Научная статья Original article УДК 631.111
doi: 10.55186/2413046X_2022_7_6_335
О ПРОТИВОРЕЧИЯХ СВЕДЕНИЙ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА НЕДВИЖИМОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛЕСНОГО РЕЕСТРА ON CONTRADICTIONS IN THE INFORMATION OF THE UNIFIED STATE REGISTER OF REAL ESTATE AND THE STATE FOREST REGISTER
Ь й МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
^jUyPHM
Бадмаева С.Э., доктор биологических наук, профессор кафедры кадастра застроенных территорий и геоинформационные технологии ФГБОУ ВО Красноярский государственный университет», Россия, г. Красноярск, Е-mail: s.bad55@ mail.ru
Акунченко В.И., аспирант кафедры кадастра застроенных территорий и геоинформационные технологии ФГБОУ ВО Красноярский государственный университет», Россия, г. Красноярск, Е-mail:[email protected]
Badmaeva S.E., Doctor of Biological Sciences, Professor of the Department of Cadastre of Built-Up Territories and Geoinformation Technologies, Krasnoyarsk State University, Russia, Krasnoyarsk, Е-mail: s.bad55@ mail.ru
Akunchenko V.I., post-graduate student of the department of built-up area cadastre and geoinformation technologies, Krasnoyarsk State University, Russia, Krasnoyarsk, Е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проанализированы материалы лесоустройства и данные единого государственного реестра недвижимости на примере населенных пунктов Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края. Целью анализа являлось выявить пересечения земельных участков с Красноярским лесничеством Министерства обороны Российской Федерации и зелеными зонами и защитным лесами КГБУ «Емельяновское лесничество». В статье приведены площади пересечений и количество земельных участков, которые имеют пересечения с землями лесного фонда.
Abstract. The article analyzes forest management materials and data from the unified state register of real estate on the example of the settlements of the Shuvaevsky village council of the Emelyanovsky district of the Krasnoyarsk Territory. The purpose of the analysis was to identify the intersections of land plots with the Krasnoyarsk forestry of the Ministry of Defense of the Russian Federation and green areas and protective forests of the KGBU «Emelyanovskoye forestry». The article shows the areas of intersections and the number of land plots that have intersections with the forest fund.
Ключевые слова: земельные участки, ЕГРН, государственный лесной реестр, ГЛР, пересечение, наложение, земли населенных пунктов, генеральный план, лесоустройство Keywords: land plots, USRN, state forest register, GLR, crossing, overlay, land of settlements, master plan, forest management
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (ч. 1 ст. 8 № 172-ФЗ) [1].
На основании лесохозяйственного регламента, планшетов лесоустройства, таксационных материалов, а также кадастровых планов территории и цифровых ортофотопланов, были установлены земельные участки, имеющие пересечения с землями лесного фонда в населенных пунктах Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, с целью выявления противоречий Государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Планшеты лесоустройства имеют относительно большие допуски погрешностей по точности в сравнении с данными ЕГРН. В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 01.03.2016 № 90, при определении координат характерных точек картометрическим способом с использованием фотокарт, ортофотопланов, созданных в цифровом виде, величина средней квадратической погрешности принимается равной 0,0005 метра в масштабе соответствующей фотокарты, ортофотоплана. То есть с учетом масштаба планшетов лесничества (масштаб 1:25000) погрешность составляет 12,5 м.[7].
Точность ведения ЕГРН (определение границ земельных участков, цифровые ортофотопланы 2007-2011 при масштабе 1:2000), в соответствии с действующим приказом Минэкономразвития РФ от 01.03.2016 № 90, — не более +/- 0,10 метра [7].
В связи с различным качеством сравниваемых картографических материалов, анализ пересечений земель лесного фонда и земельных участков населенных пунктов возможен только при условном соотнесении полигонов леса с лесными массивами на цифровых ортофотопланах в более точном масштабе [8].
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» в анализе представлены графические и текстовые материалы, подтверждающие отнесение спорных земельных участках к иной категории земель, отличной от земель лесного фонда. Нормы ФЗ-280 применяются к земельным участкам права правообладателей, на которые возникли до 01.01.2016 г. Вместе с тем, нормы ФЗ-280 не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия [2].
В настоящее время был проведен анализ и сформированные земельные участки, стоящие на кадастровом учете, в п. Арей и с. Совхозе Сибиряк пересекаются с Красноярским лесничеством Министерства обороны Российской Федерации (Арейское участковое лесничество, запретная зона военного объекта); в с. Шуваево пересекаются с зелеными зонами КГБУ «Емельяновское лесничество», участковое лесничество совхоз «Шуваевский»; в д. Старцево - с защитными лесами КГБУ «Емельяновское лесничество», участковое лесничество совхоз «Шуваевский».
