Научная статья на тему 'Конституция Российской Федерации и становление правового государства: некоторые вопросы теории'

Конституция Российской Федерации и становление правового государства: некоторые вопросы теории Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4529
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА / КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА / СОБЛЮДЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОРМ / CONSTITUTIONAL OF RUSSIAN FEDERATION / RULE OF LAW / CONSTITUTIONAL LEGISLATION / OBSERVANCE OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGISLATIVE NORMS / LAW STATE / SINGS OF LAW STATE / DIVISION OF THE AUTHORITIES / JUDGE AUTHORITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесников Евгений Викторович

В статье рассматриваются актуальные вопросы конституционной теории. Показано, что Конституция РФ 1993 г. является основой отечественной правовой системы и программой построения демократической правовой государственности. Выделены организационнофункциональные признаки правового государства принцип разделения властей, самостоятельная судебная власть, верховенство закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitution of the Russian Federation and constitutional state formation: some questions of the theory

This article is devoted to some actual questions of constitutional theory. It is shown, that Constitution of Russian Federation 1993 y. is the basic of Russian law system and program of creation of democratic legal statehood. In article organizational and functional sings of democratic law state are allocated. Such as: principle of division of the authorities, independent judge authority, rule of law.

Текст научной работы на тему «Конституция Российской Федерации и становление правового государства: некоторые вопросы теории»

УДК 342.4 (470+571):340.132

Е. В. Колесников

Конституция Российской Федерации и становление правового государства: некоторые вопросы теории

В статье рассматриваются актуальные вопросы конституционной теории. Показано, что Конституция РФ 1993 г. является основой отечественной правовой системы и программой построения демократической правовой государственности. Выделены организационно-функциональные признаки правового государства - принцип разделения властей, самостоятельная судебная власть, верховенство закона.

This article is devoted to some actual questions of constitutional theory. It is shown, that Constitution of Russian Federation 1993 y. is the basic of Russian law system and program of creation of democratic legal statehood. In article organizational and functional sings of democratic law state are allocated. Such as: principle of division of the authorities, independent judge authority, rule of law.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, правовое государство, признаки правового государства, конституционное законодательство, разделение властей, судебная власть, верховенство закона, соблюдение конституционных и законодательных норм.

Key words: Constitutional of Russian Federation, law state, sings of law state, constitutional legislation, division of the authorities, judge authority, rule of law, observance of the constitutional and legislative norms.

Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации установила основы нового постсоциалистического строя, демократическую организацию государственной власти, которые предполагают свободную и творчески активную личность, широкую и реальную номенклатуру прав и свобод человека и гражданина.

Действующий конституционный акт создает условия для превалирования (верховенства) общенародных интересов над

© Колесников Е. В., 2014

классовыми и узкосоциальными. Он должен на практике воплотить высокий идеал государственного и общественного устройства, соответствующий воле большинства народа, выраженной на основе прозрачных и демократических процедур. Конституция Российского государства - это стабильный, долговременный акт, созданный в результате политического компромисса, - отметил Президент РФ В.В. Путин 7 ноября 2013 г. на встрече с правоведами России1. Именно она является мощным фактором и предпосылкой социального развития и цивилизованного развития общества.

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную и систематизированную регламентацию многих массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо подобное регулирование осуществляется на основе учета носителей конкретных социально-политических ценностей и интересов, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства. Законодатель уделяет существенное внимание различным аспектам международных экономических и политических отношений, заключению договоров с иностранными государствами, вхождению в интеграционные объединения.

Конституция осуществляет правообразующую роль, она своеобразный центр правовой системы и в известном смысле «более чем закон» - нечто первичное, основное. Поэтому она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российского государства (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Ее предписания должны постоянно и повсеместно осуществляться без каких-либо исключений при поддержке не только органов публичной власти, но и граждан, общественности.

В Конституции России закреплены важнейшие принципы и институты отраслей законодательства. Так, в административном и уголовно-процессуальном праве особое значение имеют базовые положения о праве граждан на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48), праве задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого пользоваться помощью

1 См.: Латухина К. Закон стабильности: Президент В. Путин обсудил с правоведами Конституцию // Рос. газета. 2013. 8 нояб.

