Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
626
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Славова Н. А.

Построение правового общества требует от его членов правовых знаний, которые обеспечивают нормальные условия жизни, правовую защиту и соблюдение норм и правил жизнедеятельности. Вместе с расширением правовых ориентиров: идей демократии, справедливости, толерантности, свободы и равноправия граждан перед законом, верховенства права - происходит переосмысление правовых представлений о правах, обязанностях, законодательстве и других правовых явлениях. Такое состояние правовой действительности усложняет процесс правовой социализации личности и требует адекватных направлений и путей такого процесса, который невозможен без правового воспитания. Содержание правовой социализации личности охватывает изучение соответствующих методов мышления, присущих правовой культуре, юридического языка, принятие правовых норм, ценностей, правовых традиций и тд. Усваивая с помощью правового воспитания правовую культуру, человек формирует свои способности, потребности, ценности. Поэтому не может существовать социализация без индивидуализации в праве. Процесс синтеза определенных аспектов (факторов), которые характеризуют условия социально-правового поля, с личными (человеческими) факторами, представляют механизм правовой социализации, в состав которого входит система правового воспитания. Таким образом, цель данной статьи заключается в анализе и специфике правового воспитания в современном обществе как части правовой социализации. Методология: диалектика, анализ и синтез, методы логического анализа. Данное научное исследование позволяет сделать вывод, что правовое воспитание как процесс формирования правосознания и правовой культуры включает такие компоненты: информационный; оценочный; регулятивный; легитимационный; организационный. Последний компонент имеет важное значение, если в организации правового воспитания активно (не формально) учувствует государство как организатор этого процесса, а представители государственных органов на своем примере посредством государственно-правовой практики воспитывают народ. Научная и практическая значимость заключается в том, что выявлены ключевые задачи и направления касательно оптимизации правовоспитательной работы в современных условиях, среди которых наиболее значительным является государственно-правовая политика, направленная на максимальное согласование потребностей и интересов человека, общества и государства посредством построения идеальной правовой матрицы поведения представителей государственной власти. Кроме того, определено, что правовая социализация общества невозможна вне правового воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION AS THE MAIN ELEMENT OF THE MECHANISM OF LEGAL SOCIALIZATION

Building a legal society requires from its members legal knowledge that ensures normal living conditions, legal protection and compliance with the norms and rules of life. Along with the expansion of legal guidelines: the ideas of democracy, justice, tolerance, freedom and equality of citizens before the law, the rule of law, there is a rethinking of legal ideas about rights, obligations, legislation and other legal phenomena. This state of legal reality complicates the process of legal socialization of the individual and requires adequate directions and ways of such a process, as well as legal education. The content of the legal socialization of the individual covers the study of the appropriate methods of thinking inherent in legal culture, legal language, the adoption of legal norms, values, legal traditions, etc. By assimilating legal culture with the help of legal education, a person forms his abilities, needs, values. Therefore, socialization cannot exist without individualization in law. The process of synthesis of certain aspects (factors) that characterize the conditions of the socio-legal field, with personal (human) factors, represent the mechanism of legal socialization, which includes a system of legal education. Thus, the purpose of this article is to analyze and the specifics of legal education in modern society. Methodology: dialectics, analysis and synthesis, methods of logical analysis. This scientific study allows us to conclude that legal education as a process of forming legal awareness and legal culture includes the following components: informational; evaluative; regulatory; legitimate; organizational. The last component is important if the state actively (not formally) participates in the organization of legal education as the organizer of this process, and representatives of state bodies, by their example, educate the people through state legal practice. The scientific and practical significance lies in the fact that the key tasks and directions have been identified regarding the optimization of legal educational work in modern conditions, among which the most significant is the state legal policy aimed at maximum coordination of the needs and interests of a person, society and the state by building an ideal legal matrix of behavior representatives of state authorities. In addition, it was determined that legal socialization of society is impossible outside of legal education.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

УДК: 340

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_3_24

Славова Н.А.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ МЕХАНИЗМА

ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Slavova №А.

