Педагогика
УДК 378
преподаватель базовой кафедры специальных дисциплин колледжа Гогурчунов Арсланали Пахрутдинович
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. В статье изучено понятие правосознания и проблемы его формирования у учащихся в процессе профессиональной подготовки в вузе. Сделан вывод о том, что формирование правосознания происходит благодаря правовому обучению и воспитанию студентов, итогом которого будет сформированнная активная гражданская позиция, применение правовых норм для реализации и защиты прав и свобод. Важно так же учитывать следующий факт: правосознание - это одно из форм общественного сознания. В отношении педагогического опыта формирования правового сознания молодежи, следует отметить, что в этом процессе необходимо применять как проверенные формы и способы обучения, так и активно внедрять новые технологии.
Ключевые слова: правосознание, правовое воспитание, обучающийся, образовательный процесс.
Annotation. The article studies the concept of legal consciousness and the problems of its formation among students in the process of professional training at a university. The conclusion is made that the formation of legal consciousness occurs due to legal training and education of students, the result of which will be the formation of an active civic position, the application of legal norms for the implementation and protection of rights and freedoms. It is also important to take into account the following fact: legal consciousness is one of the forms of social consciousness. With regard to the pedagogical experience of forming the legal consciousness of young people, it should be noted that in this process it is necessary to apply both proven forms and methods of teaching, and actively introduce new technologies.
Keywords: sense of justice, legal education, student, educational process.
Введение. Обращение к проблеме формирования правосознания у студентов является сегодня особенно актуальным, поскольку обусловлено наличием множества противоречий, которые возникают в результате необходимости формирования активной позиции молодежи в условиях современного общества и недостаточности правового сознания данной категории населения.
Россию характеризуют как страну с переходной экономикой, и это оказывает значительное влияние на формирование правосознания молодежи, на активное развитие правового мышления, способности к творческой активности и социальной предприимчивости. К сожалению, ситуация данных процессов сильно осложнена противоречиями в самой правовой системе государства, наличием такого явления как правовой нигилизм, дестабилизированной экономике, - все эти факторы имеют способность отдалять государство и людей от построения правового сознания и правового общества в целом.
Изложение основного материала статьи. Ключевая проблема исследования заключается в том, что воспитание и формирование правосознания является крайне сложной задачей для педагогов и психологов. Правовое сознание личности должно отражаться как некое объективное явление, характеризующее представление о власти и законе, о собственных правах и обязанностях у подрастающего поколения. Поэтому процесс формирования правосознания - это основа для дальнейшего развития гражданского общества. Следует заметить, что у молодежи долгое время в предыдущие периоды развития нашего государства была четкая нацеленность на административно-властный стиль правового регулирования в обществе. Сегодня же мы отходим от этой системы, а построение рыночной экономики диктует новые условия, в том числе условия по становлению демократического правового общества.
Проблемой, обуславливающей актуальность исследуемой темы, является тот факт, что все чаще мы сталкиваемся с правовым нигилизмом, а в ряде случаев - и полным игнорированием молодого поколения правовых норм, общественных ценностей и национальных традиций, являющихся частью правовой культуры личности. Это обстоятельство, несомненно, не может не вызывать высокую степень тревоги, поскольку говорит о несостоятельности социальных и общественных институтов в части воспитания правосознания (семьи, школа, окружение). В итоге у студентов формируется такое правосознание, которое является разрушительным для личности и общества в целом. Исходя из этой проблемы, одной из задач вуза является недопущение ситуации, в которой право начинает игнорироваться в той или иной степени.
Главная роль в формировании правосознания личности в вузе отводится правовым дисциплинам. В задачи педагога правовых дисциплин входит воспитание личности такой, которая бы задумывалась о происходящем в правовом смысле, личности размышляющей о последствиях, о результатах и продуктах собственного поведения и поведения и поступков окружающих людей. Но педагог может действовать в совокупности с психологом, а зачастую - и выполнять его функции, совмещать, для того, чтобы наладить хорошую психологическую атмосферу и отношения с учениками для более качественного усвоения знаний и получения навыков по дисциплине.
Таким образом, педагоги и психологи должны быть готовы к тому, что работать требуется в постоянно изменяющихся условиях, когда и государство, и общество заинтересованы в воспитании граждан, обладающих «правильным» правосознанием. Причем понятие «правильного» правосознания достаточно однозначно можно трактовать как «совпадающее с нормами законов государства». В целях реализации задач по формированию правосознания требуется, прежде всего, найти общий язык с учащимися: выстроить доверительные отношения; проведение бесед на различные социальные темы, которые волнуют детей данного возрастного периода; проведение классных часов и внеклассных занятий на тему формирования правосознания у детей и подростков.
