Т.М. Пряхина
ЗНАТЬ КОНСТИТУЦИЮ
Статья посвящена анализу принципа правовой определенности, конституционной презумпции знания Конституции РФ и законов, обязанности их соблюдения. Подчеркивается вклад в развитие конституционной теории ученых саратовской школы конституционного права.
Ключевые слова: Конституция РФ, правовая определенность, конституционное мировоззрение, конституционная культура, конституционная грамотность населения.
T.M. Pryakhina
TO KNOW THE CONSTITUTION
The Article is devoted to analysis of the principle of legal certainty, constitutional presumption of knowledge of the Constitution of the Russian Federation and the laws and the obligation to observe them. The Article underlines the contribution into the development of constitutional theory of the scientists of Saratov School of Constitutional Law.
Key words: to know the Constitution of the Russian Federation, legal certainty, constitutional ideology, constitutional culture and constitutional literacy of the population.
20-летие Конституции РФ - серьезный повод осмыслить конституционную практику, рассмотреть пути повышения ее эффективности. Действующая Конституция сыграла и продолжает играть стабилизирующую роль в развитии государства и общества. Однако демократический потенциал Основного Закона реализован не в полной мере. И это заставляет задуматься о поиске резервов повышения качества конституционной практики. Наращивание научного потенциала конституционной ° теории - одна из первоочередных задач современности, позволяющая решить стра-¿- тегические задачи, стоящие перед Российским государством. Юридическая корпо-^ рация призвана приблизить идеалы правового государства к социальной практике, | сформировать единое конституционное правовое пространство, обеспечить переход | России к конституционному правлению. Нельзя не согласиться с Н.С. Бондарем, f оценивающим состояние юридического образования в аспекте обеспечения консти-о туционной безопасности государства, общества, личности1. Сегодня, как никогда | ранее, актуален вопрос: «Что значит жить по Конституции?» Академическая и | вузовская наука должна ответить на него, указав пути достижения конституционного идеала правового, социального, демократического государства, признающего
о
| и обеспечивающего права и свободы человека.
| Переход к конституционному правлению обусловливает устойчивый социальный
| запрос на реальность конституционных норм, знание их юристами и применение в J своей ежедневной деятельности. Юридическое образование - это вопрос государ-S ственной значимости. Развитие системы правового воспитания, в т.ч. укрепление | системы юридического образования и юридической науки - составная часть государственной социально-экономической политики, оцениваемая в качестве одного | из факторов экономического и социального прогресса общества. Среди проблем ™ юридического образования преподавание конституционного права требует особого внимания. В наше рациональное время студента нужно не только заинтересовать предметом, не только мотивировать тем, что предстоит сдавать экзамен, но и внятно объяснить, зачем нужно изучать Конституцию, каким образом полученные знания
© Пряхина Татьяна Михайловна, 2014
Доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин юридического 38 факультета (Московский городской педагогический университет); e-mail: [email protected]
будут им востребованы. Конечно же, не может быть успешной карьеры, не может быть высококвалифицированного юриста и просто эрудированного человека без глубокого знания Конституции и конституционного права. Именно на Конституции РФ основана деятельность всех и в первую очередь правоохранительных органов государства, в соответствии с ней осуществляется правовое регулирование различных общественных отношений2. Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, приносит присягу следующего содержания: «Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь: свято соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства, не допуская малейшего от них отступления...Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах Прокуратуры»3. Аналогичная процедура предусмотрена для сотрудников Следственного комитета, которые, вступая в должность, клянутся «свято соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства, не допуская ни малейшего от них отступления.».4 Президент РФ, вступая в должность, клянется соблюдать и защищать Конституцию РФ (ст. 82 ч. 1). Столь же императивно требование соблюдения Конституции РФ, адресованное судебной власти в целом и персонально к каждому судье в частности5. Знание Конституции РФ - первейшее квалификационное требование к профессиональным знаниям и навыкам, предъявляемое к кандидатам, претендующим на занятие различных должностей в государственном аппарате6.