LEGAL EDUCATION AS THE MAIN ELEMENT OF THE MECHANISM

OF LEGAL SOCIALIZATION

Ключевые слова: право, правовое воспитание, правовая культура, общество, правовое государство.

Key words: law, legal education, legal culture, society, rule of law.

Аннотация: Построение правового общества требует от его членов правовых знаний, которые обеспечивают нормальные условия жизни, правовую защиту и соблюдение норм и правил жизнедеятельности. Вместе с расширением правовых ориентиров: идей демократии, справедливости, толерантности, свободы и равноправия граждан перед законом, верховенства права - происходит переосмысление правовых представлений о правах, обязанностях, законодательстве и других правовых явлениях. Такое состояние правовой действительности усложняет процесс правовой социализации личности и требует адекватных направлений и путей такого процесса, который невозможен без правового воспитания.

Содержание правовой социализации личности охватывает изучение соответствующих методов мышления, присущих правовой культуре, юридического языка, принятие правовых норм, ценностей, правовых традиций и тд. Усваивая с помощью правового воспитания правовую культуру, человек формирует свои способности, потребности, ценности. Поэтому не может существовать социализация без индивидуализации в праве. Процесс синтеза определенных аспектов (факторов), которые характеризуют условия социально-правового поля, с личными (человеческими) факторами, представляют механизм правовой социализации, в состав которого входит система правового воспитания.

Таким образом, цель данной статьи заключается в анализе и специфике правового воспитания в современном обществе как части правовой социализации.

Методология: диалектика, анализ и синтез, методы логического анализа.

Данное научное исследование позволяет сделать вывод, что правовое воспитание как процесс формирования правосознания и правовой культуры включает такие компоненты: информационный; оценочный; регулятивный; легитимационный; организационный. Последний компонент имеет важное значение, если в организации правового воспитания активно (не формально) учувствует государство как организатор этого процесса, а представители государственных органов на своем примере посредством государственно-правовой практики воспитывают народ.

Научная и практическая значимость заключается в том, что выявлены ключевые задачи и направления касательно оптимизации правовоспитательной работы в современных условиях, среди которых наиболее значительным является государственно-правовая политика, направленная на максимальное согласование потребностей и интересов человека, общества и государства посредством построения идеальной правовой матрицы поведения представителей государственной власти. Кроме того, определено, что правовая социализация общества невозможна вне правового воспитания.

Abstract: Building a legal society requires from its members legal knowledge that ensures normal living conditions, legal protection and compliance with the norms and rules of life. Along with the expansion of legal guidelines: the ideas of democracy, justice, tolerance, freedom and

equality of citizens before the law, the rule of law, there is a rethinking of legal ideas about rights, obligations, legislation and other legal phenomena. This state of legal reality complicates the process of legal socialization of the individual and requires adequate directions and ways of such a process, as well as legal education.

The content of the legal socialization of the individual covers the study of the appropriate methods of thinking inherent in legal culture, legal language, the adoption of legal norms, values, legal traditions, etc. By assimilating legal culture with the help of legal education, a person forms his abilities, needs, values. Therefore, socialization cannot exist without individualization in law. The process of synthesis of certain aspects (factors) that characterize the conditions of the socio-legal field, with personal (human) factors, represent the mechanism of legal socialization, which includes a system of legal education.

Thus, the purpose of this article is to analyze and the specifics of legal education in modern society.

Methodology: dialectics, analysis and synthesis, methods of logical analysis.

This scientific study allows us to conclude that legal education as a process of forming legal awareness and legal culture includes the following components: informational; evaluative; regulatory; legitimate; organizational. The last component is important if the state actively (not formally) participates in the organization of legal education as the organizer of this process, and representatives of state bodies, by their example, educate the people through state legal practice.

The scientific and practical significance lies in the fact that the key tasks and directions have been identified regarding the optimization of legal educational work in modern conditions, among which the most significant is the state legal policy aimed at maximum coordination of the needs and interests of a person, society and the state by building an ideal legal matrix of behavior representatives of state authorities. In addition, it was determined that legal socialization of society is impossible outside of legal education.

