ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
УДК 347.626
DOI: 10.18384/2310-6794-2021-3-26-38
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ ВЗГЛЯД)
Певцова Е. А.
Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация
Цель. Выяснить особенности современных воспитательных отношений в системе общественных отношений, которые выступают предметом правового регулирования. Процедура и методы. В процессе исследования использовались: сравнительно-правовой метод, исторический подход, анализ нормативно-правовых актов в сфере образования и правовой практики образовательных организаций, а также статистические методы. Результаты. Изучение темы позволило сделать вывод, что воспитательные отношения в современном обществе не тождественны образовательным отношениям, они могут носить правовой характер и составляют самостоятельный предмет правового регулирования, отличаясь специфическим набором правовых средств воздействия. Кроме того, они всегда направлены на человека как физическое лицо либо группы людей и не действуют в отношении юридических лиц или лиц, не обладающих сознанием. Конечной целью правового воздействия в рамках воспитательных отношений является не обученность личности, не развитость её логико-нормативного компонента правового сознания, а иные в сравнении с исходными характеристиками черты поведения, а именно: преобразование её мотивационного компонента правового сознания, который проявляется в развитости интеллекта и правомерных деяниях человека (сообразованных с принципами справедливости, отражающих действующую систему ценностей). Право формализует средства и методы правового регулирования воспитательных отношений, от которых зависит их эффективность. Современные воспитательные отношения могут быть результативны, если они характеризуются субъект-субъектным подходом, выстраиваются на ценностной основе, адекватной современному обществу. В условиях развития цифрового общества, технологической сингулярности, преобразования бытия человека именно воспитательные отношения должны стать объектом пристального внимания права и государства. От их качества зависит будущее человеческой цивилизации. В работе даны конкретные рекомендации в части разработки нормативных правовых актов, регулирующих воспитательные отношения.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные данные можно использовать в работе по организации воспитательной деятельности в системе высшего образования, в процессе изучения вопросов правового воспитания в рамках теории государства и права.
Ключевые слова: воспитательные отношения, правовые отношения, правовое регулирование воспитания, правовоспитательная деятельность, структура воспитательных правоотношений
© ^ BY Певцова Е. А., 2021.
NURTURANT RELATIONS AS AN OBJECT OF LEGAL REGULATION IN THE MODERN WORLD (THEORETICAL AND LEGAL VIEW)
E. Pevtsova
Moscow Region State University
24 Very Voloshinoi ul., Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation Abstract
Aim. To find out the peculiarities of modern educational relations in the system of public relations, which are the subject of legal regulation.
Methodology. The study used: a comparative legal method, a historical approach, an analysis of regulatory legal acts in the field of education and legal practice of educational organizations, as well as statistical methods
Results. The study of the theme made it possible to conclude that nurturant relations in modern society are not identical to educational ones. They can be legal in nature and constitute an independent subject of legal regulation, differing in a specific set of legal means of influence. In addition, they are always aimed at a person as an individual or at a group of people, and do not apply to legal persons or persons without consciousness. The ultimate goal of legal influence in the framework of nurturant relations is not the training of the personality, not lack of development of its logical and normative component of legal consciousness, but other than the initial characteristics of behavior, namely: the transformation of its motivational component of legal consciousness, which is manifested in the development of intelligence and legitimate human acts (consistent with the principles of justice, reflecting the current system of values). Law formalizes the means and methods of legal regulation of nurturant relations on which their effectiveness depends. Modern nurturant relations can be effective if they are characterized by a subject-subject approach, are built on a value basis adequate to modern society. In the context of the development of digital society, technological singularity, the transformation of human existence, it is nurturant relations that should be the object of close attention to law and the state. The future of human civilization depends on their quality. The work provides specific recommendations regarding the development of regulatory legal acts regulating nurturant relations.
Research implications. The obtained data can be used in the work on the organization of nurturant activities in the system of higher education, in the process of studying the issues of legal education within the framework of the theory of state and law.
Keywords: nurturant relations, legal relations, legal regulation of upbringing, legal nurturant activities, the structure of nurturant legal relations
Введение
Воспитание относится, пожалуй, к самой древней категории человеческой цивилизации, и, казалось бы, об этом понятии не высказался только ленивый. В энциклопедиях по-разному объясняется смысловое значение указанного слова. В одних случаях его трактуют как «обучение с целью передачи опыта новому поколению», в другом - как «процесс формирования определённых качеств личности с целью её развития». Ни то, ни другое определение не может исчерпать всю многогранность слова «воспитание». Оно имеет бо-
лее глубокий смысл и очень богатую историю своей эволюции. Ещё в произведениях XV в. указывалось на важность передавать самые ценные качества личности своим потомкам, в наставлении детям читаем: «Сын мой, если хочешь прославиться перед Богом и людьми, то будь ко всем одинаков и добр ко всякому Человеку, и за глаза и в глаза.. .»^ И примеров подобных рекомендаций можно приводить бесчисленное множество.
1 Из «Наставления отца к сыну». XV в. // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. URL: http://lib. pushkinskijdom.ru (дата обращения: 15.09.2021).
