Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ / LEGAL EDUCATION / STUDENT / CIVIL SOCIETY / LEGAL ACTIVITY / MECHANISMS OF LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоронько Любовь Яковлевна

Статья посвящена изучению роли высшего учебного заведения в реализации содержания правового воспитания; приведен анализ содержания правового воспитания, представлены основные элементы, которые должны быть приняты студентами; описана роль преподавателей вуза в процессе правового воспитания; рассмотрена роль и значение правовой образовательной среды, обоснованы основные механизмы процесса правового воспитания студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION OF MODERN YOUTH IN THE CONDITIONS OF CIVIL SOCIETY

The article is devoted to the study of the role of higher education institutions in the implementation of the content of legal education; the analysis of the content of legal culture, the main elements that should be taken by the students; described the role of University teachers in the process of legal education of students; the role and significance of the legal educational environment, validates the main mechanisms of the process of legal education students at the University.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

результатов на основе упорных репетиций, при этом «взаимосвязь между психикой и движениями играющего ... во внимание не принимались» [10, с. 121].

Выводы. Несмотря на историю развития духовой школы, талантливых педагогов и множественных научных трудов, остается много не решенных проблем. Таких как: методика обучения на инструментах плохо контактирует с педагогическими науками, достижениями и открытиями в области психологии; отбор участников идет по анатомическим данным; в постановке дыхания преобладает грудобрюшной тип дыхания, а грудной считается не верным; во многих консерваториях первичным считается узкая специализация своего инструмента, а второстепенным считается сочинять каденции, делать переложения, инструментовки; до сих пор не разработана методика постановки дыхания у женщин; педагоги-практики и их ученики больше заостряют внимание на технически сложных произведениях в очень быстрых темпах. Такие, как выше названные, проблемы ведут к потере авторского замысла произведения и усредненной игры на инструменте будущего артиста-музыканта. Так же он теряет свою индивидуальность, как в тембре инструмента, так и в целом. Слушатель не оценит и не поймет художественный замысел композитора.

Таким образом, можно сделать вывод, что исполнительская культура формировалась не один десяток лет и прошла огромный путь. Большой вклад в нее внесли такие преподаватели-музыканты как В.М Блажевич, Н.И. Платонов, С.В. Розанов, Б.А. Диков и др. Музыкальное мышление исполнителей того времени двигало творческий процесс в педагогике и постоянно находилось на стадии изучения, что и способствовало постоянному движению в области становления и развития исполнительской культуры музыкантов.

Литература:

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. - Л., «Музыка», 1971. - 376 с.

2. Глинка М.И. Автобиография. Заметки об инструментовке [Текст] / М.И. Глинка; Под ред. проф. С.Л. Гинзбурга. - Ленинград: Музгиз, Ленингр. отделение, 1937 (тип. арт. «Сов. Печатник»). - 36 с.

3. Диков Б.А. Методика обучения игре на кларнете. - М: «Музыка»,1983. - 192 с.

4. Капустин, Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика / Ю.В. Капустин. - Л.: Музыка, 1985. - C. 36-37.

5. Розанов С.В. Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1938. - 52 с.

6. Розанов С.В. Школа игры на кларнете. - М.: Музгиз, 1940. - 134 с.

7. Туравец Н.Р. Интерпретация западноевропейского барокко в произведениях композиторов / В сборнике: Музыкальная наука и искусство Востока и Запада: грани взаимодействия: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2015. - С. 169-173.

8. Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1975. - 159 с.

9. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство / С.Е. Фейнберг. - М., 1965. - 560 с.

10. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика / Г.М. Цыпин. - СПб.: Алетейя, 2001. - 318 с.

Педагогика

УДК:378.2

доктор педагогический наук, профессор Хоронько Любовь Яковлевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» (г. Ростов-на-Дону)

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОГО

ОБЩЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена изучению роли высшего учебного заведения в реализации содержания правового воспитания; приведен анализ содержания правового воспитания, представлены основные элементы, которые должны быть приняты студентами; описана роль преподавателей вуза в процессе правового воспитания; рассмотрена роль и значение правовой образовательной среды, обоснованы основные механизмы процесса правового воспитания студентов в вузе.