В условиях политической, экономической, социальной нестабильности происходят изменения системы ценностей (правовых, моральных, семейных и тд.) и норм поведения человека. Нарушение социального и правового порядка способствуют развитию деградации правосознания и правовой культуры личности. Все это обуславливает необходимость поиска новых подходов и институтов правовой социализации. К основному элементу механизма правовой социализации относится правовое воспитание.

Правовое воспитание занимает особое место в системе общего воспитания. Но в отличие от других аспектов оно (правовое воспитание) имеет цель формирование правового мировоззрения, что является особенно важным в период национально-культурного возрождения России как правового и социального государства.

В современный период категория «правовое воспитание» употребляется, как в правовой, педагогической, философской, социологической литературе, так и в ряде нормативно-правовых актов. Например, правовое воспитание - это деятельность по

формированию индивида (личности) с большим спектром осведомленности в правовой области, осознанным восприятием правовых средств (законов), способностью к правомерному поведению и сформированной правовой активной позицией1 (педагогический подход). В научных источниках среди юристов распространенной является точка зрения, что правовое воспитание - это система мероприятий, осуществляемых государством, гражданами, и другими организациями с целью формирования позитивного правового сознания и правовой культуры личности и общества в целом.

Таким образом, правовое воспитание имеет конкретное направление, которое способствует решению многих сложных социально-правовых задач, которые связаны с формированием уважительного отношения к праву как к социальной ценности, правовой идеологии; развитием чувства социаль-

1 Матвиенко Л.М. Правовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Волгогр. гос. пед. ун-т. -Волгоград, 2004. С. 8.

но-правовой ответственности, нетерпимости к произволу и т.д.

Однако, правовое воспитание не может быть обособленным процессом (деятельностью), поскольку любая воспитательная деятельность связана с общественными потребностями и интересами, а также основными направлениями государства. Правовое воспитание может быть эффективным и успешным только тогда, когда его цели объективно отражают реальное состояние общества, тенденции и закономерности его экономического, социального, политического и духовного развития. То есть для наилучшего результата такой деятельности необходимо осведомление объективной возможности правового воспитания через реальное осуществление ее в современных условиях. В определение цели правового воспитания входят: усовершенствование определенного уровня правового сознания через получение правовых знаний как общего характера, так и в отраслях правотворческой деятельности, законодательной техники, правоприменении и правореализации в целом; построение правовых традиций, которые аккумулируют систему правовых ценностей посредством выработки таких качеств, как уважение к праву, убежденность в его необходимости и полезности, готовность и умение действовать правомерно и активно.

В юридической литературе существуют различные точки зрения касательно вопроса целей правового воспитания, их можно рассмотреть через следующие подходы.

Первый подход - общесоциальный, где цель правового воспитания - максимальное развитие и повышение уровня правового сознания всех граждан (включая детей), которое может проявляться в осознанном правомерном поведении и социально-правовой активности. В данном аспекте правовое воспитание создает социо-правовую идентификацию личности через принятия правовых норм, правовых ограничений, которые регулируют поведение в четко обозначенных границах правовой культуры.

Второй подход - организационно-институциональный (государственный). В данном подходе в процессе правового вос-

питания ведущую роль играет государство, государственные органы, которые и определяют цели, тактику воспитания1. Сущность данного подхода заключается в формировании правового «наставления», разработок непоколебимых правовых идей, принципов в правосознании граждан.

Третий подход - личностно-субъек-тивный. Цель правового воспитания - объективная потребность личности в оптимизации правовой сферы жизни общества (то есть каждый индивид усовершенствует свои правовые знания и возможности в зависимости от своих потребностей и интересов).

Таким образом, цели правового воспитания интегрируют в себе личные, общественные, государственные потребности и интересы. В содержание цели правового воспитания входят: реальная возможность воспитательной деятельности в современных условиях; установление четких объективных последствий такой деятельности, определенного уровня правового сознания, правовой культуры и социально-правовой активности. Для достижения цели необходимо выстроить содержание правового воспитания как реально-возможного через призму выполнения определенных задач.