Проанализировав материалы лесоустройства и данные единого государственного реестра недвижимости можно сделать вывод , что площадь наложения земель лесного фонда Арейского участкового лесничества Красноярского лесничества Министерства обороны Российской Федерации в границах п. Арей составляет 50622 кв.м. (из них 40533 кв.м. неразграниченныз земель, 10089 кв.м. - стоящих на кадастровом учете земельных участков/частей земельных участков); площадь наложения земель лесного фонда Арейского участкового лесничества Красноярского лесничества Министерства обороны Российской Федерации в границах с. Совхоз Сибиряк составляет 560783 кв.м. (из них 350030 кв.м. неразграниченныз земель, 210753 кв.м. - стоящих на кадастровом учете
земельных участков/частей земельных участков); площадь наложения земель лесного фонда участкового лесничества совхоз «Шуваевский» КГБУ «Емельяновское лесничество» в границах с. Шуваево составляет 6666 кв.м. (из них 221 кв.м. неразграниченных земель, 6445 кв.м. - стоящих на кадастровом учете земельных участков/частей земельных участков); площадь наложения земель лесного фонда участкового лесничества совхоз «Шуваевский» КГБУ «Емельяновское лесничество» в границах д. Старцево составляет 10204 кв.м. (из них 4879 кв.м. неразграниченных земель, 5325 кв.м. - стоящих на кадастровом учете земельных участков/частей земельных участков); площадь наложения земель лесного фонда участкового лесничества совхоз «Шуваевский» КГБУ «Емельяновское лесничество» в границах п. Сухая Балка составляет 1446 кв.м.- стоящих на кадастровом учете земельных участков/частей земельных участков); площадь наложения земель лесного фонда участкового лесничества совхоз «Шуваевский» КГБУ «Емельяновское лесничество» в границах п. Красный Пахарь составляет 12808 кв.м. (из них 9106 кв.м. неразграниченных земель, 8898 кв.м. - стоящих на кадастровом учете земельных участков/частей земельных участков) (Рис.1,2,3).Общая площадь наложения земель лесного фонда в границах населенных пунктов по Шуваевскому сельсовету составляет 642529 кв.м. (64,3 га).
Далее приводятся картографические материалы, демонстрирующие пересечения (наложения) земельных участков иных категорий, стоящими на кадастровом учете, с контурами участков лесного фонда (землями лесного фонда) на примере п. Красный Пахарь.
Рисунок 1 - Фрагмент территории слоя спутниковых снимков (открытых данных) в планируемых границах населенного пункта п. Красный Пахарь Шуваевского сельсовета
Рисунок 2 - Фрагменты территорий на планшетах лесоустройства в планируемых границах населенного пункта п. Красный Пахарь Шуваевского сельсовета
Территории, в границах которых имеются наложения сведений о землях лесного фонда и населенного пункта, в материалах генерального плана отображены как «жилая зона», «зона специализированной общественной застройки», «производственная зона», «иные зоны».
Изменение границ земель, на которых располагаются леса, расположенные в зеленых зонах, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается (часть 5 ст. 114 Лесной кодекс Российской Федерации) [3]. Порядок изменения границ лесов, расположенных в зеленых зонах, определяется Правительством Российской Федерации.
При изменении границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, площадь исключаемых земель компенсируется включением в изменяемые границы земель, площадь которых не меньше площади исключаемых земель на территории того же лесничества либо на территории ближайших лесничеств с учетом зон планируемого освоения лесов и территориального планирования.
В изменяемые границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, не должны включаться земли с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом Российской Федерации в лесах в лесопарковых и зеленых зонах, а также земли, на которых в соответствии с документами территориального планирования предусмотрено размещение таких объектов [3].
Изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, и определение функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах,
осуществляются на основании проектной документации, утвержденной в соответствии с Правилами, указанными в Постановлении Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. № 1755 «Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах» [4].
Помимо зеленых зон и защитных лесов в границы населенных пунктов Шувавеского сельсовета вошла территория Красноярского лесничества (квартал 34, 35, 51), являющаяся частью земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:29, который закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за Учреждением «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ». Также на территории Красноярского лесничества установлена зона с особыми условиями использования территорий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». В соответствии с п. 12 Постановления № 405 на территории запретных зон запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества [5].
Таким образом, действующий генеральный план Шуваевского сельсовета был утвержден, но не был учтен в материалах государственного лесного реестра. В границах населенных пунктов земли лесного фонда используются в соответствии с действующим генеральным планом. Большинство спорных участков имеют пересечения с земельными участками, поставленными на учет до 01.01.2016, что позволяет перевести земли лесного фонда в земли населенных пунктов (Федеральный закон от 29.07.2017 №280-ФЗ) [2]. Уточнение или перевод границ частей периферийных территорий обосновывается требованиями пожарной безопасности, оптимальными планировочными решениями (в условиях местоположения населенных пунктов в окружении защитных лесов), соблюдение требований противопожарного расстояния от зданий до границ лесных насаждений в соответствии с п.4.14 Приказа МЧС России от 24.04.2013 №288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и
конструктивным решениям» и относительно большой неточностью материалов лесоустройства [6]. Необходима корректировка картографических материалов лесоустройства и остальных ведомственных документов в связи с выявленным двойным учетом сведений ЕГРН и ГЛР. Проект генерального плана не регламентирует наличие в границах населенных пунктов защитных лесов и зеленых зон, но может послужить основной для наглядного отображения при подготовке проекта изменения границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, и определение функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах.
