Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы проблемы формирования правосознания учащейся молодежи'

Теоретико-методологические основы проблемы формирования правосознания учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
553
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEOPLE‘S NEEDS / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ МОТИВ / ВОСПИТАНИЕ / LEGAL CONSCIOUSNESS / SOCIAL CONSCIOUSNESS / PROFESSIONAL LEGAL CONSCIOUSNESS / SOCIALIZATION / BEHAVIORAL MOTIVE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клочко И. В.

В статье раскрываются состояние и закономерности формирования правосознания учащейся молодежи. Автор анализирует теорию о влиянии на формирование правосознание личности множества различных факторов и аргументирует целенаправленность, системность и последовательность его становления в рамках деятельности различных социальных институтов. Проблема правового сознания, исследование особенностей, сущности, содержания и значения в жизни отдельного индивида и общества в целом неизменно находится в центре внимания видных ученых, не только юристов, но и философов, социологов, психологов и педагогов. И это неслучайно, так как правосознание как одна из форм общественного сознания, выполняет чрезвычайно важные функции и задачи, является необходимым элементом достижения социально значимых целей, как в правоотношениях, так и во всей совокупности общественных отношений. Правосознание подростков формирует самобытную картину народа, который отражает характер каждого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Клочко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PROBLEMS OF FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF YOUNG STUDENTS

The article describes the condition and regularities of student''s legal consciousness development. The author analyzes the theory about influence between many different factors and formation the student''s legal consciousness and argues the purposefulness, systematic and sequence in it''s foundation within the confines of different social institute''s activity. The problem of legal consciousness, learning features, essence, content, and it''s impotance in individual''s life and in the life of the whole society, is in the centre of the famous scientist''s, lawyer''s, philosopher''s, sociologist''s, phychologist''s and teacher''s attention. And it''s not by accident, because the legal consciousness, as a form of social consciousness, plays an extremely important functions and tasks, it is an essential element for achieving socially significant goals both in legal and in public relations. The teenager''s legal consciousness forms a distinct picture of the people and reflects the character of the people of each country.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы проблемы формирования правосознания учащейся молодежи»

В целом, в 20-30-х годах в системе школьного образования на Ставрополье сложилась ситуация в области защиты детей, для которой было характерно: распространение системы внешкольного образования; системное функционирование культурно-просветительских кружков; зарождение сельского народного университета;

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

5.

массовое создание детских площадок; организация показательных школьных мастерских (рабочих классов) для учащихся, а также для знакомства с трудовыми процессами приезжающих в уезд школьных работников; организация и проведение краевых делегатских съездов культурно—просветительских работников; проведение спектаклей; организация чтений и лекций различной тематики; создание сети бесплатных библиотек.

Государственный архив Ставропольского края. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 25. Л. 30.

Государственный архив Ставропольского края. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 25. Л. 40.

Государственный архив Ставропольского края. Ф. Р-300. Оп. 1. Д. 25. Л. 77.

Государственный архив Ставропольского края. Ф. 300. Оп. 1. Д. 20. Л. 138.

Ивановский, В.А. Ставропольский календарь. Факты, события, люди: избранное. - Ставрополь, 2006.

Bibliography

1. Gosudarstvennihyj arkhiv Stavropoljskogo kraya. F. R-300. Op. 1. D. 25. L. 30.

2. Gosudarstvennihyj arkhiv Stavropoljskogo kraya. F. R-300. Op. 1. D. 25. L. 40.

3. Gosudarstvennihyj arkhiv Stavropoljskogo kraya. F. R-300. Op. 1. D. 25. L. 77.

4. Gosudarstvennihyj arkhiv Stavropoljskogo kraya. F. 300. Op. 1. D. 20. L. 138.

5. Ivanovskiyj, V.A. Stavropoljskiyj kalendarj. Faktih, sobihtiya, lyudi: izbrannoe. - Stavropolj, 2006.

Статья поступила в редакцию 31.10.13

УДК 376.1

Klochko I.V. THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PROBLEMS OF FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF YOUNG STUDENTS. The article describes the condition and regularities of student's legal consciousness development. The author analyzes the theory about influence between many different factors and formation the student's legal consciousness and argues the purposefulness, systematic and sequence in it's foundation within the confines of different social institute's activity. The problem of legal consciousness, learning features, essence, content, and it's impotance in individual's life and in the life of the whole society, is in the centre of the famous scientist's, lawyer's, philosopher's, sociologist's, phychologist's and teacher's attention. And it's not by accident, because the legal consciousness, as a form of social consciousness, plays an extremely important functions and tasks, it is an essential element for achieving socially significant goals both in legal and in public relations. The teenager's legal consciousness forms a distinct picture of the people and reflects the character of the people of each country.

Key words: legal consciousness, social consciousness, professional legal consciousness, people‘s needs, socialization, behavioral motive, education.