Однако цикличность развития общественных отношений демонстрирует нам различные этапы эволюции воспитательных отношений, интерес к которым со стороны государства и права то угасал, то вновь возрастал. История и эволюция права показали, что в условиях относительной стабильности общество внимательно относится к воспитанию и даже пытается обеспечить его правовое регулирование, но в периоды кризисных и сложных эпох отношение к нему становится весьма своеобразным: от негатива и пренебрежения до полного безразличия. И лишь спустя какой-то промежуток времени люди начинают ощущать последствия так называемой «невоспитанности» нового поколения и вновь начинают проявлять активность в части создания правовых норм, обеспечивающих обязательность воспитательных мероприятий. Парадокс отношения к воспитанию заставляет нас по-новому исследовать этот феномен, но не с позиции педагогики и психологии, где уже давно выявлена важность (при полном отсутствии закономерностей, увы) указанной деятельности человека, а с позиции теории права с тем, чтобы рекомендовать современному законодателю наиболее профессионально обеспечивать правовое регулирование воспитательной деятельности в государстве.
Условия современного общества, в котором очевидны возникающие социальные проблемы как глобального, так и общероссийского, регионального уровней, порождающие новые технологии информационных войн, экспорт цветных революций, диктуют потребность в профессиональном осмыслении категории «воспитание». В эпоху цифровизации общественных отношений манипуляция массовым сознанием начала приобретать мощный характер, что требует незамедлительного противостояния и устойчивости поведения и человеческой психики [11; 12; 23; 25]. Характеристику подобной ситуации дал Президент Российской Федерации В. В. Путин, который подчеркнул в одном из своих выступлений тот факт, что сферой жёсткой конкуренции становятся порой и нравственные ценности, и
исторический опыт, и культурное самосознание. Пренебрежение к своей истории может приводить к катастрофе государств, лишению их суверенитета и войне1. В этом смысле именно правовое регулирование воспитательных отношений способно предотвратить катастрофу человеческой цивилизации [13; 14; 15].
Что же такое воспитание, является ли оно исключительно предметом педагогики? Ответы на эти вопросы вдруг стали волновать наших современников [1; 2; 3; 22; 26]. Интерес к воспитанию на фоне многочисленных проблем, с которыми столкнулись страны мира в период кризисных явлений, сподвигнул и россиян принять в 2020 г. так называемый среди обывателей Закон о воспитании. Речь идёт о федеральном законе № 304-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»2. Вступив в силу с 1 сентября 2020 г., данный закон заставил все образовательные организации страны особо пристально пересмотреть организацию своей воспитательной деятельности, которая вроде бы всегда присутствовала, но была ли эффективной [25]? Может ли право проверить результативность такой деятельности? Носит ли эта деятельность правовой характер? Возможны ли ключевые показатели её результативности? Наступит ли юридическая ответственность за невыполнение норм закона? Как должно право повлиять на воспитание в стране в целом? Эти и многие другие вопросы возникают у многих субъектов образовательных отношений и требуют профессионального разъяснения.
1 Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи // Союз машиностроителей России : [сайт]. URL: https://soyuzmash.ru/news/tidings/vstrecha-s-predstavitelyami-obshchestvennosti-po-voprosam-patrioticheskogo-vospitaniya-molodyezhi (дата обращения: 31.07.2021).
2 Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.07.2021).
Степень изученности темы в теории права
Предваряя перечисление многочисленных фамилий и имён уважаемых учёных, заметим, что систематизация всех подходов позволяет выявить две прямо противоположные концепции понимания воспитания с позиции права. В первом случае, авторы настаивают на тождественности образовательных отношений с воспитательными, а во втором - доказывается их прямая противоположность. Юридическая практика в сфере образования показывает, что быть столь категоричными в данном вопросе не правильно. Следует признать бесспорную уникальность воспитательных отношений, но надуманная фундаментальными позициями самостоятельность носит, как правило, относительный характер и не может претендовать на полную изолированность воспитательных отношений в природе общественных отношений в целом. Кроме того, такие отношения не могут являться самостоятельным предметом отдельной отрасли права, которая комплексно захватывает в свой оборот другие рядоположенные и тождественные, однотипные по своему содержанию отношения. Эта классика теории права проявляется и в данном аспекте. Ещё одной темой в рамках изучения проблемы стало понимание соотношения и дефинирова-ния в нормативных правовых актах таких понятий, как «образование», «обучение» и «воспитание». Опять-таки, нет единого подхода и в этом вопросе с позиции теории права. Кто-то настаивает на том, что образование есть совокупность обучения и воспитания, кто-то (кстати, таких юристов оказалось гораздо больше, начиная с 50-х гг. прошлого столетия) доказывает, что воспитание гораздо шире, в частности, как утверждают учёные, правововоспита-тельный процесс включает в себя и правовое обучение, и правовое образование. Педагоги, правда, весьма скептично поддерживают подобные высказывания [4; 6; 7; 10; 16; 17]. В результате законодатель всё же формализовал в нормах права сугубо
педагогический подход, закрепив дефиницией понимание образования как суммы воспитания и обучения практически во всех нормативных правовых актах, регулирующих образовательные отношения. Опять-таки, и в таком подходе не всё так легко, как кажется на первый взгляд.
