnesty law
Введение
На современном этапе в лесном хозяйстве Российской Федерации имеется большое количество проблем, которые усложняют работу как лесопользователей, так и контролирующих органов (Залесов, 2018; Восстановление..., 2020; 2а1е80У, Magasumova, 2021; Пути совершенствования..., 2021; Залесов, Платонов, 2021). Одной из самых наболевших проблем лесной отрасли в последнее время является учет и сохранность земель лесного фонда.
К сожалению, эта проблема на сегодняшний день является одним из основополагающих факторов для развития коррупцион-
ных схем и роста социального напряжения в обществе.
Цель, объекты и методика исследований
Целью работы являлся анализ современного состояния дел с учетом земель лесного фонда Уральского федерального округа с разработкой предложений по совершенствованию реализации федерального закона от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ.
Объектом исследований служил лесной фонд субъектов Российской Федерации, входящих в границы Уральского федерального округа (УрФО). В процессе проведения исследований на основе ведомственных мате-
риалов и нормативно-правовых документов проанализирована практика реализации вышеуказанного федерального закона, получившего в народе название закон о лесной амнистии.
В процессе исследований основное внимание уделялось устранению спорных вопросов, а также анализу положительной практики отнесения спорных земельных участков к определенным категориям земель.
Результаты и обсуждение
Сложность проведения учета и сохранности земель лесного фонда заключается прежде всего в их значительной площади. В УрФО площадь лесного фонда
превышает 112 млн га. При такой огромной площади и отсутствии в течение долгого времени в кадастре сведений о точных границах возникло большое ко -личество наложений различных категорий земель. На сегодняшний день часть земель лесного фонда имеет двойной учет в государственных реестрах. Так, после проведения работ по внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о границах 30 % лесничеств округа кадастровая палата направила уведомления о 50 тыс. земельных участков, имеющих пересечения с землями лесного фонда (таблица).
29 июля 2017 г. в целях отнесения спорных земельных участков к определенной категории земли издан федеральный закон № 280-ФЗ - так называе-
мый закон о лесной амнистии, по общему правилу которого признается приоритет Единого государственного реестра недвижимости в случаях, если права на спорные земельные участки возникли до 01 января 2016 г.
Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в рамках возложенных полномочий по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений проводится проверка наличия оснований для оспаривания возникновения прав на спорные земельные участки.
По результатам такой проверки на сегодняшний день в отношении 27,5 тыс. земельных дел принято решение об отсутствии судебной перспективы по защите имущественных прав.
По итогу 2021 г. в суды Ураль -ского федерального округа направлено 41 административное исковое заявление о признании права собственности на земельные участки отсутствующим, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости. Кроме того, 9 -о признании сделки недействительной, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
В разных регионах Российской Федерации складывается неоднозначная судебная практика, нет единообразия в практике применения законодательства, что отражается на вынесении решений судами в пользу Департамента при осуществлении полномочий по защите имущественных прав и законных интересов в области лесных отношений.
Площадь земель лесного фонда УрФО и количество земельных участков
с наложением границ по субъектам Российской Федерации The area of the forest fund of the Ural Federal District and the number of land plots with imposition of borders in the constituent entities of the Russian Federation
Субъект РФ The subject of the Russian Federation Площадь лесного фонда, тыс. га Forest area, thousand hectares Количество земельных участков с наложением границ, шт. Number of land plots with overlapping borders, pcs.
Свердловская область Sverdlovsk region 15186 45915
Челябинская область Chelyabinsk region 2646 2819
Курганская область Kurgan region 1824 858
Тюменская область Tyumen region 11396 381
Ханты-Мансийской округ - Югра Khanty-Mansiysk District - Yugra 49351 99
Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous District 31685 -
Итого Total 112088 50072
По результатам проделанной работы уже сейчас четко выделяются три основные категории земель, имеющих пересечения с землями лесного фонда, - это земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности и земли населенных пунктов.
Территории земель лесного фонда, которые пересекаются с землями сельскохозяйственного назначения, в большинстве случаев являются так называемыми бывшими сельскими лесами. Это те территории лесного фонда, которые ранее были переданы в пользование колхозам и совхозам, но позднее в силу разных обстоятельств перешли в собственность физических и юридических лиц.
Такая ситуация является следствием неисполнения в полном объеме в 2008-2009 гг. поручения президента Российской Федерации о регистрации права собственности Российской Федерации на эти территории.
Почти на всех таких участках произрастают многолетние лесные насаждения (Новоселова и др., 2016; Za1esov е! а1., 2021; Жижин и др., 2021), в связи с чем на них не распространяются требования закона о лесной амнистии, и Департаментом в судебном порядке инициируется процедура оспаривания возникновения на них прав.
Всякая рубка лесных насаждений на таких участках, совершенная в период незаконного владения ими, признается также незаконной. К примеру, на территории Свердловской области
сформирована положительная судебная практика по доказательству вреда, причиненного лесам вследствие таких рубок.
