Научная статья на тему 'ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ'

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
997
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИГРОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА / BUSINESS GAME / GAME FORM OF TRAINING / MODELING / ACTIVE FORM OF TRAINING / EDUCATIONAL BUSINESS GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Держай Галина Юрьевна, Пазенко Евгений Александрович

В статье рассматривается деловая игра как активный метод обучения. Оценивается необходимость применения данного метода для уроков обществознания. Делается вывод, что проведение уроков по заявленному предмету в такой форме является целесообразным, так как это позволяет сформировать личные и профессиональные качества, повышает интерес к предмету, оптимизирует работу в команде. Проводится аналогия со студентами-юристами, так как для обучения правовым наукам активно применяются деловые игры. Рассматривается примерный сценарий деловой игры, оценивается механизм ее проведения и эффективность. Формулируется и обосновывается вывод о значимости деловых игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS GAME AS AN ACTIVE LEARNING METHOD IN SOCIAL STUDIES

The article deals with the business game as an active learning method. The necessity of using this method for social studies lessons is evaluated. It is concluded that conducting lessons on the declared subject in this form is appropriate, since it allows you to form personal and professional qualities, increases interest in the subject, and optimizes team work. An analogy is drawn with law students, since business games are actively used to teach legal Sciences. An approximate scenario of a business game is considered, the mechanism of its implementation and effectiveness are evaluated. The conclusion about the importance of business games is formulated and justified.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

5. Лапшина Е.А., Моругина В.В. Основы логопедической работы по устранению полиморфной дислалии // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2.

6. Медведева Е.Ю., Образумова А.Н. Исследование мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии // Е.Ю. Медведева, А.Н. Образумова. Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-7. С. 87-89.

7. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. - М., 2002. 637 с.

8. Селезнева П.Н. Значимость дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии / П.Н. Селезнева // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. № 7 (24). С. 28-30.

9. Федосова О.Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.03. - Самара, 2005. 228 с.

10. Фролова А.С. Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста / А.С. Фролова, Т.А. Таринская // Образование и воспитание. 2018. № 1 (16). С. 72-76.

Педагогика

УДК 371.382

студент магистратуры Держай Галина Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Дальневосточный федеральный университет" (г. Владивосток); кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического образования Пазенко Евгений Александрович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Дальневосточный федеральный университет" (г. Владивосток)

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается деловая игра как активный метод обучения. Оценивается необходимость применения данного метода для уроков обществознания. Делается вывод, что проведение уроков по заявленному предмету в такой форме является целесообразным, так как это позволяет сформировать личные и профессиональные качества, повышает интерес к предмету, оптимизирует работу в команде. Проводится аналогия со студентами-юристами, так как для обучения правовым наукам активно применяются деловые игры. Рассматривается примерный сценарий деловой игры, оценивается механизм ее проведения и эффективность. Формулируется и обосновывается вывод о значимости деловых игр.

Ключевые слова: деловая игра; игровая форма обучения; моделирование; активная форма обучения; учебная деловая игра.

Annotation. The article deals with the business game as an active learning method. The necessity of using this method for social studies lessons is evaluated. It is concluded that conducting lessons on the declared subject in this form is appropriate, since it allows you to form personal and professional qualities, increases interest in the subject, and optimizes team work. An analogy is drawn with law students, since business games are actively used to teach legal Sciences. An approximate scenario of a business game is considered, the mechanism of its implementation and effectiveness are evaluated. The conclusion about the importance of business games is formulated and justified.

Keywords: business game; game form of training; modeling; active form of training; educational business game.

Введение. Обществознание - это совокупность дисциплин, предметом изучения которых являются различные стороны жизни общества. В качестве предмета изучения оно включает в себя основы социальных наук, таких как философия, социология, право, политология, экономика и др. Характерной особенностью курсов по гражданскому праву является то, что социальные науки рассматриваются не в изолированном виде, а как тесно связанные с дисциплиной, составляющей единое целое, поэтому изучение обществознания не только обеспечивает получение конкретных знаний, но и способствует пониманию учащимися взаимосвязей различных аспектов социальной жизни, оно составляет комплексный взгляд на общество, привлекает внимание учащихся к современным социальным явлениям.