22

адвоката (защитника), запрет на использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50). Комплексный институт смертной казни (ч. 2 ст. 20) до недавнего времени регулировался Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами Российской Федерации, а также международными обязательствами, взятыми Россией в связи с ее членством в Совете Европы. Однако, как отмечено в постановлении Конституционного суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П по делу о проверке конституционности ст. 31 и ч. 3 ст. 42 УПК РСФСР, запретившего практику вынесения судами приговоров к смертной казни и их исполнение, необходим специальный закон по данной проблеме, который до сих пор не принят. Вышеназванное постановление действует в нормативном единстве с определением этого суда от 19 ноября 2009 г. № 1344-О2. Заметим, что на постсоветском пространстве смертная казнь уже отменена в Эстонии, Молдове, Грузии, Азербайджане.

Конституционным нормам принадлежит решающая роль в обеспечении правового содержания и легитимности принимаемых законов. Они должны соответствовать тем ценностно-нравственным ориентирам, которые признаются обществом или его подавляющей частью. Во многом это обеспечивается реализацией ст. 2 и ч. 2 ст. 55 российской Конституции. Все государственные органы должны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. На представительные (законодательные) органы Российской Федерации в полной мере распространяется запрет издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Основные нормы создают все предпосылки для целенаправленного упорядочения многих общественных отношений и связей, в том числе государственного строительства и социального управления. Так, Конституция РФ закрепила принцип равенства граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), обязанность органов публичной власти, должностных лиц, граждан, их объединений неукоснительно соблюдать фундаментальные и законодательные нормы (ч. 2 ст. 15). Президент России является гарантом Конституции РФ, прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 80), а Правительство осуществляет меры по обеспечению закона,

2 См.: СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 867; Рос. газета. 2009. 27 нояб.

23

охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (ч. 1 ст. 114 п. «е» Конституции РФ).

Однако, по образному выражению известного публициста Вячеслава Костикова, для части правящего класса России «Конституция - обременительный и необязательный для исполнения документ»3. Поэтому необходимо бороться с произволом и беззаконием, повышать общественное сознание граждан, государственных и муниципальных служащих, должностных лиц.

В Конституции России 1993 г. поставлена задача построения демократической правовой государственности (ст. 1)4. При советской власти концепция правового государства прямо отрицалось как буржуазный феномен. Она была воспринята только в годы перестройки (1988) и сразу же поддержана всеми демократическими и прогрессивными силами5.

Цель правового государства - соблюдение, защита и гарантирование прав и свобод, при этом человек признается высшей ценностью (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Первостепенной (но не единственной) предпосылкой подобных новых взаимоотношений между государством, обществом и личностью является признание и осуществление правового равенства граждан перед национальной Конституцией, законом и судом. Только в этом случае права и свободы человека и гражданина будут составлять не политическую декларацию или привлекательную совокупность лозунгов, а фундамент демократического государства, определять смысл и содержание деятельности органов государственной власти.

Среди признаков правового государства надо выделить группу так называемых организационно-функциональных, выражающих суть этого явления и делающих реальным достижение его высоких идеалов.

Применительно к разнообразным и политически значимым аспектам организации государственной власти на первое место выдвигается в условиях демократии принцип разделения властей.

3 См.: Костиков В. В потемках русской души: «не буди лиха, пока оно тихо...» // Аргументы и факты. 2013. № 29. 17-23 июля. С. 6.

4 См.: Рос. газета. 1993. 25 дек.; 2009. 21 янв.; 2013. 4 дек. 2014. 6 февр.

5 См.: Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. М., 1988. С. 145-146.

24

Конституция РФ 1993 г., признав концепцию народного суверенитета, установила законодательные и институциональные основы единства государственной власти и принципа разделения властей (ст. 5, 10, 11, 12). Данный базовый принцип направлен на децентрализацию и деконцентрацию институтов власти, ограничение монополизма в государственном строительстве и политической деятельности, и как следствие, - на соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Отметим, что взаимосвязь демократии с указанным выше базовым началом организации и функционирования системы государственной власти была отмечена еще в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Так, во Французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. (ст. XVI) вполне определенно сказано, что, если в обществе не установлено разделение властей, то оно «вовсе не имеет Конституции»6.

При демократическом режиме обязательно наличие сильной судебной власти и независимого правосудия, образующих в совокупности второй имманентный признак правовой государственности. Впервые в общем виде о «третьей власти» сказано в Декларации о государственном суверенитете новой России от 12 июня 1990 г. В ней разделение законодательной, исполнительной и судебной властей рассматривалось как важнейший принцип и условие функционирования РСФСР как правового государства (п. 13)7. Эта ветвь государственной власти в концептуальном плане закреплена только в Конституции РФ 1993 г. (гл. 7).

В 90-е годы в условиях радикальных политических и социально-экономических преобразований была создана самостоятельная судебная власть, независимая от других властей.

