Научная статья на тему 'Постановка на государственный кадастровый учет земель лесного фонда: проблемы и решения'

Постановка на государственный кадастровый учет земель лесного фонда: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
2995
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ / ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ (ЛЕСНОЙ) УЧАСТОК

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Бочарова Анастасия Александровна

В статье приведены основные проблемы, возникающие у кадастровых инженеров при постановке на государственный кадастровый учет земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Бочарова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка на государственный кадастровый учет земель лесного фонда: проблемы и решения»

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

УДК 349.417/.418:630

ПОСТАНОВКА НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Анастасия Александровна Бочарова

Филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект», 630048, Россия, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 137/1, инженер, тел. (905)953-43-88, e-mail: [email protected]

В статье приведены основные проблемы, возникающие у кадастровых инженеров при постановке на государственный кадастровый учет земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда.

Ключевые слова: государственный кадастр недвижимости, земли лесного фонда, государственный кадастровый учет, земельный (лесной) участок.

FORMULATION OF STATE CADASTRAL REGISTRATION OF FOREST LAND: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Anastasia A. Bocharova

Branch «Roslesinforg» «Zapsiblesproekt», 630048, Russia, Novosibirsk, ul. Nemirovicha-Dan-chenko, 137/1, the engineer, tel. (905)953-43-88, e-mail: [email protected]

The article presents the main issues arising from the cadastral engineers in setting the state cadastral registration of land (forest) areas in the forest lands.

Key words: The state cadastre of real estate, the earth of wood fund, the state cadastral account, ground (wood) site.

Одной из основных задач, стоящих перед органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), является государственный кадастровый учет земель. Данные действия по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе позволяют выполнять функции управления в целом, реализации национальной и экономической политики страны.

Значительную часть территории нашей страны занимают земли лесного фонда, основная часть данных о которых не учтена в государственном кадастре недвижимости. Так, из-за отсутствия сведений о границах земельных (лесных) участков возникают наложения границ земельных (лесных) участков, являющихся собственностью Российской Федерации (далее - РФ), на земли иных категорий.

В связи с этим последние годы по государственным контрактам выполняются работы по постановке на государственный кадастровый учет (далее -ГКУ) земельных (лесных) участков в границах лесничеств субъектов РФ. В табл. 1 приведены данные по результатам выполнения указанных работ в 2008 г. филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект».

88

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

Таблица 1

Лесничества, в отношении которых в 2008 г. филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» были выполнены работы по постановке на ГКУ

Наименование субъекта РФ Наименование лесничеств Количество участков Площадь, га Количество кадастровых паспортов

Алтайский край Волчихинское 75 126 058 75

Степно- Михайловское 18 113 825 18

Кемеровская Междуреченское 35 617 251 1

область Мысковское 24 290 795 1

Новосибирская область Чулымское 15 341 146 15

Республика Байгольское 21 299 535 1

Алтай Телецкое 23 260 076 1

Томская область Первомайское 29 591 682 29

Ямало-Ненецкий АО Ямальское 185 6 733 802 185

Итого 425 9 374 170 326

Технологически процедуры постановки на ГКУ земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда и земельных участков иных категорий идентичны. Главное отличие заключается в размерах лесничеств. В многолесных районах площадь лесничеств колеблется от нескольких десятков тысяч до миллионов гектаров, а в малолесных - от нескольких тысяч до сотни тысяч гектаров. На рис. 1 представлена укрупненная схема постановки на государственный кадастровый учет земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда. В некоторых случаях указанные работы выполняются не по приведенной схеме, в зависимости от того, по образованию или уточнению границ земельных (лесных) участков осуществляются кадастровые работы.

На примере филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» рассмотрим методику осуществления работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных (лесных) участков в границах лесничеств субъектов РФ. Кадастровую деятельность в филиале выполняют специалисты отдела кадастровых и геодезических работ, основная часть которых имеет аттестат кадастрового инженера. Срок исполнения работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных (лесных) участков в границах лесничеств устанавливается государственным контрактом и составляет, как правило, шесть месяцев. В соответствии с приказами об определении количества лесничеств на территории субъекта и установлении их границ, утвержденных Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), лесничество может состоять

89

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

из лесов государственного лесного фонда (далее - ГЛФ) и «сельских» лесов. Так, по материалам лесоустройства в Кемеровской области Мысковское лесничество включает только леса ГЛФ, а Прокопьевское лесничество - леса ГЛФ и «сельские» леса (Приказ Рослесхоза от 16.10.2008 г. № 300). В государственном кадастре недвижимости земли ГЛФ учтены в категории «земли лесного фонда», а земли, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций («сельские леса») - в категории «земли сельскохозяйственного назначения». Выполняются кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельных (лесных) участков, составляющих государственный лесной фонд, и образованию земельных (лесных) участков путем раздела земель, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций.