Задачи правового воспитания могут быть общими для всего населения и специальными для отдельных конкретных лиц, групп. При определении, как общих, так и специальных задач правового воспитания необходимо учитывают демографические факторы, профессиональные и психические особенности субъектов правового воспитания, их социальный и правовой статус, ценностные ориентиры, уровень правового сознания и правовой культуры. Четко сформированные задачи будут способствовать правильному определению основных направлений, способов и содержания правовоспитательной деятельности.

Как правило, общие задачи, касающиеся правового воспитания, состоят в следующем: 1) оперативное, своевременное правовое информирование населения (граждан) различными современными способами;

1 Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Моск. ун-т МВД РФ. - Москва, 2006. С. 14.

2) повышение и развитие правовой активности; 3) формирование правового поведения; 4) повышение уровня правовой культуры. Выполнение данных задач способствует не только достижению определенной цели (то есть правового воспитания), а и эффективной правовой социализации человека в обществе.

Однако для получения положительных результатов процесса правового воспитания при определении основных задач, необходимо учитывать диалектическую взаимосвязь права и правосознания. Большое значение имеет то, как общество или конкретное лицо относится к праву как к ценности. Ценность права для общества заключается в обеспечении порядка в общественных отношениях, что способствует укреплению материальных и духовных благ цивилизованным способом. Ценность права для конкретного лица состоит в том, что оно закрепляет за личностью относительно равные и справедливые правовые «масштабы» свободы, в рамках которых возможно удовлетворять потребности и интересы, а также оно исключает произвольное вмешательство со стороны как публичной власти, так и других субъектов, с которыми индивид вступает во взаимодействие.

Конечно, право само по себе имеет ценностное содержание, в котором воплощается идеал представлений того или иного общества о справедливом, законном, общественном порядке, на поддержание которого и направлено правовое воздействие1. С помощью права (норм права) государство и общество «общается» между собой2. Общая позиция (согласование) основополагающих ценностей между членами общества касательно норм поведения играет «цементную» роль в государстве и обществе, тем самым обеспечивает стабильность общественных отношений. Необходимым условием достижения стабильности правового поведения является компромисс, который должен приобрести соответствующую правовую форму

1 Кудрявцев Ю.А. Право как ценность демократического государства // Новая наука: от идеи к результату. - 2017. - № 27. С. 240.

2 Коротких О.А., Хорошильцев А.И. К вопросу о ценности права // Провинциальные научные записки. - 2017. - N. - 1 (5). С. 106.

(официальную интерпретацию системы ценностей, которую поддерживает большинство).

В своем монографическом исследовании В.С. Бреднева приходит к выводу «... «пробуждение» граждан к активной право-реализационной работе способствует понимание ими ценности права, пусть сначала и сугубо утилитарной. И этот уровень сознания зависит от реальной" возможности государства гарантировать и обеспечивать права носителей" правосознания.»3. В зависимости от того, как работает механизм реализации права, формируется концепция не только о ценности права, но и определяется реальный (ненадуманный) правовой статус человека. Мало закрепить в Конституции4 положение о человеке как высшей ценности. Важно, чтобы человек мог осознать себя в таком качестве5. Это будет способствовать проявлению желания к выполнению обязанностей, которые на него возлагает государство и общество.

Несомненно, государству принадлежит важная роль в процессе правового воспитания, оно (государство), прежде всего, должно быть в этом заинтересовано6. Сущность государства и его форма опираются на соответствующий уровень правового воспитания граждан, который, в свою очередь, делает нормальное функционирование государственного механизма. При этом правовое воспитание должно содержать четкую аксиологическую основу в виде базовых ценностей, которые соответствуют провозглашенному направлению развития государственности. Так, в правовом государстве правовое воспитание должно быть инструментом трансляции демократических направлений, установок, ориентиров, пра-

3 Бреднева, В.С. Уровни правосознания и юридическая деятельность: монография / В. С. Бреднева. -Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. С. 107.

