УДК 528.44:63 А.А. Бочарова СГГА, Новосибирск
АНАЛИЗ ЗАДАЧ И ИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ПОСТАНОВКЕ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА
A.A. Bocharova SSGA, Novosibirsk
STATE CADASTRAL REGISTRATION OF LANDS UNDER FORESTS: ANALYSIS OF PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS
Lands under forests occupy major territory of Russia. Under the conditions of market economy they, as never before, should be used efficiently. It is feasible with the availability of a uniform reliable information on forest resources. To solve the problem now it is necessary to carry out state cadastral registration of the lands under forests. As a result, some problems arise (depending on the forest land location), which are to be solved immediately.
Важным итогом земельных преобразований в России является формирование многообразия форм земельных отношений объектов и субъектов, переход к экономически обоснованному обороту земельных участков и иных объектов недвижимости. Земля - один из основных объектов при формировании инвестиционной политики, базовый элемент имущественных отношений и главная составляющая отношений собственности на недвижимость. Государство, его субъекты, муниципальные образования, юридические лица и граждане заинтересованы в обеспечении своих гарантий на конкретные земельные участки и иные объекты недвижимости, учете их правовых, количественных и качественных характеристик. Поэтому необходимо проведение государственного кадастрового учета [1].
В настоящее время как никогда стал актуальным учет земель лесного фонда. На рис. 1 приведена структура лесного фонда.
Перед лицензируемыми организациями органами государственной власти поставлена задача выполнения этого вида работ. Планируется проведение аукционов на проектирование границ лесничеств с постановкой их на государственный кадастровый учет с описания местоположения земель лесного фонда и установления на местности их границ. Это позволит на базе государственного кадастра недвижимости, предусматривающего информационное взаимодействие между органами кадастрового учета, органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений России, органами,
осуществляющими ведение лесного или водного реестров, владеть едиными и достоверными сведениями.
Рис. 1. Структура лесного фонда по состоянию на 01.01.2006 г., млн. га
Указанное сделает возможным рационально и эффективно использовать одно из главных природных богатств России - леса, сведения о которых можно получить в соответствующих ведомственных организациях и учреждениях, приведенные в табл. 1. В настоящее время пока не в полном объеме.
Таблица 1. Ведомственные организации и учреждения, хранящие сведения о
землях лесного фонда
Сведения о землях лесного фонда Наименование учреждения
Материал государственного земельного кадастра Территориальный орган Роснедвижимости; федеральное государственное учреждение «Кадастровая палата»
Материал лесоустройства или специального обследования Лесничество; территориальный орган федерального органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации; лесоустроительное предприятие
Материал государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Окружное учреждение по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
В современных условиях государственный кадастровый учет (ГКУ) направлен на:
- Создание единого государственного информационного ресурса -государственного кадастра недвижимости (ГКН), содержащего сведения об объектах недвижимости как объектах налогообложения;
- Защиту прав и законных интересов правообладателей;
- Обеспечение индивидуализации и идентификации объектов недвижимости;
- Сокращение земельных споров;
- Обеспечение рационального использования земли и ее охраны;
- Улучшение планирования использования земель;
- Создание системы электронного обмена сведениями между органами кадастрового учета, органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, МИДом России, органами, ведущими лесной или водный реестры.
- Осуществление в отношении недвижимого имущества комплекса работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения, кадастровыми инженерами, имеющих квалифицированный аттестат;
- Сокращение затрат времени на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и получение сведений из государственного кадастра недвижимости;
Создание механизма для доступа к информационным ресурсам ГКН на основе развития сервисных услуг с использованием портальных интернет-технологий.
При этом все кадастровые инженеры сталкиваются с теми или иными сложностями, связанными, в первую очередь, с недостаточностью сведений обо всех законно используемых земельных участках, границах существующих зон с особым режимом использования земель, установленных границах населенных пунктов, границах кадастрового деления, административных границах территориальных образований; с наличием недостоверных исходных данных. Причина этому - кадастровая информация изначально сформирована некорректно. Первые нормативно-правовые акты, в которых было начато формирование законодательной базы единой системы и технологии ведения кадастрового учета земель в Российской Федерации были приняты в 60-70-х годах XX века. При этом важно учесть, что кадастровые системы многих стран создавались столетиями.
Поэтому при постановке на ГКУ лесных участков возникают следущие вопросы:
Недостает сведений в государственном кадастре недвижимости о ранее учтенных (декларированных) земельных участках;
- Существуют расхождения сведений по площадям земель лесного фонда (площади по материалам лесоустройства и фактические площади,
полученные графически с учетом кадастрового деления и существующих земельных участков имеют значительные расхождения);
- Существует несоответствие границ населенных пунктов границам межселенной территории по причине ведения кадастра недвижимости на административных территориях в разных координатных системах;
- Недостаточна точность определения границ кадастрового деления (в большинстве субъектах при формировании границ кадастрового деления по причине отсутствия на тот момент качественных и крупномасштабных картматериалов использовались карты мелкого масштаба).
Все проблемы, возникающие при постановке на государственный кадастровый учет, напрямую зависят от местоположения лесных участков и требуют индивидуального подхода для их решения. Не всегда вопросы, связанные с осуществлением ГКУ лесничеств Томской области, идентичны вопросам, присущим лесничествам Республики Алтай. Определяющим фактором являются исходные данные, полученные по материалам лесоустройства и в органах кадастрового учета.
В настоящее время органами государственной власти осуществляется формирование единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию лесных, земельных участков, недр и прочих объектов недвижимости. За последние 3 года в этом направлении был принят ряд мер: подготовлены и приняты новые законы (№200-ФЗ от 4.12.2006, №221-ФЗ от 27.07.2007), внесены изменения в принятые ранее документы (№66-ФЗ от 13.05.2008), преобразована структура федеральных органов исполнительной власти (Указ президента №724 от 12.05.2008), создана единая Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Кадастровый учет становится важным в целях поддержки налогообложения земельных участков и природоохранной политики государства, подготовки земельной статистической информации и защиты государственных земель, для гарантии земельной собственности, развития и мониторинга рынка земли, сокращения земельных споров, помощи в перераспределении прав на землю, улучшении планирования использования земель. Что особенно важно для таких природных ресурсов, как леса, покрывающих значительную часть территории Российской Федерации. Для нашей страны особенно актуален вопрос о развитии лесного комплекса, рациональном использовании земель лесного фонда.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Варламов, А. А. Земельный кадастр: В 6 т. Т. 3. Государственная регистрация и учет земель [Текст]: учебное пособие для вузов/ А.А. Варламов, С.А. Гальченко. - М.: КолосС, 2006. - 528 с.
2. Российская Федерация. Законы. О государственном кадастре недвижимости: федеральный закон [от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ]// Консультант плюс.
© А.А. Бочарова, 2009