Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балашов Олег Владимирович

Исследование посвящено анализу проблемы правового воспитания в современных условиях реализации образовательного процесса. Процессы цифровизации оказывают воздействие на все сферы взаимодействия общества, в том числе и на образовательный процесс. Сегодня невозможно представить процесс обучения без медиатехники и интерактивного сопровождения занятий. Изменения в общественном взаимодействии определяют и новые формы и методы правового воспитания населения. Исследование направлено на обоснование роли правового воспитания как неотъемлемой части образовательного процесса. Использование формально-логического метода позволило рассмотреть в единстве процесс обучения и процесс правового воспитания, метод материалистической диалектики позволил обосновать выводы исследования. Проанализированы деструктивные причины процесса правового воспитания, в частности, низкий уровень правовой грамотности и правовой культуры. Изучены аналитические, научные и нормативные правовые материалы, связанные с процессом воспитания в Российской Федерации. Обосновано воздействие цифровой среды на формирование и функционирование правосознания современного человека. Сделан вывод о необходимости дальнейшего исследования факторов, влияющих на процесс правового воспитания. Сформулирован ряд предложений по совершенствованию национального законодательства в части правового воспитания населения, направленных на повышение общего уровня правовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The study is devoted to the analysis of the problem of legal education in the modern conditions of the implementation of the educational process. Digitalization processes affect all spheres of interaction between society, including the educational process. Today it is impossible to imagine the learning process without media technology and interactive support for classes. Changes in social interaction also determine new forms and methods of legal education of the population. The study is aimed at substantiating the role of legal education as an integral part of the educational process. The use of the formal-logical method made it possible to consider the learning process and the process of legal education in unity, the method of materialistic dialectics made it possible to substantiate the conclusions of the study. The destructive causes of the process of legal education, in particular, the low level of legal literacy and legal culture, are analyzed. Analytical, scientific and normative legal materials related to the process of education in the Russian Federation have been studied. We substantiate the impact of the digital environment on the formation and functioning of the legal consciousness of a modern person. The conclusion is made about the need for further research of the factors influencing the process of legal education. A number of proposals have been formulated to improve the national legislation in terms of the legal education of the population, aimed at raising the general level of legal culture.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2022. Т. 6. № 3 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law/

AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2022, vol. 6, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng/ ISSN 2587-9340 (Print) ISSN 2782-3334 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, CrossRef, EBSCO, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 340.1

DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-269-277 Шифр научной специальности 5.1.1.

Правовое воспитание в контексте современного образовательного процесса

© БАЛАШОВ Олег Владимирович,

аспирант, кафедра теории права, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Российская Федерация, 410012 г. Саратов, ул. Московская, 164, в/г № 2, ORCID: 0000-0002-0804-0176, oleg-balashov0019995@mail.ru

Аннотация

Исследование посвящено анализу проблемы правового воспитания в современных условиях реализации образовательного процесса. Процессы цифровизации оказывают воздействие на все сферы взаимодействия общества, в том числе и на образовательный процесс. Сегодня невозможно представить процесс обучения без медиатехники и интерактивного сопровождения занятий. Изменения в общественном взаимодействии определяют и новые формы и методы правового воспитания населения. Исследование направлено на обоснование роли правового воспитания как неотъемлемой части образовательного процесса. Использование формально-логического метода позволило рассмотреть в единстве процесс обучения и процесс правового воспитания, метод материалистической диалектики позволил обосновать выводы исследования. Проанализированы деструктивные причины процесса правового воспитания, в частности, низкий уровень правовой грамотности и правовой культуры. Изучены аналитические, научные и нормативные правовые материалы, связанные с процессом воспитания в Российской Федерации. Обосновано воздействие цифровой среды на формирование и функционирование правосознания современного человека. Сделан вывод о необходимости дальнейшего исследования факторов, влияющих на процесс правового воспитания. Сформулирован ряд предложений по совершенствованию национального законодательства в части правового воспитания населения, направленных на повышение общего уровня правовой культуры.