Конституционная презумпция знания права и законов государства делает обязанность знания Конституции РФ всеобщей, распространяющейся в равной мере не только на лиц, занимающих должности в государственном аппарате, работающих в правоохранительных органах, но и на всех граждан. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж- ш дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы - гласит н ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Выполнение данной конституционной обязанности С
а
предполагает, что норма права должна быть доступна для заинтересованного Т
о
субъекта, сформулирована с достаточной степенью точности и корректности. к
о
Все субъекты правоотношений должны иметь соответствующую обстоятель- О' ствам возможность ориентироваться в том, какие правовые нормы применимы | к конкретному случаю. Данный подход позволяет нам предложить следующее в прочтение ч. 2 и 3 ст. 15 Конституции РФ: каждый имеет право знать законы н
о
государства и обязан соблюдать Конституцию РФ и законы. Знание закона пред- Ю полагает его понимание, а также понимание негативных последствий противо- | правного поведения. Не случайно Конституция РФ гарантирует каждому право С
к
на квалифицированную юридическую помощь (ч. 1 ст. 48), т.е. модель право- а мерного поведения должна носить объективный характер, а не определяться д
е
субъективными взглядами того или иного участника правоотношений. |
Подводя предварительный итог, можно сказать, что знание Конституции № РФ - это всеобщая основная обязанность, в равной степени адресованная всем 9 лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, это «альфа и 22 омега» профессиональной юридической деятельности. 4
Казалось бы, зачем говорить столь банальные вещи, повторять очевидные истины. Тем не менее, возникает простой вопрос, ответить на который достаточно сложно: что значит знать Конституцию? Если мы не ответим на него, то не сможем четко определить, что значит соблюдать Конституцию, защищать ее, обеспечивать, руководствоваться конституционными нормами в своей деятельности? Что значит жить по Конституции? Ведь Конституция адресована не 39
только юристам и государственным служащим, она — Основной Закон для всех граждан Российской Федерации. Знание Конституции — непременное условие и предпосылка выполнения основной обязанности. Соблюдать закон - значит знать его и строго придерживаться содержащихся в нем правил.
Итак, что же значит: знать Конституцию? Означает ли это знать текст Конституции или ее содержание? Или знать историю конституционного развития России? Или знать, помимо конституционных норм, законы, их развивающее и дополняющее? Или знать практику реализации конституционных норм? Или знать, помимо конституционных положений, правовые позиции Конституционного Суда России, в которых представлено их официальное или казуальное толкование? Или знать теорию Конституции, взгляды и концепции ученых-государствоведов, оказавших непосредственное влияние на процесс создания действующей Конституции?
Ответить на поставленные вопросы возможно только в контексте принципа правовой определенности, который не только выступает критерием конституци-онности7, но в равной степени адресован и самой Конституции России.
Принцип правовой определенности представляет собой целую систему развивающих его требований: охрана доверия к законодателю, обеспечиваемая чёткостью (непротиворечивостью) содержания закона, одновременно, избегающая его излишней детализации, предсказуемостью и доступностью законов и иных правовых норм; запрет ретроактивного действия закона; защита от произвола исполнительной власти; принцип процессуальной определенности и доверия к правосудию; принцип доверия к решенному делу, что означает недопустимость 14 произвольного и вне определенного времени пересмотра окончательного и ? вступившего в силу судебного решения; необходимость толковать и применять а. закон так, как это вытекает из его предмета и цели, таким образом, чтобы обеспечить эффективную защиту от произвольного преследования, осуждения, на-I казания; в целях прогрессивного развития права признание судебной практики
1 как источника права; предсказуемость судебного решения; доступность закона;
го
| определенность и конкретность предписаний закона; стабильность правового
О « 8
| регулирования, существующих правоотношений и т.п.8
| Принцип правовой определенности имеет второе наименование — принцип
2 охраны доверия. Данный аспект проблемы чрезвычайно значим. Символично в ° этой связи то, что юбилейная лекция Председателя Конституционного Суда РФ « В.Д. Зорькина была посвящена Конституции и общественному доверию. Самым | главным Председатель Конституционного Суда РФ назвал проблему общественного
0 доверия: доверия между людьми, между социальными группами, между обществом
1 и властью. Особенно важно то доверие к власти, на котором базируется ее легитим-
0
° ность, и то доверие власти по отношению к обществу, на котором только и может
го
основываться эффективная государственная политика9. Легитимность публичной
1 власти поддерживается предсказуемостью ее действий, обеспечить которую без | соблюдения принципа правовой определенности не представляется возможным.
Нормативное содержание конституционного принципа правовой определённости (охраны доверия) позволяет нам предложить следующие ответы на поставленные вопросы.