Определённый вклад в исследование вопросов воспитания с позиции права внесли такие учёные, как Е. В. Аграновская [1], В. П. Казимирчук, Д. А. Керимов, В. Н. Кудрявцев, Е. А. Лукашева, Н. И. Ма-тузов, А. В. Мицкевич, В. В. Оксамытный, Т. Н. Радько, И. С. Самощенко, Н. Я. Соколов и др.1. В трудах теоретиков права были заложены концептуальные основы понимания правовоспитательной деятельности и воспитания в целом. Вместе с тем, исследование темы позволяет выделить несколько групп исследователей, посвятивших свои труды вопросам воспитания с позиции права. Укажем лишь некоторые в качестве примера разнообразия подходов к вопросам воспитания с позиции права:
1. Авторы, которые путём изучения регионального опыта, разрабатывали предложения по созданию локальных нормативных актов в сфере воспитания с акцентом на правовое воспитание. В большинстве случаев -это практики, которые изучали эмпирическим путём организацию воспитания детей и молодёжи и обосновывали общие подходы в своих научных трудах (О. П. Мартынов, А. А. Петренко, Л. В. Мостяева, И. С. Бочаров, Т. Б. Пасман, В. М. Сапогов, А. Б. Суслов, П. В. Миков и др.). В основе выдвигаемых мер правового регулирования воспитания лежат данные проводимых мониторингов результативности педагогических моделей правового воспитания обу-
1 См.: Тапчанян Н. М. Правовое сознание и правовая культура личности: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 1998. 151 с.; Евстратов А. М. Правовое сознание и правовая культура в период формирования советского государства в 1920-1930е годы (историко-теоретическое исследование): дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2001. 351 с.; Аграновская Е. В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1982. 171 с.; Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1986. 219 с. и др.
чаемых в отдельно взятых регионах России (Москва, С.-Петербург, Брянск, Пермь, Псков, Рязань и др.).
2. Группа исследователей, которым удалось определить эффективные рекомендации по воспитательной деятельности в отношении детей и молодёжи, обосновать принципы и механизмы правовоспитательной деятельности, возможные для применения в федеральном масштабе, что привело к разработке новых учебников, пособий для школ и вузов (В. В. Тишенко, Г. П. Давыдов, Н. И. Элиасберг, А. И. Долгова, А. М. Медведев, В. М. Обухов,
A. М. Столяренко [20] и др.). Стык педагогики и юриспруденции позволил даже обозначить институционализацию педагогической юриспруденции и юридической педагогики.
3. Авторы, обосновавшие значимость правового образования для организации результативной правовоспитательной деятельности в целом (исследования А. Д. Бойкова, В. В. Головченко [5], И. В. Гранкина, С. Н. Головина [4],
B. И. Каминской, А. С. Тагиева, Н. В. Щербаковой). Учёными определены основные подходы к организации воспитания, в т. ч. правового воспитания, его социальные функции, раскрыты механизмы правовой социализации, определены пути совершенствования правового воспитания. Исследователями выдвинуты и обоснованы идеи о юридическом всеобуче для всех групп населения. Интерес привлекла и правомерная деятельность педагогов по организации воспитания. Так, например,
C. Н. Головин определил педагогическую структуру умений педагога в воспитательной работе, доказал важность нравственного и правового воспитания обучаемых начального профессионального образования, которое потом было растворено в системе среднего профессионального образования [4, с. 17].
4. Авторы, обратившие внимание на особую роль правовой информированности личности в системе воспитания. Так, В. М. Боер предложил обращать внимание на уровни правовой информированности личности для организации воспитательной деятельности в целом [3, с 22].
5. Сторонники особого внимания к правовой активности личности доказывали, что в воспитании важным является субъект правовоспитательного процесса. Личность понималась как социальная система со своими свойствами и структурой (К. А. Абульханова, С. С. Батенин, Л. П. Буев, И. В. Вагин, И. Ф. Ведин, Л. Н. Коган, С. А. Рубинштейн). С. Н. Кожевников акцентировал внимание на системе ценностей личности, которая, по его словам, и определяет активности человека в различных правоотношениях [8].
6. Сторонники т. н. прикладного подхода в понимании воспитания пытались осмыслить его суть с позиции результативности. При этом всегда акцентировалось внимание на индивидуализации в воспитании и дифференцированном подходе в его организации (труды В. В. Головченко [5], Г. А. Голубевой, О. Г. Шагиева). Ещё в советский период появились комплексные монографии Н. И. Козюбры, П. М. Рабиновича, Н. А. Буры, Е. В. Бурлая, В. П. Зенина, В. А. Котюка, В. А. Татенко, Н. А. Ткачёва. И. А. Крыгина предприняла попытку проанализировать правовую культуру и проблемы её формирования в воспитательном процессе [9]. Т. М. Почтарь удалось исследовать организацию воспитательной работы в педагогических вузах с особым акцентом на правовое воспитание, дать определения таких конструкций, как «правовое воспитание в педвузах», «правовая модель педагога». В. В. Головченко разработал критерии и показатели эффективности правового воспитания, к которым отнёс уровень правовых знаний, правовую убеждённость, социально-правовую активность. Им предложен способ измерения эффективности правового воспитания с помощью логико-математического моделирования, сущность которого зафиксирована в шестифазном процессе: образное представление целедо-стижения и уточнение формулы эффективности; квантификация цели и результата; вычленение чистого результата правового воспитания; математическое измерение; сравнение полученных результатов с предыдущими; оформление выводов для при-
нятия мер к повышению эффективности. Сформулированы и требования к показателям эффективности воспитания [5].
