УДК 340.114.5
Законодательное и индивидуальное регулирование процесса правового воспитания молодежи в современных условиях
Рязанова М.Н.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Казанского филиала Российского государственного университета правосудия
В статье исследованы механизмы правового регулирования процесса воспитания молодежи на примере российского законодательства. Автор акцентировала внимание на доминирующее в современной науке представление об образовательном уклоне правового воспитания, что автоматически подчиняет участников данных отношений соответствующим положениям образовательного законодательства. Вместе с тем в статье сделан вывод о фрагментарном регулировании этих аспектов относительно молодых людей, не задействованных в образовательном процессе, но контактирующих с другими социальными и государственными институтами. Основными инструментами исследования в данной работе стал комплекс общенаучных методов, а также некоторые частнонаучные методы, включая педагогико-правовые и формально-юридические методологические подходы, необходимые для анализа действующих правовых норм. Автор полагает в качестве основного вывода, что фрагментарность подзаконного нормотворчества в сфере правового воспитания молодёжи представляет значительный пробел в российском праве, который восполняется в разнонаправленном ключе непосредственными участниками правоотношений.
Ключевые слова: правовое воспитание, правосознание, правовая культура, правовые ценности, правовая социализация, молодежная политика, правовая политика
Воспитательный процесс, как совокупность общественных отношений, связанных с формированием правосознания [1, с. 12; 2, с. 63], является неотъемлемым элементом правовой социализации личности [3, с. 44; 4, с. 170]. Прямой государственный интерес в целенаправленном развитии таких отношений выражается в приобщении граждан к сознательному соблюдению основных правовых норм, опосредующих юридически значимое поведение. Вместе с тем реализация данной задачи в современных условиях, как правило, происходит в разнонаправленном ключе в силу широкого усмотрения, сложившегося у субъектов этого процесса.
Молодёжь в плоскости правового воспитания представляет наиболее сложную часть социума в силу целого комплекса причин. Основы правосознания молодых людей уже заложены к моменту окончания общеобразовательных учреждений,
но под влиянием различных педагогических практик, а также в силу различий в социальном статусе, в уровне правовой культуры, в круге общения, в когнитивных способностях и во многих других обстоятельствах. Поэтому в литературе подчёркивается, что невозможно унифицировать процесс их правового воспитания на государственном уровне, в отличие от аналогичных задач в отношении лиц школьного возраста [5]. Не случайно в поправках к Конституции Российской Федерации 2020 г. обозначен приоритет воспитания патриотизма у детей (ч. 4 ст. 67.1), а не у молодёжи, на что обращали внимание специалисты по молодёжной политике [6, с. 15]. При этом термин «дети» на государственном уровне можно трактовать в широком смысле, в том числе в отношении лиц молодёжного возраста.
Центральная функция в развитии правового воспитания молодёжи принадлежит образовательным
организациям. В Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7] в 2020 г. была введена специальная ст. 12.1, посвящённая воспитанию обучающихся, которая зафиксировала самостоятельность в решении данных аспектов со стороны участников образовательных правоотношений. При этом они должны учитывать примерные образовательные программы и рабочие программы воспитания, а образовательные организации также должны предоставлять возможность участия в разработке собственных программ и календарных планов советам родителей, самим обучающимся и иным представительным органам обучающихся (п. 3 ст. 12.1).
Отчасти решение проблемы правового воспитания молодёжи на государственном уровне выразилось во включении в учебные планы высшего и среднего профессионального образования некоторых правовых дисциплин. Однако специалисты отмечают, что указанный процесс не сводится лишь к изучению отдельных юридических аспектов, поскольку носит комплексный характер [8, с. 71]. Кроме того, далеко не все молодые люди стремятся или имеют возможность продолжить обучение после окончания школы. Это позволяет констатировать проблему их фактического исключения из образовательного направления в рамках государственного регулирования воспитательного процесса.
