ВЛИЯНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА
А.К. Джаркымбаева, науч. сотр.
Т.Т. Торомырзаев, канд. юр. наук, ст. науч. сотр.
Институт философии и политико-правовых исследований НАН КР
(Кыргызская Республика, г. Бишкек)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10594
Аннотация. Статья представляет собой исследование в области правовой культуры, или, другими словами, исследование тех социальных идей и концепций, которые формирует и подкрепляет закон. В частности, речь идет о концепции личности. Люди являются социальными, культурными субъектами они живут в сообществах связаны между собой нормативными связями. Общества и их правовые системы, как правило, определяют важные права и обязанности не у отдельных лиц, а в группах, классах, семьях или кланах.
Ключевые слова: правовая культура, государство, право, верховенство закона, концепция, субъект, власть.
Фразы «правовая культура» и «правовое сознание» используются аналитически для определения понимания и значения законов, которые циркулируют в общественных отношениях. Приставка юридическая характеризует аспект общей культуры, связанных с законом, правовыми институтами, субъектами и их поведениями. Правовая культура относится к феномену совокупного уровня; правовой сознание обычно относится к микроуровню социальных действий, в частности, способы, которыми люди интерпретируют и мобилизовать юридические значения и признаки.
Согласно п. 1. статьи 1 Конституции Кыргызской Республики «Кыргызская Республика (Кыргызстан) является суверенным, демократическим, правовым, светским, унитарным, социальным государством» [1]. Но мнения ученых по поводу этого до сих пор вызывает споры. А почему возникают споры? Так как в юридической литературе до сих пор нет единого мнения о том что такое правовое государство. Вообще можно ли считать наше государство правовым и вообще что оно обозначает?
Идеи о «правовом государстве» т.е. о «верховенстве права» были центральными в политической и правовой мысли, по крайней мере, с 4-го века до н.э., когда
Аристотель отличал «верховенство права» от «права любого человека». В 18-м веке французский политический философ Монтескье разработал учение о верховенстве закон, который противопоставил законную власть монархов с капризом из деспотов. С тех пор это глубоко повлияло на так сказать либеральную мысль.
В целом, правовое государство означает - создание законов, их применение и отношения между правовыми нормами сами по себе регулируются законом, так что никто, включая самого высокопоставленного чиновника, не может быть выше закона. Правовое ограничение правителей означает, что правительство подчиняется действующим законам так же, как и его граждане. Таким образом, тесно связанным понятием является идея равенства перед законом, которая гласит, что ни одно «юридическое» лицо не должно пользоваться привилегиями, которые не распространяются на всех, и что никто не может быть защищен от юридических санкций. Кроме того, применение и вынесение судебных решений различными руководящими должностными лицами должно быть беспристрастным и согласованным во всех эквивалентных случаях, делаться вслепую, не принимая во внимание класс, статус или относительную власть среди участников спора.
Не только правовое государство влечет за собой такие основные требования о том, как закон должен быть принят в обществе, но также подразумевает определенные качества в отношении характеристик и содержания самих законов. В частности, законы должны быть открытыми и ясными, общими по форме, универсальными в применении и понятными для всех. Более того, юридические требования должны быть такими, чтобы люди могли ими руководствоваться; они не должны предъявлять чрезмерные когнитивные или поведенческие требования к людям, которым они должны следовать. Таким образом, закон должен быть относительно стабильным и включать определить требования, с которыми люди могут ознакомиться, прежде чем действовать, и юридические обязательства не должны быть задним числом установлены. Кроме того, закон должен оставаться внутренне согласованным и, в противном случае, должен предусматривать правовые способы разрешения противоречий, которые могут возникнуть. Однако, несмотря на эти основные черты, никогда не было общепринятой или даже систематической формулировки верховенства права (но не из-за отсутствия попыток юристов и политических философов). Идея о том, что закон должен способствовать выгодным способам направления и ограничения осуществления публичной власти, может интерпретироваться по-разному; такие различия особенно заметны во времени и в разных государствах [2, с. 44].