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/

5 Бринчук М.М. О высшей ценности в праве // Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. - 2017. - № 5. С. 121.

6 Там же. С. 120.

вовых и социальных ценностей (свобода, справедливость, законность).

На сегодняшний день государство не только должно «служить» общему благу, а и обеспечивать развитие каждого гражданина в правовом направлении. Особое значение в этом приобретает уровень правового воспитания самих субъектов государственной власти, поскольку от их решения зависят судьбы граждан, будущее общества. Современное состояние государства характеризуется значительным увеличением законодательной базы, развитием ведомственного нормотворчества, внедрением в практику государственной деятельности новых принципов, и все это может способствовать нарушению законов, прав и свобод человека и гражданина. Мерилом уровня правового воспитания субъектов государства является способность выполнять свои профессиональные обязанности, соблюдать права и свободы человека и гражданина, способствовать их реализации и эффективно защищать.

На протяжении исторического периода развития, российское общество неоднократно становилось заложником «государственной элиты», которая защищала прежде всего свои собственные интересы. Этот фактор усиливал негативные настроения в обществе и формировал недоверие к власти, а значит к праву. Например, анализируя обзор постановлений Европейского Суда по правам человека, пришли к выводу, что за 2016 год поступило 41 постановление Европейского Суда. События, которые послужили основаниями для жалоб - это неправомерные действия сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, наиболее часто предметами рассмотрения, по которым Европейским Судом выносились решения, являлись: нарушение свободы мнения; нарушение права на справедливое судебное разбирательство; ненадлежащие условия содержания в изоляторах временного содержания, при перевозке и этапировании подозреваемых и обвиняемых и т.д.1

1 Сборник «О нарушениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике Европейского суда по правам человека» - 2017. № 1. [Электронный' ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://62.мвд.рф/document/10165194

Практика содержит много примеров, когда органы государственной власти, должностные лица в своей деятельности допускают нарушения требований действующего законодательства. С одной стороны, это является свидетельством низкого уровня правовой культуры соответствующих должностных лиц, а с другой - следствием распространения деформации правосознания в обществе, поскольку граждане убеждаются в том, что право не выполняет своего главного социального предназначения, а только служит способом достижения определенных «корпоративных» целей. Таким образом, при условии несоответствующей правовой реальности действительному состоянию вещей, однозначно, снижается эффективность правового воспитания.

Следует согласиться с Нагоевой М.А., что «...немаловажное значение в правовом воспитании имеют личные наблюдения граждан за тем, как государственные органы защищают права и свободы граждан, как в повседневной' жизни реализуются правоотношения. Все это создает комфортные условия для формирования и развития правосознания, чувства уважения к законам, желание строго их соблюдать. В воспитании уважения населения к закону, повышении их социально-правовой активности важное значение имеет то, как соблюдают законы в своей деятельности должностные лица прежде всего те, кто связан с вопросами, применения правовых норм.»2.

Например, судебный приговор также имеет социально-правовое значение и влияет на формирование правового сознания. Так суд, «обличая» небезопасные для общества действия преступников и применяя к ним предусмотренные законом меры наказания, обращает внимание общественности к необходимости борьбы с правонарушителями и создают, тем самым обстановку нетерпимости к правонарушениям, причинам и условиям, которые их порождают. «Профессиональный», то есть законный приговор суда демонстрирует уровень развития правосудия, а значит и доверие к данной ветви власти, с одной стороны, а с другой, -

2 Нагоева М.А. Некоторые теоретические аспекты системы правового воспитания // Успехи современной науки. - 2016. - № 8. - 42 с.

влияет на общие тенденции разрешения любых конфликтных ситуаций в обществе и на межличностном уровне именно юридическими средствами.