Ряд учёных полагают, что функцию правового воспитания призваны выполнять другие социальные институты, с которыми контактируют молодые люди [9, с. 50], что отразилось на фрагментарном регулировании этих вопросов в российском законодательстве. Например, в отношении правового воспитания военнослужащих, среди которых выделяется значительная доля лиц молодёжного возраста, действуют отдельные подзаконные акты, принятые соответствующими органами исполнительной власти [10]. Аналогичным образом затрагиваются некоторые элементы правового воспитания в отношении государственных служащих и сотрудников специализированных ведомств [11]. Схожий механизм присутствует в воспитательном процессе в отношении осуждённых молодых лиц [12].
Общим знаменателем приведённых примеров из подзаконного регулирования отношений, опосредующих правовое воспитание, выступает направленность данного процесса на формирование у граждан соответствующих представлений о содержательной характеристике их взаимоотношений с государством и о необходимости соблюдения ими правовых предписаний. Вместе с тем в указанных нормативно-правовых актах не раскрываются сами воспитательные меры, что подтверждает тезис, обозначенный в начале данной статьи, о разнонаправленном развитии этих вопросов в каждом конкретном учреждении. 62
Другим направлением в государственном регулировании отношений, опосредующих правовое воспитание молодёжи, является просветительская деятельность, ориентированная на предметные особенности: антикоррупционное просвещение, этические стандарты в различных профессиях, предупреждение преступности и т.д. (например: [13]). Анализ подзаконных актов из выделенной группы позволяет обозначить наличие двух норм, призванных упорядочить воспитательный процесс в отношении молодёжи, не участвующей в образовательных правоотношениях:
1) декларативные нормы о значимости и обязательности такого правового воспитания;
2) управомочивающие нормы, закрепляющие отдельные функции по реализации данной задачи за определёнными организациями или должностными лицами.
Отсюда следует констатировать, что основная регламентирующая деятельность, конкретизирующая процесс правового воспитания молодёжи в отношении отдельной сферы или категории молодых лиц, выступает обязанностью организаций, которые непосредственно занимаются воплощением названных задач. Если в образовательных правоотношениях нормативно закреплено существование примерных программ воспитания, то в других направлениях такой механизм правового регулирования не сложился.
В теории права локально-корпоративное нормотворчество значительно отличается от подзаконного [14]. В частности, оно не имеет общеобязательного характера, не действует автоматически с момента опубликования нормативного акта по кругу лиц (либо не публикуется официально) и имеет ограниченный территориальный охват. В силу этого исследователи полагают, что инструменты локального регулирования процесса правового воспитания молодёжи зависят от фактических возможностей и ресурсной базы самих организаций, а также от заинтересованности непосредственных исполнителей в достижении поставленных задач [15].
В этом ключе необходимо отметить, что существование обозначенного пробела в российском праве вовсе не означает признания соответствующего дефекта в правовом регулировании. С одной стороны, невозможно юридическими средствами определить весь порядок правового воспитания с учётом того обстоятельства, что ряд молодых людей не подвержены их влиянию. С другой стороны, индивидуальное регулирование является современным трендом в развитии воспитательных отношений, что сказывается на формировании регламентирующих инструментов в плоскости правового воспитания.
Между тем в научной литературе, посвящённой вопросам правового воспитания, уделено недостаточно внимания индивидуально-правовым сред-
ствам регулирования рассматриваемых отношений. В качестве единственного инструмента предлагаются различные договорные конструкции, построенные на коммерческой основе [16]. Однако в достижении задачи по правовому воспитанию молодёжи в масштабе социальных институтов данный инструмент нельзя признать всеобъемлющим.
Индивидуальное регулирование заключается не только в согласовании правил между двумя участниками отношений, опосредующих правовое воспитание. Во многом указанный тип регулирования свойственен правоприменительным отношениям, когда уполномоченное лицо может трактовать соответствующую норму (в том числе декларативную) с учётом фактических обстоятельств (индивидуальных особенностей молодого человека) и объёма воспитательного процесса (работа с девиациями, профилактика правонарушений, разъяснительная работа по новым или сложным положениям законодательства).