И.В. Клочко, психолог отдела психологического обеспечения Московского университета МВД России,

г. Москва, E-mail: yulklo@yandex.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В статье раскрываются состояние и закономерности формирования правосознания учащейся молодежи. Автор анализирует теорию о влиянии на формирование правосознание личности множества различных факторов и аргументирует целенаправленность, системность и последовательность его становления в рамках деятельности различных социальных институтов. Проблема правового сознания, исследование особенностей, сущности, содержания и значения в жизни отдельного индивида и общества в целом неизменно находится в центре внимания видных ученых, не только юристов, но и философов, социологов, психологов и педагогов. И это неслучайно, так как правосознание как одна из форм общественного сознания, выполняет чрезвычайно важные функции и задачи, является необходимым элементом достижения социально значимых целей, как в правоотношениях, так и во всей совокупности общественных отношений. Правосознание подростков формирует самобытную картину народа, который отражает характер каждого государства.

Ключевые слова: правосознание, общественное сознание, профессиональное правосознание, общечеловеческие потребности, социализация, поведенческий мотив, воспитание.

В научной литературе неоднократно отмечалось, что проводимые в последние десятилетия реформы в области государственного и правового строительства нередко осуществлялись без учета состояния правосознания населения и потому не достигали поставленных целей, несмотря на их необходимость и очевидную социальную полезность.

Перспективы преодоления негативных явлений социальноправовой жизни во многом детерминированы состоянием правосознания современной молодежи и динамикой его развития, поскольку без понимания и осознания этой категорией лиц сущности и социального значения права трудно ожидать становления нового поколения россиян, впитавших ценности демократии, желающих и способных пользоваться правами и исполнять обязанности граждан социального правового государства.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования общественных отношений в свете реализации концепции правового государства и формирования гражданского общества в России.

Изучение состояния и закономерностей формирования правосознания у учащейся молодежи представляет научный интерес по ряду причин:

1. Социально-правовые исследования состояния правосознания взрослого населения в известной степени позволяют лишь констатировать его относительно устойчивые взгляды на право. Их изменение в силу консервативности сознания сопряжено со значительными трудностями и чаще всего связано с сильными эмоциональными переживаниями. В то же время система первоначальных правовых представлений закладывается в период

детства и отрочества, претерпевает становление в юности и оказывает существенное влияние на формирование мировоззренческой позиции личности.

2. Общеизвестно, что поведение лица во многом определяется состоянием его правосознания. Между тем в последнее десятилетие наблюдается достаточно устойчивый рост противоправного поведения в молодежной среде, причем криминологами отмечаются такие негативные тенденции, как значительное омоложение преступности и расширение ее социальной базы. Исходя из этого, закономерно можно сделать вывод о невысоком уровне правосознания молодежи и необходимости его формирования.

3. Учитывая теорию о влиянии на формирование правосознания личности множества различных факторов, можно говорить о целенаправленности, системности и последовательности его становления в рамках деятельности различных социальных институтов. Необходимость формирования правосознания молодежи обусловлена не только невозможностью его полной преемственности с точки зрения механизмов биологического наследования, но и принципиальной недостаточностью стихийного опыта. В связи с этим особый научный интерес представляет разработка вопросов, касающихся изучения современного состояния, а также закономерностей формирования правосознания учащейся молодежи как особой социальной группы, испытывающей дополнительное воздействие в рамках функционирующей системы образования, которую в свете новых подходов следует рассматривать не только как специальный социальный институт, но и как часть культуры соответствующего общества, как процесс социально-культурного взаимодействия между субъектами, в котором познавательный и воспитательный аспекты неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом системой соответствующих социальных ценностей и норм. По мнению ведущих специалистов (Е.В. Аграновская, .Л. Васильев, А.С. Гречин, Н.Ю. Гурьянов, С.А. Комаров,

A.Ф. Никитин, А.Р Ратинов и др.), интегративным личностным качеством человека современного общества является правовое сознание.

Профессиональное правосознание учащейся молодежи формируется в системе правовой подготовки. Правовую подготовку как часть подготовки в школе в своих трудах рассматривали А.М. Абдулатинов, С.В. Болонина, Т.Ю. Годнева, М.В. Горбушина, И.А. Захаров, В.М. Мотехина, В.Н. Паршин, В.А. Северу-хин, Т.М. Почтарь, Е.А. Певцова, В.П. Пономарева, Е.В. Шиври-на и др. Отдельные аспекты правовой подготовки молодежи освещаются в работах С.А. Беличевой, Е.Л. Болотовой. Г.Я. Буша,

B.А. Лукова, А.М. Матюшкина, Н.Н. Нечаевой, М.Ю. Посталюка, В.А.Смирнова и др. Для анализа проблемы большое значение имеют работы И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Петрова,

В.А. Сластенина, В.И. Черниченко, Е.Н. Шиянова и др. В них обсуждаются проблемы правовой подготовки учащейся молодежи и формирование их профессиональных качеств. Процесс формирования правосознания учащейся молодежи представляет собой движение от поставленных целей к конкретным результатам путем обеспечения целостности процесса обучения.