Один из методов активного обучения - деловые игры. В литературе нет определения понятия «деловая игра», но анализ различных его трактовок показывает, что во всех них присутствует главная характеристика деловой игры - наличие ситуация или имитационная модель, которая представляет технологию производства определенных работ (заключение договора, разработка плана работ и т.д.).

В.П. Галушко в книге «Деловые игры» пишет: «Деловая игра — это своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имевших место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливаются связь и закономерности воздействия существующих методов выработки решений на результаты производства в настоящее время и в перспективе» [2, с. 8]. Более того, деловую игру можно рассматривать через призму моделирования определенных явлений объективной действительности в искусственно созданных ситуациях. Представляется вполне естественным, что игра позволяет ощутить себя в той или иной ситуации, в непосредственном ее действии, а также закрепить теоретические знания и применить их для решения условной проблемы практического характера. Таким образом, деловые игры направлены на развитие профессиональных навыков, самостоятельности, лидерских качеств и коммуникабельности. Полагаем, что наличие таких качеств является необходимостью в целом и выходят за рамки усвоения данной дисциплины.

Изложение основного материала статьи. В последние десятилетия деловые игры получили широкое распространение в производстве, общественной деятельности, экономике, теории управления, образовании. Это подтверждают многочисленные исследования и научные публикации. Игровая форма обучения - самое успешное и перспективное нововведение последних лет. В процессе деловой игры развиваются решительность, активность, динамизм и продуктивность мысли, сила и быстрота памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы.

С дидактической точки зрения обучение игре перспективно, поскольку не противоречит современным педагогическим теориям и может стать формой интегрированного обучения.

В основе разработки деловой игры лежит создание имитационных и игровых моделей, которые должны органично пересекаться, что определяет структуру.

Имитационная модель отражает выделенную часть реальной действительности, которую можно назвать прототипом модели или имитационным объектом, задавая контекст профессиональной деятельности специалиста в процессе обучения.

Фактически игровая модель — это способ описания работы участников - имитационная модель, которая определяет социальный контекст профессиональной деятельности профессионалов.

Объект игры — это объект деятельности участников игры, в определенной форме заменяющий объект собственно профессиональной деятельности.

Сценарий - основной элемент игровой процедуры, он отражает принципы проблематики, двуплановости, совместной деятельности. Сценарий отображает общую последовательность игры, разделенную на основные этапы, операции и этапы.

Роли и функции игроков должны адекватно отражать «официальный имидж» той части профессиональной деятельности, которая моделируется в игре.

В качестве примера можно привести игру «Выборы депутатов муниципального образования». Цель игры - расширить и закрепить знания студентов о политической системе Российской Федерации, избирательных правах граждан.

Первым этапом идет формирование трех групп, выбираются руководители групп и каждой группе дается задание. Время подготовки и презентации фиксировано. Две группы состоят из пяти человек, они будут готовить своего кандидата на пост главы округа, все остальные (третья группа) будут избирателями. Две группы по пять человек отвечают за подготовку своего кандидата к выборам главы округа, одна группа избирателей должна подготовить вопросы кандидату и после выступления каждой команды проголосовать за одного из них и подготовить бюллетени для голосования и список избирателей.

Далее начинается разминка, в ходе которой задаются различные вопросы об избирательном процессе, местном самоуправлении, по избирательному праву и т. д. за каждый правильный ответ участники получают баллы.

На следующем этапе представители представляют своих кандидатов, после них кандидат сам рассказывает о своей предвыборной программе.

Во время выступлений кандидатов избиратели задают свои вопросы. После выступлений председатель избирательной комиссии объявляет об открытии избирательного участка, каждый избиратель заполняет свой бюллетень и бросает его в урну для голосования, победитель избирается большинством голосов. Победители и самые активные участники награждаются призами, по окончании игры каждый участник оценивается.

На последнем этапе игры происходит обсуждение - каждый участник игры выражает свое мнение об эмоциях, которые он испытывал при выполнении определенной роли. Мнения у всех очень разные: кто-то уже был на выборах и имел какое-то представление о них, а кто-то получил первичный избирательный опыт.

