Лесное хозяйство Щ?
О НОВОМ ПОДХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ КАДАСТРОВОМУ УЧЕТУ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ В ГРАНИЦАХ ЛЕСНИЧЕСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ \¥ЕВ-ТЕХНОЛОГИЙ
В. В. ПЕРЕКАЛЬСКИЙ,
директор, 630048, г. Новосибирск,
А. А. БОЧАРОВА, ул. Немировича-Данченко, д. 137/1; ПОМОЩНИК директора, Рослесинфорг Запсиблеспроект тел.: 8 (383) 314-28-05
Положительная рецензия представлена С. В. Залесовым, доктором сельскохозяйственных наук, профессором, проректором по научной работе Уральского государственного лесотехнического университета.
Разумное использование, сохранение и восстановление лесов в современном мире становится все более сложной, но не терпящей отлагательства задачей. Планы и решения по сбережению и рациональному использованию лесных ресурсов и связанному с ними бизнесу часто противоречивы, принимаются в обстановке столкновения интересов и высокой степени неопределенности. Большинство сложностей по управлению лесным фондом на базовом уровне в действительности определяются недостатками информационного обеспечения [1]. В настоящее время невозможно представить многоцелевое, рациональное и неистощительное использование лесов без владения достоверными и разносторонними сведениями о состоянии и динамике развития земель лесного фонда и лесных ресурсов. Для достижения этой цели в последние шесть лет активно выполняются работы по проведению государственной инвентаризации лесов, лесоустройству, дистанционному мониторингу незаконных рубок и использования земель лесного фонда с применением данных дистанционного зондирования земли. Особое значение приобрели кадастровые работы на территории лесничеств. Наличие актуальной и полной информации о лесных участках в государственном кадастре недвижимости (ГКН) способствует решению ряда задач, а именно:
— формированию полного и актуализированного информационного ресурса обо всех земельных, в том числе, лесных участках;
— предоставлению качественной информации органам государственной власти, органам местного самоуправления в целях осуществления государственного управления земельными ресурсами;
— обеспечению прав граждан, юридических лиц, государства, органов местного самоуправления на лесные (земельные) участки;
— управлению органами государственной власти, органами местного самоуправления имущественными отношениями, объектами которых выступают лесные (земельные) участки;
— контролю над оборотом лесных (земельных) участков и др.
Основная часть данных о землях лесного фонда, структура которых представлена на рис. 1, до сих пор не учтена в государственном кадастре недвижимости. Из-за отсутствия сведений о границах лесных участков возникают наложения границ таких участков, являющихся собственностью Российской Федерации, на земли иных категорий и форм собственности, приводящих к многочисленным казусам и земельным спорам. В связи с этим, с 2008 г. по государственным контрактам выполняются работы по постановке на государственный кадастровый учет (ГКУ) лесных участков в границах лесничеств субъектов РФ.
На территории нашей страны, по данным Федерального агентства лесного хозяйства, располагается 1473 лесничества (лесопарка) и 7522 участковых лесничеств. При этом средняя площадь одного рос-
Земли лесного фонда - 65,3% (1115,8 млн. га)
Земли особо охраняемых территорий и объектов - 2,0% (34,9 млн. га)
^11
Земли промышленности и. иного специального назначения - 1,0% (16,8 млн. га)
Земли сельскохозяйственного назначения - 23,0% (393,4 млн. га )
Земли водного фонда - 1,6% (28,0 млн. га)
Земли населенных пунктов - 1,2% (19,6 млн. га)
Земли запаса - 5,9% (101,3 млн. га)
Рисунок 1
Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель
Лесное хозяйство *
Рисунок 2
Технологическая схема постановки на ГКУ лесных участков в границах лесничеств субъектов РФ
сийского лесничества составляет 796,4 тыс. га, одного участкового лесничества — 156 тыс. га [2]. Масштабность выполняемых кадастровых работ очевидна. Это связано, главным образом, с внушительным количеством характерных точек границ лесничеств и смежных землепользований. Подготовка документов, необходимых для ГКУ таких объектов в бумажном виде, занимает весьма длительный промежуток времени. А в случае приостановления осуществле-32
ния кадастрового учета по причине «пересечения» участков исправляется и текстовая, и графическая часть межевого плана. Поэтому постановка на ГКУ лесных участков в границах лесничеств требует новых подходов и более эффективных технологий. На рис. 2 приведен подобный вариант технологической схемы, успешно применяемый филиалом ФГУП «Росле синфорг Запсибле спроект».