Задачи судебной власти - осуществление правосудия, защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции РФ и законов в иерархии источников права, а также в определенной мере уравновешивание законодательной (представительной) и исполнительной власти. Ее функциональное предназначение - занять достойное место в системе разделения властей, в механизме сдержек и противовесов. Она призвана

6 См.: Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2011. С. 201.

7 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

стабилизировать существующие общественные отношения, добиться прохождения конфликтов и споров в цивилизованных формах. В соответствии с общепризнанными международными стандартами в Российской Федерации статус, устройство, юрисдикция судов, судопроизводство определяются исключительно Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами.

Судебная власть - это отдельная организационно-структурно обособленная ветвь (форма) государственной власти, реализуемая судами, входящими в состав единой судебной системы, закрепленной Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 26 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ8. Без системы эффективно работающих судов, повсеместного и неукоснительного исполнения их решений невозможны осуществление конституционных предписаний, законность и правопорядок в обществе.

Утверждение правосудия, обеспечение правопорядка требует законности в судебной деятельности. При отправлении правосудия принципиальное значение имеют такие аспекты законности, как правильное применение законов, иных источников права, соблюдение судьями всех процессуальных правил, установленных законодательством.

Особое место в отечественной судебной системе занимают конституционная юстиция. Образование Конституционного суда Российской Федерации положило начало отечественной конституционной юстиции. Ее учреждение было радикальным и прогрессивным шагом в деле правовой охраны конституционных установлений.

Федеральный Конституционный суд - это орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его статус и полномочия определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 12 июля 1994 г. № 1-ФКЗ. Конституционный суд создан в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Основного Закона РФ на

8 См.: СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2001. № 51. Ст. 4825; 2003. № 27. Ч. 1. Ст. 2698; 2005. № 15. Ст. 1278; 2009. № 45. Ст. 5262; № 52. Ст. 6402; 2011. № 50. Ст. 7334; 2012. № 24. Ст. 3064; № 53. Ст. 7572.

26

всей российской территории9. Принадлежность этого государственного органа к единой судебной системе государства не подлежит сомнению. Она прямо определяется Конституцией РФ (ст. 125 и 128 включены в гл. 7 «Судебная власть и прокуратура»), а также федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации и «О Конституционном Суде Российской Федерации». Представляется, что уникальная природа и статус этого федерального института должны найти более адекватное законодательное закрепление при совершенствовании Конституции РФ.

Конституционная юстиция является имманентным признаком правовой государственности. А правовое государство - это, в первую очередь, демократическое конституционное государство, в котором обеспечивается народовластие, суверенитет, верховенство закона, идеологический плюрализм, публичная политическая конкуренция, признаются и соблюдаются права человека. При демократическом политическом режиме никто не стоит над законом; государственные органы, должностные лица, партии, общественные объединения связаны правом и конституционным строем, действуют на основе законности, а Конституция обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие.

Отметим, что положение о высшей юридической силе конституции по отношению к другим источникам права лежит в основе концепции конституционной законности. В соответствии с ней любой закон, договор, судебный или административный акт должны находиться в соответствии с конституцией государства. Если норма, изданная государственными органами, противоречит конституции, то она не будет иметь юридической силы и не должна применяться, поэтому является недействительной.

Конституционный суд РФ в процессе своей деятельности de-facto занимается универсализацией конституционных ценностей, их распространением на правотворческую и правоприменительную сферы, институты различной отраслевой принадлежности, что способствует снятию противоречий в социально-правовой области и гармонизации общественных отноше-

9 См.: СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 1. Ст. 607; № 51. Ст. 4824; 2005. № 15. Ст. 1273; 2007. № 7. Ст. 829; 2011. № 1. ст. 1; 2012. № 53. Ст. 7572.

27

ний10. Однако он не может ни игнорировать, ни, тем более, создать основные нормы. В противном случае орган конституционного правосудия нарушит легитимную систему власти, установленную на Всероссийском референдуме 1993 г., и вторгается в сферу полномочий и ответственности Федерального Собрания, Президента РФ, других субъектов.

Третьим важнейшим организационно-функциональным признаком правового государства является верховенство закона. В действующей Конституции впервые четко зафиксирован принцип верховенства федерального закона (ч. 2 ст. 4, ст. 15, 90, ч. 1 ст. 115). Приоритет (от лат. prior - первый, т. е. первенство в какой-либо области)11 закона лежит в основе миропорядка и конституционного строя демократических государств. Альтернативой ему является бесправие и социальный хаос12.