Из анализа данной игры следует, что она имеет выраженную правовую направленность, что во многом обусловлено тем, что обществознание, как уже отмечалось ранее, находится на стыке экономических и правовых наук. Если обучающиеся лица примут решение о поступлении в дальнейшем на юридический факультет, то деловые игры, проводимые на уроках обществознания, сыграют в данном случае особую роль, так как деловые игры активно применяются в рамках подготовки студентов-юристов. Так, обобщив опыт проведения деловых игр на юридических факультетах отечественных вузов можно констатировать, что деловые игры направлены на выявление у будущих юристов необходимых профессиональных навыков (отстаивание своей позиции, аргументация), а заложить основу данных навыков можно уже на уроках обществознания. Кроме того, студенты-юристы лучше усваивают учебный материал в ходе деловой игры, что представляется вполне естественным.

Представляется, что в рамках моделирования деловой игры для проведения урока обществознания, стоит обратить внимание на модели, которые применяются для деловых игр студентов-юристов. Например, в данных случаях в деловой игре имеют место противоположные интересы, если не сказать противоборствующие. Такая игра является антиподом игры, которая была разобрана нами ранее, однако ее практическая значимость также является достаточно высокой. Так, игра, в которой имеют место диаметрально противоположные интересы, позволяет сформировать навыки по эффективной аргументации своей позиции, вынуждают участников более детально анализировать ситуацию, находить решения из не совсем стандартных ситуаций. Таким образом, проведение деловых игр в школах вполне может быть выстроено на основе моделей, применяемых в высших учебных заведениях с адаптацией к условиям школы и особенностям изучаемой темы.

Рассмотрим преимущества деловых игр как активного метода обучения на уроках «Обществознания».

Во-первых - это интересно! Любой нестандартный подход к обучению вызывает интерес учеников, а это главное в работе педагога. Давно известно, что заезженные темы уроков, традиционализм подачи материала не привлекает учеников, формализм урока, стандартные формулировки - все это снижает внимание учеников к теме урока.

Во-вторых, если образно, можно вспомнить фразу главной героини фильма «Ирония судьбы, или с легким паром», учительницы: «Я учу их думать (авт. об учениках), хоть самую малость», так вот именно научить думать-одна из главных задач учителя. Не будем упоминать о недостатках современной системы образования в школе, но я считаю, что свести обучение к многочисленному тестированию неправильно, дети должны думать, творчески мыслить, развивать воображение и оценкой их деятельности должен быть не тест, а конкретные выводы, развернутые, подкрепленные фактами. Т.е. ребенок не только будет знать ответ на вопрос, но сможет его объяснить, показать, что он его понял.

В-третьих, преимущество деловых игр в том, что, принимая на себя ту или иную роль, участники игры связываются друг с другом, и их интересы могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, которая сопровождается естественным эмоциональным напряжением, которое вызывает повышенный интерес к ходу игры. Участники могут проявить не только профессиональные знания и умения, но и свою эрудированность, проявить свои черты характера, такие как целеустремленность, коммуникабельность, активность, от которых часто зависит исход игры.

Хорошим подспорьем для педагога, сегодня является Интернет. Можно найти все новейшие публикации, по всем темам. По любым дисциплинам. Методики, технологии, и конечно же, многочисленные примеры деловых игр по истории, обществознанию. Разработки, и педагогический опыт сотен учителей, онлайн вебинары, семинары, и просто обсуждение в соцсетях позволят разнообразить уроки, пополнить свою педагогическую копилку, само реализовать собственные идеи. Понять сегодняшних учеников, говорить с ними на их языке, и в результате найти оптимальный вариант урока, на котором деловая игра занимает не последнее место.

Итак, в процессе обучения на уроках обществознания, строя занятие в виде деловой игры педагог способствует тому, что отношения между учащимися и учителями меняются к лучшему, что касается не только учителей, которые организуют деловые игры, но и учителей многих дисциплин, знания которых способствуют успешному участию в играх и их проведению [5, с. 22].