Среди небольшого числа исследователей, предпринявших попытку дать свое определение термину «правовое государство», на наш взгляд, следует выделить В.В. Бойцову и В.С. Нерсесянца, которые предложили следующие формулировки:
- правовое государство - это совокупность государственно-властных механизмов, действующих на законной и правовой основе в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан [3, с. 122];
- правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимо-
отношений с индивидами как субъектами права [4, с. 51].
На наш взгляд, это самые удачные формулировки, так как они наиболее точно отражают главную мысль, концепцию правового государства. Каждая из них отличается определенной самостоятельностью и оригинальностью подхода. При этом одна другой не противоречит. Так, если В.В. Бойцова взяла за основу права и свободы граждан, то В.С. Нерсесянц рассматривал правовое государство через деятельность и организацию публично-правовой власти.
Анализ современной литературы по рассматриваемому вопросу дает основание предложить следующую формулировку понятия правового государства - функционирование государства в гражданском демократическом обществе, суверенная власть которого основана на приоритете права, реальном обеспечении статуса гражданина [5, с. 8].
В ней, на наш взгляд, отражены главные отличительные черты, по которым о государстве можно судить как о правовом. Здесь подразумевается высокий уровень развития общественных отношений, воплощенных в реальный результат - гражданское демократическое общество. При этом не важен строй, тип или форма государства, которые могут быть основой для такого строительства.
Право в данной трактовке понимается как неотъемлемое социальное свойство индивида, качество человека, масштаб социальной свободы. Именно приоритет свободы личности, обеспечивающей ее самоопределение, связь с остальными людьми, с обществом, предполагает приоритет права в таком его смысле.
В связи с предложенной формулировкой понятия правого государства рассмотрим теоретическую модель государства, в котором главными принципами функционирования являются:
1) господство права в организации и деятельности всех государственных органов и общественных организаций;
2) осуществление публичной власти по принципу разделения властей;
3) реальность прав и свобод граждан.
Эти принципы относятся к основным идеям современных концепций правового государства, следовательно, их можно определить как главные отличительные принципы, из которых исходит большинство характеристик организации и деятельности правового государства.
Они выступают в качестве элементов единой логической системы, в которой:
а) господство права является определяющим условием жизнедеятельности всего социального организма;
б) разделение властей показывает внутреннюю организацию, взаимодействие властных структур, их функциональную направленность;
в) реальность прав и свобод выступает как результат воплощения основной идеи, показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов.
В теории государства и права правовое государство в обобщенном виде понимается как правовая форма организации и деятельности политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство -это, с одной стороны, результат реализации права в устройстве государственной власти и в ее функциях, с другой стороны, условие эффективного применения права, внедрения его в жизнь. По мере реализации в поведении и поступках людей право становится обязательным явлением в их повседневной жизни и культуре. Правовая культура в данном случае может быть обозначена как право, внедренное в жизнь людей. «Опыт развития цивилизованных обществ показывает, что добровольное и сознательное выполнение своих общественных обязанностей есть условие дальнейшего развития демократии, осознание ответственности личности перед обществом, государством своими гражданами является одним из важнейших элементов правосознания, условием высокой реализации прав, свобод и обязанностей личности, ибо уважение к праву, закону должно стать и становится личным убеждением каждой личности, превращается в привычку, в навык» .
Точно так же, как понятие «правовая культура» прежде всего означает опосре-дованность определенных элементов культуры правовыми установками, понятие «правовое государство» изначально подчеркивает взаимообусловленность государства и права, взаимозависимость права и государства. В связи с этим Ф.М. Раянов подчеркивает, что понятие «правовое государство» не является отражением специфики какого-то отдельного государства. Оно является критерием для оценки и в то же время результатом всестороннего осмысления практики организации и деятельности многих реальных государств. «Правовое государство - это современное государство, формирование которого в некоторых странах только начинается, а в некоторых странах оно получило вполне реальные черты» [6, с. 50].
Правовая культура является одной из составляющих культуры, которая представляет собой специфический результат становления человечества. Спецификой, отличающей ее от других проявлений культуры вообще, является то, что правовая культура формируется в процессе государственно-правового развития общества и становится одновременно условием и основой формирующегося правового государства. Если, как писал Н.А. Бердяев, человечество обречено культуре, то государство, а тем более правовое государство, обречено правовой культуре и немыслимо без правовой культуры [7, с. 713].
