Научная статья на тему 'Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государства'

Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30434
3594
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА / ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА / НЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / IDEA OF THE LEGAL STATE / FEATURES OF THE LEGAL STATE / POLITICAL SPHERE / NONPOLITICAL SPHERE / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронов Дмитрий Николаевич

Статья посвящена вопросам изучения происхождения идеи правового государства. В ней предлагается авторское понимание признаков правового государства применительно к современному Российскому государству. Подробно проанализировано развитие политико-правовой доктрины правового государства в отечественной и зарубежной юриспруденции. В качестве признаков российского правового государства рассмотрены: 1) верховенство Конституции Российской Федерации; 2) правовое обеспечение служения государства общему благу; 3) правовые гарантии самостоятельности общества; 4) гарантирование прав и свобод человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATE: GENESIS OF IDEA AND FEATURES OF THE LEGAL STATE

The article is devoted to the issues of genesis of the idea of the legal state. In the article the author’s conception of the features of the legal state is proposed concerning the Russian modern state. The development of political and legal doctrine in the homeland and foreign jurisprudence has been thoroughly analyzed. As the features of the Russian legal state are considered: 1) supremacy of the Constitution of the Russian Federation; 2) legal provision of the state service to common weal; 3) legal guarantees of society independence; 4) guaranteeing of human rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государства»

ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

УДК 342.22

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕИ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

© Миронов Дмитрий Николаевич

доктор юридических тук, научный консультант Констипуционного суда Республики Саха (Якутия) России, 677000, г. Якутск, Белинского, 58 E-mail: chairman_ks@mail.ru

Статья посвящена вопросам изучения происхождении идеи правового государства. В ней предлагается авторское понимание признаков правового государства применительно к современному Российскому государству. Подробно проанализировано развитие политико-правовой доктрины правового государства в отечественной и зарубежной юриспруденции. В качестве признаков российского правового государства рассмотрены: 1) верховенство Конституции Российской Федерации; 2) правовое обеспечение служении государства общему благу; 3) правовые гарантии самостоятельности общества; 4) гарантирование прав и свобод человека. Ключевые слова, идея правового государства, признаки правового государства, политическая сфера, неполитическая сфера, гражданское общество

LEGAL STATE: GENESIS OF IDEA AND FEATURES OF THE LEGAL STATE Mironov Dmitry N.

LLD, scientific consultant of the Constitutional Court of the Republic of Sakha (Yakutia) 58, Belinskogo, 677000, Yakutsk, Russia

The article is devoted to the issues of genesis of the idea of the legal state. In the article the author's conception of the features of the legal state is proposed concerning the Russian modern state. The development of political and legal doctrine in the homeland and foreign jurisprudence has been thoroughly analyzed. As the features of the Russian legal state are considered: 1) supremacy of the Constitution of the Russian Federation; 2) legal provision of the state service to common weal; 3) legal guarantees of society independence; 4) guaranteeing of human rights and freedoms. Keywords: idea of the legal state, features of the legal state, political sphere, nonpolitical sphere, civil society.

В настоящее время идея и практика правового государства вызывают в науке ожесточенные споры. В зарубежной литературе одни призывают отказаться от правового государства, считая, что оно, выполнив миссию, исчерпало свои возможности. Другие же авторы выступают за дальнейшее обеспечение развития правовой государственности1. Двойственного отношения к правовому государству не избежала и российская общественная мысль. Здесь одни подчеркивают необходимость разработки новой парадигмы доктрины правового государства2, другие высказывают сомнения относительно совместимости правового государства с концепциями служения государства общем}' благу3 и социального государства4.

1 Хабриева Т. Я. Правовое государство: вызовы времени и задачи конституционного правосудия // Конституционный контроль: доктрина и практика. — М.: Норма, 2012. — С 97-98.

2 Там же. — С. 97.

3 Профессор Б. С. Эбзеев применительно к Российскому государству пишет о насущной потребности в восстановлении потенциала социального служения государства. — Эбзеев Б. С. 1) Конституция, власть и свобода в России. Опыт синтетического исследования. — М.: Проспект, 2014. — С. 317; 2) Российская президентура, или Великий обет служения народу // История. Право. Политика. — 2012. — № 3-4.