Ключевые слова

воспитание, правовое воспитание, правовая культура, правовая грамотность, нравственность

Для цитирования

Балашов О.В. Правовое воспитание в контексте современного образовательного процесса II Актуальные проблемы государства и права. 2022. Т. 6. № 3. С. 269-277. DOI 10.20310/2587-9340-2022-63-269-277

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-269-277

Legal education in the context of the modern educational process

© Oleg V. BALASHOV,

Post-Graduate Student, Theory of Law Department, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, military town no. 2, 164 Moskovskaya St., Saratov 410012, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-0804-0176, oleg-balashov0019995@mail.ru

Abstract

The study is devoted to the analysis of the problem of legal education in the modern conditions of the implementation of the educational process. Digitalization processes affect all spheres of interaction between society, including the educational process. Today it is impossible to imagine the learning process without media technology and interactive support for classes. Changes in social interaction also determine new forms and methods of legal education of the population. The study is aimed at substantiating the role of legal education as an integral part of the educational process. The use of the formal-logical method made it possible to consider the learning process and the process of legal education in unity, the method of materialistic dialectics made it possible to substantiate the conclusions of the study. The destructive causes of the process of legal education, in particular, the low level of legal literacy and legal culture, are analyzed. Analytical, scientific and normative legal materials related to the process of education in the Russian Federation have been studied. We substantiate the impact of the digital environment on the formation and functioning of the legal consciousness of a modern person. The conclusion is made about the need for further research of the factors influencing the process of legal education. A number of proposals have been formulated to improve the national legislation in terms of the legal education of the population, aimed at raising the general level of legal culture.

Keywords

education, legal education, legal culture, legal literacy, morality

For citation

Balashov O.V. Pravovoe vospitanie v kontekste sovremennogo obrazovatel'nogo processa [Legal education in the context of the modern educational process]. Aktual'nye problemy gosudarstva iprava - Current Issues of the State and Law, 2022, vol. 6, no. 3, pp. 269-277. DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-269-277 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Введение

В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - правовое государство. Данная характеристика подразумевает действие принципа верховенства права, наиболее полной реализации прав и свобод, правовой связанности с государственной властью, верховенства закона и др. В статье 2 Конституции Российской Федерации отмечается, что права и свободы граждан являются высшей ценностью1. Их соблюдение вменяется в ка-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской

честве обязанности государства. Однако для защиты своих прав и свобод гражданину необходимо уметь ориентироваться во всем многообразии нормативно-правовых актов на различных уровнях законодательства. Из полного перечня нормативно-правовых актов ему необходимо найти те, которые регламентируют интересующие его правоотношения. Тем не менее, к овладению только лишь правовыми знаниями необходим навык применения их на практике. Решение данного вопроса возможно через привлечение к правовым отношениям квалифицированного юриста, но его услуги требуют определенных материальных затрат. Усвоение элементарных правовых знаний необходимо

Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

270

каждому гражданину правового государства не только для того, чтобы отстаивать свои права и свободы, но и не нарушать права и свободы других граждан, только при данном условии возможно поддержание правопорядка и главенства права в государстве.

Сегодня проблема правового воспитания стоит, быть может, острее, чем когда бы то ни было. Если в советское время правовое воспитание имело твердую, практически «нерушимую» базу - соответствующую идеологию, то сейчас провозглашено идеологическое многообразие. В условиях которого сложно, но необходимо выявить национальные интересы и ценности, которые бы легли в основу государственно-правовой идеологии.

Образовательный процесс необходимо рассматривать как одно из приоритетных направлений современной государственной политики Российской Федерации. Процесс воспитания неоднозначен, разнообразен, постоянно подвержен воздействию большого количества внешних факторов, тем не менее данному процессу необходимо уделять особое внимание. Система образования подготавливает молодых граждан к особенностям функционирования жизнедеятельности государства, интегрирует их в общество и сложившуюся систему права. Представление о системе права закладывается в процессе социального взаимодействия не только дома, но и посредством общественных институтов. Постепенно по мере взросления все более отчетливо в данных процессах взаимодействия важную роль приобретает правовое воспитание.

Методы исследования

Исследование процесса правового воспитания и его деструктивных причин в рамках образовательного процесса предполагает использование метода материалистической диалектики, который позволяет рассматривать в единстве процесс обучения и процесс правового воспитания отдельных индивидов в рамках всего процесса воспитания. Формально-логический метод позволяет сформулировать идею о том, что деструктивные факторы, влияющие на правовое воспитание, в рамках процесса правового обучения основаны на важной особенности рассмотрения деструктивных причин правового

воспитания. Необходимо применение междисциплинарного подхода, который позволяет изучить особенности существования данных причин через призму различных дисциплин.