Лесное хозяйство *
а
Объем работ, выполненных в электронных форматах 26 %
Планируемый объем работ, га 65 %
Объем работ,_____
выполненных на бумажных носителях
9 %о
б
Рисунок 3
Оценка эффективности выполнения кадастровых работ с использованием WEB-технологий на примере объектов
Кемеровской области:
а — график временных затрат на выполнение работ в зависимости от формата предоставляемых для ГКУ данных;
б — соотношение форматов документов, на основании которых проведен ГКУ
Кадастровые работы на территории лесничеств осуществляются в соответствии с федеральным законом от 24 июля 2007 г. N° 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 412 «Об утверждении формы
участков». В качестве основных исходных данных для постановки на ГКУ лесных участков используются сведения государственного лесного реестра (материалы лесоустройства), ГКН и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Картографические материалы (ор-
межевого плана и требований к его подготовке, при- тофотопланы, землеустроительные планшеты, пла-мерной формы извещения о проведении собрания ны земель сельскохозяйственных предприятий, лесо-о согласовании местоположения границ земельных устроительные материалы и др.) заказываются в Тер-
риториальных управлениях Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) и органах государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений. С учетом полученных материалов устанавливается наличие посторонних землепользователей, арендаторов, инженерных коммуникаций и обременений, формирование границ лесных участков. Координаты поворотных точек границ при этом определяются картометрическим методом [3]. Вид кадастровых работ устанавливается в зависимости от «структуры» лесничества (в соответствии с приказами Федерального агентства лесного хозяйства об определении количества лесничеств на территории субъекта и установлении их границ). Так, кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади лесных участков выполняются на территориях, ранее являвшихся землями государственного лесного фонда, а кадастровые работы по образованию лесных участков путем раздела — на землях, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. С 2011 г. специалистами филиала ФГУП «Рослесинфорг Запсиблеспроект» активно практикуется составление необходимых для ГКУ документов в форме электронных документов (в формате XML) и их предоставление в органы кадастрового учета через портал Управления Росреестра. Подготовка XML-документов осуществляется с использованием возможностей программного продукта «Автоматизированное рабочее место кадастрового инженера» (АРМ «КИН»), разработанного на базе
Лесное хозяйство
Geocad System. Представление в орган кадастрового учета необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования выполняется в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 28 декабря 2009 г. № 555. При этом обязательным является их «подписывание» электронной цифровой подписью (ЭЦП) с использованием средств ЭЦП. Описанная процедура выполнения кадастровых работ для вновь образованных лесных участков путем раздела исходных участков значительно сокращает сроки работ, как для кадастровых инженеров, так и для специалистов органов кадастрового учета. На рис. 3 приведена оценка эффективности выполнения кадастровых работ с использованием WEB-технологий на примере объектов Кемеровской области.
Таким образом, применение рассмотренной технологии подготовки и сопровождения необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов позволяет эффективно автоматизировать работы по постановке на ГКУ лесных участков в границах лесничеств на территории субъектов РФ и в большей степени оптимизировать взаимодействие кадастровых инженеров и органов кадастрового учета. В настоящее время, с целью повышения оперативности исполнения государственных контрактов, данная технология внедрена и успешно реализуется в других филиалах ФГУП «Рослесинфорг».
Литература
1. Бочарова А. А. Постановка на государственный кадастровый учет земель лесного фонда : проблемы и решения // Вестник СГГА. 2012. № 1 (17). С. 88-93.
2. Приказ Министерства экономического развития РФ от 28 декабря 2009 г. № 555 «О порядке представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявления и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости». URL : http://base.garant.ru/12172988.
3. иКЬ : http://www.dataplus.ru/Industries/8FOREST/forest.htm.
4. иКЬ : http://www.rosleshoz.gov.ru/media/appearance/57.
34
www. m-avu. narod. ru