7. Фундаментальные труды, ставшие методологической основой юридических идей по организации воспитательной работы (труды Г. В. Мальцева, С. С. Алексеева, Л. С. Явича и др.). В 60-70-е гг. XX в. разработана методология правового воспитания, предложено понимание его функций и структуры.
Интерес к воспитательной работе, начиная с 1990-х гг. и практически до настоящего времени, несколько угас. Данная проблема, по мнению многих, не соответствовала духу современного бизнес-общества, не сулила быстрых дивидендов и не очень-то интересовала коммерсантов [18; 19]. Последствия невнимания к воспитательным отношениям оказались плачевны. Рост преступности, безнравственных, а порой и криминальных поступков, пренебрежения к окружающим и близким людям породил качественные изменения характеристик самого человека. В начале 2021 г., по статистическим данным, количество лиц, подпадающих под определение «невоспитанный», увеличилось. Проводимые исследования основывались на отношении человека к пожилым людям, окружающей природе, проявляемых чувствах любви к Родине, детям и т. д. [21; 24]. Оказалось, что лишь несколько российских городов способны похвастаться относительно стабильной системой воспитанния местного населения (Краснодар, Сургут, Тюмень), которая, однако, тоже далека от идеала. Все остальные города, участвующие в исследовании (более 1000), явно не дотянули даже до пороговых критериев воспитанности1.
Новые цифровые отношения, проникновение искусственного интеллекта и проблемы нравственности стали толчком к тому, чтобы по-новому осмыслить важность воспитательной работы. Однако стало очевидным и другое. Многие социальные регуляторы, исключая правовые, не всегда эффективны в решении воспита-
тельных задач. Традиции, обычаи, моральные нормы стали давать некоторые сбои в части эффективного воздействия на поведение человека. И это тоже последствия полного пренебрежения воспитанием.
Некоторые представления
о воспитании за рубежом
Воспитательная деятельность во многих государствах мира выступает как важная функция государства. К настоящему времени совершенно очевидна необходимость развития самостоятельной правовоспитательной функции любого демократического современного государства. Однако любой политический режим предполагает внимательное отношение к воспитанию и регулирование воспитательных отношений. Например, в Китае ещё в 2013 г. на Всекитайском собрании народных представителей был поднят вопрос о т. н. патриотической идее в форме китайской мечты. Причём председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин обратил внимание на «национальный дух китайцев» и «дух эпохи», который должен учитываться в воспитании молодого поколения. В 2015 г. в нормативных правовых актах Китая закрепились важные задачи воспитания у всего населения патриотизма, который нашёл выражение в формуле «любви китайцев к своей стране, Коммунистической партии и социализму». Министр образования Китая заявил о том, что нельзя допустить проникновение западных ценностей в образование, в школы страны2. В циркулярах от Министерства образования ценности Запада стали определяться в качестве угрозы национальной безопасности государства. Воспитание стало одним из приоритетов государственной политики.
Несмотря на противоборство в понимании сути воспитания, американцы также стали более внимательно относиться к указанной теме. В этом столетии особый
Названы самые «невоспитанные» города России // Daily Storm : [сайт]. URL: https://dailystorm.ru/news/ nazvany-samye-nevospitannye-goroda-rossii (дата обращения: 08.08.2021).
Чему дочь Си Цзиньпина научилась в Соединенных Штатах // Lenta : [сайт]. URL: https://lenta.ru/ articles/2015/04/14/mingze (дата обращения: 08.08.2021).
2
всплеск интереса к теме воспитания начался в 2008 г. в связи с очередными президентскими выборами: с этого момента очевиден поворот к ценностям американской национальной идентичности, которые легли в основу воспитательной деятельности образовательных организаций.
В Японии в 2003 г. на уровне подзаконных актов закрепляется необходимость проводить оценку степени патриотичности детей с 11 лет. Учителям школ стало вменяться быть патриотами, передавать детям подобные чувства в процессе воспитания. В качестве одного из средств воспитания было рекомендовано совместное пение государственного гимна. Однако такие методы не были поддержаны многими педагогами. На весь мир стал известен инцидент с увольнением преподавателей в 2006 г.1, отказавшихся выполнять такие правила. Спустя 6 лет Верховный суд отметил, что поведение учителей не противоречит Конституции Японии и не может стать основанием для увольнения. Все указанные примеры доказывают разворачивающееся внимание в мире к вопросам воспитательных отношений.