Таким образом, актуальность рассматриваемой темы обусловлена самой целью по формированию правосознания, его необходимости в обществе, а также возрастающими противоречиями в самой правовой системе государства. Для того чтобы сформировать такое «правильное» правосознание, педагогу и психологу требуется подготовить учеников к процессу активного осмысления жизни, поступков, ценностей, правовых норм, деятельности в целом в гражданском обществе. Кроме того, важным компонентом данной работы в
рамках прохождения правовых дисциплин будет являться формирование позитивных мотивационных установок учащихся.
По мнению Р.С. Байниязова, правосознание следует определять как духовную целостность правовых и отчасти общесоциальных идей, взглядов, представлений, убеждений, чувств, эмоций, настроений и т.д., которые в идейном и психологическом смыслах отражают и осознают правовые феномены [4]. С этим мнением можно согласиться, если обратиться к случаям, когда поведение человека определяют не правовые нормы, а регуляторы социального поведения неправового характера. Сюда могут быть отнесены личностные убеждения и ценности отдельно взятой личности, религиозными мотивами, менталитетом, особенностями этнической культуры. Важными здесь являются понятие добродетели и морали человека, принятия или непринятия общественных норм. Не стоит забывать и о том, что на поведение личности могут оказывать эмоциональные воздействия различного характера: сильное чувство радости, счастья, состояние аффекта, отчуждения. Кроме того, у человека могут быть психические расстройства, которые не позволяют говорить о правильном формировании и развитии правосознания [1-10].
Согласно взглядам Лазебниковой А.Ю. и Ивановой Л.Ф. [8] под правосознанием следует понимать совокупность идей, чувств, убеждений индивидов или частей общества, которые формируются относительно права и его роли. В данном определении особенная роль принадлежит процессу осмысления и восприятия регулирования правового тока, осознания того, что закон выше всего. Как отмечают авторы моральные нормы и ценности определяют выбор человеком своего дальнейшего поведения и отношения к правовым нормам [8]. Отмечено, что психика человека воздействует на формирование правосознания любого человека. От свойств и степень развития психики и психических процессов, будет сильно зависеть эффективность формирования правосознания. Поведение человека, у которого нет никаких знаний о системе права в его государстве, будет сильно отличаться от человека, у которого такие знания есть. Если индивид в процессе своего онтогенеза не познает нормы права и морали, не знает о нормах поведения в обществе, не имеет представления о системе законодательства, это будет оказывать характерное влияние и на его социализацию в обществе, что особенно важно для студенческой молодежи [5].
Следует отметить, что правовое сознание в психике человека отображается в измененной форме. Та информация, которую личность осваивает в результате получения знаний о системе государства, политической системе, социальных нормах, праве и прочих явлениях правовой действительности в психике преобразуется в форму установок, эмоциональных окрашиваний, чувств, идей, знаний и т.п.
Правосознание есть отражение тех элементов, которые формируются в психике человека и отражают его систему взглядов на правовое регулирование в обществе. Если говорить о правосознании как о целостной системе, то она включает не только элементы, рассмотренные выше, но и идеологию, а также практику применения отдельных правовых норм. Правосознание можно определить в виде некоторой обобщающей категории, которая требуется обществу и отдельно взятой личности для того, чтобы взаимно увязать совокупность внутренних психических установок личности и норм, которые действуют в обществе, иначе говоря, определить направленность и характер правового поведения личности в обществе. Следует при этом обратить особое внимание на формирование правосознания несовершеннолетних детей.
Характерный признак студенческого возраста - повышенная степень интереса к собственной личности, своим способностям, возможностям, чувствам, эмоциям и переживаниям, происходит активное развитие рефлексии, они осознают свои качества как индивидуума, развиваются различные стремления и ценностные ориентации, что приводит в конечном итоге к тому, что формируется новый уровень самосознанияи самооценки личности [1-9].
Правовое сознание бывает положительным, негативным и нейтральным и сопряжено с возрастом личности, поскольку совершенствуется на протяжении всего жизненного пути человека и формируется под влиянием целого ряда факторов.
Правовая психология личности, выраженная в ощущениях, привычках, взглядах, убеждениях и пр. Именно поэтому правовое сознание - это сложный конгломерат идеологических и психологических факторов, комплекс «правовых познаний, мыслей, представлений, взглядов, эмоций, выражающих подход человека к разным действиям правовой реальности, к функционирующему праву. Оно обуславливается правовыми устоями общества, практикой правового применения, нравственными навыками и традициями социума. В таком случае правовое сознание является критерием правовой системы полностью. В основе правовой психологии лежат понятия о справедливости, представления об эффективности установленных юридических законов в обществе, способах их реализации, о правовых средствах и методах и т.д. В зависимости от всего этого личность либо ободряет установленное право и подчиняется ему, либо их отрицает.
Правовая идеология - высочайший уровень правового сознания, при котором личность не только подчиняется праву, но и осознает цель, назначение и его глубину, способна различать закономерности правового регулирования. Это личностная концепция, основанная на мыслях, мировоззрении, включающем в себя представления о справедливости, гуманизме, независимости, почтительности, достоинстве и значений человека и т.п.