Считаем, что процессы правового воспитания пребывают в тесной взаимосвязи с деятельностью государственных органов, которые в свою очередь, являются субъектами правовоспитательного процесса. Так, невозможность реализовать со стороны государственной власти провозглашенный принцип верховенства права, притягивает за собой разочарование в праве, а в последствии - прогрессирующий правовой нигилизм. И наоборот, практическая реализация идеи верховенства права отображает веру человека в то, что правовая система, основанная на верховенстве права, гарантирует, что правовые нормы будут иметь правильное применение. Эффективность реализации принципа верховенства права зависит не от формального закрепления его в законодательстве (не от наличия соответствующих формальных государственных институтов), а в первую очередь от уровня правосознания и правовой культуры общества, в том числе представителей власти. Оптимальным путем достижения высокого уровня общественного и индивидуального правосознания и правовой культуры является правовая социализация, которая не может быть эффективной и действенной без правового воспитания. Правильным является мнение Карнаушенко Л.В., что «.процесс правовой социализации опирается на целостную мировоззренческую картину функционирования института государства и права в рамках социальной системы. Взрослое общество посредством агентов правовой социализации транслирует социально значимую информацию, позволяющую достичь подобных эффектов изменения созна-ния...»1. А уровень правового воспитания во многом зависит и определяется государственно-правовой практикой, в частности, деятельностью государственных органов, которая является своеобразным примером правового поведения.

1 Карнаушенко Л.В. Правовая социализация в условиях общества постмодерна: некоторые проблемные аспекты // Общество и право. - 2021. - № 1 (75). - 98 с.

Считаем, что правовое воспитание является существенным и неотъемлемым элементом правовой социализации личности (формирование системы правовых знаний помогает сформировать ценностные ориентации, социально-правовые установки). Процесс социализации зависит от личности, однако опосредуется внешними факторами, то есть той социально-правовой средой, в которой находится конкретное лицо (это государственное влияние, правовоспитание, нравственные и правовые нормы и т.д.). Очевидно, что человека формирует окружающая социальная среда, многие отношения, с которыми сталкивается гражданин, могут оказаться неблагоприятными, а правовая социализация определяет (указывает) механизмы «выхода» из такой ситуации в правовом поле.

Следует обратить внимание, что правовая социализация осуществляется непосредственно в практической деятельности человека (проявляется через правовую активность), при этом правовая активность основывается на теоретическом плацдарме в виде понимания правовых норм, необходимости их соблюдения, правосознания, доверия к государственным органам, что, несомненно, зависит от правового воспитания.

Таким образом, правовое воспитание -это организационный, системно-идейный, комплексный процесс/деятельность определенных субъектов (общественных организаций, семьи, учебных учреждений и т.д.), в том числе, государства, направленная на формирование правосознания и правовой культуры, которая влияет на становление и развитие активного правового поведения индивида, а также является неотъемлемой частью правовой социализации общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399/

2. Бреднева, В.С. Уровни правосознания и юридическая деятельность: монография / В. С. Бреднева. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. - 164 с.

3. Бринчук, М.М. О высшей ценности в праве // Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. - 2017. - № 5. С. 115-121.

4. Карнаушенко, Л.В. Правовая социализация в условиях общества постмодерна: некоторые проблемные аспекты // Общество и право. - 2021. - № 1 (75). С. 98-101.

5. Коротких, О.А., Хорошильцев, А.И. К вопросу о ценности права // Провинциальные научные записки. - 2017. - N. - 1 (5)7. С. 104-106.

6. Кудрявцев, Ю.А. Право как ценность демократического государства // Новая наука: от идеи к результату. - 2017. - № 27. С. 239-241.

7. Матвиенко, Л. М. Правовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2004. - 28 с.

8. Нагоева, М.А. Некоторые теоретические аспекты системы правового воспитания // Успехи современной науки. - 2016. - № 8. С. 41- 43.

9. Сборник «О нарушениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике Европейского суда по правам человека» - 2017. № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - Ц^: https://62.мвд.рф/document/10165194

10. Стреляева, В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Моск. ун-т МВД РФ. -Москва, 2006. - 26 с.

Дата поступления: 31.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.