DOI 10.24412/2227-7315-2024-2-118-126 УДК 340.114.5
Н. В. Тюменева
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Введение: воспитание является социальным регулятором поведения человека, потенциал которого необходимо использовать в правовой сфере. Цель — выявить специфику правового воспитания и обозначить его роль в механизме правового регулирования. Методологическая основа: содержание правового воспитания раскрывается на основе диалектического, системного и телеологического подходов. Для выявления тождества и различий между видами правового воспитания был использован сравнительно-правовой метод. Для определения места и роли правового воспитания в механизме правового регулирования был использован системно-структурный и функциональный методы научного познания. Результаты: обоснована необходимость использования правового воспитания в условиях идеологического многообразия. Определена роль правового воспитания в механизме правового регулирования. Выводы: правовое воспитание играет важную роль в правовой социализации человека, выступает не только способом повышения правовой культуры и правосознания, но и действенным вспомогательным элементом механизма правового регулирования, поскольку создает необходимую мировоззренческую основу для функционирования права.
Ключевые слова: правовое воспитание, механизм правового регулирования, социальное регулирование, правовое воздействие, правовые ценности, правовая культура, правосознание, субъект права.
N. V. Tyumeneva
LEGAL EDUCATION AND ITS ROLE IN THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION
Background: education is a social regulator of human behavior, the potential of which must be used in the legal sphere. Objective — to identify the specifics of legal education and its role in the mechanism of legal regulation. Methodology: the content of legal education is revealed on the basis of dialectical, systemic and teleological approaches. A comparative legal method was used to identify the identity and differences between the types of legal education. To determine the place and role of legal education in the mechanism of legal regulation, the system-structural and functional methods of scientific cognition were used. Results: the necessity of using legal education in the context of ideological diversity is substantiated. The role of legal education in the mechanism of legal regulation is determined. Conclusions: legal education plays an important role in the legal socialization of a person, is not only a way to enhance legal culture and legal awareness, but also an effective auxiliary element of the mechanism of legal regulation, since it creates the necessary ideological basis for the functioning of law.
Keywords: legal education, mechanism of legal regulation, social regulation, legal impact, legal values, legal culture, legal awareness, subject of law.
© Тюменева Наталия Владимировна, 2024
Заведующий кафедрой теории государства и права, кандидат юридических наук, доцент (Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского); e-mail: [email protected]
© Tyumeneva Natalia Vladimirovna, 2024
Head of the Department of Theory of State and Law, Candidate of Law, Associate Professor (Saratov National 118 Research State University named after N. G. Chernyshevsky)
В современных условиях наблюдается возрождение интереса к правовому воспитанию не только как к правовой категории, «привязанной» к правосознанию и к правовой культуре, но и как к многофункциональному средству правовой социализации. Это обуславливает необходимость обновления теории правового воспитания в связи с уточнением его роли в механизме правового регулирования общественных отношений в условиях идеологического многообразия, запрета цензуры, приоритета традиционных ценностей в российском обществе.
Несмотря на то, что воспитание является центральной категорией педагогики и объектом ее изучения, правоведы давно уже обратили внимание на его потенциал и перспективы в правовой сфере. В советское время были заложены теоретические основы изучения правового воспитания и его возможностей по повышению правосознания и правовой культуры. Авторитетный профессор права С.С.Алексеев определял правовое воспитание как систему организационно-идеологического воздействия, направленную на обеспечение высокой юридической культуры, развитие правосознания, подготовку кадров юристов, правовую пропаганду [1, с. 181].
Труды И. Е. Фарбера стали классическими в обосновании главенствующей роли воспитательной функции права и правового воспитания как формы ее реализации, цель которого — «формирование определенной политической, нравственной, юридической структуры личности» [2, с. 243]. Теоретик права И.Ф. Рябко указывал на необходимость правового воспитания народных масс посредством популяризации правового образования и правового просвещения [3, с. 161-180]. Таким образом, в Советском государстве правовое воспитание широко использовалось для укоренения в самом массовом правосознании (обыденном) правовой ментальности советского народа, партийной идеологии и ценностей коллективизма.