Важнейшей составляющей правовой культуры так же является правовое мышление, которое личность приобретает по ходу своей жизни, функционируя в социуме. Это такое «сочетание взглядов, представлений, способов, подходов к оценке правовой реальности и к принятию решений, каких гражданин придерживается в согласии с внутренней моральной позицией в профессиональной работе, расценивая правовые ситуации и решая правовые проблемы.
Правосознание (и как следствие - правовую культуру) в личности можно воспитать.
В систему правового воспитания входят следующие элементы:
Субъектами правового воспитания являются государственные органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность. Субъект правового воспитания - это либо специализированное юридическое обучение (например, юридические факультеты университетов), либо государственный орган, обладающий косвенной правообучающей правовоспитательной функцией.
Объектами правового воспитания становятся граждане или общественные группы, которым прививаются, преподаются правовые знания.
Под средствами правового воспитания понимают:
- нормативно-правовые акты, акты применения норм права;
- разнообразные разъясняющие материалы о функционировании правовых актов (например, в СМИ, на телевидении и на радио);
- радио и телевизионные передачи, регулярно освещающие правовые нормы;
- специализированные юридические издания, целью которых является широкая популяризация и распространение правовых знаний;
- организационно-образовательные мероприятия (пресс-конференции, лекции, беседы, семинары и т.д.);
- справочно-информационные, консультационные телефонные службы.
Итак, правовое воспитание - это сложнейший процесс, охватывающий и вовлекающий в свой ход огромное количество скоординированных между собой элементов и факторов, в результате которого личность не только получает полные и систематизированные знания о праве, правовой деятельности, но и обретает привычку к правовому поведению, основанному на уважении и неукоснительном соблюдении права, то есть по сути - к цивилизованному способу решения споров, возникающих между индивидуумами в процессе социального общения.
Выводы. Таким образом, в отношении педагогического опыта формирования правового сознания молодежи, следует отметить, что в этом процессе необходимо применять как проверенные формы и способы обучения, так и активно внедрять новые технологии. Формирование правосознания происходит благодаря правовому обучению и воспитанию студентов, итогом которого будет сформированнная активная гражданская позиция, применение правовых норм для реализации и защиты прав и свобод. Важно так же учитывать следующий факт: правосознание - это одно из форм общественного сознания. Поэтому целесообразным будет повышать правовую культуру не отдельного индивида, а общества в целом.
Литература:
1. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании -Ставрополь, 2014.
2. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А. и др. Педагогика: вчера, сегодня, завтра: коллективная монография / Москва, 2016.
3. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография - Москва, 2017
4. Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России. - Саратов, 2008. - С. 74.
5. Гаджиева П.Д., Дудаев Г.С.Х., Серкерова Н.К. О вопросах формирования готовности будущего педагога к обеспечению прав ребенка в общеобразовательной школе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 301-302.
6. Кученев А.В. Современное понимание и структура правосознания // Вестник Российского университета кооперации, 2016. - № 12. - С. 99.
7. Кучмезов Р.А. Формирование правовой грамотности студентов как актуальная педагогическая задача // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 159-160.
8. Лазебникова А.Ю., Иванова, Л.Ф. Как создавалось современное школьное обществознание // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018. - № 5. - С. 100.
9. Сорокопуд Ю.В., Окунев С.А., Лапшова И.А. Применение гуманитарных технологий в процессе формирования профессионально важных качеств будущих юристов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 76-77.
10. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. - Ростов н/Д, 2011. - 541 с.
Педагогика
УДК 378.2
магистрант Данилова Елена Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И ДИСЛАЛИЕЙ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии у дошкольников. Выделены основные критерии, позволяющие четко дифференцировать данные нарушения речевого развития.
Ключевые слова: стертая дизартрия, дислалия, звукопроизношение, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, мелкая моторика.
Annotation. The article discusses the implementation of differential diagnosis of erased dysarthria and dyslalia in preschoolers. The main criteria are highlighted, allowing to clearly differentiate these violations of speech development.
Keywords: erased dysarthria, dyslalia, sound pronunciation, speech breathing, articulation apparatus, fine motor skills.
Введение. Известно, что речевая деятельность - это сложная психическая функция, представляет собой совокупность нервных импульсов, происходящих при согласованной деятельности различных участков головного мозга. Речь, как отмечено у Т.Г. Визель - является сложнейшей системой сенсомоторных координаций, имеющих различную специфическую организацию [2]. Становление и развитие звукопроизношение у каждого ребенка происходит индивидуально. Некоторые дети начинают сравнительно рано произносить первые звуки более-менее отчетливо, другие - наоборот запаздывают в этом плане. Качество звукопроизношения непосредственно зависит от развития органов артикуляции, их подвижности. В коррекционных группах дошкольных учреждений в последние годы часто встречаются дети с такими нарушениями речи, как стертая дизартрия и дислалия. Анализ логопедической практики показывает, что данные виды речевых нарушений часто путают. В соответствие с определением Б.Г. Мещерякова - дислалия