Воспитание как юридическая категория. Особенности воспитательных правоотношений
С педагогической точки зрения по содержанию выделяют следующие направления воспитательного воздействия: трудовое, эстетическое, нравственное, правовое, экологическое, патриотическое, семейное, кор-рекционное, религиозное и прочие виды. В любом случае, это всегда целенаправленная деятельность, исходящая от человека к другому человеку или группе людей. Именно человек становится субъектом возникающих общественных отношений, которые подвергаются правовому регулированию.
Воспитание как юридическая категория определена в федеральном законе нашей страны как деятельность, которая направле-
1 Поддубняк С. Патриотическое воспитание: зарубежный опыт // Лига.Блоги : [сайт]. URL: http://blog. liga.net/user/spoddubnyak/article/14719.aspx (дата обращения: 08.08.2021).
на на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся. При этом законодатель подчёркивает важность социокультурных и духовно-нравственных ценностей, а также принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Заметим, что на первом месте стоят именно интересы человека.
Рассмотрим ценностные установки воспитания, которые становятся содержанием воспитательных правоотношений, на примере патриотического воспитания. Важной ценностью патриотического воспитания граждан России является формирование чувства любви к своей Родине, стране, готовности её защитить и противостоять любым посягательствам на её суверенитет и целостность. В этой связи очевиден следующий набор ценностей, нравственных качеств, которые могут стать характерными особенностями личности: целостность России как суверенного государства, лидерство и укрепление российского государства; любовь к малой родине; уважение к памятникам и историческим символам страны; бережное отношение к родной природе; уважением к памяти и героической истории страны; уважение к российской культуре; гражданская активность в части защиты страны.
Формализованная в законе дефиниция подчёркивает необходимость закрепления у обучающихся чувств патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону, правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию, традициям народа, природе, окружающей среде.
С юридической точки зрения воспитательные отношения имеют структуру. Поэтому их вполне возможно определить как разновидность правоотношений, т. е. отношений, подвергнутых правовому регулированию. Их объектом выступает человек или его объединения в виде группы людей, но не юридическое лицо. Субъектом является сам воспитатель, роль которого могут выполнять как физические лица (в т. ч. уполномоченные на
ISSN 2072-8557
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция
2021 / № 3
проведение воспитательных мероприятий и/ или воспитательного воздействия), так и конкретные органы государства. Содержанием воспитательных отношений выступает совокупность прав и обязанностей участников воспитательных отношений, которые находят своё отражение в источниках права. Основой содержания являются ценности, признаваемые обществом.
Законодателем сформулированы общие требования к организации воспитания обучающихся, дана чёткая установка на то, что должно быть включено в образовательную программу, которая реализуется в образовательной организации и нацелена на решение образовательных задач. Речь идёт об обязательном наличии рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы. Такие локальные нормативные документы должны самостоятельно разрабатываться в организации. Однако в ст. 12.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»1 зафиксировано, что в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).
Нормы закона устанавливают, что «Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы»2. Таким образом, нормы закона не распространяются на магистрантов, аспи-
1 Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся"» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.08.2021).
2 Там же.
рантов и докторантов образовательной организации.
Воспитание как юридическая категория предполагает процесс изменения прежде всего правового сознания и правовой культуры личности под воздействием специально разработанных и используемых механизмов.
В основе современного дефинирования воспитательных отношений должен быть ценностный (аксиологический) подход. Он исходит из определения базовых ценностей, на основе которых устанавливаются цели, определяются некие проблемы как препятствия к достижению целевых ориентиров, находятся адекватные средства к решению указанных целей и затем достигается результат. Таким образом, государственная политика воспитания реализуется по чётко заданной, своего рода, алгоритмированной схеме:
Ценности - Цели - Определение предмета управления - Определение субъектов реализации разработанной концепции - Определение имеющихся ресурсов - Определение субъектов реализации концепции - Перечень проблем -Задачи - Определение подходов решений -Определение коридора возможностей -Определение сроков реализации концепции -Определение рисков и угроз - Определение пакета действий - Деятельностный план -РЯ и ОЯ - Мониторинг эффективности -Ожидаемые результаты [3].
Интегральная оценка определяется в соответствии с высшей ценностью политики воспитания - воспитанностью российского населения. Воспитание должно проводиться с учётом возрастных, социальных, национальных, религиозных, психологических и физиологических особенностей воспитуемых, что требует юридического закрепления. Такой учёт предостерегает от тоталитарных форм идеологии и позволяет использовать индивидуально-ориентированные механизмы воспитательной деятельности. В этом смысле воспитание, например, патриота предполагает, что сам патриот объединяет, а не разъединяет общество.