Так, на сегодняшний день к возмещению присужден вред в общем размере более 445 млн рублей.
Земли промышленности, которые пересекаются с землями лесного фонда, в большинстве своем имеют право собственности Российской Федерации и предоставлены в пользование территориальными управления Росимущества (Дегратация ., 2002). В отношении таких участков, если на них не распространяются требования закона о лесной амнистии, Департаментом изначально ведется работа с Росимуществом по изменению категории в кадастре в добровольном порядке. В случае отказа, а чаще всего следует именно отказ, формируется пакет документов и подается соответствующее исковое заявление в суд.
Значительная часть пересечений связана с землями населенных пунктов, в связи с чем один из основных проблемных вопросов для сохранности земель лесного фонда - это вопрос обжалования генеральных планов, утвержденных муниципалитетами с нарушением законодательства - без согласования с уполномоченным органом (т. е. Рослесхозом) в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда.
Сложившаяся судебная практика показывает, что все генеральные планы, утвержденные в нарушение установленной про-
цедуры согласования с Рослес-хозом, являются незаконными и подлежат отмене.
Но вопрос не ограничивается судебными решениями. На сегодняшний день имеется проблема исполнения этих решений, принятых в пользу Российской Федерации: ведь зачастую незаконно включенные в прошлом территории в настоящее время являются фактически застроенными и используемыми по целевому назначению именно земель населенных пунктов, в связи с чем увеличиваются риски роста социального напряжения среди населения, которому предоставлены спорные земельные участки в пользование или собственность.
Для решения данной проблемы считаем необходимым органам власти, уполномоченным в области лесных отношений, совместно с муниципалитетами:
- определить конкретные территории, ранее включенные в границы населенных пунктов, но учтенные в настоящее время в сведениях государственного лесного реестра как земли лесного фонда;
- провести анализ таких территорий на предмет их фактического использования и наличия сформированных в соответствии с земельным законодательством земельных участков;
- определить земельные участки, на которые распространяются требования федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ (так называемого закона о лесной амнистии), и внести в отношении этих
территорий соответствующие изменения в государственный лесной реестр;
- в отношении территорий, на которые не распространяются требования федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ, подготовить и провести в соответствии с законом процедуру согласования генерального плана с приложением всех материалов, доказывающих фактическое использование этих территорий либо необходимость их включения в границы населенного пункта.
Со своей стороны Департамент готов оказать любую консультационную помощь по данному вопросу.
Несомненно, имеют место и проблемные вопросы при организации работ по приведению в соответствие сведений из Единого государственного реестра недвижимости со сведениями из Государственного лесного реестра, в ряде регионов на территории Уральского федерального округа.
В Департаменте имеется информация о наличии большого количества (более 65 тыс. пересечений на территории УрФО) противоречий в сведениях государственного лесного реестра
и Единого государственного реестра недвижимости в отношении границ земель лесного фонда и земель иных категорий.
Отстающими в данном направлении являются территории Челябинской и Курганской областей, где на сегодняшний день не принимаются в полном объеме меры по устранению несоответствий в государственных реестрах, что, в свою очередь, увеличивает риски социального напряжения.
В Свердловской области в нарушение действующего законодательства региональное Министерство природных ресурсов и экологии не вносит самостоятельно изменения в государственный лесной реестр, запрашивая дополнительно по каждому участку не предусмотренные никакими нормативно-правовыми актами уведомления нашего Департамента, что, в свою очередь, ведет к срыву установленного законом срока приведения в соответствие сведений государственных реестров.
Положительный опыт исполнения закона о лесной амнистии можно отметить в Тюменской области и Ямало-Ненецком автономном округе, где созданы рабочие группы, на которых рас-
сматривают спорные участки и принимаются решения об исключении сведений из государственного лесного реестра.
Выводы
1. Ведение государственного лесного реестра (ГЛР) относится к переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиям в области лесных отношений в соответствии с установленным законодательством. Приведение сведений ГЛР и ЕГРН находится в их компетенции и является их прямой обязанностью.
2. Департамент лесного хозяйства по УрФО, являясь органом контроля за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений, предпримет все необходимые меры для побуждения органов государственной власти субъектов Российской Федерации к исполнению работ по реализации федерального закона от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ до 2023 г., согласно поручению президента Российской Федерации.
Список источников
Восстановление еловых лесов: теория, отечественный опыт и методы решения / Н. Н. Теринов, Е. М. Андреева, С. В. Залесов, Н. А. Луганский, А. Г. Магасумова // Лесн. журн. 2020. Т. 3. С. 9-23. Б01: 10.37482/0536-1036-2020-3-9-23.
