Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ'

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НОРМА ПРАВА / ЮРИДИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малаева Надежда Андреевна, Адаева Ольга Викторовна

В данной статье изучается взаимосвязь между делинкветным поведением и возникновением юридического конфликта. Выделяются и анализируются проблемы, связанные с осуществлением правового воспитания на практике применительно к лицам с делинквентным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION OF PERSONS WITH DELINQUENT BEHAVIOR AS A FACTOR IN THE PREVENTION OF LEGAL CONFLICTS

This article examines the relationship between delinquent behavior and the emergence of a legal conflict. The problems associated with the implementation of legal education in practice in relation to persons with delinquent behavior are highlighted and analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ»

Правовое воспитание лиц с делинквентным поведением, как фактор предупреждения

юридических конфликтов

Legal education of persons with delinquent behavior as a factor in the prevention of legal

conflicts

Малаева Надежда Андреевна

Студент

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» Российская Федерация, г.Саранск e-mail: malaeva.nm@bk.ru

Malaeva Nadezhda Andreevna

Student

FGBOU VO "Moscow State University. N.P. Ogaryov" Russian Federation, Saransk e-mail: malaeva.nm@bk.ru

Адаева Ольга Викторовна

Старший преподаватель ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» Российская Федерация, г.Саранск e-mail: adaeva.mgu@mail.ru

Adaeva Olga Viktorovna

Senior Lecturer

FGBOU VO "Moscow State University. N.P. Ogaryov" Russian Federation, Saransk e-mail: adaeva.mgu@mail.ru

Аннотация.

В данной статье изучается взаимосвязь между делинкветным поведением и возникновением юридического конфликта. Выделяются и анализируются проблемы, связанные с осуществлением правового воспитания на практике применительно к лицам с делинквентным поведением.

Annotation.

This article examines the relationship between delinquent behavior and the emergence of a legal conflict. The problems associated with the implementation of legal education in practice in relation to persons with delinquent behavior are highlighted and analyzed.

Ключевые слова: делинкветное поведение, норма права, юридический конфликт, правовое воспитание, личность.

Key words: delinquent behavior, rule of law, legal conflict, legal education, personality.

На современном этапе развития российского общества достаточно актуальным остается исследование делинкветного поведения людей, а именно его соотношение с возникновением юридических конфликтов. Так, согласно порталу правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, на протяжении с 2016 по 2021 год, количество лиц, совершающих преступления не снижается, соответственно это ведет к возникновению юридических конфликтов между субъектами права. [14]. Комплексное применение мер по правовому воспитанию граждан может существенно изменить сложившуюся статистику в сторону снижения общего уровня преступности.

Необходимо определить понятие «юридический конфликт». В литературе данная категория рассматривается в двух смыслах. Так, в узком понимании - это конфликт, непосредственно связанный с правовыми отношениями, это «противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами, возникшее в связи с применением, изменением, нарушением либо толкованием права», а в широком смысле -

«это любой социальный конфликт, имеющий хотя бы один элемент, обладающий юридической характеристикой и который завершается юридическим способом, т.е. юридизируется» [10]. С указанной классификацией определенно стоит согласится, для лиц с делинквентным поведением, больше подходит узкое толкование юридического конфликта, так как данные субъекты совершают действия, которые априори нарушают установленные правовые нормы.

Под делинквентным поведением, согласно исследованию А.Г. Терещенко, стоит понимать антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Анализируя приведенное определение отметим, что понятие «делинквентное поведение» происходит от латинского «delictum», что означает проступок или правонарушение. Указанные действия идут в разрез с правовым нормами.

Исходя из вышеуказанного, представляется очевидным взаимосвязь юридического конфликта с делинквентным поведением. Когда человек нарушает правовые нормы, он затрагивает интересы других людей, общества, государства. По этой причине и возникают правовые конфликты, которые заключаются в противоборстве сторон.

В качестве эффективного средства по профилактике делинквентного поведения, и соответственно юридических конфликтов, можно рассматривать правовое воспитание. В настоящее время осуществление правового воспитания приобретает особую актуальность, поскольку в современном обществе правовое воспитание является общегосударственной задачей. [2]

Необходимо определить категорию правового воспитания, которое представляет собой организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру [5]. Анализируя приведенное определение отметим, что правовоспитательная деятельность имеет важное значение для создания правового государства, так как с ее помощью формируется правосознание граждан. Когда речь идет о несформированности правосознания, то наблюдается низкий уровень знаний в области права по причине неуяснения знаний в силу определенных обстоятельств. При этом личность не в состоянии принимать правовую действительность и осуществлять деятельность в правовом поле. Пробельность в правовых знаниях также является распространенной формой деформации правового сознания. [1]

Для эффективного воздействия правовоспитательных мер со стороны государства и общества на личность с делинквентным поведением необходимо обозначить основные факторы и особенности поведения таких субъектов.