ISSN 2072-8557^
Организация воспитательной работы в высшей школе с позиции закона
Закон определяет самостоятельность каждой образовательной организации в части организации воспитательной работы. Методологической основой такой работы являются хорошо известные и зарекомендовавшие себя подходы: аксиологический, системно-деятельностный, культурологический, проблемно-функциональный, проектный, ресурсный, информационный, здоровьесберегающий. При постановке цели воспитания организация использует такие критерии, как конкретность (цель должна быть понятна субъектам и измеряема), достижимость (для каждой цели должны быть ресурсы, грамотная стратегия достижения), контролируемость (наличие обратной связи о результативности воспитательного процесса). Практика показала, что в государстве организация воспитательной работы должна носить исключительно целевой характер. Различные социально-демографические группы населения нуждаются в разных подходах. Парадоксально, но до на-
| 2021 / № 3
стоящего времени студенческая молодежь не выделялась как специфическая группа населения страны, для которой необходимы отличные от других средства воспитательной, в т. ч. правовоспитательной деятельности. Вот почему в 2020 г. понадобилась специальная Программа патриотического воспитания студенческой молодёжи, к разработке которой приступило Министерство науки и высшего образования РФ, а не просто патриотического воспитания, в которой всегда доминировали школьники. Приоритетными направлениями воспитания могут быть такие виды, как гражданское, духовно-нравственное, патриотическое, культурно-просветительское, научно-образовательное, профессионально-трудовое, экологическое, физическое. Новая программа воспитания должна носить чётко целевой характер.
С учётом сказанного в некоторых регионах страны (например, в Московской области) уже сегодня выстраивается собственная модель патриотического воспитания, а также определяются критерии её результативности (рис. 1-2).
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция
Юбилейные даты великих событий российского прошлого
Юбилейные даты
рождения великих деятелей и героев российского прошлого
Например, 2021 год -800-летие Александра Невского
Квесты, коуч-сессии, стратегические сессии, просветительские форумы, размещение материалов в социальных сетях
Рис 1 / Fig. 1. Календарь патриота / Patriot Calendar
Источник: составлено автором.
Vüy
ISSN 2072-8557
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция
2021 / № 3
Количество проведённых мероприятий патриотической направленности
Количественный охват студенческой молодёжи проектами и мероприятиями патриотической направленности
Рис. 2 / Fig. 2. Показатели эффективности патриотического воспитания / Indicators of the effectiveness of patriotic education.
Источник: составлено автором.
Заключение
Традиционно считалось, что одной из функций права всегда выступала наряду с оценочной, охранительной, регулятивной и иными функциями воспитательная. И этот аспект весьма важен для обеспечения правового регулирования воспитательных отношений. Право воздействует на свой объект с целью упорядочения отношений, защиты принципов справедливости и предотвращения опасностей для человека и его объединений. Но оно и изменяет правовое сознание и поведение субъектов, оказавшихся в его сфере.
Воспитательные отношения следует признать самостоятельным видом правовых отношений. Они попадают в поле интересов права в силу своей важности для современного человека. Воспитательные отношения, регулируемые законом, носят особенный характер. Их следует рассматривать как разновидность правоотношений, носящих комплексный характер. Критерием результативности воспитательных воздействий служит уровень правового сознания (логико-нормативного блока, эмоционально-образного, мотивацион-
ного) и правового поведения личности (а именно, наличие правомерного социально-активного поведения). Они выстраиваются с учётом организационно-правовых мероприятий, находящихся под контролем государства, основанных на определённой концепции. В реализации воспитательной концепции современной студенческой молодёжи должны быть диалоговые, субъект-субъектные формы, параллельное воспитание (студент воспитывает студен -та). Воспитательные отношения должны носить индивидуализированный характер, быть гибкими и выстраиваться в зависимости от задач, возникающих в рамках траекторий воспитательных маршрутов.
Новая система воспитания должна быть адаптивна к современному социальному типу молодёжи. В содержании воспитательной деятельности необходимы мероприятия, продиктованные, в т. ч. и вызовами информационного конфликта между Россией и рядом стран западного общества. Юридический анализ нормативных правовых актов показывает недостаточное внимание к воспитательным отношениям, участником которых выступает
студенческая молодёжь. Распоряжением Правительства РФ № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»1 акцентировано внимание на детях (закон называет этим понятием лиц, не достигших 18 лет). Между тем молодёжь в вузах не рассматривается в качестве приоритетной целевой аудитории воспитания. Таким образом, требуются за" 2
крепление указанных выше позиций2 и внесение изменений в такие нормативные документы как: Стратегия развития вос-
питания в Российской Федерации; Основы государственной культурной политики; федеральный закон «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию»; федеральный закон «О рекламе». Требуется и создание отдельных федеральных законов, в частности, федеральных законов «О воспитании», «О защите национальной культуры России», «О патриотизме».
Статья поступила в редакцию 12.05.2021.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 1988.145 с.
2. Багдасарян В. Э. Российское образование: выбор пути. М.: Отчий дом, 2019. 336 с.
3. Боер В. М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности : дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1993. 199 с.
Головин С. Н. Правовое образование и воспитание учащихся учреждений начального профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 198 с.
Головченко В. В. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания : дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1982. 196 с.
Давыдов Г. П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы : дис. ... д-ра пед. наук. М., 1984. 435 с.
Демченко Т. И. Основные вопросы правового воспитания в социалистическом обществе : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1971. 179 с.
Кожевников С. Н. Социально-правовая активность личности и условия ее действенности : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1991. 376 с.