4 Профессор В. П. Малахов доказывает, что в современных условиях «социальное государство поглощает правовое государство». Он счтает, что в современном мире правовое государство «изжило себя». В своих построениях В. П. Малахов исходит из того, что «полноценную социальную политику невозможно осуществлять в рамках правовых форм». — Аубакирова И. У. Трансформация парадигмы социального государства: теоретико-правовой аспект // Государственная власть и местное самоуправление. — 2014. — № 6. — С. 7-8.

Обратимся к изучению происхождения идеи правового государства и рассмотрим его признаки.

1. Проблема происхождения идеи правового государства занимает внимание ученых1. На этот счет дореволюционные отечественные авторы в основном следовали за европейскими исследователями вопроса2. В советское время происхождение идеи в большей мере связывалось с борьбой буржуазии против абсолютной монархии и необходимостью ограничения государства в интересах новых собственников, используя права человека и возможности права3.

Авторы современных работ возникновение правового государства связывают с процессом развития государства и права. Укоренение в нем начал гуманизма рассматривается как основание восприятия государства в качестве ценности4. А по мере развития права, государство стали представлять как форму выражения правового состояния общества5. Не случайно государство связывают с критериями идентификации народа как субъекта истории6 и обосновывают вывод о совместимости сильного государства с правовой государственностью'.

Идея правового государства связана с вхождением общества в стадию новой парадигмы развития. Переход от традиционного общества к техногенному потребовал новой организации государства. Государство, основанное на личности государя, было заменено государством, выступавшим в качестве высококвалифицированной профессиональной организации. Право, основанное на научной рациональности и признании прав человека, смогло оттеснить от государства иные способы социального регулирования, в том числе морально-этические и религиозные. «Союз» права и государства подкреплялся тем, что общество техногенной цивилизации, вовлекаясь в процесс наращивания производства, на базе более широкого понимания равенства всех перед судом, администрацией и законом, добивалось постоянного улучшения качества жизни людей. Соответственно, возвышалось институциональное значение государства и права. Негативные последствия бюрократизации государства и расширения правового регулирования снимались распространением идеи правового государства.

В современных условиях идея правового государства переживает воздействие новых факторов. Один из них связан с современным положением культуры техногенного развития. Действительно, «в настоящее время техногенная цивилизация «...» приблизилась к той "точке бифуркации", за которой может последовать ее переход в новое качественное состояние»8. В этих условиях распространяется «открытый рационализм», позволяющий соизмерять свое положение с достижениями мировоззренческих идей традиционалистских культур9. Второй фактор связан с расширением пространства действия техногенной цивилизации. Во второй половине XX в. процесс вышел за пределы государств,

1 Раянов Ф. М. Введение в правовое государство. —Уфа. 1994; Малюшкин А. А. Концепция современного правового государства. — М., 2005; Раянов Ф. М. Теория правового государства. Проблемы модернизации. — Уфа. 2010; Малахов В. П., Клименко А. И. Актуальные проблемы правой теории государства. — М., 2013.

2 Так, правовое государство рассматривалось как «высшая форма государственного бытия». — Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. —М., 1916.

3 Такая позиция проникла в учебную литературу по теории государства и права и по государственному праву.

4 В этом плане выделяется значение понимания Аристотелем и Цицероном роли распространения действия права на организацию и деятельность государства. Как политическое явление, право очеловечивает государство как источника деспотии и насилия. — Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России. — М., 2011. —

С. 52.

5 Так, Спиридонова В. И. считает, что на Западе государство связывалось с задачей предупреждения конфликта или примирения сторон. «Логическим продолжением этой идеи является модель правового государства, ибо право призвано найти равновесие частной свободы и общего блага». — Спиридонова

B. И. Эволюция идеи государства в западной и российской социально-философской мысли. — М., 2008. —

C. 60.

6 Эбзеев Б. С. Российская президентура, или Великий Обет служения народу // История. Право. Политика. — №3-4.-2012.