Верховенство закона - принцип правовой системы, означающий исключительную роль и ценность законодательной формы в регулировании общественных отношений и тем самым обеспечивающий невозможность (или, по крайней мере, ограничение) государственного произвола. В законе должны содержаться не любые нормы, а в основном первичные, базисные, имеющие прямое действие и государственную защиту.

Сущностным проявлением, качественной чертой подобного верховенства является то, что при коллизии законодательных и подзаконных норм предпочтение отдается правилу, содержащемуся в законе. Это особенно актуально для судов и других правоприменительных органов.

В правовой системе признается безусловное верховенство Конституции РФ, это юридическая аксиома. Приоритет закона показывает его уникальную роль и место применительно к мас-

10 См.: подробно: Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке: взгляд с Ильинки. М., 2007. С. 94-95; Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. С. 20-38; Кабышев В.Т. С Конституцией по жизни: избр. науч. тр. М., 2013. С. 94-95, 103-105; Кабышев В.Т. Конституционные ожидания // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11. С. 26.

11 См.: Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. М., 2005. С. 538.

12 См.: Зорькин В.Д. Верховенство закона и конституционное правосудие // Журн. рос. права. 2005. № 12. С. 30-31; Зорькин В.Д. В хаосе нет морали // Рос. газета. 2012. 11 дек.; Примаков Е.М., 2013: тяжелые проблемы России // Там же. 2014. 15 янв.

сиву многочисленных и противоречивых подзаконных актов. Авторитет и юридическая сила закона зависят от его содержательной стороны, от того, насколько он способен быть эффективным регулятором общественных отношений, воздействовать на мотивы и поведение граждан и коллективов.

Правовое государство - это по ряду смыслов «государство судей и адвокатов». Однако оно будет реальностью только в условиях многоукладной и эффективной рыночной экономики с ярко выраженной социальной направленностью. При этом существование зрелого гражданского общества и соблюдение конституционных и законодательных норм государственными и общественными институтами, гражданами - непременные условия демократической правовой государственности.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. (с изм. от 30 дек. 2008 г., 5 февр. 2014 г., 21 июля 2014 г. // Рос. газета. - 1993. -25 дек.; 2009. - 21 янв.; 2013. - 4 дек.; 2014. - 6 февр., 23 июля.

2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 2. - Ст. 22.

3. О судебной системе Российской Федерации (с посл. изм. и доп.): федер. конституционный закон от 26 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1; 2001. - № 51. - Ст. 4825; 2003. - № 27. -Ч. 1. - Ст. 2698; 2005. - № 15. - Ст. 1278; 2009. - № 45. - Ст. 5262; № 52. - Ст. 6402; 2011. - № 50. - Ст. 7334; 2012. - № 24. - Ст. 3064; № 53. -Ст. 7572.

4. О Конституционном суде Российской Федерации (с посл. изм. и доп.): федер. конституционный закон от 12 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447; 2001. - № 1. - Ст. 607; № 51. -Ст. 4824; 2005. - № 15. - Ст. 1273; 2007. - № 7. - Ст. 829; 2011. - № 1. -Ст. 1; 2012. - № 53. - Ст. 7572.

5. Постановление Конституционного суда РФ № 3-П от 2 февраля 1999 г. по делу о проверке конституционности положений ст. 41 и части третьей ст. 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 г. «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях в связи с запросом Московского городского суда и жалобами граждан» // СЗ РФ. - 1999. - № 6. - Ст. 867.

6. Определение Конституционного суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 1344-О // Рос. газета. - 2009. - 27 нояб.

7. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1988. - С. 145-146.

8. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. -М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - С. 538.

9. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. - М., 2005. - С. 20-38.

10. Зорькин В.Д. Верховенство закона и конституционное правосудие // Журн. рос. права. - 2005. - № 12. - С. 30-31.

11. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке: взгляд с Ильинки. - М., 2007. - С. 94-95.

12. Зорькин В.Д. В хаосе нет морали // Рос. газета. - 2012. -

11 дек.

13. Кабышев В.Т. С Конституцией по жизни: избр. науч. тр. - М.: Формула права, 2013. - С. 94-95, 103-105.

14. Кабышев В.Т. Конституционные ожидания // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 11. - С. 26.

15. Костиков В. В потемках русской души: «не буди лиха, пока оно тихо.» // Аргументы и факты. - 2013. - № 29. - 17-23 июля. - С. 6.

16. Латухина К. Закон стабильности: Президент В. Путин обсудил с правоведами Конституцию // Рос. газета. - 2013. - 8 нояб.

17. Примаков Е.М. 2013: тяжелые проблемы России // Рос. газета. - 2014. - 15 янв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.