Крыгина И. А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1999. 234 с.
10. Методика правового воспитания учащихся / под ред. А. В. Мицкевича, В. М. Обухова. М.: Просвещение, 1982. 223 с.
11. Морозов С. Юридический всеобуч: проблемы и перспективы // Советская юстиция. 1990. № 6. С. 39-45.
12. Певцова Е. А., Соколов Н. Я., Певцова Н. С. Мотивация юридической деятельности в условиях электронного государства: российский и зарубежный опыт // Политика, экономика и право в социальной системе общества: новые вызовы и перспективы : сборник трудов. 2016. С. 155-158.
13. Певцова Е. А., Цибульникова В. Е., Николаев М. В., Зинченко А. С. Управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования. М.: ИИУ МГОУ, 2021. 208 с.
14. Певцова Н. С. О новых подходах к процессу формирования высших органов законодательной власти России // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 8. С. 32-36.
15. Певцова Н. С. Эволюция научных взглядов на юридическую технику: вопросы теории и практики // Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых учёных / под общ. ред. Е. А. Певцовой : сборник трудов. 2016. С. 77-81.
16. Певцова Е. А. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодёжи (теоретико-правовые аспекты) : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 452 с.
17. Семенов В. Е. Правовое воспитание молодёжи: историко-теоретический аспект : дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2001. 195 с.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. 2015. 08 июня.
Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 08.08.2021).
18. Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс (проблемы теории и методологии) : дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1996. 272 с.
19. Соколов Н. Я. Организация правовой пропаганды. М.: Юридическая литература, 1974. 197 с.
20. Столяренко A. M. Юридическая педагогика в системе МВД: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999. 279 с.
21. Сухарев А. Я. Правовое воспитание трудящихся в развитом социалистическом обществе : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1978. 21 с.
22. Сырых В. М. Образовательное право как отрасль российского права. М., 2000. 135 с.
23. Тагиев А. С. Социальные функции юридического всеобуча : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. 201 с.
24. Тишенко В. В. Теоретические проблемы правового воспитания в развитом социалистическом обществе : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1982. 321 с.
25. Gordon B. S. P., Ginsburgs M. G. Soviet and East European Law and the Scientific-Technical Revolution. NY, Oxford: Pergamon Press, 1981. 337 р.
26. Pevtsova E., Pevtsova N., Lavitskaya M., Redkous V., Matveeva E. Influence Of Migration Processes In Europe On Law And Legal Culture Of Information Society // E3s Web Of Conferences. 8. Innovative Technologies in Science and Education. 2020. Vol. 210. Р. 1-10.
1. Agranovskaya E. V. Pravovaya kultura i obespechenie prav lichnosti [Legal culture and ensuring personal rights]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 145 p.
2. Bagdasaryan V. E. Rossiiskoe obrazovanie: vybor puti [Russian education: the choice of the path]. Moscow, Otchii dom Publ., 2019. 336 p.
3. Boer V. M. Pravovaya informirovannost i formirovanie pravovoi kultury lichnosti: dis. ... kand. yurid. nauk [Legal awareness and the formation of the legal culture of the individual : Cand. Sci. thesis in Juridical sciences]. St. Petersburg, 1993. 199 p.
4. Golovin S. N. Pravovoe obrazovanie i vospitanie uchashchikhsya uchrezhdenii nachal'nogo professional-nogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk [Legal education and upbringing of students of primary vocational education institutions : Cand. Sci. thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2001. 198 p.
5. Golovchenko V V Teoreticheskievoprosyeffektivnosti pravovogo vospitaniya:dis.... kand.yurid. nauk [Theoretical issues of the effectiveness oflegal education : Cand. Sci. thesis in Juridical sciences]. Kiev, 1982. 196 p.
6. Davydov G. P. Osnovy pravovogo vospitaniya uchashchikhsya obshcheobrazovatelnoi shkoly: dis. ... dok. ped. nauk [Fundamentals of legal education of secondary school students : Dr. Sci. thesis in Pedagogy]. Moscow, 1984. 435 p.
7. Demchenko T. I. Osnovnye voprosy pravovogo vospitaniya v sotsialisticheskom obshchestve: dis. ... kand. yurid. nauk [Basic questions of legal education in a socialist society : Cand. Sci. thesis in Juridical sciences]. Moscow, 1971. 179 p.
8. Kozhevnikov S. N. Sotsialno-pravovaya aktivnost lichnosti i usloviya ee deistvennosti: dis. ... dok. yurid. nauk [Social and legal activity of the individual and the conditions for its effectiveness : Dr. Sci. thesis in Juridical sciences]. Moscow, 1991. 376 p.
9. Krygina I. A. Pravovaya kultura, pravovoe vospitanie i upravlenie pravovospitatelnym protsessom v sovre-mennom rossiiskom obshchestve: dis. ... kand. yurid. nauk [Legal culture, legal education and management of the legal educational process in modern Russian society : Cand. Sci. thesis in Juridical sciences]. Rostov-on-don, 1999. 234 p.
10. Mitskevich A. V., Obukhova V. M., eds. Metodika pravovogo vospitaniya uchashchikhsya [Methodology of legal education of students]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1982. 223 p.