Ключевые слова: правовое воспитание, студент, гражданское общество, правовая активность, механизмы правового воспитания.

Annotation. The article is devoted to the study of the role of higher education institutions in the implementation of the content of legal education; the analysis of the content of legal culture, the main elements that should be taken by the students; described the role of University teachers in the process of legal education of students; the role and significance of the legal educational environment, validates the main mechanisms of the process of legal education students at the University.

Keywords: legal education, student, civil society, legal activity, mechanisms of legal education.

Введение. Изменения, происходящие в обществе, связанные с формированием гражданского общества и правового государства, признания человека, как главной ценности, предопределили новые требования к российской системе образования. Усиление воспитательной функции образования связано с правовым воспитанием, способствующим самореализации личности, ее адаптации и социализации в обществе, формированию гражданской позиции в условиях правового государства.

Российскому обществу нужны высоконравственные, ответственные специалисты, что предполагает приоритетное внимание в процессе обучения в вузе к формированию у студентов правовых ценностей и смысловых установок, способствующих принятию самостоятельных решений, к осуществлению морально-правового выбора. Организация эффективного правового воспитания является важнейшим направлением государственной образовательной политики. Правовое воспитание, являясь значимым направлением воспитательно-образовательной работы, включает элементы политических, социологических, исторических, этических, психолого-педагогических знаний, способствующие осмыслению ценностей и смыслов правовых знаний, направленных на формирование навыков активного участия в жизни государства.

Изложение основного материала статьи. Правовое воспитание, представляющее интегративный и длительный процесс, являет последовательное и систематическое воздействие на студентов в процессе

обучения в вузе с целью формирования и развития правовой культуры. Исследователи [1; 8; 121 рассматривают правовое воспитание на основе базовых его элементов, основанных на: «накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон» [61. Следует отметить множество определений правового воспитания. Так, правовое воспитание трактуется как:

- система мер, учитывающая направленность на формирование правовых норм, принципов, ценностных ориентаций мировой и отечественной правовой культуры [101;

- направленность на правовое поведение человека с соблюдением основных правовых норм и принципов [17];

- процесс целенаправленного и системного воздействия на сознание, культуру и поведение человека, имеющего целью выработку уважительного отношения к закону на основе личного убеждения [81;

- деятельность, направленная на формирование поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек [5];

- преемственность в передаче правовых ценностей от одного поколения к другому [15];

- деятельность, направленную на формирование у граждан правосознания и правовой культуры [7].

На основе проведенного анализа литературы можно говорить о том, что правовое воспитание в широком смысле данного понятия, трактуется как целостное явление формирования правовой культуры и правосознания при содействии различных факторов; в узком значении - целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание студентов с целью достижения правовой культуры [2].

Поэтому система правового воспитания в вузе должна быть ориентирована на формирование таких качеств, как ответственность, правовая образованность, способствующие принятию правильных решений и их адекватной оценки. Цель правового воспитания студентов состоит в обучении правовым нормам, способствующим пониманию значимости права в правовом государстве [1]. Важными задачами правового воспитания в вузе, как процесса подготовки студентов к жизни в гражданском обществе, на основе приобретенных знаний, ценностных ориентаций, являются:

- формирование когнитивной составляющей правового воспитания;

- формирование моральных и нравственных убеждений, способствующих личной ответственности за принятие решения и свое правовое поведение;

- освоение принципов и особенностей правоотношений в современном обществе;

- формирование готовности к активному участию к деятельности в обществе на основе сформированной гражданско-правовой позиции.

Правовая грамотность в контексте правового воспитания предполагает ознакомление с содержанием таких понятий, как законодательство, конституция, правовые нормы. Совершенствование юридической грамотности осуществляться на основе сравнительно-сопоставительном исследовании документов, позволяющих сделать правильное умозаключение о содержательных аспектах правовых документов.