Во-первых, знать Конституцию - значит знать историю конституционного развития Российского государства, историю принятия действующей Конституции. 40 Дело не только в том, что это интересно, информативно, повышает уровень эру-
дированности человека. Это позволяет повысить уровень предсказуемости основных направлений конституционного регулирования общественных процессов и государственно-правовых институтов. Кроме того, историческое знание создает предпосылки конституционной самоидентификации России. Конституционная и государственная идентичность неразрывно связаны. Именно через призму конституционного права можно воспринять правовой образ государства как целостного явления. Все или основные признаки государства получают конституционные характеристики. Конституцию можно сравнить с визитной карточкой государства, содержание которой не может не отражать его специфику. Задача государства состоит в том, чтобы сохранить проверенное временем функционирование государственного механизма, только ему присущие элементы: национально-государственное устройство, структуру управления, устройство прокуратуры и суда, которые постоянно порождают, воспроизводят существующий тип ценности, обеспечивают и поддерживают системопорядок государства10. Исторические условия определяют возможности конституционного строительства. Сложившийся уклад государственной и общественной жизни может быть реформирован, но не может быть отвергнут с тем, чтобы приступить к работе, образно говоря, с чистого листа.
Во-вторых, знать Конституцию - значит знать теорию Основного Закона. Лаконичность конституционного текста, обеспечивающая стабильность Основного Закона, компенсируется его содержательной насыщенностью. Содержание Основного Закона отражается в конституционной теории. Наука формирует особую философию — философию конституционализма. Суть конституций не в регулировании государственной власти как таковой, а в регулировании ее в социальном преломлении. Таким образом, философия конституционализма связана с идеей ограничения государственной ш власти правовым законом. Доктрина конституционализма никогда не пребывала в н забвении, а в последнее время интерес к ней значительно возрос. Исторически и гло- С
а
бально конституционализм неистребим как сама демократия11. Конституционализм Т
о
- это философия конституционного мировоззрения, воплощенная в Основном Законе к
о
страны; это обеспечение верховенства Конституции, правление в рамках Конститу- о' ции. Конституционализм - это весь комплекс проблем, связанных с воплощением | в Основном Законе государства системы высших правовых ценностей, признание в
и обеспечение прав и свобод человека, закрепление демократической организации н
о
системы власти, социального согласия, исключения насилия12. ю
В-третьих, знать Конституцию - значит знать конституционную практику. и Развитие науки во многом определяется социальным заказом, и в то же время с
к
- критерием истинности является предметно-практическая деятельность. Кон- а ституционная практика обеспечивает логическую завершенность конституци- д
е
онной теории, поскольку она выступает эмпирическим материалом познания | конституционно-правовых закономерностей развития государства и общества, № служит критерием истинности теоретических положений, нашедших отражение 9 в научных трудах, и выступает результатом практической правоприменительной ^ деятельности в сфере реализации Конституции. Конституционная практика 4 определяет характер фактических конституционных отношений, которые представляют собой не только объективные общественные связи, складывающиеся независимо от права, но и результат действия конституционных норм.
Жизнь Конституции проявляется в определенной упорядоченности общественных отношений, в их постоянном изменении, развитии, возникновении новых общественных потребностей, требующих конституционно-правового 41
регулирования. В этой связи, как никогда ранее, актуально звучит социальный запрос на создание социологии Конституции, представляющей целостную картину конституционного бытия, позволяющей с высокой степенью достоверности определять уровень конституционности в стране.
В-четвертых, знать Конституцию - значит знать в полном объёме практику конституционного контроля, правовые позиции Конституционного Суда России, деятельность которого по утверждению принципа правовой определенности как конституционного принципа формирования и функционирования правовой системы государства весьма значима. Основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределённость в понимании положений Конституции РФ13.
Тенденции развития законодательства о конституционном контроле, наблюдавшиеся в последнее десятилетия, практика деятельности самого Конституционного Суда РФ, доктринальные разработки проблем конституционного правосудия свидетельствуют о том, что установление правовой определенности в вопросах конституционности является одной из сверхзадач Высокого Суда. Вместе с тем сами решения Конституционного Суда зачастую перегружены, содержат повторы, ссылки к ранее принятым постановлениям, неясные конструкции типа «в той мере, в какой», «согласно её конституционно-правовому смыслу», «согласно смыслу, придаваемому норме правоприменительной практикой», «согласно месту, занимаемому данным 3 актом в системе права», и т.п. Допускаем, что решения Суда не могут быть иными, ¿. поскольку истинность его правовой позиции не должна вызывать сомнений не ^ только у сторон спора, но иу всех субъектов государственно-правовых отношений
о|
? и поэтому само решение должно быть аргументированным, мотивированным.