Таким образом, процесс правового воспитания молодёжи в Российской Федерации подвержен влиянию трёх механизмов правового регулирования в зависимости от предметной области правоотношений и задач, поставленных на государственном или индивидуальном уровне:
1) посредством законодательного регулирования (в образовательной сфере);
2) с помощью подзаконных нормативных актов (в отношении отдельных категорий лиц и сфер общественных отношений);
3) посредством индивидуального регулирования (в правоприменительной деятельности, в договорных отношениях).
При этом названные уровни правового регулирования воспитательного процесса не влияют на типологию правил, представленных преимущественно декларативными и управомочивающими нормами.
Литература:
1. Евсеева И.Г., Чуманов Ю.В., Осокин Р.Б., Русец-кая Д.В., Милюкова Ю.Д. Формирование законопослушного поведения и правовое воспитание учащейся молодежи. - Рязань: Коняхин, 2019.
- 91 с.
2. Кутыгин Ю.А., Соловьева М.Н. Элементы правового воспитания молодежи // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2019. - № 1.
- С. 63-64.
3. Жинко А.Н. Правовая социализация личности в контексте правового воспитания и юридического образования: дис. ... канд. юрид. наук. -Ростов-на-Дону, 2012. - 212 с.
4. Сулейманова Ф.С. Правовая социализация как средство формирования и становления личности в правовом пространстве // Правовое образование. Сборник научных статей. - Ростов-на-Дону, 2017. - С. 169-171.
5. Качалкин В.М. Правовое воспитание современной российской молодежи: проблемы и приоритеты // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2017. - № 4 (22).
- С. 112-116.
6. Хренников В.Д. Молодежь в системе конституционно-правовых отношений // Юридическая наука. - 2021. - № 11. - С. 14-18.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1).
- Ст. 7598; 2022. - № 1 (Ч. I). - Ст. 41.
8. Очирова В.М. Политико-правовое воспитание молодежи в современном обществе // Право и образование. - 2018. - № 9. - С. 70-75.
9. Попов В.В. К вопросу о правовом воспитании молодежи // История, теория, практика российского права. - 2017. - № 10. - С. 49-54.
10. Директива Министра обороны РФ от 12.08.2004 г. № Д-42 «О мерах по повышению эффективности правового обучения и правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» (ред. от 31.05.2008) // СПС «Консультант Плюс».
11. Приказ Росгвардии от 14.11.2017 г. № 487 «Об утверждении Положения об организации работы с личным составом в войсках национальной гвардии Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
12. Приказ Минюста России от 21.06.2005 г. № 91 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» (ред. от 21.07.2016 г.) // СПС «Консультант Плюс».
13.Приказ Минцифры России от 24.09.2021 г. № 1010 «Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на 2021 - 2024 годы» // СПС «Консультант Плюс».
14. Драчук М.А. Локальные юридические нормы и субъекты локального нормотворчества // Вестник Омского университета. Серия: Право. -2006. - № 2 (7). - С. 84-93.
15.Мирасов Д.З. Принципы локального и корпоративного нормотворчества // Научная гипотеза. -2020. - № 1. - С. 110-113.
16. Магомедов М.А., Муртазалиев А.М. Проблемы теории и практики правового воспитания молодежи // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 34-38.
Legislative and Individual Regulation of the Process of Legal Upbringing of Youth in Modern Conditions
Ryazanova M.N.
Kazan branch of the Russian State University of Justice
In article, the author explored the mechanisms of legal regulation of the process of educating young people on the example of Russian legislation. The author focused on the dominant scientific understanding of the educational bias of legal education. This circumstance subordinates the participants of these relations to the provisions of the educational legislation. The article traces the conclusion about the fragmentary regulation of these aspects regarding those young people who are not involved in the educational process. The main research tools were general scientific methods and particular scientific methods, including pedagogical-legal andformal-legal methodological approaches. The main conclusion is the fragmentation of sub-legislative rule-making in the field of legal education of youth. This causes a significant gap in Russian law, which isfilled in different ways by the direct participants in legal relations.
Key words: legal education, legal awareness, legal culture, legal values, legal socialization, youth policy, legal policy