7 Теория разрабатывается во многих исследованиях. «Говоря о сильном государстве, мы, прежде всего, имеем в виду, что его сила — в доверии граждан, в их поддержке и во всеобщем соблюдении законов и прав граждан». — Шестопал А. П. Ценностные характеристики политического процесса и стратегия развития страны // Полис. — № 2. — 2014. — С. 70.

8 Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюции. — М.: Прогресс — Традиции, 2003. — С. 672.

9 Там же. — С. 693-691.

отождествляющих себя с понятием Запад. Так, политическую систему стали трактовать «с запором на национальные исторические особенности формирования политической культуры народов» и постулировать национальную политическую ментальность1. Идея правового государства вошла в состав не только Конституций Германии, Испании, Швейцарии и других западноевропейских стран, но и в основные законы России, Китая, Бразилии, Казахстана и т. д. Выяснилось, что идея правового государства может быть совместима с разными историческими и национальными культурами. В Китайской Народной Республике признана возможность реализация идеи правового государства в условиях возрождения конфуцианства, следования курсу социалистического строительства и сохранения политического руководства со стороны Коммунистической партии. На Западе демократия рассматривается в качестве единственного источника легитимности государственной власти, а в Китае, как считают специалисты, легитимность власти вырастает из исторического прошлого страны.

Необходимость реализации идеи правового государства закреплена в статье 1 Конституции России. Здесь в 90-х гг. прошлого столетия усилия направлялись на претворение классического понимания идеи правового государства. В настоящее время ситуация такова, что правовое государство воспринимается как процесс, в котором могут быть отражены особенности России, переходный характер отношений, стадии развития индивида, общества и государства. Есть возможность совмещения идеи правового государства с философией народа о естественной природе человеческих отношений, роли в развитии человека материального и духовного благополучия. В этом смысле идея правового государства имеет шанс развиваться и действовать в соответствии с идеалами русского духовного мира. Значит, в целом речь идет о том, чтобы воспользоваться идеей правового государства, чтобы построить российское правовое государство. Надо сказать, что это соответствует общей вехе, когда сегодня в стране происходит возврат к базовым ценностям2.

2. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькин пишет: «К настоящем}' времени еще ни по одному из принципиальных аспектов этой темы не сложилось того единства взглядов, которое позволяло бы говорить о российской юридической науке общепризнанной доктрины правового государства»3. Существуют различные подходы ученых по многим вопросам правовой государственности. Одни авторы считают, что правовое государство выступает формой известных разновидностей государства. Другие — категорически не соглашаясь с такой постановкой, полагают, что правовое государство является новым историческим типом государства4. Отсюда в работах первой группы авторов изучаются признаки правового государства, а другая группа исследователей речь ведет о принципах правового государства5.

Если говорить о подходе исследователей к признакам правового государства, то авторы оперируют разными положениями и не совпадающим количеством признаков. Так, профессор В. А. Чет-вернин в качестве признаков правового государства рассматривает верховенство правовых законов, гарантии свободы и собственности и разделение властей6. Профессор В. Е. Чиркин пишет, что «правовое государство — это взаимные права и обязанности, взаимная ответственность общества, государства, коллектива и личности»7. В учебной литературе по конституционному праву правовым считается такое государство, которое признает разделение властей, независимость суда, законность управления и правовую защиту граждан от нарушения их прав8.

Считается, что демократия является признаком правового государства. На это М. Н. Марченко справедливо указывает, что демократия может быть как в правовом государстве, так и в государстве, которое нельзя охарактеризовать правовым9. Правовое государство является демократическим госу-

1 Дринова Е. М. Национальная модель политической модернизации России и топосы политизации религии // Власть. — 2014. — № 11. — С. 56.

2 Горшков М. К. Проблемы национальной безопасности в информационном обществе // Власть. — 2014. — № 11. — С. 10.

3 Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России. —М.: Норма. 2011. — С. 53.