1 Конституционный Суд РФ вынужден привлекать широкий спектр доказательств
ф
| правильности своей позиции. Квалифицированный юрист профессионально обязан >§ освоить логику решения и следовать ей в своей дальнейшей деятельности. Но как £ быть обычному гражданину, когда он столкнется со сложной конструкцией Кон-
1 ституционного Суда РФ? Можно поставить вопрос более широко: как обеспечить ® доступность (не только в плане опубликования, но и в плане понимания) правовых § позиций Конституционного Суда РФ для широких слоёв населения? Тем более, что £ Суд неоднократно подчёркивал обязанность правоприменителей действовать именно | в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда14. Ценный опыт
2 в данном отношении представляет обобщение, систематизация, классификация § правовых позиций Конституционного Суда РФ, обобщение практики конституци-? онного правосудия в замечательных трудах ведущих ученых15.
<3 В-пятых, знать Конституцию - это значит знать, понимать и руководствоваться
1 в своей профессиональной деятельности, повседневной жизни конституционными I ценностями и идеалами. Поднимаемая проблема особенно актуальна в связи с необходимостью преодоления разрыва между конституционной теорией и конституционной практикой, поскольку реальность положений Основного Закона во многом зависит от отношения к ним граждан. Убежденность граждан, должностных лиц в целесообразности и результативности предписаний конституции - важнейшее условие их реализации. Отсутствие мотивационного компонента в механизме дей-42 ствия отдельных конституционных норм практически блокирует их реализацию,
поскольку такие нормы не воспринимаются как всеобщие и обязательные, не перерастают во внутренне осознанный правовой долг участников конституционных правоотношений16. Можно сказать, что задача заключается в формировании конституционного стиля мышления, который отличается рядом особенностей.
Право регулирует поступки, а не чувства, их вызывающие. Вместе с тем право - это такой инструмент регулирования общественных отношений, который действует через волю и сознание людей. Сущностная черта психологического механизма воздействия права на общественные отношения состоит в том, что правовое регулирование способствует формированию и регулированию мотивов поведения, предусмотренных в юридических нормах. Формирование конституционной мотивации поведения непосредственным образом связано с преимуществами, которые могут быть получены, если субъект конституционно-правовых отношений действует в рамках, очерченных Основным Законом. Истинно заинтересованными в обеспечении законности являются люди, в чьих интересах эти законы созданы. Конституция - не парадный закон, а закон «на каждый день».
Юридическое мышление - это мышление доказательственное. Каждое утверждение или отрицание юриста должно опираться на факты, закон, а не на эмоции17. Профессионал должен оперировать к собственному мнению только в том случае, если оно основано на фундаментальных знаниях как теоретического, так и практического материала, базируется на понимании объективных законов общественного развития, опирается на факты и доказательства
При этом нельзя согласиться с тем, что мнение науки может и должно стать необходимым дополнением к мнению большинства народа, которое отнюдь не всегда справедливо и истинно. На позицию большинства оказывают влияние не только ш интересы людей, но и уровень культуры, информированности, направление агита- н ции. Научная позиция изначально обособлена от мнения большинства. Более того, С
а
под воздействием результатов научных исследований формируется общественное Т
о
мнение. Общественные настроения есть результат социальной политики, которая к
о
не может служить критерием истинности относительно самой себя. О'
Безусловно, с позиций конституционализма недопустимо подменять демо- | кратию научной экспертизой. Однако не следует забывать, что развитость демо- в
кратических институтов напрямую зависит от прогрессивности научных идей. нн
о
Цивилизованность любого общества во многом определяется местом и ролью в Ю
нем науки. Поэтому его нормальное функционирование, как показывает опыт, и
невозможно без утверждения в практической деятельности людей научно обо- С
снованных правовых начал управления социальными процессами. Построение а
в России правового государства обусловливает особую актуальность, теорети- д
е
ческую и практическую значимость конституционной проблематики в сфере | государственного строительства и общественного развития. №
Достоинство науки состоит в том, что она способна развиваться самостоятельно 9 помимо партийных, государственных установок, определяя целостность консти- ^ туционной материи в историческом масштабе. Это проявление т.н. академической 4 свободы, когда ученые в процессе поиска ответов вынуждены выдвигать ряд теорий, которые противоречат существующим учениям. Академическая свобода - важный элемент демократии, отношение к которому, пожалуй, наиболее ярко было высказано в позиции Верховного Суда США в 1957 г. «... Облачение в смирительные рубашки ведущих ученых наших колледжей и университетов подвергло бы опасности будущее страны. Ни одна область знаний не исследована 43
настолько, чтобы нельзя было сделать новых открытий. Это особенно справедливо в отношении общественных наук, где лишь очень мало принципов (если не сказать, что их вообще нет) приняты как абсолютные истины»18.