В конце XX в. в связи со сменой векторов и ориентиров конституционного развития России правовое воспитание ушло в тень научного познания, потеряв практическую востребованность в свете конституционного запрета государственной идеологии. Установленный в ст. 13 Конституции РФ1 запрет буквально трактовался как полная идеологическая свобода каждого, прежде всего от партократии и необходимости формирования монистического общества на основе единых идеологических и политико-партийных установок. Вместе с сужением пределов государственной власти за счет выведения из-под ее контроля идеологической сферы [4, с. 249] правовое воспитание стало ограниченно использоваться в качестве средства, обеспечивающего повышение правовой культуры и правосознания и ресурса власти в целом. Его место заняли более «мягкие», нейтральные средства идеологического воздействия, такие как правовое просвещение и информирование, правовое обучение и образование, ставшие приоритетными в социально-правовом регулировании.
Казалось бы, в условиях провозглашения широкой свободы слова, мнений, убеждений, с одной стороны, и установления конституционного «вето» на государственную идеологию — с другой, организационно-идеологическое воспитательное воздействие на сознание личности должно было бы окончательно
1 См.: Конституция РФ от 12декабря 1993 г. (с поправками от 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2020. 4 июля.
потерять свою актуальность. Однако уже в начале 2000-х гг. стало понятно, что фактический отказ от механизмов воспитательного воздействия был преждевременным и неоправданным. Показателен в этом смысле высокий уровень нигилистического правосознания, который сохраняется многие десятилетия в России. Усугубила ситуацию глобализация, которая создала риски трансформации и изменения духовно-нравственной основы российского общества, утраты традиционных ценностей.
В таких условиях возрождения воспитательного воздействия и совершенствование его методов и способов стало насущной проблемой, о которой часто говорит руководство страны. Так, в Послании Президента РФ от 2016 г. В. В. Путин подчеркнул, что школьное образование должно «давать знания и воспитывать нравственного человека», «историческая миссия отечественной системы образования всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма и ответственности за свою страну»1, а также «уважения к действующему праву»2.
Позиция Президента РФ о роли воспитания усилила его практическую востребованность в текущий момент. Однако в Конституции РФ воспитание было закреплено с момента принятия Основного Закона в различных контекстах. Во второй главе воспитание в качестве важнейшего фактора социализации личности выступает равным правом и обязанностью родителей (ч. 2 ст. 38). По смыслу конституционных норм, воспитание в семье должно осуществляться непрерывно, даже тогда, когда человек попал в тяжелую жизненную ситуацию (речь идет, например, о болезни, потере кормильца, инвалидности и пр.). Чтобы кризисные финансовые условия не помешали воспитывать детей, государство создает различные социальные гарантии, оказывает социальную поддержку и защиту гражданам (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).
В соответствии с поправками, внесенными в Конституцию РФ в 2020 г., воспитание приобрело политико-правовое значение и стало популяризоваться в качестве способа передачи ценностей и идеалов от поколения к поколению, необходимых для сохранения национальной идентичности (ч. 3 ст. 67.1 Конституции РФ). На публичную власть и институты гражданского общества теперь возлагается обязанность создавать условия для развития и воспитания детей в духе патриотизма, гражданственности и уважения к старшим (ч. 4 ст. 67 Конституции РФ).
Осуществление задач государства по воспитанию и образованию обеспечивается различными организационными и правовыми гарантиями на федеральном и региональном уровнях власти. Так, в исключительном ведении России находится установление единых правовых основ системы воспитания и образования (п. «е» ст. 71). Общие вопросы воспитания (п. «е» ч. 1 ст. 72), а также связанные с созданием условий для достойного воспитания детей в семье (п. «ж». 1 ч. 1 ст. 72), решаются совместно федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ. На правительственном уровне решаются задачи по созданию условий для воспитания экологической культуры (п. «е» 6 ч. 1 ст. 114).
