Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новикова Оксана Витальевна

Правовоспитательная деятельность несовершеннолетних имеет большое профилактическое значение в борьбе с преступностью. Правовое обучение является эффективной формой правового воспитания, направленное на формирование и развитие у детей и молодежи высокого уровня правосознания, воспитание уважения к существующим законам и правилам поведения в обществе, нетерпимости к противоправному поведению.Legal educational activities of minors are of great preventive importance in the fight against crime. Legal propaganda is an effective form of legal education aimed at the formation and development of a high level of legal awareness in children and youth, fostering respect for existing laws and rules of behavior in society, and intolerance to illegal behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 34

Юридические науки

Новикова Оксана Витальевна, студентка 203 группы Юридического факультета Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования Национальный Исследовательский «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» г. о. Саранск

СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация: Правовоспитательная деятельность несовершеннолетних имеет большое профилактическое значение в борьбе с преступностью. Правовое обучение является эффективной формой правового воспитания, направленное на формирование и развитие у детей и молодежи высокого уровня правосознания, воспитание уважения к существующим законам и правилам поведения в обществе, нетерпимости к противоправному поведению.

Ключевые слова: правовое воспитание, несовершеннолетние, правовоспитательная деятельность, образование.

Annotation: Legal educational activities of minors are of great preventive importance in the fight against crime. Legal propaganda is an effective form of legal education aimed at the formation and development of a high level of legal awareness in children and youth, fostering respect for existing laws and rules of behavior in society, and intolerance to illegal behavior.

Key words: legal education, minors, legal training, education.

У несовершеннолетних установки на противоправное поведение могут формироваться во время физиологической и психологической стадии роста. Правовое образование в школе и в семье несовершенно, а в каких-то семьях оно вообще отсутствует. Это приводит к преступным действиям уже в подростковом

периоде. Чтобы этот момент исключить из нашей жизни и жизни будущего поколения, нужно заниматься с детьми, проводить с ними время, говорить им, что «можно», а что «нельзя».

Правовое воспитание следует понимать, как организованный, управляемый, целенаправленный педагогический процесс, в рамках которого осуществляется воздействие на сознание индивидов с целью формирования у них высокого уровня правового сознания и правовой культуры [4, с. 206].

Правовое воспитание необходимо осуществлять в отношении на все социально-правовых субъектов, оно направляется как на лиц с противоправным поведением, так и в целях профилактики - на лиц с правомерным поведением. В целях воздействия на воспитуемых используются различные правовые воспитательные формы.

Характеристика правового воспитания находит в себе свойства организационного характера, цели и конкретные способы, чтобы их достичь. В данной деятельности имеется большое количество целей: общие, частные, тактические и стратегические. Они могут быть дополнены разными критериями, которые основаны как на объективных, так и на субъективных характеристиках несовершеннолетнего, также методами и формами воздействия, которые используются в правовом воспитании и социальными институтами, осуществляющие правовое воспитание.

В процессе обучения основной проблемой является формирование уважения к закону. В юридической литературе принято считать, что уважение -это способность считаться с границами и интересами других людей, видеть и признавать их достоинства, замечать индивидуальность, соблюдать социально-допустимый формат общения, взаимодействовать, не причиняя морального или физического вреда.

Целью правового воспитания подростков старшего возраста является формирование правовой воспитанности как актуальной личностной характеристики, предоставляющей подростку возможность решать реальные проблемы в сфере регулируемых законом отношений.

Реализация правового воспитания несовершеннолетних правонарушителей заключается в определенных принципах, которые образуют его внутренний регулятор поведения [3, с. 213].

Важнейшими элементами правового регулирования являются способы организации воспитательного процесса. В рамках школьного образования особое значение имеет комплекс воспитательной работы учителей и лиц, которые отвечают за организацию внеклассной воспитательной работы. Также немаловажную роль играет деятельность сотрудников правоохранительных органов в правовоспитательном процессе несовершеннолетних [1, с. 107].

Основными формами правового образования подростков в рамках внеурочной деятельности являются:

• встречи с правоохранительными органами;

• просмотр тематического кино и различных программ;

• проведение школьных и студенческих мероприятий по типу «вопрос-ответ»;

• дебаты, обсуждение, прочитанных книг и статей, которые относятся к теме права и просвещения в юридических аспектах;

• создание предметных стендов, аппликаций, содержащих газеты и журналы, литературу и фото.

Правовое воспитание несовершеннолетних, прежде всего, способствует формированию в сознании подростков мысленной основы, которая задает потребное и точное исполнение правовых норм в обществе. Для этого должна быть правильно организована работа, чтобы создать клише, которое будет основано на глубоком понимании права и социальной справедливости. То есть можно сделать вывод, что правовое образование - это воспитательная деятельность школы, семьи, правоохранительных органов, которая направлена на формирование правового сознания и навыков, и привычек правомерного поведения несовершеннолетних.

Достигнутые результаты правовоспитательной деятельности позволяют стабилизировать взаимоотношения между людьми с позиции правомерного

поведения, а также нравственных категорий [2, с. 149]. Необходимо отметить, что нравственное воспитание отличается от правового своими методами и формами, выступающими в данном случае более точными, а в нравственном воспитании они не имеют какой-либо конкретизации и не предусматривают за собой наказание.

Итак, на формирование правосознания несовершеннолетних особо влияют семья и образовательные учреждения. Детские сады и дошкольные учреждения закладывают фундамент юридического образования. А образовательные учреждения должны формировать человека, знающего свои права и обязанности. Несмотря на попытки привить несовершеннолетним правовую культуру, в современном обществе нет эффективной программы правового просвещения несовершеннолетних.

Библиографический список:

1. Адаева О. В. Организация правового воспитания в общеобразовательных учреждениях // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №4. С. 107-110.

2. Адаева О. В. Правовое воспитание как форма профилактики правонарушений в республике Мордовия // Тенденция и перспективы развития науки XXI века. 2016. С. 148-150.

3. Колачева И. В. К вопросу о формах и методах правового воспитания школьников // NOVAUM.RU. 2016. № 4. - С. 213. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27813268_21812722.pdf. (дата обращения 12.06.2021).

4. Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. Юридические науки. 2015. № 11(56). - С. 206. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25309247_36180093.pdf. (дата обращения 12.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.