ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
А.К. Джаркымбаева, науч. сотр.
Т.Т. Торомырзаев, канд. юр. наук, ст. науч. сотр.
Институт философии и политико-правовых исследований НАН КР
(Кыргызская Республика, г. Бишкек)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10595
Аннотация. В статье рассматривается ключевые проблемы правового воспитания на современном этапе развития общества: низкий уровень правовой культуры, отсутствие институтов социализации, адекватных интересам молодежи. Важнейшим направлением работы всех ветвей государственной власти в Кыргызской Республике становится формирование действительно правового государства, укрепление правовой системы государства, обеспечение верховенства права и законности во всех сферах жизни.
Ключевые слова: закон, концепция, правовое воспитание, гражданин, Правительство.
Положения Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики [1] получили развитие в Программе Правительства [2], одной из целей которой заявлено: «Обеспечить конституционные гарантии обществу через достижение верховенства закона». Для достижения этой цели ППУР предусматривает наряду с другими реализацию такой задачи, как правовое просвещение и воспитание граждан. Концепция правового воспитания направлена на то чтобы оказывать всесторонние помощи правоохранительным органам в борьбе за снижение уровня преступности, в частности молодежной, а также выработка действенных средств социального контроля и профилактики правонарушений. Все исследования по данной тематике были еще во времена СССР - это обозначает что все практические рекомендации, которые были разработаны на основе этих исследований потеряли свою актуальность.
Концепция повышения правовой культуры населения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы [3] является курсом государства в правовой сфере на ближайшие годы, основанная на общепризнанных принципах и нормах международного права, положениях Конституции и иных нормативных правовых актах Кыргызской Республики, в центре которых находится человек, его права и свободы. Концепция является руководящим документом, реализация которого должна привести к обеспе-
чению неукоснительного соблюдения прав и свобод человека. В документе изложен системный подход органов государственной власти к повышению правовой культуры, включающей правовое обучение и воспитание населения, формирование современного правового сознания и поведения личности. Концепция является основополагающим документом, включающим видение будущего, цели, направления, приоритеты, задачи и меры государственной политики, направленные на формирование правовой культуры общества. Ее реализация будет направлена на исключение такого явления, как неуважение к закону и власти. Все предусматриваемые меры политики, а также конкретные действия будут обеспечиваться необходимыми финансовыми и иными ресурсами. Для их осуществления будут вовлечены все заинтересованные стороны — органы государственной власти и местного самоуправления, институты гражданского общества.
Концепция предусматривает механизм мониторинга и оценки промежуточных и конечных результатов, а также обеспечения прозрачности и открытости процесса реализации.
Опыт работы по развитию правовой сферы, приобретенный в предыдущие годы и учтенный в данном документе, обуславливает переход от узкого вопроса правовой пропаганды к развитию правовой культуры, которая рассматривается как
критерий образованности населения, показатель того, насколько в обществе обеспечиваются, осуществляются и защищаются права отдельного человека. Концепция и План ее реализации учитывают то, что полноценное достижение конкретных и перспективных целей в развитии такого сложного комплекса, как правовая культура, будет возможно только при лидирующей роли государства и его тесном взаимодействии с гражданским обществом. Именно поэтому в Концепции предусмотрены меры по использованию инструментов государственного/муниципального социального заказа, с помощью которых будет обеспечиваться единство и эффективность государственной политики в этой сфере.