4 Раянов Ф. М. Теория правового государства. — Уфа, 2010.

5 Данный спор подробно анализируется в работах известных авторов. — Раянов Ф. М. Теории правового государства. — Уфа, 2010. — С. 45-49.

6 Четвернин В. А. Демократическое правовое государство: введению в теорию. — М.: Наука. 1993. — С. 62-64.

7 Чиркин В. Е. Современное государство. — М.: Международные отношения. — 2001. — С. 26.

8 Конституционное право Российской Федерации / отв. ред. С. И. Носов. — М., 2014.

9 Марченко М. Н. Демократия как атрибут правового государства // Государство и право. — 2014. — № 5. — С. 20.

дарством, реализующим народовластие, по определению. Поскольку в правовом государстве человек является объектом и субъектом власти управления, постольку демократия идентифицируется как один из атрибутов правового государства1. В качестве признака правового государства признают «законность» (ограничение государства законностью, связанность государства законами). Несостоятельность подхода доказывается его инерционной направленностью2. Кроме того, степень самоограничения государства оказывается в его же власти3.

3. Понятие признак имеет несколько значений. В одном случае признак — это показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-либо. В другом случае признак — это свидетельство, доказательство. В третьем случае — это отличительное свойство и качество4. Отсюда, по меньшей мере, можно говорить о неоднозначности понятия «признаки правового государства».

Рассмотренное выше показывает, что правовое государство как юридическое понятие обладает всеми чертами общетеоретической категории. Как логическая конструкция правовое государство является итогом мыслительной деятельности. Однако оно опирается на естественную обусловленность государства и права, на их природное (общечеловеческое) единство. Выражает действительную роль права в «организации» государства и в обеспечении функционирования его структур. Учитывает то, что государство, используя право, гарантирует себе общение с индивидами, коллективами и в целом с обществом. Категория «правовое государство» выступает критерием оценки и государства, и права. Государство без права является концентрацией власти. Право без государства — совокупностью запретов и дозволений, угодных сильному и богатому меньшинству. Итак, категория правовое государство является общей идеей.

Правовое государство как идея, взятая на уровне абстракции, реализуется исторически конкретным обществом, в определенной географической среде, при стечении своеобразных культурных, экономических, политических и ментальных условий. На этом уровне формирование правового государства осуществляется как параллельный процесс, допускающий поливариантное решение вопросов.

Отсюда будет логически оправдана необходимость установления признаков правового государства на двух уровнях. На уровне общего признаки правового государства показывают черты, приметы, знаки вида государственности в системе политической организации общества. Это общие признаки правового государства. Поскольку в них непосредственно отражается сущность государства, постольку их следует воспринимать как принципы правовой государственности. В частности, такие начала политической организации, как верховенство права, народовластие и разделение властей, по сути, занимают место и роль принципов правовой государственности. Профессор В. Д. Зорькин справедливо указывает, что эти положения характеризуют сущностные признаки правового государства5. Роль принципов правового государства состоит в том, чтобы наиболее полно представить «правовое качество государства»6.

Принципы правового государства показывают степень погружения государства в сферу права. Совместимость его организации и деятельности с идеями права. Погружение государства в сферу права означает и вовлечение права в область государственного бытия. С этим право обретает жизнестойкость. Укрепляется его нормативность и общеобязательность. При этом вся правовая материя, связанная с государственной жизнью, начинает «работать» под надзором принципов правовой государственности.

Идея правового государства связана с общими факторами, определяющими процесс ее реализации. Но как эти факторы, так и сама идея правового государства являются общими установками. На практике общие факторы носят конкретно-исторический характер. Поэтому идея правового государства реализуется с учетом истории данной страны. При этом, как показывает практика, особое значение имеет несколько моментов. В каждой стране перечисление их, наверное, может быть различным. Применительно к России, среди них выделяются значение национально-культурного портрет населения и особая роль государства в обеспечении организации и развития общества. Традиционные ценности российского пространства — исторические корни, идентичность, отсутствие противопоставле-

1 Марченко М. Н. Демократия как атрибут правового государства // Государство и право. — 2014. — № 5. — С. 19.