Результаты исследования

Современное законодательство, в частности Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации» трактует воспитание широко как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, воспитание у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и достижениям Героев Отечества, закону и правопорядку, трудящимся и старшему поколению, взаимоуважения и бережного отношения к культурному наследию и традициям многонациональных народов Российской Федерации, природе и окружающей среде2.

В развитие законодательных норм, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р был утвержден План мероприятий по реализации в 2021-2025 гг. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.)3. В этом документе отмечается, что «развитие механизмов межведомственного взаимодействия для реализации ориентиров системы образования включает осуществление мероприятий, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, духовное, физическое, трудовое, экологическое, семейное и социальное воспитание, развитие творческих способностей детей и молодежи». Это комплексная система, сочетающая

2 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ (ред. от 02.07.2021) II Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598.

3 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р по утверждению Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 гг. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года II Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 46. Ст. 7375.

в себе различные виды и аспекты образования, что представляется целесообразным и компетентным подходом к процессу формирования целостной личности. Программа также включает анализ моделей воспитательной работы, выявление лучших практик воспитательной работы и профилактическую работу, направленную на предупреждение различных форм социально опасного поведения подростков и молодежи.

Однако законодатель не называет правовое воспитание наряду с иными его видами. Думается, что такое упущение должно быть устранено, поскольку правовое воспитание - важнейший аспект воспитания личности в правовом государстве, неотъемлемая качественная характеристика современного человека, специалиста любой сферы современной экономики.

В науке правовому воспитанию уделяется пристальное внимание. В.Н. Павлов в своей диссертационной работе рассмотрел соотношение понятий правового воспитания и толерантности в современных условиях российского общества [1].

М.Г. Лаварсланова рассматривала правовое воспитание как основу формирования нормативного поведения учащихся в социуме [2].

И.А. Крыгина диссертационное исследование посвятила комплексному изучению процесса управления формированием правовой культуры и правового воспитания в российском обществе [3].

Е.К. Матевосова изучала процесс правового воспитания как средство борьбы с правовым нигилизмом [4].

Так, по мнению A.B. Малько, правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры [5, с. 340].

Н.И. Матузов в соавторстве с A.B. Малько считали, что правовое воспитание - это деятельность государства, общественных институтов, средств массовой информации и трудовых коллективов, направленная на формирование правового сознания и культуры граждан [6, с.438].

Правовое воспитание определяется как процесс согласованного взаимодействия

между преподавателями, студентами и учащимися. Этот процесс направлен на развитие правовой культуры студентов, основанной на усвоении специально отобранных юридических фактов и явлений через тип и способ предлагаемых, организуемых и распространяемых мероприятий [7, с. 102].

И.А. Иванников считает, что правовое воспитание - это целенаправленный процесс передачи правового опыта от одного поколения другому, способствующий формированию правовых ценностей и правосознания личности, позитивного отношения к законам, превращению личностных убеждений граждан в правила повседневного поведения [8, с. 7].

Изучив точки зрения различных авторов, можно определить правовое воспитание как целенаправленный процесс воздействия органов государственной власти, общественных организаций, направленный на формирование позитивного правосознания посредством передачи правового опыта и на основе усвоения должным образом подобранных правовых явлений и фактов, благоприятствующих трансформации личностных убеждений и установок в правила повседневного поведения. Процесс правового воспитания наиболее эффективен в период взросления, когда человек более восприимчив к усвоению новых знаний, понятий и категорий. Именно поэтому в Российской Федерации право-воспитательные функции возложены на ведомства и министерства, напрямую взаимодействующие с молодежью.

Сущность правового воспитания вбирает в себя многочисленные процессы и нововведения, зарождающиеся и происходящие в обществе. Всеобъемлющая цифровизация общества имеет огромное воздействие и оказывает влияние посредством медиаре-сурсов и социальных сетей на основной объект правового воспитания - молодежь.