Сама идея правового воспитания, существующая в концептуальном отношении как целенаправленная и организованная деятельность государственных органов, направленная на формирование правовой культуры и правосознания, лишилась в силу указанных обстоятельств своей методологической базы и фактически перестала быть деятельностью, подлежащей государственно-правовому регулированию, в силу чего возник разрыв между теоретической базой и практической формой ее реализации, что, в свою очередь, грозит сведением правовоспитательной деятельности как государственной, так и всей правоохранительной системы на уровень декларированных актов. Недостатки в профессиональном образовании (как педагогическом, так и юридическом) также являются одним из решающих факторов, тормозящих дальнейшее развитие концепции правового воспитания. Здесь, на наш взгляд, можно выделить два аспекта: внешний и внутренний. Исходя из внешнего аспекта, необходимо подчеркнуть, что в самой системе юридического образования отсутствуют учебные курсы по правовому воспитанию и правовой культуре, а следовательно, не являясь предметом теоретического освоения и изучения, данная проблема не может рассматриваться в качестве научно-теоретической. Исходя же из внутреннего проявления данного аспекта, необходимо отметить, что в существующей концепции
правового воспитания практически отсутствуют четко отработанные методики правовоспитательного процесса, применимые к различным социальным группам, и прежде всего к молодежи, которые учитывали бы возрастные и психологические особенности данных социальных групп. Отсутствие таких наработанных методик затрудняет реализацию всей системы правового воспитания. Теория и методика правового воспитания должны вобрать и освоить все важнейшие достижения педагогики, психологии личности и социальной психологии, криминологии, этики, эстетики, а также методы и формы различных видов и направлений воспитания: патриотического, трудового, семейного и т. д. Процесс правового воспитания должен включать в себя следующие аспекты: — правовое просвещение, которое само по себе является важным превентивным фактором, способным предотвратить антиправовое поведение личности. Практика и исследования показывают, что предвидение правовых последствий за совершаемые действия уже само по себе является сдерживающей мерой. Однако, к сожалению, именно такого предвидения часто и не хватает человеку. А это является результатом отсутствия правовых знаний, так как предвидение опирается на адекватное правовое знание; — воспитание адекватного отношения к нормам права и выработку устойчивых навыков (поведенческих стереотипов) правового поведения личности. Сформированная система отношений играет роль оценочного и регулятивного факторов: оценивание своего поведения с позиций права и регуляция своего поведения; — воспитание осознания у гражданина ценности для общества его личного вклада в правоприменение. Именно так целесообразно использовать в правовом воспитании важнейший педагогический метод: воспитание в процессе деятельности. Правовое воспитание предстает, таким образом, как способ трансляции правовой культуры, передачи правового опыта, норм правовой деятельности, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе. В то же время как некоторая деятельность, имеющая субъек-
тивную направленность, правовое воспитание ставит своей целью развитие самого человека, его правового сознания и правовой культуры. Большинство авторов, исследующих правовую культуру личности, видят специфическую цель правового воспитания в обеспечении юридической осведомленности граждан, формировании стойких правовых убеждений, правомерного поведения и высокой правовой активности.
Многие исследователи обращают внимание на необходимость формирования у личности неразрывности этих звеньев. Право должно содействовать развитию самостоятельности в достижении таких необходимых взаимосвязей качеств личности, как творческая инициатива, социальная активность и ответственность. Излишняя зарегулированность общественных отношений снижает активность личности, нивелирует ее индивидуальность, способствует снижению уровня ответственности за принимаемые решения. Анализ практики правового регулирования показывает, что многие граждане знают свои права, но часто не имеют понятия, как их реализовывать, а если и знают, то по ряду причин не проявляют активности в борьбе за свои интересы. Поэтому в правовом воспитании нужно пропагандировать норму права как инструмент развития активности и самостоятельности, свободы человека в общем виде. Следовательно, правовое воспитание есть деятельность по формированию у субъектов привычных положительных установок на правомернее поведение. Однако уровень правовой воспитанности - это не только понимание необходимости исполнять правовые предписания. В первую очередь правовая воспитанность определяется степенью сформи-рованности отношения личности к закону как к высшей социальной ценности. Тем самым правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в правовой системе. Особое место в правовом воспитании занимает профилактика правонарушений. В этой связи интересен вопрос о роли средств массовой
информации в правовом воспитании, формировании правового сознания, уважения к закону и профилактике правонарушений. Скажем сразу, данную роль трудно переоценить, особенно в период перехода от тоталитарного государства к демократическому и правовому государству. Как известно, одним из важнейших средств правового воспитания является правовой всеобуч населения. Цель правового всеобуча - повышение правовой культуры граждан, осуществление правового воспитания населения и формирование традиции уважения к закону путем массовой пропаганды правовых знаний. Сегодня идея правового всеобуча реализуется в основном через разъяснительные меры, посредством лекций, бесед, встреч, статей и т. д.
В министерстве юстиции Кыргызской Республики нет подразделения которое бы отвечало за правовое обучение. Да и в других государственных структурах отсутствуют какие-либо подразделения, которые могли бы обучать правовой культуре населения.
Не малое значение в развитии правовой культуры является юридическое образование. На сегодняшний день в Кыргызстане есть более 20 высших учебных заведений в этом направлении: Кыргызская государственная юридическая академия, Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына, Кыргызско-Российского Славянского университета имени Б.Н. Ельцина и другие.