Список источников
1. Федеральный закон от 2.12.2004 №172-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [Электронный источник] / https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-21122004-n-172-fz-o/ (дата обращения 30.03.2022)
2. Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ (последняя редакция) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 221238/ (дата обращения 30.03.2022)
3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 11.12.2006. — № 50. — ст. 5278.
4. Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 г. N 1755 «Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах» [Электронный источник] / https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1311690/ (дата обращения 21.03.2022)
5. Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405 (ред. от 27.07.2017) «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162792/ (дата обращения 30.03.2022).
6. Приказ МЧС России от 24.04.2013 N 288 (ред. от 17.12.2021) «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения
пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»[Электронный источник] /
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148575/ (дата обращения 22.03.2022)
7. Приказ Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 (ред. от 09.08.2018) «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196699/ (дата обращения 14.03.2022).
8. Бадмаева Ю.В., Чурбаков К.В., Замараева Е.А. Особенности использования городских лесов для осуществления рекреационной деятельности г. Красноярска/ Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции посвящённая 15-летию Института землеустройства, кадастров и мелиорации. Улан - Удэ. - С. 243-246.
9. Бадмаева Ю.В. Градостроительный план земельного участка /Материалы Национальной научной конф. «Современные проблемы землеустройства, кадастров и повышения безопасности труда в АПК», Красноярск - 2021 С. 7-11.
References
1. Federal Law of December 2, 2004 No. 172-FZ (as amended on December 30, 2021) "On the transfer of land or land plots from one category to another" [Electronic source] / https://legalacts.ru/doc/federalnyi- zakon-ot-21122004-n-172-fz-o/ (accessed 03/30/2022)
2. Federal Law No. 280-FZ of July 29, 2017 (latest edition) "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in order to eliminate contradictions in the information of state registers and to establish that a land plot belongs to a certain category of land" [Electronic source] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221238/ (accessed 03/30/2022)
3. Forest Code of the Russian Federation dated December 4, 2006 No. 200-FZ (as amended on December 29, 2017) // Collected Legislation of the Russian Federation. — 11.12.2006. — No. 50. — Art. 5278.
4. Decree of the Government of the Russian Federation of December 21, 2019 N 1755 «On approval of the Rules for changing the boundaries of lands on which forests are located, specified in clauses 3 and 4 of part 1 of Article 114 of the Forest Code of the Russian Federation,
and determining functional zones in forests located in forest park zones» [Electronic source] / https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1311690/ (accessed 21.03.2022)
5. Decree of the Government of the Russian Federation of 05.05.2014 No. 405 (as amended on 07.27.2017) "On the establishment of prohibited and other zones with special conditions for the use of land to ensure the functioning of military facilities of the Armed Forces of the Russian Federation, other troops, military formations and bodies, performing tasks in the field of national defense. [Electronic source] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162792/ (accessed 03/30/2022)
6. Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia dated April 24, 2013 N 288 (as amended on December 17, 2021) «On approval of the set of rules SP 4.13130» Fire protection systems. Limiting the spread of fire at protected facilities. Requirements for space-planning and design solutions «[Electronic source] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148575/ (accessed 22.03.2022)
7. Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated March 1, 2016 No. 90 (as amended on August 9, 2018) «On approval of requirements for accuracy and methods for determining the coordinates of characteristic points of the boundaries of a land plot, requirements for accuracy and methods for determining the coordinates of characteristic points of the contour of a building, structure or object construction in progress on a land plot, as well as requirements for determining the area of a building, structure and premises» [Electronic source] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196699/ (accessed 14.03.2022)
8. Badmaeva Yu.V., Churbakov K.V., Zamaraeva E.A. Features of the use of urban forests for the implementation of recreational activities in Krasnoyarsk / Collection of materials of the All-Russian (national) scientific and practical conference dedicated to the 15th anniversary of the Institute of Land Management, Cadastre and Melioration. Ulan-Ude. — S. 243-246.
9. Badmaeva Yu.V. Town-planning plan of the land plot /Materials of the National Scientific Conf. «Modern problems of land management, cadastres and improving labor safety in the agro-industrial complex», Krasnoyarsk — 2021 P. 7-11.
Для цитирования: Бадмаева С.Э., Акунченко В.И. О противоречиях сведений единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра // Московский экономический журнал. 2022. № 6. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-6-2022-5/
© Бадмаева С.Э., Акунченко В.И., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 6.