Влияние цифровой среды оказывает неоднородное по качеству воздействие на правосознание человека, оно может быть как правовым, так и антиправовым. Данный процесс характеризуется внедрением или подменой определенных понятий, направляющих правосознание в необходимое направление. Правовое воспитание служит антиподом такому влиянию, удерживающим

272

необходимый вектор развития правосознания человека в рамках государственной системы права. Это означает, что люди вырабатывают определенную систему правовых ценностей, которая, с одной стороны, связана с общими ценностями общества, а с другой -обусловлена природой и назначением права и содержанием его основных принципов.

Необходимо исследование и освоение медийного потенциала социальных сетей, которое возможно использовать во благо процесса правового воспитания населения. Необходимо разработать предложения и законодательные инициативы по реализации программы правового воспитания в веб-пространстве, которое бы опиралось на сетевые формы общения и взаимодействия среди пользователей. Сегодня виртуальная среда формирует у населения особый тип мышления - клиповый. Отличительной чертой данного типа мышления становится восприятие информации посредством теле- и аудиотрансляций. Данный процесс уяснения не позволяет анализировать и критически относиться к воспринимаемой информации, в данном случае происходит иррациональное принятие.

Ориентируясь на молодое поколение и преобладающее среди него клиповое мышление, необходимо реализовывать процесс правового воспитания путем воздействия через аккаунты в социальных сетях. Процесс изложения материалов правового характера должен быть дозирован, сопровождаем наглядными видеорядами, постепенно объясняющим базовые основы права и в дальнейшем подхватывая и развивая наиболее острые проблемы общества, подсказывая правовые пути их решения.

В современных реалиях правовое воспитание становится стержнем правовой грамотности. Правовое воспитание формирует сознательное восприятие правовых норм, ценностей, общественно значимых идей, основных постулатов построения правового общества. Сегодня основной задачей правового воспитания является формирование добросовестного психологического отношения к правовым знаниям со стороны личности. Формирование позитивного правосознания среди молодежи является приоритетным направлением деятельности государст-

ва, что становится чрезвычайно важным ввиду негативного информационного воздействия.

Целью правового воспитания является предотвращение и борьба с преступностью путем повышения правовой осведомленности людей. За шесть месяцев 2020 г. количество преступлений, связанных с мошенничеством во время пандемии СОУГО-19, увеличилось на 76 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Эти цифры свидетельствуют не только о недостатках правовой системы, но и об отсутствии элементарных правовых знаний, что приводит к росту преступности, насилия и агрессивных личностей [9, с. 153].

В процессе реализации основных форм правового воспитания предусматривается систематическое получение знаний об основных законах, функционирующих в государстве, правах и обязанностях человека и гражданина на территории Российской Федерации в различных жизненных ситуациях. Формированию правовой культуры будет способствовать освоение элементарных правовых знаний и их практическая реализация в пространстве правовой действительности [10, с. 17].

Выработка у обучаемых умения оценивать свои поступки с точки зрения правовых норм будет развивать их критическое и аналитическое мышление, что позволит должным образом сформировать позитивное правосознание. Знание и правильное применение на практике действующего законодательства Российской Федерации является гарантией формирования правовой личности и становления гражданина как сознательного участника общественных отношений.

Современное функционирование общества определяют различные условия, включающие такие факторы, как государственная политика, уровень и векторы развития образования, состоятельность членов общества воспринимать и реализовывать на практике правовые нормы и ценности. Данные критерии определяют направление развития правового воспитания в Российской Федерации.

Правовое воспитание становится средством привития населению основ правовой грамотности [11, с. 43]. Рост уровня правовой грамотности формирует определенную

систему правовых ценностей и установок поведения гражданина, способствует приобретению правовых знаний и практических навыков, посредством реализации которых происходит социализация гражданина, воспитывается понимание человеческого достоинства, толерантность, уважение к другим людям, чувство солидарности. Развитие правовой грамотности - длительный, постепенный процесс, который требует последовательного и комплексного подхода нескольких дисциплин: психологии, педагогики, социологии, философии и права.