Для того чтобы превратить юридическое образование в мощный фактор правового воспитания, необходима продуманная система организационных мер. Общество должно формировать социальный заказ на высококвалифицированного, ответственного и творческого специалиста-юриста, способного решать сложные задачи защиты прав человека и гражданского общества в целом. Стратегическая задача реформирования казахстанского образования видится в развитии новой национальной модели, направленной на формирование творческой личности, в качественном переходе от модели «Образование для всех» к модели «Образование по выбору», от модели «Образование на всю жизнь» к мо-
дели «Образование на протяжении всей жизни». Это говорит о том, что юридическое образование в нашей стране должна готовить квалифицированных специалистов, которые будут востребованы как в нашей стране, так и за ее рубежом[1, с. 92]. А для того чтобы выпускники высших юридических учреждений были востребованы, нужно чтобы они получали качественное образование по мировым стандартам. Важно чтобы преподаватели применяли современные методики преподавания, при этом постоянно повышая свою квалификацию. Все предметы должны постоянно обновляется согласно требованиям мировых стандартов. То есть каждый студент с первого курса должен идти по тому направлению по которому он продолжит работать, студентам должны преподавать дисциплины которые дадут основополагающее начало для применения ее на практике как внутри государства, так и за ее пределами. Идя в ногу со временем не должны забывать об обучении иностранными языками как на бытовом так и на профессиональном уровне. Кыргызская Республика в последнее время развивает все внешнеполитические связи и это говорит о том что наши юристы должны отвечать требованиям зарубежных правовых моделей. В ходе реформы юридического образования внимание должно уделяться даже таким «мелочам», как увеличение или уменьшение количества часов, отводимых на ту или иную дисциплину, введение различных режимов посещения занятий, графиков обучения, появление возможности выбора ряда предметов, перекройка и подновление курсов, экстернат и т. д. К концу XX в. получили распространение методы юридического образования, разработанные как раз с целью научить будущих юристов систематически усваивать знания в ходе практической работы и
ского анализа и практических знаний по сравнению с ранее существовавшим учебным курсом. Этот подход получил название «клиническое юридическое образование». Формы его различны, но в целом техника сводится к следующему: студентов выводят на юридические ситуации, с которыми юристы сталкиваются на практике. В одних случаях это ситуационные игры, в которых часть студентов выступает в роли юрисконсультов, а другая - в роли клиентов. В других случаях студентам поручается представлять реальных клиентов и консультировать клиентов под наблюдением и руководством руководителей «клиники». Студенческие юридические клиники получили широкое распространение в странах Содружества независимых государств.
В Бишкеке работают 8 юридических клиник по оказанию бесплатной правовой помощи уязвимым слоям населения. Цель таких проектов - развитие системы обучения студентов юридических факультетов Кыргызстана, направленной на привитие студентам навыков оказания правовой помощи, через поддержку юридических клиник. С другой стороны общественные приемные при ВУЗах позволяют оказать юридическую помощь тем, кто не может позволить себе оплатить услуги юристов. Таким образом, вытекает только один вывод: каких-либо ощутимых результатов в вопросах правового воспитания можно добиться только в том случае, когда будут объединены усилия государства и общества, государственных органов, научных и образовательных организаций, общественных объединений и отдельных граждан. Только осознание того, что вклад каждого может изменить сложившуюся ситуацию, позволит добиться поставленной высокой цели - построения правового государства и формирования гражданского общества.
в то же время расширить сферу юридиче-
Библиографический список
1. Положения Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 11.
2. Программе Правительства по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 18 декабря 2013 года №3694-У
3. Концепция повышения правовой культуры населения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы Утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 14 марта 2016 года №122.
4. Русинов Р.К., Тарасов Н.Н. Юридическое образование: проблемы и перспективы. -Свердловск, 1991. С. 75-92.
5. ИбраеваА.С. Правовая культура: проблемы теории и практики. - Алматы, 2002.
LEGAL PROBLEMS OF REALIZATION OF THE THEORY OF LEGAL EDUCATION A.K. Dzharkymbaeva, researcher
T.T. Toromyrzaev, candidate of law sciences, senior researcher
Institute of philosophy and political and legal studies of the national academy of sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyz Republic, Bishkek)
Aabstract. The article discusses the key problems of legal education at the present stage of development of society: the low level of legal culture, the lack of socialization institutions that are adequate to the interests of young people. The most important direction of work of all branches of state power in the Kyrgyz Republic is the formation of a truly legal state, strengthening the legal system of the state, ensuring the rule of law and legality in all spheres of life. Keywords: law, concept, legal education, citizen, government.