11. Morozov S. [Legal general education: problems and prospects]. In: Sovetskayayustitsiya [Soviet justice], 1990, no. 6, pp. 39-45.
12. Pevtsova E. A., Sokolov N. Ya., Pevtsova N. S. [Motivation of legal activities in the context of e-govern-ment: Russian and foreign experience]. In: Politika, ekonomika i pravo v sotsialnoi sisteme obshchestva: novye vyzovy i perspektivy [Politics, economics and law in the social system of society: new challenges and prospects], 2016, pp. 155-158.
13. Pevtsova E. A., TSibulnikova V. E., Nikolaev M. V., Zinchenko A. S. Upravlenie sistemoi vospitatelnoi raboty v obrazovatelnoi organizatsii vysshego obrazovaniya [Management of the system of educational work in the educational organization of higher education]. Moscow, MRSU Ed. off. Publ., 2021. 208 p.
14. Pevtsova N. S. [On new approaches to the process of forming the supreme legislative bodies of Russia]. In: Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie [State power and local self-government], 2018, no. 8, pp. 32-36.
REFERENCES
15. Pevtsova N. S. [Evolution of scientific views on legal technology: issues of theory and practice]. In: Pevtsova E. A., ed. Aktualnye voprosy nauchnoi i nauchno-pedagogicheskoi deyatelnosti molodykh uchenykh [Topical issues of scientific and scientific-pedagogical activities of young scientists]. 2016, pp. 77-81.
16. Pevtsova E. A. Problemy formirovaniya pravovogo soznaniya uchashcheisya molodezhi (teoretiko-pravovye aspekty): dis. ... d-rayurid. nauk [Problems of the formation of the legal consciousness of student youth (theoretical and legal aspects): Dr. Sci. thesis in Juridical sciences]. Moscow, 2006. 452 p.
17. Semenov V. E. Pravovoe vospitanie molodezhi: istoriko-teoreticheskii aspekt: dis. ... kand. yurid. nauk [Legal education of youth: historical and theoretical aspect: Cand. Sci. thesis in Juridical sciences]. Stavropol, 2001. 195 p.
18. Semitko A. P. Razvitie pravovoi kultury kak pravovoi progress (problemy teorii i metodologii) : dis. ...dra yurid. nauk [Development of legal culture as legal progress (problems of theory and methodology) : Dr. Sci. thesis in Juridical sciences]. Ekaterinburg, 1996. 272 p.
19. Sokolov N. Ya. Organizatsiya pravovoi propagandy [Organization of legal propaganda]. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1974. 197 p.
20. Stolyarenko A. M. Yuridicheskayapedagogika vsistemeMVD: dis. ... d-ra. ped. nauk [Legal pedagogy in the system of the Ministry of Internal Affairs : Dr. Sci. thesis in Pedagogy]. Moscow, 1999. 279 p.
21. Sukharev A. Ya. Pravovoe vospitanie trudyashchikhsya v razvitom sotsialisticheskom obshchestve : av-toref. dis. ... kand. yurid. nauk [Legal education of workers in a developed socialist society : abstract of Cand. Sci. thesis in Juridical sciences]. Moscow, 1978. 21 p.
22. Syrykh V. M. Obrazovatelnoe pravo kak otrasl rossiiskogo prava [Educational law as a branch of Russian law]. Moscow, 2000. 135 p.
23. Tagiev A. S. Sotsialnyefunktsiiyuridicheskogo vseobucha : dis. ... kand. yurid. nauk [Social functions of legal universal education: Cand. Sci. thesis in Juridical sciences]. Moscow, 1991. 201 p.
24. Tishenko V. V. Teoreticheskie problemy pravovogo vospitaniya v razvitom sotsialisticheskom obshchestve : dis. ... d-ra yurid. nauk [Theoretical problems of legal education in a developed socialist society: Dr. Sci. thesis in Juridical sciences]. Moscow, 1982. 321 p.
25. Gordon B. S. P., Ginsburgs M. G. . Soviet and East European Law and the Scientific-Technical Revolution. New York, Oxford, Pergamon Press, 1981. 337 p.
26. Pevtsova E., Pevtsova N., Lavitskaya M., Redkous V., Matveeva E. Influence Of Migration Processes In Europe On Law And Legal Culture Of Information Society. In: E3s Web Of Conferences. 8. Innovative Technologies in Science and Education, 2020, vol. 210, pp. 1-10.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Певцова Елена Александровна - доктор юридических наук, доктор педагогических наук, профессор, ректор Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Elena A. Pevtsova - Dr. Sci. (Law), Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Rector, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Певцова Е. А. Воспитательные отношения как объект правового регулирования в современном мире (теоретико-правовой взгляд) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2021. № 3. С. 26-38. DOI: 10.18384/2310-6794-2021-3-26-38
FOR CITATION
Pevtsova E. A. Nurturant Relations as an Object of Legal Regulation in the Modern World (Theoretical and Legal View). In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2021, no. 3, рр. 26-38. DOI: 10.18384/2310-6794-2021-3-26-38