Анализ конституционных норм свидетельствует о том, что воспитание, являясь ресурсом политической власти, используется в современной России для
1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. // Российская газета. 2016. 2 декабря.
2 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской 120 Федерации от 12 декабря 2013 г. // Российская газета. 2013. 13 декабря.
формирования мировоззренческих установок и духовно-нравственного развития и совершенствования личности на основе провозглашенных в Конституции РФ традиционных ценностей (патриотизма, гражданственности, защиты Отечества и пр.). Следовательно, современное государство заинтересовано в том, чтобы социализация человека осуществлялась непрерывно, комплексно, последовательно путем воспитательного воздействия, задача которого — выработка устойчивого стереотипа законопослушного, правомерного поведения и формирование определенного образа жизни и деятельности каждого.
В публично-правовой сфере воспитание востребовано в качестве всеобщего, распространенного, часто используемого метода воздействия на личность. Это подтверждается тем, что в 2015 г. был принят документ стратегического значения, посвященный воспитанию, — Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года1 (далее — Стратегия), а в Федеральном законе «Об образовании в Российкой Федерации»2 (далее — Закон) было включено понятие «воспитание».
Согласно п. 2 ст. 2 Закона, под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде. Единство обучения, образования и воспитания провозглашено принципом государственной политики и правового регулирования образовательных правоотношений (п. 3 ч. 1 ст. 3 ст. Закона), что подчеркивает равнозначность и неразрывность методов обучения, образования и воспитания в воздействии на личность и ее социализацию.
Примечательно, что возвращение воспитания в арсенал политико-правовых методов совпало с исключением понятия «образовательная услуга» из текста Закона, которое долгое время блокировало фактическую возможность использования педагогами методов воспитательного воздействия на школьников и студенческую молодежь, что вызывало критику и недовольство со стороны педагогического сообщества. Не вдаваясь в анализ положительных и отрицательных сторон названных изменений, отметим лишь, что законодательная новелла о легализации воспитания должна толковаться не иначе как усиление морально-нравственной и идеологической составляющей в содержании образовательных отношений и отказ от потребительского контекста, в котором последнее двадцатилетие они существовали и развивались.
Таким образом, воспитание в качестве универсального социального регулятора общественных отношений, наряду с моралью, этикой, религией, правом, используется в различных социальных сферах, приобретая соответствующее
1 См.: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р // Российская газета. 2015. 8 июня.
2 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
(в ред. от 25 декабря 2023 г.) // Российская газета. 2012. 31 декабря; 2023. 29 декабря. 121
видовое и методическое разнообразие. Неслучайно существуют различные виды воспитания: гражданское, патриотическое, экологическое, трудовое, особое место среди которых занимает правовое воспитание.
Несмотря на то, что в Стратегии правовое воспитание не выделено в самостоятельный вид, его роль в социально-правовой сфере огромна, поскольку от него во многом зависит общественная безопасность и правопорядок в стране. В приведенном ранее определении подчеркивается, что «воспитание ... направлено на социализацию обучающихся ... на основе общепринятых правил и норм. используется для создания условий ... уважение к закону и правопорядку» (п. 2 ст. 2 Закона). Это означает, что законодатель ключевые параметры права включил в содержание воспитания. Следствием этого стало то, что правовая составляющая (правовой аспект) имеется во всех названных видах воспитания и сформулированных ориентиров воспитательного процесса.
Так, в соответствии с Законом механизмы гражданского воспитания направлены на создание условий для формирования у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы; развитие в детской среде ответственности, формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. ° Правовое содержание патриотического воспитания и формирование россий-
£ ской идентичности Закон связывает с развитием у подрастающего поколения ™ уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Фе-? дерации, к историческим символам и памятникам Отечества. | Духовное и нравственное воспитание детей осуществляется, по убеждению
Ц законодателя, за счет расширения сотрудничества между государством и обще-
0 ством, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нрав-| ственного воспитания детей.