2 Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России. — М., 2011. — С. 53.

3 Нерсесянц В. С. Философия права. — М., 2006. — С. 135.

4 Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. — М., 2006. — Т. 2. — С. 1003.

5 Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России. —М.: Норма, 2011. — С. 53.

6 Там же. —С. 60.

ния материального духовности, семья, моральные императивы, традиции, национальная культура, религия — предопределяют ментальность населения, выступают фактором постепенного развития1. В силу своих культурных особенностей Россия воспринимается как «уникальная мировая цивилизация». «Надо учитывать, что для нашей страны характерна региональная специфика, этнокультурное и религиозное многообразие, которое на протяжении столетий не подавлялось, а сберегалось. И сегодня его сохранение — это не только залог прочности российской государственности, но и наше великое конкурентное преимущество»2. Известно, что в России роль государства в обеспечении развития общества всегда оставалась своеобразной. Именно государство выступало организатором беспрерывного и целенаправленного развития общества. «Именно государство всегда в истории Отечества выступало главным движителем культуры и прогресса»3. К тому же в российской истории индивид не всегда играл существенную роль в определении направления развития общества4. А коллектив и общество, хотя и сохраняли за собой определенную независимость, но не в масштабах, необходимых полноправному субъекту творчества. С учетом этого, в России общие начала правового государства действует как принципы. В качестве признаков российского правового государства выступают следующие положения: 1) верховенство Конституции Российской Федерации; 2) правовое обеспечение служения государства общему благу; 3) правовые гарантии самостоятельности общества; 4) гарантирование прав и свобод человека. Признаки российского правового государства касаются различных сторон характеристики взаимодействия государства и права. Функциональное единство признаков российского правового государства основаны на том, что развитие новой России будет и далее базироваться на особой роли государства. Но при этом, перечень субъектов творчества будет расширен за счет вовлечения в историческое творчество общества и индивида.

4. В связи с приведенным перечнем признаков правового государства в Российской Федерации можно высказать несколько положений поясняющего характера. Выделением Конституции Российской Федерации качестве признака российского правового государства подчеркивается тот факт, что она, как Основной закон, олицетворяет верховенство права. Во всех тех случаях Основной закон имеет верховенство, в том числе над общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации. В плане социальном Конституция РФ в истории России является результатом общественного договора, достигнутого между всеми противоборствующими силами5. В силу этого Основной закон в полной мере обеспечивает социальную трансформацию и не нуждается в дополнениях. Конституция связана с формированием субъективного фактора исторического творчества, а именно с воспитанием у населения конституционного патриотизма6.

Выделение служения государства общему благу в качестве признака правового государства соответствует исторической черте Российского государства. Будучи позитивной стороной российской истории, служение государства общему благу не всегда в должной мере связывалось с правом. Применительно к современности такая увязка необходима во многих отношениях. Можно согласиться с мнением, согласно которому, создание сильного государства является «важнейшим условием сохранения демократических ценностей в нашей стране, обретения обществом стабильности»7. Сильное государство должно быть предсказуемым, значит, связанным с правом и законодательством. Связь служения государства общему благу с правом способна уяснить правовую природу многих проявлений общественно-государственной жизни. В частности, распространения конституционализма вширь и вглубь, «юридизации» федеративных отношений, «ручного управления», предпринимаемого в гос-

1 Властные структуры и группы доминирования // Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации: материалы X Всерос. семинара. —СПб., 2012.

2 Выступление В. В. Путина на заседании Совета по национальным отношениям 11.09.12 г. [Электронный ресурс] //Президент России. — URL: www/kremlin.ru/news/1692

3 Эбзеев Б. С. Конституция, власть и свобода в России (опыт синтетическою исследования). — М., 2014. — С. 5.

4 Оболенский А. В. Драма российской политической истории: система против личности. — М., 1994.

5 Шахрай С. М. О Конституции. Основной закон как институт правовых и социально-политических преобразований. — М.: Наука, 2013. — С. 58-65.