Правовая грамотность имеет:

- уведомительный характер, предполагающий информированность студентов о праве;

- ценностно-смысловой и оценочный характер, ориентирующий на адекватного отношения к праву;

- регулирующий характер, подразумевающий установку на правовое поведение;

- информационную направленность, предполагая сформированные знания, способствующие выработки представлений о правомерном поведении;

- организационно-управленческий характер, включая организацию и структурирование деятельности субъектов правового воспитания [11].

Современный вуз ориентирован на формирование знаний административного, гражданского, трудового, уголовного права, навыков самостоятельного поиска правовой информации и умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях. Учитывая значимость правового воспитания, правовое просвещение студентов, представляет деятельность преподавателей правового блока дисциплин, ориентированную на формирование правосознание, которое трактуется как одна из форм общественного сознания, отражающего существующую действительность в сфере правовых явлений и отношений, проявляющихся через систему взглядов, морали, ценностно-смысловых оценок. Значимой представляется проблема создания правовой среды в вузе, представляющей единство связей и отношений, правовых структур, осуществляющих свою деятельность в рамках образовательной организации. Правовая образовательная среда способствует, профессиональной направленности, интенсивности правовой активности: она оказывает позитивно-стимулирующее воздействие на регулируемые отношения правомерных способов деятельности и предполагает совершенствование правовых отношений в вузе, развитие правовой культуры и формирование правового менталитета студентов, предрасполагает к взаимодействию субъектов образовательной организации. Так, Е. В. Вавилин определяет правовую среду как комплексное правовое явление, включающее: идейную основу, принципы осуществления прав и исполнение обязанностей, структуры, осуществляющие правовое регулирование [3].

Правовое сознание влияет на уровень правового воспитания - «духовную и материальную систему правовой жизни социума, детерминируемую общественно-экономическим строем и оцениваемую исходя из достигнутого уровня развития правосознания, правовой деятельности, юридической техники и эволюции человека как субъекта права» [4, с. 139]. Авторы подчеркивают, что в структуру правового сознания «входят самосознание, мораль, социальное развитие, культура личности» [14, с. 421]. Структура правового сознания, по мнению ряда авторов, включает: «1) когнитивные уровни структуры - идеологический и социально-психологический; 2) социально-субстратная структура - общественный, групповой, индивидуальный уровни; 3) инструментальная структура - информационный, оценочный и волевой элементы; 4) содержательная структура - категории свободы и ответственности, законности и справедливости, вины и совести, поощрения и наказания» [16, с. 6].

При формировании правового сознания студентов вуза, необходимо учитывать качества личности, основываясь на интеграции мотивационного, оценочного, регулятивно-поведенческого компонентов.

Мотивационный компонент в формировании правового сознания направлен на поддержание активности студентов, побуждает их к деятельности. Следует учитывать, что мотивация правового поведения зависит как от наличия личностных качеств студентов, так и факторов взаимодействия субъекта образовательного процесса и внешней среды, влияющей на правовое поведение [13, с. 114]. Правовое воспитание, как педагогическая проблема, должно учитывать сформированность правового сознания у студентов, роль и значение правовой образовательной среды, оказывающей социальное воздействие на правовое обучение в вузе. Необходим поиск наиболее эффективных методов правового обучения, направленного формирование способности и готовности правовым путем достигать поставленные цели.

Оценочный компонент в правовом воспитании студентов учитывает оценки и мнения субъектов образовательного процесса по правовом вопросам. Правовая подготовка студентов учитывает не только наличие правовых знаний, но и ценностно-смысловое отношение к ним, потребности и интересы. В контексте правового воспитания в структуру правового сознания входят следующие типы оценочных отношений: отношения к принципам и нормам права; оценка правовому поведению в социуме; оценка к деятельности правоохранительных органов; правовая самооценка. Оценочные аспекты правового сознания проявляются в оценочных суждениях, которые могут носить «отвлеченный» характер, что затрудняет их выявление. Правовое сознание личности в контексте правового воспитания проявляется в правовом поведении, отражающемся в готовности студентов к деятельности в значимых правовых ситуациях, позволяющих демонстрировать усвоение знания, норм права. Уяснение правовых норм, знание прав и обязанностей, является важнейшим условием, которые оказывают влияние на правовое поведение личности [11]. Правовое воспитание происходит на основе интерактивной технологии обучения, направленной на активизации интеллектуальных качеств личности: использование диалога, способствующего осознанию профессионально-значимой информации; индивидуализации субъект-субъектного взаимодействия.