Деградация и демутация лесных экосистем в условиях нефтегазодобычи / С. В. Залесов, Н. А. Кряжев-ских, Н. Я. Крупинин, К. В. Крючков, К. И. Лопатин, В. Н. Луганский, Н. А. Луганский, А. Е. Морозов, И. В. Ставишенко, И. А. Юсупов. Екатеринбург : УГЛТУ, 2002. Вып. 1. 436 с.
Жижин С. М., Залесов С. В., Магасумова А. Г. Изменение площади сельскохозяйственных угодий по лесным районам в Республике Удмуртия // Успехи современ. естествознания. 2021. № 2. С. 12-18. DOI: 10.17513/use. 37568.
Залесов С. В., Платонов Е. П. К вопросу о необходимости совершенствования нормативно-правовых актов по вопросам лесопользования // Эффективный ответ на современные вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий: социально-экономические и экологические проблемы лесного комплекса. Екатеринбург : Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2021. С. 115-119.
Залесов С. В. Парадоксы нормативных документов по вопросам ведения лесного хозяйства и лесопользования // Актуальн. проблемы лесн. комплекса : сб. науч. тр. Брянск : БГИТУ, 2018. Вып. 53. С.18-21.
Новоселова Н. Н., Залесов С. В., Магасумова А. Г. Формирование древесной растительности на бывших сельскохозяйственных угодьях. Екатеринбург : Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2016. 106 с.
Пути совершенствования мероприятий по компенсационному лесовосстановлению / Е. П. Платонов, А. С. Оплетаев, С. В. Залесов, К. А. Башегуров // Лесн. вестник. 2021. № 6. Т. 25. С. 5-8. DOI: 10.18698/ 2542-1468-2021-6-5-10.
Zalesov S. V., Magasumova A. G. Protective forest management problems in Russia // E 35 Web of Conferences 258, 08004 (2021). URL: https: // doi org / 10.1051/ e 3 sconf/ 2021 25808004
Zalesov S. V., Magasumova A. G., Opletaev A. S., Platonov E. P. Increasing the efficiency of former agricultural band using // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 876 (2021) 012082. Doi: 10.1088/1755-1315/876/1/012082.
References
Degradation and demutation of forest ecosystems in conditions of oil and gas production / S. V. Zalesov, N. A. Kryazhevskikh, N. Ya. Krupinin, K. V. Kryuchkov, K. I. Lopatin, V. N. Lugansky, N. A. Lugansky, A. E. Morozov, I. V. Stavishenko, I. A. Yusupov. Yekaterinburg : UGLTU, 2002. Issue. 1. 436 p.
Novoselova N. N., Zalesov S. V., Magasumova A. G. Formation of woody vegetation on former agricultural lands. Yekaterinburg : Ural state forest engineering un-t, 2016. 106 p.
Platonov E. P., Opletaev A. S., Zalesov S. V., Bashegurov K. A. Ways of improving measures for compensatory reforestation // Forestry Bulletin. 2021. № 6. T. 25. P. 5-8. DOI: 10.18698 / 2542-1468-2021-6-5-10.
Restoration of spruce forests : theory, domestic experience and methods of solution / N. N. Terinov, E. M. Andreeva, S. V. Zalesov N. A. Lugansky, A. G. Magasumova // Forest Journal. 2020. Vol. 3. P. 9-23. DOI: 10.37482 / 0536-1036-2020-3-9-23.
Zalesov S. V. Paradoxes of regulatory documents on forest management and forest management // Actual problems of the forest complex. Collection of scientific papers. Bryansk : BGITU, 2018. Issue 53. P. 18-21.
Zalesov S. V., Magasumova A. G. Protective forest management problems in Russia // E 35 Web of Conferences 258, 08004 (2021). URL: https: // doi org / 10.1051/ e 3 sconf/ 2021 25808004.
Zalesov S. V., Magasumova A. G., Opletaev A. S., Platonov E. P. Increasing the efficiency of former agricultural band using // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science 876 (2021) 012082. Doi: 10.1088/1755-1315/876/1/012082.
Zalesov S. V., Platonov E. P. On the issue of the need to improve regulatory legal acts on forest management // Effective response to modern challenges, taking into account the interaction of man and nature, man and technology: socio-economic and environmental problems of the forest complex. Yekaterinburg : Ural state forest engineering un-t, 2021. P. 115-119.
Zhizhin S. M., Zalesov S. V., Magasumova A. G. Change in the area of agricultural land in forest areas in the Republic of Udmurtia // Successes of modern natural science. 2021. № 2. P. 12-18. DOI: 10.17513/use.37568.
Информация об авторах:
С. В. Куплевацкий - директор;
Е. П. Платонов - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент.
Information about the authors:
S. V. Kuplevatsky - director;
E. P. Platonov - candidate of agricultural sciences.
Статья поступила в редакцию 11.01.2022; принята к публикации 20.10.2022. The article was submitted 05.09.2022; accepted for publication 20.10.2022.