6 Президент Российской Федерации на встрече с заведующими кафедрами конституционно-правовых дисциплин высказывал пожелание: «Очень бы хотелось, чтобы основные положении Конституции внедрялись в общественное сознание и воспринимались обществом как важнейший элемент стабильности нашего государства».

7 Шестопал А. П. Ценностные характеристики политического процесса и стратегия развития страны // Полис. — 2014. —№ 2. — С. 70.

ударстве. Объяснить условия и порядок индексирования и повышения уровня пенсионного обеспечения. Раскроется правовая природа подразумеваемых (скрытых) полномочий главы государства. Будет достигнута ясность в отношении практики реализации дискреционных полномочий законодателя, интерпретационной деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, а также административного и судейского усмотрения. Используя данную увязку, можно будет определить пределы администрирования, положение в сфере публичных отношений правоохранительных органов. Обращение к тренду служения государства общему благу можно подкрепить ссылкой на результаты опроса населения1.

Термин «прецедент» не является однозначным понятием. «Прецедент» — это решение суда или какого-либо иного государственного органа, вынесенное по конкретному делу и обязательное при решении аналогичных дел в последующем. В то же время под прецедентом принято обозначать или поступок в прошлом, служащий примером или оправданием для последующих случаев или поступков того же рода случай2. В данном случае второе из названных значений термина «прецедент» может быть соотнесено с процессом достижения равновесия между интересами общества и политической системы.

Известно, что неполитическая сфера (гражданское общество, а по терминологии Ю. Хабермаса — «жизненный мир») не совпадает с политической сферой (политической системой, политическим миром). Различны параметры их бытия, организации и функционирования. Различия их возможностей не раз демонстрировались в истории России. Российское общество в истории не раз выступало в качестве силы, способной отстаивать коренные интересы народа и государства. Действующая Конституция РФ закрепляет положение, согласно которому, многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Тем самым конституируется самостоятельность общества по отношению к политической системе и государству. Тут возникает вопрос: ради чего жизненная сфера нуждается в самостоятельности? Раньше на этот вопрос отвечали так: главным в развитии общества оказывалось способствование совершенства государства и государственной власти. В 90-х гг. прошлого столетия все возможности общества связывались с реализацией демократического потенциала избирательной системы. В настоящее время наблюдается деятельность, направленная на вовлечение неполитической сферы с область развития политических отношений. Отсюда практика институционализации некоторых форм гражданской активности населения, в том числе в области осуществления представителями общественности общественного контроля3. Разумеется, этим спектр самостоятельности общества не исчерпывается. За пределами внимания политики остается множество общественных объединений, движений, гражданских инициатив. Комментируя ситуацию, политологи указывают, что не все в обществе связано с борьбой «за обладание государственной властью как инструментом легального насилия». В обществе поддерживается «процесс выявления и разрешения социальных проблем при участии государственной власти»4. В конечном счете самостоятельность общества служит средством не только предупреждения рисков, связанных с расстройством обратных связей общества и власти, но страхования народа и государства от случая.

Во взаимоотношениях политической и неполитической сфер (жизнедеятельности общества) организованность и самоорганизация действуют как естественные свойства социума. Границы их действительности заранее не установлены, поскольку они коренятся, так сказать, «в природе вещей». И в современных условиях реальность сферы самоопределения индивида, пространства самодеятельности коллектива и область самоорганизации общества не исключаются. Индивид, коллектив и общество выбирают темы своего развития, но пределы организованности и самоорганизации субъекта социума, в том числе в утверждении порядка и безопасности, зависят от их целей. Соответственно, активность неполитической сферы дифференцируется. Ее амплитуда в XIX в. была иной, чем в советское время. Динамика развития активности неполитической сферы в 90-х гг. прошлого века отличалась от той, которая есть в настоящее время. Все это не исключает участия политической сферы в

1 Петухов В. В., Бараш Р. Э. Русские и «русский — мир»: исторический контекст и современное прочтение // Полис. — 2014. — № 6. — С. 92.