1 Приобщение детей к культурному наследию предполагает создание равных >1 для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям, что представляет | прямую отсылку к ч. 2 ст. 44 Конституции РФ.
I Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется
| посредством воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым >§ достижениям; формирования у детей потребности трудиться, добросовестного, | ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельно! сти, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. ц Экологическое воспитание ориентировано на развитие у детей и их родителей
§ экологической культуры, бережного отношения к природе; воспитание чувства
со
ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
С одной стороны, в Стратегии сформирован целостный механизм, включающий различные виды воспитательного воздействия на человека, в том числе и пра-122 вовое воспитание, связанное с соблюдением прав и свобод человека и гражда-
нина, правил социального общежития, с уважением к государству, с выработкой механизмов ответственности за себя и свои поступки, нетерпимого отношения к любым правонарушениям и пр. С другой стороны, правовое воспитание имеет свою специфику и значительный правовой потенциал: в сочетании с элементами механизма правового регулирования правовое воспитание способно усиливать положительный эффект правового воздействия на личность.
Неслучайно, в педагогике правовое воспитание не только выделено в самостоятельный вид, но и отмечается специфика его цели, задач, методов, форм и видов. Правовое воспитание рассматривается как целостный педагогический процесс, основанный на специально организованной, систематической, взаимосвязанной деятельности субъектов воспитания (государственных органов, общественных организаций, педагогов, родителей, учащихся) по трансляции правовой культуры и правового опыта [5, с. 10-11]. Ключевым аспектом в характеристике правового воспитания является его цель — передача правовых ценностей и правового опыта, а также целостность, системность, длительность, процессуальный характер. Результатом такого воспитательного воздействия было и остается превращение уважения к праву и закону в личное убеждение каждого человека, что способствует не только росту правосознания и правовой культуры, но и повышает эффективность правового регулирования в целом.
В специальной юридической литературе механизм правового регулирования выступает одной из центральных научных категорий правоведения, которая «собирает» воедино и позволяет сформировать представление о целостной «работе» всех звеньев правовой системы в динамике [1, с. 153]. Правовое регулирование, включающее в себя различные элементы (норму права, принципы права, право- н отношения, правовые акты и пр.), не совпадает с идеологическим воздействием С права, его воспитательной ролью. Более того, воспитание приобретает правовую т специфику и становится правовым только тогда, когда оно проходит через меха- К низм правового регулирования, а до этого по своему характеру оно в принципе Г не отличается от влияния на общественные отношения других идеологических д средств (агитации, пропаганды, морального воздействия и пр.). Следовательно, | идеологическое воспитательное воздействие не является специфическим только н для права и не охватывается правовым регулированием [1, с. 155]. Наоборот, вос- | питание — это самостоятельный социальный регулятор [6, с. 23] наряду с правом, д которое также представляет собой особы й вид социального регулирования. с
Полагаем, что, взаимодействуя, оба этих социальных регулятора дополняют I
а
друг друга, усиливая эффект воздействия на личность. В правовой сфере ме- д тоды воспитания приобретают правовое качество, правовой характер, а само и воспитание становится правовым. Вспомогательная роль правового воспитания № в праворегулятивном процессе выражается в том, что его воздействие направлено 1 на выработку осознанной привычки к правомерному поведению и формированию 5 стереотипа такого поведения в общественном сознании. 4
Известно, что человек, приученный с детства соблюдать элементарные правовые запреты, во взрослом возрасте соблюдает их уже автоматически, естественным образом, даже не задумываясь об этом. Именно поэтому реализация права в форме соблюдения создает естественную основу для его исполнения, использования, применения. Правовое воспитание формирует специальный инструментарий по донесению до разума и чувств каждого человека правовых цен- 123
ностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения, действуя в форме правового просвещения, правового образования и обучения.