Неслучайно государство уделяет этому особое внимание в «Основах госполитики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», где определены цели, принципы и основные направления и содержание государственной политики в Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан4. Одной из важнейших задач государства в этой сфере является правовая пропаганда и разъяснение обязанностей граждан по выполнению своих обязательств и уважению интересов и законных прав других лиц. Государство обязано создавать условия, обеспечивающие развитие правовых знаний и осведомленности граждан. В первую очередь необходимо разъяснить населению их права и свободы, пределы и способы осуществления защиты в административном и судебном порядке, порядок получения квалифицированной юридической помощи.

В последние годы Всероссийский летний форум молодежного образования «Территория смыслов» (организуемый ежегодно с 2015 г. по инициативе Федерального агентства по делам молодежи «Росмоло-дежь» для молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет) играет важную роль в развитии правовой и политической культуры. Встречи активной молодежи, «Диалоги на равных» с известными политиками, деятелями культуры, должностными лицами различных государственных ведомств и силовых структур,

4 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утверждены Президентом Российской Федерации 28.04.2011 № Пр-1168. URL: http://news.kremlin.ru/news/11139 (дата обращения: 12.02.2022).

где они в рамках встречи могут задать актуальные и интересующие их вопросы. Целью проведения данного мероприятия является выявление и активизация лидерских способностей и творческих качеств молодежи.

Наличие у гражданина определенного уровня правовой грамотности является начальным этапом получения им высокого уровня правовых знаний. Отсутствие надлежащего уровня правовой грамотности однозначно приводит к затруднению становления правового государства, гражданин, не понимающий и не соблюдающий законов своего государства, выбивается из скоростного ритма правовой жизни, что не позволяет ему в полном объеме реализовывать на практике свои политические, социальные и экономические права [12, с. 178]. Отстраненность от данных процессов может привести к про-грессированию внутри общества девиантно-го поведения как личности, так и группы в целом. Взаимоотношения, выстраиваемые как между гражданами, так и с социальными группами и различными общественными организациями, способны трансформировать отношение данных субъектов к государству. Пошаговое внедрение и развитие правовой грамотности населения должно происходить с юного возраста, когда человек наиболее восприимчив к получению информации, именно на данном этапе развития необходимо решить ряд задач, таких как:

- создание необходимой системы условий для качественного усвоения обучаемыми материала по правовым дисциплинам;

- воспитание молодого поколения в духе уважительного отношения к законам Российской Федерации;

- формирование основ правовой культуры и правовой грамотности учащихся;

- продвижение среди молодого поколения обязательности и необходимости соблюдения законов Российской Федерации, неотвратимости наказания за их нарушение;

- формирование первоначальных навыков правомерного поведения и практика в защите установленным порядком своих личных прав и интересов;

- формирование законопослушного правосознания с моделью нетерпимости к нарушению законов Российской Федерации.

274

Нравственный аспект личности находится в тесной взаимосвязи с правовым воспитанием индивида. Будущему члену общества необходимы представления о добре и зле, долге и ответственности перед государством, справедливости и несправедливости в рамках общественных взаимоотношений. Данные понятия становятся первоосновой дальнейшего морально-этического и правового воспитания, которые должны гармоничным образом сочетаться в рамках их реализации. Усвоение основ сосуществования в обществе позволяет двигаться и развиваться в соответствии с общественными интересами, правовыми и этическими нормами.

Правовое воспитание в Российской Федерации невозможно без целостного охвата населения, в данной области государство реализует ряд программ. К примеру, государственная программа «Юстиция» направлена на создание единого государственного информационного ресурса, включающего в себя все нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней законодательства. Данные документы обязательны к размещению в актуальном, структурированном и взаимосвязанном виде. Основной целью является обеспечение доступа населения к достоверной и актуальной правовой информации.

Процесс цифровизации государства не стоит на месте, на сегодняшний момент происходит тестирование информационной системы «Правовая помощь», позволяющей гражданам, имеющим право на бесплатную юридическую помощь, связаться с адвокатом, работающим по соответствующим государственным программам. В дальнейшем планируется, что информационная «Правовая помощь» станет единым порталом правового просвещения населения и бесплатной юридической помощи.