Наличиерегулятивно-поведенческого компонента правового сознания включает аналитические навыки и умения в решении правовых проблем, свидетельствующих о способности работать с документацией правовой направленности, готовности использовать правовые знания в практической профессиональной деятельности. Учитывая, что правовое воспитание представляет комплекс мер, направленных на сознание правовых норм и правил, значимым становится знание студентов о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности.

Выводы. Основополагающее значение в процессе правового воспитания приобретают механизмы, способствующие организации воспитательного процесса: преодоление правового нигилизма, правовая грамотность, пропаганда правовых знаний в средствах массовой информации, просветительская деятельность и конституционные мероприятия. Система мероприятий правового образования в вузах основана, как правило, на комплексе мероприятий, включающих правовые семинары, конференции, спецкурсы и курсы по выбору. Значимым представляет создание правовой образовательной среды, способствующей системной, профессионально направленной правовой деятельности, содействующей формированию личности, способной и готовой активно действовать в условиях гражданского общества. Практикой правового воспитания выработаны и успешно используются формы лекционной пропаганды, вариативные по организации лектории, связанные с юридической тематикой, научно-практические конференции и т.д. Новый этап развития отечественной государственности, предполагает переоценку традиционных форм правового воспитания.

Следовательно, правовое воспитание современной молодежи в условиях гражданского общества должно включать:

- создание правовой образовательной среды, способствующей развитию индивидуального правосознания и правовой культуры студентов;

- механизмы правового воспитания, включающих разнообразные формы и методы правовой воспитательной работы (разъяснение правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка; использование приемов психологического и педагогического воздействия на студентов; правовое просвещение, основанное на распространении правовых знаний; правовую пропаганду, направленную на формирование уважения к праву и законности как ценностной установки).

Таким образом, можно говорить о значительной роли высших учебных заведений в правовом воспитании студентов: при совершенствовании образовательной системы любого вуза необходимо уделять особое внимание правовому компоненту воспитания студентов, способных и готовых применять полученные знания и умения на практике.

Литература:

1. Александрова С.Н. Роль вуза в процессе реализации содержания воспитания правовой культуры студентов / С.Н. Александрова // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 1. - № 8. - С. 10-12.

2. Баринова, А.Н., Румянцева, Н.А. Правовое воспитание учащихся общеобразовательной организации / А.Н. Баринова, Н.А. Румянцева // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 9 (17). -С. 389-392.

3. Вавилин В.В. О социализации личности / В.В. Вавилин // Социально-гуманитарные знания. - 2015. -№ 3. - С. 217-221.

4. Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки / В.Н. Гуляихин // Юридические исследования. - 2013 - № 4 - С. 135-158.

5. Долгова, Е.А. Правовое воспитание в гуманитарных вузах как средство формирования правосознания студентов / Е.А. Долгова // Право и образование. - 2014. - №1. - С. 65-70.

6. Кваша А.А. Правовые установки граждан: автореф. дис... канд. юрид. наук: 12.10.01 / А.А. Кваша. -Волгоград. - 2002. - 18 с.

7. Малахов, В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. / В.П. Малахов. - М., 2001. -С. 125-130.

8. Межуев В.М. Идея культуры: Очерки по философии культуры / В.М. Межуев. - М.: Прогресс-Традиция. 2006. - 408 с.

9. Мигущенко О.Н. Роль правосознания в применении права / О.Н. Мигущенко // Юридический мир. -2007. - №6. - 26-35 с.

10. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков / К.В. Науменкова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon22.03/sek1/13.htm (дата обращения 21.01.2020).

11. Певцова Е.А. Современные дефицитные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е.А. Певцов // Журнал российского права. - 2004. - № 3. - С. 16-34.