В качестве основной причины делинквентного поведения ученые выделяют низкий уровень нравственно-правовой культуры, который больше всего характерен для подростков, в первую очередь, по причине того, что у них в силу возраста еще не сформировано правосознание, и тем самым не могут определить момент, когда их «шалость» превращается в поведение, порицаемое и наказуемое государством.

Существует множество факторов, которые могут способствовать формированию делинквентного поведениия у человека. Некоторые лица ведут себя противоправно, потому что сталкиваются с семейными или эмоциональными проблемами. Другие попадают под влияние сверстников или социума в целом. Нарушения требований закона влекут серьезные последствия такие как лишение свободы на определенный срок, штрафы или иные меры правового воздействия. В дальнейшем, это может затруднить поиск работы или поступление в высшее учебное заведение.

Чаще всего подвергается делинквентному поведению молодежь. Лучший способ профилактики противоправного поведения- это реализация программ, ориентированных на лиц, которые подвержены риску

вовлечения в преступную деятельность. [15]. Эти программы предоставляют наставничество, репетиторство и другие вспомогательные мероприятия. Главная их цель - помощь подрастающему поколению в формировании законопослушного поведения и правового сознания. Они также учат их конструктивному и мирному способу разрешения конфликтов.

Некоторые люди ошибочно полагают, что делинквентное поведение среди молодежи - это нормально, и свойственно их переходному периоду. Это мнение ошибочно по нескольким причинам. Во-первых, подростковая преступность почти всегда приводит к преступной деятельности в более позднем возрасте. Во-вторых, большинство форм преступного поведения приводят к таким социальным проблемам, как бедность и повышение общего уровня социальной незащищенности.

Анализируя литературу как юридическую, так и педагогическую, мы можем выделить несколько особенностей, которые характерны для лица с делинквентным поведением:

- неосведомленность о правовых нормах;

- затруднение в сопоставлении своего поведения и требований закона;

- отсутствие навыков применения правовых знаний в конкретной ситуации;

- зависимость сознания от влияния взрослых, мнения групп [7].

Таким образом, основной целью правового воспитания будет формирование базового правосознания у человека, и правомерного поведения личности.

Для достижения указанной цели, на практике выделяются специальные правовые воспитательные формы и средства. Так, для воздействия на лиц с делинквентным поведением могут применяться следующие виды средств:

- устные, в форме воздействия с помощью лекций, бесед, консультаций. К примеру, проведение проекта «Мое право» среди детей общеобразовательных учреждений в г. Сочи [11];

- письменные, которые применяются при помощи нормативно-правового регулирования, в виде актов управления, а также с помощью средств неофициального характера, например, средств массовой информации [3]. Ярким примером является составленная Московской межрегиональной транспортной прокуратурой листовка «Нет вандализму!» [10].

Специальные воспитательные формы характеризуется внешним воздействием и направлены на формирование правомерного поведения воспитуемых. Применительно к лицам с делинквентным поведением по субъекту правового воспитания на практике выделяют следующие виды специальных воспитательных форм:

1) Государственные воспитательные формы:

государственное правовое воспитание, которое проводится уполномоченными органами государственной власти, направленное воздействие на лиц, уже совершивших правонарушение. Оно проводится в форме семинаров и лекций, где представители государственной власти разъясняют сущность правовых предписаний, и признаки неправомерного поведения.

государственное правовое воспитание в отношении лиц с делинквентным поведением, не подвергнутых ответственности за их правонарушение, в форме разъяснительных бесед со стороны органов государственной власти.

2) Воспитательные формы, осуществляемые образовательными учреждениями: среди которых первостепенное значение имеет правовое воспитание в форме обучения, получаемое в образовательных учреждениях путем преподавания правовых наук, в которых синтезируются общие знания о праве. Наиболее полные правовые знания можно получить, обучаясь по юридической специальности.

Не существует универсального ответа на вопрос о том, должен ли каждый человек получить юридическое образование. Юридическое образование формирует навыки и знания, которые необходимые для работы в самых разных отраслях. Например, многим предприятиям требуются сотрудники, которые имеют представление о законе, для ведения переговоров по контрактам, разрешения споров или для составления локальных нормативных актов.