Рис. 1. Укрупненная схема постановки на государственный кадастровый учет земельных (лесных) участков в границах лесничеств

В качестве основных исходных данных для постановки на ГКУ земельных (лесных) участков используются сведения государственного лесного реестра (далее - ГЛР), государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). В табл. 2 приведены организации и учреждения, имеющие информацию о землях лесного фонда. Картографические материалы (ортофотопланы, землеустроительные планшеты, планы земель сельскохозяйственных предприятий, лесоустроительные материалы и т. п.) заказываются в Федеральной службе реги-

90

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

страции, кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра) и органах государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений. С учетом полученных материалов осуществляется установление наличия посторонних землепользователей, инженерных коммуникаций и обременений, формирование границ земельных (лесных) участков. При этом координаты поворотных точек границ определяются картометрическим методом.

Организации и учреждения, имеющие информацию о землях лесного фонда

Таблица 2

Сведения о землях лесного фонда Наименование учреждения

Материалы государственного кадастра недвижимости Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии; ФБУ «Кадастровая палата»

Материалы лесоустройства или специального обследования Федеральное агентство лесного хозяйства; орган государственной власти субъекта РФ в области лесных отношений

Материалы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии

Формирование межевых планов на земельные (лесные) участки выполняется в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков. С 2011 г. специалистами филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» активно практикуется составление межевых планов в формате XML и предоставление в органы кадастрового учета через портал Управления Росреестра. Это значительно сокращает срок выполнения работ как для кадастровых инженеров, так и для специалистов органов кадастрового учета.

В процессе выполнения вышеперечисленных работ сотрудники филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» как исполнители сталкиваются со следующими проблемами:

- сведений в государственном кадастре недвижимости о ранее учтенных (декларированных) земельных участках недостаточно для определения их местоположения при выявлении смежных землепользований;

- при постановке на ГКУ огромных по размеру земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда возникает необходимость в запросе сведений ГКН в большом объеме, что требует дополнительных временных затрат (по причине загруженности работников ФБУ «Кадастровая палата» за один раз может быть принято в среднем не более 20 заявлений);

91

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

- с недостаточной точностью определены границы кадастрового деления (в большинстве субъектах при формировании границ кадастрового деления по причине отсутствия на тот момент качественных и крупномасштабных картматериа-лов использовались карты мелкого масштаба) по сравнению с точностью определения прохождения границ лесничеств. На рис. 2 приведен фрагмент схемы, на которой отображены расхождения границ административных округов;

- существуют расхождения сведений по площадям земель лесного фонда (площади по материалам лесоустройства и фактические площади, полученные графически с учетом кадастрового деления и существующих земельных участков, имеют значительные расхождения). В табл. 3 приведены значения расхождений площадей на примере нескольких лесничеств;

- в большинстве субъектов РФ права на земельные (лесные) участки, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, зарегистрированы, но соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости в части земель сельскохозяйственного назначения не внесены, что создает большие трудности при постановке на ГКУ данных земель как земельных (лесных) участков с категорией «земли лесного фонда». По причине отсутствия упрощенную процедуры приведения данных ЕГРП и ГКН (без перевода бывших «сельских лесов» в состав категории земель лесного фонда) данная проблема разрешается при непосредственном участии органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений.

граница ХМАО по материалам лесоустройства граница кадастрового квартала

Рис. 2. Фрагмент схемы, на которой отображены расхождения границ административных округов

92

Землеустройство, кадастр и мониторинг земель

Таблица 3

Расхождения площадей по сведениям ГЛР со значениями площадей, полученных с учетом сведений ГКН

Наименование лесничества Площади лесничеств, полученных по материалам лесоустройства, га Площади лесничеств, поставленных на кадастровый учет, га Расхож- дения, га

Алтайский к рай

Волчихинское 124 369 126 058 1 689

Степно- Михайловское 113 960 113 825 -135

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ямальское 6 921 206 6 733 802 -94 546

Тюменская область

Ярковское 381 546 380 753 793

Устранение приведенных проблем является существенным моментом в повышении качества кадастровых работ, формировании и предоставлении межевых планов в органы кадастрового учета, оперативного получения кадастровых паспортов. Не во всех регионах органами государственной власти в сфере лесных и земельных отношений понимается необходимость и серьезность постановки на государственный кадастровый учет земель лесного фонда, являющихся федеральной собственностью. А для успешного завершения работ по государственным контрактам кадастровым инженерам без содействия органов государственной власти не обойтись. Так, благодаря плодотворному сотрудничеству Департамента лесного комплекса Кемеровской области с Управлением Росреестра по Кемеровской области, постановка на ГКУ земельных (лесных) участков в границах лесничества происходит наиболее эффективно по сравнению с другими регионами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лесной кодекс РФ: Новая редакция. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 79 с.

2. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.garant.ru/12154874.

Получено 19.01.2012

© А.А. Бочарова, 2012

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.