Воспитательное воздействие осуществляется с помощью таких социальных норм, как мораль, этика, религия, а правовое регулирование — на основе правовых норм. Правовое воспитание усиливает действие норм права, сочетая их с такими неформальными регуляторами, как мораль, этика, религия, обычаи, традиции, привычки, ритуалы, придавая праву общесоциальный ценностный смысл. Это позволяет говорить о социальном механизме действия права, включающего данные аспекты, правовые установки и ориентации субъектов, правовую информацию, социальные последствия действия права, социально-правовой контроль, уровень и характер правовой информации и др.
Кроме того, воспитательное воздействие права в процессе правового регулирования общественных отношений формирует так называемый психологический механизм, направленный на формирование мотивов поведения, предписывающего, запрещающего, дозволяющего юридическими нормами, приводя к активной деятельности субъекта, выражающейся в моделировании собственного поведения в соответствии с полученной правовой информацией [7, с. 88].
Психологическое правовое воздействие связано не только и даже не столько с восприятием правовой информации, сколько с отношением субъекта к ней. Под воздействием механизмов правового воспитания субъект не просто воспринимает правовую информацию, она аккумулируется его сознанием, обретает определенную направленность его собственного поведения в социально-правовой сфере [7, с. 95-96]. По сути, правовое воспитание «запускает» механизмы ° саморегуляции и упорядочивания собственного социального поведения субъекта й в соответствии с выбранной им стратегией, когда правовые требования превра-™ щаются во внутренние побуждения личности, в ее собственные предписания, ? мотивирующие начало поступка [8, с. 122].
| Следовательно, имея психологическую компоненту в содержании, право-
| вое воспитание связано со всеми формами реализации права, соответственно,
0 и со всеми видами правомерного поведения. Правовое воспитание имеет значение | в контексте и правонарушений, и юридической ответственности. В частности,
1 перевоспитание правонарушителей является одной из целей уголовного нака->1 зания, а также выступает основным средством профилактики правонарушений | независимо от их отраслевой специфики. В связи с этим можно с уверенностью I констатировать, что целенаправленное и систематическое правовое воспита-| ние — это прямая предпосылка установления законности и правопорядка.
>1 Проведенный анализ показал, что правовое воспитание — это планомерный,
| управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс Л воздействия на сознание, психологию субъекта, соприкасающийся со всеми зве-! ньями механизма правового регулирования, способствующий принятию права, § его норм, усвоение его ценностей и принципов субъектом.
со
В общей теории традиционно выделяют общее и специальное правовое воспитание. Разница между названными видами состоит в субъекте, на которого правовое воспитание направлено, и в применяемых методах воспитательного воздействия.
Так, общему правовому воспитанию подвергаются все категории граждан; 124 оно ориентировано прежде всего на повышение обыденного правосознания,
групповой правовой культуры. Для этого используются разнообразные методы воспитательного воздействия: правовое просвещение граждан, консультирование по правовым вопросам, пропаганда уважения к праву и закону, проведение массовых мероприятий в форме открытых лекций, форумов, бесед и прочего по проблемным социально-правовым вопросам (противодействие коррупции, терроризму, экстремизму и др.).
Специальное правовое воспитание ориентировано на субъектов, обладающих профессиональным правосознанием, то есть на государственных служащих, должностных лиц, представителей публичной власти в целом, практических работников, преподавателей юридических вузов, студентов-юристов и пр. Специальное правовое воспитание часто отождествляют с правовым образованием. Хотя такое отождествление допустимо и в нем нет ошибки (поскольку и правовое воспитание, и правовое образование являются схожими однородными правовыми явлениями, используемыми для повышения профессиональной правовой культуры), но не всегда оправданно, потому что правовое воспитание и правовое образование не одно и то же.
Правовое образование направлено на получение и передачу знаний о праве, правовых явлениях, процессах, институтах, выработку навыков их применения на практике. Тогда как правовое воспитание воздействует не только на мышление, но и на сознание человека; оно связано не столько с передачей правовых знаний, сколько с формированием ценностных правовых и мировоззренческих установок, стереотипов правомерного поведения. Следовательно, понятие «правовое воспитание» по объему шире, чем понятие «правовое образование», соответственно, правовое воспитание может осуществляться как в процессе правового обучения и образования, так и вне их, с применением широкого круга методов.