2 Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. — М., 2006. — Т. 2. — С. 986.

3 Федеральный закон «Об основах общественною контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 г. — №212.

4 Подьячев К. В. К вопросу о роли политических партий в системе государственного и муниципального управления в регионах России // Власть. — 2014. — № 10. — С. 130.

упорядочении организованности и самоорганизации индивида, коллектива и общества. В зависимости от типа политической сферы признаются права и свободы, неприкосновенность личности, собственности и юридических действий. Политическая сфера вторгается в область самоорганизации и организованности посредством регулирования, устанавливая правила и порядки, формы и процедуры. Таким образом, развитие организованности и самоорганизации общества происходит в режиме баланса и равновесия интересов структур общества и интересов политической системы.

Политическая сфера не должна вторгается в область действия культурного кода, менталитета и традиций, а также религиозных и идеологических предпочтений общества. Российское государство учитывает их, некоторыми из них руководствуется, в том числе когда определяет направления развития. Политическая сфера создает структуры, имеющие общественную основу, но интегрированные в государственное управление. К ним можно отнести адвокатские палаты, организации нотариата, Общественную палату РФ и общественные палаты субъектов Федерации. Политическая сфера устанавливает организационно-правовые формы функционирования коллективов, выделенных от общества. Такие вопросы разрешены, в частности, Федеральными законами от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В определенных случаях политическая сфера направляет усилия на обеспечение развития контроля образований общества за определенными видами деятельности государственного управления. В этом отношении характерным представляется Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Развитие гражданского воздействия на государственное управление связано с правом граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Литература

1. Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России. —М.: Норма, 2011.

2. Малахов В. П., Клименко А. А. Актуальные проблемы теории государства и права. — М., 2013.

3. Малышин А. А. Концепция современного правового государства. — М., 2005.

4. СтепинВ. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. —М.: Прогресс, 2003.

5. Спиридонова В. И. Эволюция идеи государства в западной и российской социально-философской мысли. — М., 2008.

6. Раянов Ф. М. Теория правового государства: проблемы модернизации. —Уфа, 2010.

7. Шахрай С. М. О Конституции. Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. —М.: Наука, 2014.

8. ЧетвернинВ. А. Демократическое правовое государство: введение в теорию. — М.: Наука, 1993.

9. Чиркин В. Е. Современное государство. — М.: Международные отношении, 2001.

References

1. Zor'kin V. D. Konstitutsionno-pravovoe razvitie Rossii [Constitutional and legal development of Russia], Moscow: Norma, 2011.

2. Malakhov V. P., Klimenko A. A. Aktual'nye problemy teorii gosudarstva iprava [Actual problems of the theory of State and Law], Moscow, 2013.

3. Malyshin A. A. Kontseptsiya sovremennogo pravovogo gosudarstva [The concept of modern Constitutional State], Moscow, 2005.

4. Stepin V. S. Teoreticheskoe znanie. Struktura, istoricheskaya evolyutsiya [Theoretical knowledge. Structure, historical evolution], Moscow: Progress, 2003.

5. Spiridonova V. I. Evolyutsiya idei gosudarstva v zapadnoi i rossiiskoi sotsial'no-filosofskoi mysli [Evolution of the State concept in Western and Russian social and philosophical thought], Moscow, 2008.

6. Rayanov F. M. Teoriya pravovogo gosudarstva: problemy modernizatsii [The Theory of Constitutional State: problems of modernization], Ufa, 2010.

7. Shakhrai S. M. О Konstitutsii Osnovnoi zakon как instrument pravovykh i sotsial'no-politicheskikh preobrazovanii [About the Constitution. The Basic Law as a tool for legal and socio-political transformation], Moscow: Nauka, 2014.

8. Chetvernin V. A. Demokraticheskoe pravovoe gosudarstvo: vvedenie v teoriyu [Democratic Constitutional State: introduction to the theory], Moscow: Nauka, 1993.

9. Chirkin V. E. Sovremennoe gosudarstvo [Modern State], Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.