В свете вышесказанного, несомненно, центром академической свободы, хранителем конституционных традиций, генератором конституционных новаций является Саратовская школа конституционного права, основанная в 60-х гг. прошлого столетия И.Е. Фарбером. Блестящий ученый, талантливый педагог, он сумел собрать вокруг себя плеяду единомышленников, посвятивших себя служению конституционной науке. Традиции Саратовской школы конституционного права бережно охраняются, развиваются, вплетаются в материю конституционной жизни Российского государства заведующим кафедрой конституционного и международного права Саратовской государственной юридической академии, доктором юридических наук, профессором В.Т. Кабышевым. Весом вклад В.Т. Кабышева в создание фундаментальной теории Конституции и конституционализма. Именно В.Т. Кабышев в своих научных трудах поднял такие значимые проблемы, как психология власти, сформулировал элементы психологии властвования в российском обществе, разработал институционально-структурный анализ власти, отстаивал народовластие как наивысшую конституционную ценность, анализировал взаимоотношения личности и власти, проблемы реализации Конституции, обеспечения ее высокого правового потенциала, реальности и гарантированности всех норм Основного Закона, изучал конституционный процесс. Можно сказать, что труды В.Т.Кабышева - это своеобразная энциклопедия российской Конституции, в которой можно найти правдивые, аргументированные ответы на многие животрепещущие, острые вопросы государственного и общественного бытия. Высокий гуманистический пафос научных трудов и преподавательской деятельности профессора В.Т. Кабышева позволяет утверждать, что он проделал огромную работу по формированию конституционного стиля мышления у многочисленных его учеников - студентов, аспирантов, докторантов. В.Т. Кабышев существенно повлиял на формирование конституционного мировоззрения в масштабах всего Российского государства, ибо идеи, воспринятые и принятые его учениками, распространяются на ниве практической юридической деятельности.
Доктринальные наработки В.Т. Кабышева, его учеников и единомышленников востребованы практикой конституционного строительства. Проекты законов, подготовленные под руководством и при непосредственном участии профессора В.Т.Кабышева получили высокую оценку и заняли достойное место в сокровищнице российского конституционализма19.
На качественно новый уровень поднято преподавание конституционно-правовых дисциплин на кафедре конституционного и международного права. Откликаясь на запросы практики, сотрудники кафедры преподают не только классические курсы, но и в рамках специальных курсов обращаются к животрепещущим проблемам современности.
Творческая атмосфера позволяет ученым кафедры ставить и решать поистине грандиозные задачи в деле формирования фундаментальных научных знаний и их распространения среди профессиональных юристов и населения. Саратовская школа конституционного права стала своеобразным центром конституционного права, выполняющим высокую просветительскую миссию.
1 См.: Бондарь Н.С. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии. М., 2013. С. 9.
2 См. ст. 1 ч. 3 Уголовного кодекса РФ; ст. 1 ч. 1 Уголовно-процессуального кодекса РФ; ст. 3 ч. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ; ст. 1 ч. 1, ст. 8 Гражданского процессуального кодекса РФ; ст. 1.1 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях; ст. 2 ч. 1, ст. 5 ч. 1 Трудового кодекса РФ; ст. 3 ч. 1 Федерального закона «О счетной палате Российской Федерации»; ст. 3 ч. 1 Федерального закона «О полиции» и др.
3 См. ст. 40.4 ч. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 3 февраля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47, ст. 4472; Российская газета. 2014. 5 февр.
4 См. ст. 19 ч. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в ред. от 3 февраля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011, № 1, ст. 15; Российская газета. 2014. 5 февр.
5 См. ст. 2, ст. 4 ч. 1, ст. 1 ч. 1-3 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 25 декабря 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1, ст. 1; 2012. № 53, ст. 7572.
6 См.: Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Управления делами Президента РФ: утверждены Приказом Управления делами Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 299; Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Министерства финансов РФ: утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 25 июня 2012 г. № 88н; Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: утверждены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 августа 2012 г. № 813; Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы: утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 16 июля 2012 г. № ММВ-7-4/500; Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам: утверждены Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 мая
2012 г. № 12-31 пз-н; Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Министерства здравоохранения РФ: утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 2012 г. № 156 н и др.
^Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить её единообразное понимание, создаёт возможность злоупотребления исполнительной властью своими полномочиями, порождает противоречивую правоприменительную практику, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к произволу и, следовательно, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона; самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущее её произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции РФ» (Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания РФ и Постановления Правительства РФ от 17 июля 2001 г. № 538 «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов» в связи с жалобой международной общественной организации «Ассоциация морских лоцманов России» и автономной некоммерческой организации «Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга). URL: ksrf.ru (дата обращения: 09.09.2013).
8 См.: Должиков А.В. Принцип правовой определенности (охраны доверия) в практике Европейского суда по правам человека как условие преодоления коррупции и правового нигилизма // Правовой нигилизм, коррупция и легализация (отмывание) преступных доходов: грани соотношения, способы преодоления: материалы Международной научно-практического семинара /отв. ред. В.В. Невинский. Барнаул, 2009. С. 26-36; Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 г. СПб., 2004. С. 523-519; Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации: Избранные права. М., 2002. С. 86-101.
9 См.: Зорькин В.Д. Стенограмма лекции, посвящённой 20-летию Конституции РФ, истории российского конституционализма и государственного строительства «Конституция и общественное доверие». 22 апреля
2013 г. // Официальный сайт Государственной Думы.
10 См.: Радченко В.И. Публичная власть и обеспечение государственной целостности Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы). Саратов, 2003. С. 42-44.
11 См.: Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма: очерк-эссе. М., 1996. С. 4.
12 См.: Кабышев В.Т. Российский конституционализм на рубеже тысячелетий // Правоведение. 2001. № 4. С. 63-64; Он же. Российский конституционализм в условиях глобализации//Вестник Саратовской государственной академии права. 2004. № 1. С. 26.
13 См. ч. 2 ст. 36 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 13, ст. 1447; 2012. № 53, ч. 1, ст. 7572.
14 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2012 г. № 25-П по делу о проверке конституционности положения части 1 статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в связи с жалобой открытого акционерного общества «Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт"» // Российская газета. 2012. 28 нояб.
15 См.: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / отв. ред. Б.С. Эбзеев: в 2 т. Т. 1: Государственная власть. Местное самоуправление. М., 2000; Т. 2: Защита прав и свобод граждан. М., 2000; Библиография по конституционному правосудию / авт.-сост. М.А. Митюков; вступ. ст. О.Г. Румянцева, Б.А.Страшуна; Фонд конституционных реформ. М., 2008; Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России. М., 2005.
16 См.: Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 246.
17 См.: Фарбер И.Е. Конституционные основы модели юриста // Проблемы конституционного права: межвузовский научный сборник. Вып. 3. Саратов, 1979. С. 8.
18 См.: Джинджер Энн Ф. Верховный суд и права человека в США / пер. с англ. М., 1981. С. 163-164.
19 См.: Проект Конституции РФ; проекты законов «О Конституционном Суде РСФСР», «О политических партиях в РСФСР», «О всенародных обсуждениях в Российской Федерации», «О Парламентском Уполномоченном в Российской Федерации».
Д.С. Велиева
НАРОД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Статья посвящена проблеме участия народа как субъекта конституционно-правовых отношений на выборах и референдуме в современных условиях.
Ключевые слова: конституционная правосубъектность народа, народовластие, институты прямой демократии, выборы, референдум.
D.S. Veliyeva
THE PEOPLE OF THE RUSSIAN FEDERATION AS THE SUBJECT OF THE CONSTITUTIONAL-LEGAL RELATIONS IN THE SPHERE OF STATE MANAGEMENT: MYTH OR REALITY?
The article is devoted to the problem of participation of the people as a subject of constitutional-legal relations on elections and referendum in modern conditions.
Keywords: constitutional legal personality of the people, democracy, the institutions of direct democracy, elections, referendum.
«Демократический идеал включает свободу, ибо демократия — ничто без изначального внутреннего побуждения, без внутреннего выбора идеала и без свободного внутреннего следования ему».
Дж. Дьюи
В науке конституционного права положение о правосубъектности народа следует признать вполне устоявшимся и традиционным. Большинство исследователей склонны положительно решать вопрос о конституционной правосубъектности народа, выделяя его как особый субъект права1.
© Велиева Джамиля Сейфаддиновна, 2014
Доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой конституционного и международного права (Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина); e-mail: [email protected]