Специальное правовое воспитание осуществляется на основе этических норм, содержащихся в кодексах этики судей, прокуроров, адвокатов, нотариусов и пр. В последнее время на государственной службе правовой опыт передается в рамках института наставничества1, который становится все более востребованным и эффективным средством правового воспитания.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в современной правовой доктрине заложены правовые предпосылки для обновления теории правового воспитания, которое объективно необходимо в условиях современного идеологического многообразия. Во-вторых, правовое воспитание следует рассматривать не только как способ повышения правовой культуры и правосознания, но и как действенный вспомогательный элемент механизма правового регулирования. В-третьих, правовое воспитание обуславливает социальный и психологический механизмы действия права: под воздействием правового воспитания у субъекта вырабатывается привычка соблюдать право и закон, вырабатывается стереотип правомерного поведения на основе усвоенных им правовых ценностей. Таким образом, правовое воспитание выступает эффективным идеологическим регулятором, создающим необходимую мировоззренческую основу для функционирования права.
1 См.: Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2019 г. // СЗ РФ. 2019. № 41, ст. 5727.
Библиографический список
1. Алексеев С. С. Проблемы теории права: курс лекций: в 2 т. Свердловск: Свердл. юрид. ин-т, 1972. Т. 1: Основные вопросы общей теории социалистического права. 395 с.
2. ФарберИ.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М.: Юрид. лит., 1963. 206 с.
3. Рябко И. Ф. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе / отв. ред. М. Н. Кулажников. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1969. 191 с.
4. Эбзеев Б. С. Конституционное право России: учебник. М.: Проспект, 2019. 768 с.
5. Хасанова С. А. Правовое воспитание старших подростков в средней общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2007. С. 10-11.
6. Славова Н. А. Правовое воспитание как основной элемент механизма правовой социализации // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2021. Т. 1, № 3. С. 24-28.
7. БергЛ.Н. Психологический аспект правового воздействия // Lex Russica. 2023. № 8(201). Т. 76. С. 88-95.
8. Гусейнов О. М., Гусейнов Г. О. Правовое воспитание как фактор формирования позитивного правосознания личности // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 3. С. 114-126.
References
1. Alekseev S. S. Problems of the Theory of Law: a course of lectures in two volumes. Sverdlovsk: Sverdlovsk Law Institute, 1972. Vol. 1: Basic Questions of the General Theory of Socialist Law. 395 p.
2. FarberI.E. Legal Awareness as a Form of Public Consciousness. M.: Legal Literature, 1963. 206 p.
3. Ryabko I. F. Legal Awareness and Legal Education of the Masses in Soviet Society / ed. g by M. N. Kulazhnikov. Rostov n/D.: Publishing House of Rostov University of 1969. 191 p.
4. Ebzeev B. S. Constitutional Law of Russia: textbook. M.: Prospekt, 2019. 768 p.
5. Hasanova S. A. Legal Education of Older Adolescents in Secondary School: diss. ... cand. g of Pedagogical Sciences. Surgut, 2007. P. 10-11.
i 6. Slavova N. A. Legal Education as the Main Element of the Mechanism of Legal Socializa-
| tion // Bulletin of the V. N. Tatishchev Volga State University. 2021. Vol. 1, no. 3. P. 24-28. if 7. Berg L. N. The Psychological Aspect of Legal Impact // Lex Russica. 2023. No. 8(201). Vol.
1 76. P. 88-95.
| 8. Gusejnov O. M., Gusejnov G. O. Legal Education as a Factor in the Formation of a Positive Legal
| Awareness of the Individual // Social and Humanitarian Knowledge. 2021. No. 3. P. 114-126.
2 55
0
1 I CL CD
U
a ra
u O
5 S
O *
u CO O