При этом становится важным «понимание правовой культуры как специализированной сферы деятельности и рассмотрения права через призму взаимодействия с культурным традиционным порядком, самобытным национальным духом, как связь между частным и целым при анализе связи правовой сферы с традиционной основой и духовными компонентами культуры». Правовое государство представляет собой не только единое правовое поле, охватывающее все население страны с присущими ему мировоззрением, стандартами поведения, предпочтениями, но и своеобразное информационное и социокультурное пространство, в котором функционирует
множество соционормативных регуляторов.
По Кыргызская Республика является государством в большей мере правовым, чем неправовым, потому что многое в жизни людей регулируется правовыми нормами и принципами. При этом правовые принципы осваиваются населением быстрее, чем правовые нормы. Современное общество стремится подчинить действующим в нем социальным нормам поведение и поступки людей, в необходимых случаях обращаясь к государственному принуждению. В то же время сознание человека выбирает социальные нормы, способствующие решению его проблем, в том числе и правовые нормы, при этом в представлениях людей о праве преломляются самые значительные явления, факты и события, связанные с действующим законодательством, существующими в государстве правовыми ценностями и традициями. В правосознании отражаются социально-экономические условия жизни общества, культурно-правовые традиции и сложившийся в государстве правопорядок. Тем не менее, для повиновения закону его нужно знать. Только зная и не нарушая законы, люди реализуют свои права и свободы, пользуются возможностями, обеспеченными государством, что становится важным фактором для становления правового государ-
Правосознание позволяет субъекту права более осмысленно подходить к закону, к правовой системе, сложившейся в обществе. В связи с этим важно создание соответствующего современным правовым требованиям и специфике менталитета населения основания для того, чтобы правомерное поведение было приоритетной и предсказуемой формой поведения для всех, и, на наш взгляд, таким основанием является правовая культура общества. Примечательно то, что люди в большинстве случаев свободно и без принуждения выполняют преимущественно требования разрешающего характера. Бесспорно, свобода возможна тогда, когда человек без ущерба для себя и других может что-то делать, когда у него есть возможность выбора, когда он зависит только от своих внутренних убеждений и представлений. В других случаях в людях живет убежденность в том, что все несправедливо, и они стараются восстановить справедливость с позиций своего мировоззрения, доступным им путем и таким образом, на который в данный момент они способны. При этом общее представление о правовом государстве исключает даже малейшие проявления насилия, ибо в правовом государстве право становится мерой социальной справедливости, обеспечиваемой государством.
ства.
Библиографический список
1. Конституция Кыргызской Республики Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года
2. Асанов, Ж. К. Философия учеб.-метод. пособие. - Бишкек: 2017. - 44 с.
3. Бойцова В. В. Правовое государство - гарантия реализации прав и свобод граждан // Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1990. №1. С.122.
4. Нерсесянц В. С. Концепция социалистического правового государства в контексте истории учений о праве и государстве. М., 1985. С. 51.
5. Боер В. М., Городинец Ф. М., Янгол Н. Г. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб., 1996. №8.
6. Раянов Ф.М., Гарданов А.Ш. Размышления о государстве. Уфа: Башниистрой, 1994. С. 50.
7. Бердяев Н. Философия неравенства. Письмо ХШ. О культуре // Судьба России. Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. С. 713.
THE INFLUENCE OF LEGAL CONSCIOUSNESS ON THE FORMATION OF THE
RULE OF LAW
A.K. Dzharkymbaeva, researcher
T.T. Toromyrzaev, candidate of law sciences, senior researcher
Institute of philosophy and political and legal studies of the national academy of sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyz Republic, Bishkek)
Abstract. This article is a study in the field of legal culture, or, in other words, a study of those social ideas and concepts that shape and reinforce the law. In particular, we are talking about the concept of personality. People are social, cultural actors they live in communities linked by regulatory ties. Societies and their legal systems, as a rule, define important rights and obligations not for individuals, but in groups, classes, families, or clans. Keywords: legal culture, state, law, rule of law, concept, subject, power.