Одним из важнейших требований к правовому воспитанию является своевременность. Базовые знания о праве, государстве и обществе, конечно, должны быть получены в школе, их содержание и форма этих знаний должны варьироваться в зависимости от возраста учеников. В детстве в сознании и душе ребенка зарождаются и развиваются черты характера, воля и амбиции, симпатии и антипатии. Данную задачу в государстве

возможно решить путем реализации долгосрочной стратегии правового воспитания населения. Уникальность и неповторимость каждой личности необходимо учитывать в процессе правового воспитания и образования. Главной задачей процесса воспитания можно считать раскрытие индивидуального и творческого потенциала обучаемых независимо от возрастного ценза. При этом квалификация и авторитет педагога играет первостепенную роль [13, с. 54]. Своим поведением, харизмой, опытом и образом жизни педагог на личном примере воспитывает учеников. Осознанно или неосознанно обучаемые перенимают личностные качества, стиль поведения, манеры общения преподавателя и, в дальнейшем основываясь на этом, строят свою модель поведения.

Рекомендуется разработать и принять комплексную стратегию развития юридического образования в Российской Федерации на федеральном уровне сроком на пять лет. Содержание такой стратегии, которая должна носить планово-перспективный характер, должно законодательно закрепить концепцию правового воспитания, отразить его цели и принципы, аксиоматическое содержание, формы и методы. В этом случае можно надеяться на успех соответствующих мероприятий, конечным результатом которых станет развитие высокого уровня правосознания граждан, что является основой для хорошего правового поведения в обществе.

Заключение

Подводя итог, отметим, что важнейшую роль в этом процессе формирования правовой культуры населения призвано сыграть государство и гражданское общество посредством организации и создания полноценной системы объективного и качественного правового воспитания. Формирование и поддержание высокого уровня правовой культуры невозможно без системно выстроенного процесса правового воспитания, охватывающего изучение основ права и действующего законодательства, механизмов действия права, в частности защиты прав и свобод человека.

Помимо приобретения системы теоретических знаний и практических навыков, влияющих на общекультурный уровень, правовое образование и воспитание является

его составной частью и способствует выработке устойчивого, лояльного и психологически благоприятного отношения личности

к этим знаниям и становится защитным инструментом безопасности отдельных людей в частности и страны в целом.

Список источников

1. Павлов В.Н. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2005. 21 с.

2. Лаварсланова М.Г. Правовое воспитание как основа формирования нормативного поведения учащихся в социуме: дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2010. 172 с.

3. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 1999. 189 с.

4. Матевосова Е.К. Правовое воспитание как средство борьбы с правовым нигилизмом: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 185 с.

5. Малъко A.B. Теория государства и права в вопросах и ответах. 5-е изд., испр. и доп. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 352 с.

6. Матузов Н.И., Малъко A.B. Теория государства и права. 5-е изд. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2017. 528 с.

7. Макаренко A.C. Педагогическая поэма: полная версия: к 130-летию со дня рождения Антона Семеновича Макаренко (1888-1939) / вступ. ст., примеч., коммент. С.С. Невской. М.: ACT, 2018. 638 с.

8. Иванников И.А. Концепция правовой культуры: теоретические новеллы II Правовая культура. 2021. № 4 (47). С. 5-10.

9. Дзюба К.А. Влияние пандемии COVID-19 на преступность II Моя профессиональная карьера. 2020. Т.2.№ 18. С. 152-157.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Павленко Е.М. Влияние деформаций правового сознания на формирование правовой культуры и культуры прав человека II Российское государствоведение. 2016. № 2. С. 15-27.

11. Герцог Т.Ю. Правовое воспитание как основа правовой функциональной грамотности II Российский правовой журнал. 2021. № 2 (7). С. 42-46.

12. Гаврилова Ю.В., Куракина Ю.В., Маслова H.H. и др. Формирование правовой грамотности и правовой коммуникации: теория и практика М.: ООО «Книгодел», 2022. 216 с.

13. Яковлева-Чернышева А.Ю. Комплексный подход к повышению уровня правовой и финансовой грамотности населения как фактор развития правовой культуры II Правовая культура. 2022. № 1 (48). С. 51-57.

References

1. Pavlov V.N. Pravovoye vospitaniye i tolerantnost' v usloviyakh sovremennogo rossiyskogo obshchestva: av-toref. dis. ... hand, yurid. nauk [Legal Education and Tolerance in Contemporary Russian Society. Cand. jurid. sci. diss, abstr.]. Vladimir, 2005, 21 p. (In Russian).