Деловая игра позволяет максимально тренировать у обучающихся такие компетенции как интеллект, внимание, память. Определять свою роль в происходящей игре и роль других частников, взаимодействовать с участниками игры, работать как самостоятельно, так и в команде. Соревновательный момент помогает активизировать упорство и настойчивость в достижении поставленных целей, достигнуть лучшего результата, получить удовлетворение от выполненной работы, что очень важно в любой деятельности, и самое главное - быстро и полностью усвоить материал занятия.

К особенностям деловой игры на уроках обществознания можно отнести то, что деловые игры в данном случае не являются продолжительными по сравнению с иными методами аттестации. В связи с этим, ученики за весьма непродолжительный период времени открывают в себе навыки и качества, которые едва ли впоследствии можно определить в результате тестирования и аттестации. Одновременно с этим, значимость данных навыков высокая, так как она позволяет ученикам определить приоритет личностного развития и понять свою готовность к освоению той или иной профессии. В случае если такие ориентиры не будут сформированы окончательно, то практическая значимость игры в данном случае будет состоять в том, что ученик может приобрести как новые навыки, знания и умения, так и личностные качества, например, уверенность в себе, ораторство и некоторые иные (в зависимости от вида и типа деловой игры).

Вторая особенность в данном аспекте заключается в том, что ученики приобретают возможность преодолеть интеллектуально-познавательные трудности. Это находит свое выражение в том, что систематическое проведение занятий в такой форме позволяет сформировать у обучающегося лица творческое и исследовательское отношение к объективной действительности. Кроме того, деловые игры могут позволить разработать правила, которые лицо впоследствии может применять в случае, если попадет в неожиданную ситуацию.

Третья особенность состоит в том, что к ученикам не применяются санкции за их поведение, то есть ученик может проявить себя с любой стороны, не боясь осуждения и порицания. Это позволяет ему раскрыть свой потенциал максимально всесторонне и полно, однако для достижения данной цели педагогу стоит следить за тем, чтобы сценарий игры допускал альтернативные варианты развития событий, не имел четкого алгоритма, либо предусматривало необходимость изменения поведения ученика в рамках игры.

Особо стоит отметить значимость деловых игр для формирования умения работать в команде, так как такие игры априори подразумевает нахождение в коллективе, разработку командных действий. Более того, это позволяет ученикам ощущать и разграничивать коллективные и индивидуальные цели, прислушиваться к точке зрения лидера команды.

Выводы. Таким образом, деловая игра - очень важный и нужный метод обучения, не только на уроках обществознания, но и на практически, любом уроке и применим к любой дисциплине. Деловые игры являются оптимальным средством для формирования и развития первоначальных профессиональных компетенций и личных качеств, нередко позволяет определиться с выбором профессии. На фоне изучения особенностей деловых игр было установлено, что деловую игру стоит реализовать в условиях относительной неопределенности в отношении решения, которое стоит принять, так как это позволяет оптимизировать работу в команде, развить личные качества, научить мыслить не совсем стандартным образом. Отсюда следует, что деловые игры стоит применять на уроках обществознания.

Литература:

1. Апанасенкова Е.Д. Формирование УУД на уроках истории и обществознания как основа современного образовательного процесса / Е.Д. Апанасенкова // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. 2015. № 2. С. 525-263.

2. Галушко, Д.И. Деловые игры / Д.И. Галушко. — Киев: Урожай, 1989. — 208 с.

3. Деловая игра как метод активного обучения // http://do.gendocs.ru/docs/index-213074.html.http://www.akvobr.ru/delovaja_igra_v_processe_obrazovania.html.

4. Порывкина, А.А. Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО / А.А. Порывкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 841-844. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15251/ (дата обращения: 21.11.2020).

5. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр: учебно-методическое пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений / Е.А. Хруцкий. — М: Высшая школа, 1991. — 320 с.

6. Яикова Н.П. Проблема формирования умений у старшеклассников на уроках истории / Н.П. Яикова // Студенческий электронный журнал Стриж. 2016. № 4. С. 93-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.