Юридическое образование также учит критическому и аналитическому мышлению, методам ведения переговоров и профилактики юридических конфликтов. В этой связи предлагаем ввести на уровне общеобразовательных учреждений, отдельный, общеобязательный предмет право, который будет синтезировать базовые знания и представления человека о праве.

3) Частные правовоспитательные формы: частные инициативы, направленные на формирование всеобщего правового воспитания граждан, которые проводятся общественными деятелями, чьи идеи заключаются в построении правового общества. Воспитание проводится путем показа видеороликов и реализации общественных инициатив.

Применение указанных форм к лицам с делинквентным поведением достаточно эффективно в рамках процесса формирования у них правовых знаний.

И.В. Ульянова подчеркивает взаимосвязь уровня правовых знаний и личной заинтересованности субъекта в правовом обучении [8]. Несомненно, стоит согласиться с приведенной выше позицией, так как в целом обучение лица зависит от его вовлеченности в процесс получения информации, что подтверждается педагогическими исследованиями.

Соответственно, для эффективного правового воспитания к лицам с делинквентным поведением необходимо привлекать к осуществлению правового обучения представителей государственных органов и общественных организаций, которые на профессиональном уровне не только разбираются в праве, но и могут интересно преподнести излагаемую информацию. Помимо важности личности оратора, необходимо сформировать внутри общества такую обстановку, при которой незнание правовых норм и соответственно их несоблюдение, будет вызывать сильное общественное воздействие.

Еще одной важной проблемой в рамках правовоспитательного процесса является проявление делинквентного поведения среди должностных лиц, которое выражается в совершении должностных преступлений, приводящих к юридическим конфликтам [13]. Особое значение необходимо уделять процессу предотвращения такого поведения. В связи с тем, что они являются непосредственными представителями государственной власти и соответственно уже со своим статусом должны служить образцом полного соблюдения нормативных предписаний. Соответственно, каждое должностное лицо обязано понимать сущность норм права и осуществлять деятельность по пресечению противоправного поведения иных лиц. [6].

В качестве эффективных правовоспитательных мер со стороны должностных лиц выделяют контроль органов государственной власти со стороны вышестоящих госорганов в форме проведения бесед, конференций и консультаций. Например, проведение органами ФСБ конференций в органах ФСИН.

Итак, необходимо сделать вывод об основополагающем значении правового воспитания при осуществлении деятельность по противодействию делинкветного поведения среди граждан. Когда лицо обладает развитым правосознанием, шанс вступить в юридический конфликт гораздо ниже, так как оно непосредственно знает свои права и обязанности, и соответственно, формирует свое поведения, основываясь на нормативных предписаниях.

Список используемой литературы:

1 Адаева О. В. Роль правового воспитания в преодолении деформации правосознания // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 8 (48). - С. 203-207.

2 Адаева О. В. Роль правовоспитательной деятельности как общегосударственной задачи во взаимосвязи с патриотическим воспитанием // Modern Science. - 2020.- № 7-1.- С. 95-98.

3 Голубев Ю. В. Делинквентное поведение как форма девиантного поведения // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - №18. - С. 138-140.

4 Горохова Е.Х. Проблема делинквентного поведения подростков // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-1. - С. 90-91.

5 Колесниченко Т. И. Воспитание правовой культуры подростков с девиантным поведением // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. №1. С. 136-144.

6 Полищук С.В. Информационно-коммуникационные технологии и правовое воспитание / Гуманитарный вестник военной академии ракетных войск стратегического назначения. - 2019. - № 4. - С. 205211.

7 Терещенко А.Г., Васильев Н.Г. Особенности социальной обусловленности девиантного и делинквентного поведения // Пролог: журнал о праве. - 2016. - №1. - С. 39-46.

8 Ульянова И.В. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях // Социосфера. - 2014. - № 3. - С. 72-76.

9 Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов / Глобальный научный потенциал. - 2015. - № 11. - С. 206-208.

10 Худойкина Т.В. Юридический конфликт: динамика, структура, разрешение: дис. ... канд. юрид. наук. Саранск, - 1996. - С. 25.

11 Около 2300 школьников стали слушателями проекта «Мое право», реализуемого Общественной палатой города Сочи [Электронный ресурс]. URL: https://sochi.ru/press-sluzhba/novosti/66/172951/

12 Листовка Нет вандализму (Московская межрегиональная транспортная прокуратура) [Электронный ресурс]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/legal-education/materials/let?item=21844975

13 Зарегистрировано преступлений по ст. 285 - злоупотребление должностными полномочиями. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/offenses table

14 Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/offe-nses chart

15 Программа профилактики правонарушений и преступлений в г. Казани на 2016 - 2025 годы [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/543549230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.