2. Lavarslanova M.G. Pravovoye vospitaniye kak osnova formirovaniya nor-mativnogo povedeniya uchash-chikhsya v sotsiume: dis. ... kand. ped. nauk. [Legal Education as a Basis for the Formation of Normative Behavior of Students in the Society. Cand. ped. sci. diss.]. Makhachkala, 2010, 172 p. (In Russian).

3. Krygina I.A. Pravovaya kul'tura, pravovoye vospitaniye i upravleniye pravovospitatel'nym protsessom v so-vremennom rossiyskom obshchestve: dis. ... kand. yurid. nauk. [Legal Culture, Legal Education and Management of Legal Education Process in Modern Russian Society. Cand. jurid. sci. diss.]. Rostov-on-Don, 1999, 189 p. (In Russian).

4. Matevosova E.K. Pravovoye vospitaniye kak sredstvo bor'by s pravovym nigilizmom: dis. ... kand. yurid. nauk. [Legal Education as a Means of Combating Legal Nihilism. Cand. jurid. sci. diss.]. Moscow, 2012, 185p. (In Russian).

5. Malko A.V. Teoriya gosudarstva i prava v voprosah i otvetah: uchebno-metodicheskoe posobie [Theory of State and Law in Questions and Answers: Training Manual]. Moscow, Publishing House "Delo" of the Russian Presidential Academy ofNational Economy and Public Administration, 2019, 352 p. (In Russian).

6. Matuzov N.I., Malko A.V. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Publishing House "Delo" of the Russian Presidential Academy ofNational Economy and Public Administration, 2017, 528 p. (In Russian).

276

7. Makarenko A.S. Pedagogicheskaya poehma: polnaya versiya: k 130-letiyu so dnya rozhdeniya Antona Se-menovicha Makarenko (1888-1939) [Pedagogical Poem: Full Version: to the 130th Anniversary of Anton Semenovich Makarenko (1888-1939)]. Moscow, AST Publ., 2017, 638 p. (In Russian).

8. Ivannikov I.A. Kontseptsiya pravovoy kul'tury: teoreticheskiye novelly [Concept of Legal culture: theoretical novels]. Pravovaya kul'tura - The Legal Culture, 2021, no. 4 (47), pp. 5-10. (In Russian).

9. Dzyuba K.A. Vliyaniye pandemii COVID-19 na prestupnost' [Effect of pandemic COVID-19 on criminality]. Moya professional'naya kar'era - My Professional Career, 2020, vol. 2, no. 18, pp. 152-157. (In Russian).

10. Pavlenko E.M. Vliyaniye deformatsiy pravovogo soznaniya na formirovaniye pravovoy kul'tury i kul'tury prav cheloveka [Effect of deformations of legal consciousness on formation of Legal culture and human rights culture]. Rossijskoe gosudarstvovedenie - Russian State Studies, 2016, no. 2, pp. 15-27. (In Russian).

11. Herzog T.Y. Pravovoye vospitaniye kak osnova pravovoy funktsional'noy gramotnosti [Legal education as the basis of legal functional literacy]. Rossijskijpravovoj zhurnal - Russian Legal Journal, 2021, no. 2 (7), pp. 42-46. (In Russian).

12. Gavrilova Y.V., Kurakina Y.V., Maslova N.N. et al. Formirovaniye pravovoy gramotnosti i pravovoy kom-munikatsii: teoriya i praktika [Formation of Legal Literacy and Legal Communication: Theory and Practice]. Moscow, LLC "Knigodel", 2022, 216 p. (In Russian).

13. Yakovleva-Chernysheva A.Y. Kompleksnyy podkhod k povysheniyu urovnya pravovoy i finansovoy gramotnosti naseleniya kak faktor razvitiya pravovoy kul'tury [An integrated approach to improving the level of legal and financial literacy among population as the important factor in the legal culture development]. Pravovayakul'tura - TheLegal Culture, 2022, no. 1 (48), pp. 51-57. (In Russian).

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.07.2022 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.09.2022 Принята к публикации / Accepted for publication 23.09.2022

Работа доступна по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.