12. Перфильева И.А. Правовое воспитание студентов как важнейшая составная часть формирования правовой культуры общества / И.А. Перфильева // В сборнике: Организация безопасности на транспорте Межвузовский сборник научно-методических трудов. Забайкальский институт железнодорожного транспорта. - Чита, - 2015. - С. 248-256.

13. Провалинский Д.И. Мотивация как элемент механизма реализации правовых стимулов / Д.И. Провалинский // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 17. - С. 114-118.

14. Романкевич А.В. Системный анализ структуры правового сознания студента в педагогической литературе / А.В. Романкевич // Молодой ученый. - 2013 - №7. - С. 421-425.

15. Рукавишников Д.В. Понятие правомерного поведения / Д.В. Рукавишников // Адвокатская практика. - 2011. - № 2. - С. 6-10.

16. Сандул Я.В. Развитие правового сознания студенческой молодежи в современном российском обществе: автореферат дисс. ... канд. филос. наук / Я.В. Сандул. - М., 2011 - 24 с.

17. Теория государства и права: курс лекций / под. ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2001. - 623 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Храмова Юлия Николаевна

Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал(г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Хайруллин РестямДавлетбаевич

Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал(г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Аннотация. В статье поднимается проблема передачи знаний наиболее эффективным способом и роль профессионального иностранного языка в современном, глобальном мире. Применение компьютерных информационных технологий, по мнению авторов, способствует решению задачи по методическому обеспечению заданиями для успешного формирования коммуникативных компетенций у студентов. Одной из главных целей использования компьютерных технологий является самостоятельная работа студентов из-за ограниченного времени на изучение иностранного языка. В наше время есть доступ к большому количеству аутентичных материалов, что позволяет строить отношения преподавателя и студента на совсем иной педагогической основе. Авторы обращают внимание на причину медленного внедрения компьютерных технологий в учебный процесс. По мнению авторов, нужно разрабатывать методическое обеспечение, прежде всего компьютерное, включающие электронные версии всех методических материалов, в том числе программ способных решить большое количество профессиональных задач при обучениииностранному языку.

Ключевые слова: языковая компетенция, компьютерные технологии, инновации, самостоятельная работа, методическое обеспечение, программное обеспечение.

Annоtation. The article raises the problem of knowledge transfer in the most effective way and the role of foreign language in modern, global world. The use of computer technologies, according to the authors, contributes to the solution of the task of methodical provision of tasks for successful formation of communicative competences in students. One of the main purposes of using computer technology is students' self-studying because of limited time on learning a foreign language. Today there is an access to a lot of authentic materials, which allows to build relations between teacher and student on a very different pedagogical basis. The authors mention the reason of the slow introduction of computer technologies into the educational process. The authors believe it is necessary to develop methodological support, first of all computer one, including electronic versions of all methodological materials, including software capable of solving large number of vocational issues.

Keywords: foreign language competence, computer information technologies, innovations, self-studying,methodological support, software.

Введение. Глобализация вносит изменения не только в стандарты экономического развития и модели политического взаимодействия стран, но и в систему высшего образования. Влияя на роль и место университетов в обществе, она инициирует инновации во внутренней структуре учебного заведения и педагогического процесса, способствует появлению новых дисциплин, технологий преподавания и способы передачи знаний; более того, освоение информационных и коммуникативных технологий приводит к возникновению новых видов образовательных технологий. Использование информационных технологий в обучении предоставляет в распоряжение участников образовательного процесса новые средства обучения, без которых немыслимо овладение знаниями в установленные сроки, формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в различных областях науки и образования. Сегодня постоянно возрастает спрос на выпускников вуза, чей уровень подготовки соответствует мировым стандартам.

Изложение основного материала статьи. Знание иностранного языка играет важную роль в современных условиях. Особенно важен этот фактор при трудоустройстве, поскольку одним из главных требований к современному специалисту, является владение иностранным языком. Следовательно, в состав компетенции должно войти умение обсуждать и решать профессиональные проблемы на иностранном языке. В иноязычной подготовке студентов вуза акцент делается на подготовку студентов к ситуациям профессионального речевого общения, а применяя новейшие технологии (КИТ), есть возможность отбора того материала, который бы отвечал принципу функциональности и учитывал профессиональную направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.