Проблема правового сознания, исследование его как понятия, особенностей, сущности, содержания и значения в жизни отдельного индивида и общества в целом неизменно находится в центре внимания видных ученых, не только юристов, но и философов, социологов, психологов и педагогов. И это неслучайно, так как правосознание как одна из форм общественного сознания выполняет чрезвычайно важные функции и задачи, является необходимым элементом достижения социально значимых целей, как в правоотношениях, так и во всей совокупности общественных отношений. Правосознание подростков формирует самобытную картину народа, который отражает характер каждой страны.

История теории правосознания в российской педагогической науке, на наш взгляд, начинается с исследований, проводимых представителями психологической школы права, в частности, Н.М. Коркунов (1890 г.), пытаясь установить значение рационального и иррационального в правотворчестве, писал: «Возникновение правосознания обусловлено сознательным соблюдением известных правил поведения как обязательных, но содержание этих первоначальных юридических норм не творится сознательно, оно дается бессознательно сложившимися обыкновениями» [1, с. 108].

В трудах представителей психологического направления российской педагогической науки проблема правосознания занимала одно из основных мест.

Попытки определения права через правосознание побудили ученых, позитивистов к тому, чтобы дать определение правосознания и отграничить его от права. Определения правосознания были достаточно расплывчаты. Так, в одной из работ, правосознанием предлагалось считать то, что «понимается народом как правда» [2, с. 16]. Используя идеи Л.И. Петражицкого, в понимание правосознания вносят свой вклад М. Рейснер, П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис.

Концепция правосознания была наиболее полно разработана И.А. Ильиным, очевидно, основываясь на учении Гегеля о государстве и праве. Правосознание рассматривалось как неразрывное единство собственно правового, государственного, нравственно и религиозного сознания, воздействующее на всю социальную деятельность человека.

В советское время более серьезное внимание к проблеме правосознания стало уделяться в 50-х годах ХХ века, причем вначале - представителями отраслевых наук. С точки зрения Н.Н. Полянского, правовое сознание - это совокупность представлений о справедливости и несправедливости, о правах и обязанностях. В это же время правосознание стало объектом исследования многих ученых. П.Е. Недбайло пытался дать следующее определение правосознания: «... это совокупности взглядов, идей, представлений о праве и законности...» [3, с. 49].

Если приведенное определение ограничивает правосознание сферой правовой идеологии, то И.Е. Фарбер, основываясь на положениях, содержащихся в трудах А. Лабриолы и Г.В. Плеханова [4, с. 64-65], выделил в нем сферы правовой идеологии и правовой психологии. По его мнению, правовая идеология -это система правовых идей, отражающих интересы и потребности класса, а правовая психология - это совокупность чувств, убеждений, привычек и мотивов юридически значимых волевых действий [5, с. 70].

Правосознание же - это форма общественного сознания, представляющая собой совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знание правовых явлений, так и их оценку с точки зрения справедливости, а также правовые требования, отражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития [6, с. 70].

Наряду с разработкой модели индивидуальной структуры правосознания, формировалась и модель его социальной структуры, включающей в себя индивидуальный, групповой и общественные уровни [7, с. 23].

Были также предприняты попытки философского обоснования определения правосознания. Так, В А. Чефранов считает, что это «совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, отражающих общественное бытие сквозь призму классовых отношений и воплощающихся в нормах права, выступающих как практическая сторона правосознания, правовых теориях, правовых представлениях обыденного порядка, а также в групповых и индивидуальных правовых взглядах» [8, с. 11-12].

Далее к проблеме правосознания стали подходить, исходя из теории отражения. РК. Рисунов дает определение, в котором достаточно полно описан предмет отражения. Он пишет, что правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям общественной жизни [9, с. 43].

Исходя из данной тенденции, А.В. Грошев считает правосознание способом регулирования поведения людей - участников общественных отношений, выступающего, с одной стороны, источником права, а с другой, средством психологического воздействия на сознание граждан.

Г.С. Остроумов считает, что правосознание - это представления, понятия, идеи, выражающие потребности в опосредовании поведения людей государственно-правовой волей [10, с. 28].

Несколько иная позиция В.А. Щегорцева: «Правовое сознание отражает поведение, действия и поступки участников общественных отношений, урегулированных нормами права, а также отдельные аспекты поведения и действия, требующие правовой регламентации и правовой оценки» [11, с. 230].

Приведенные дефиниции определяют правосознание через некую совокупность идей, понятий, представлений, взглядов, чувств по поводу действующего или желаемого права.

Правосознание отражает также общечеловеческие потребности. Причем последним нужно отдать приоритет, ибо в них наиболее полно воплощаются гуманистические, нравственные аспекты права: справедливость, равенство, свобода, права человека и др.

Социализация личности связана с постоянным усовершенствованием оценочно-мотивационного механизма поведенческих актов. Отдельные ситуационные мотивы у формирующейся личности перерастают в устойчивые доминирующие мотивы.

Поведенческий мотив - это соотношение поведения с социальными нормами, реальными условиями и личностными ценностями, приобретаемыми осуществляемыми субъектами в процессе социализации.

Для современного этапа развития рассматриваемой проблемы характерно исследование теоретических положений о формировании целостной концепции правового сознания, раскрывающей общие механизмы её качественного обновления. В рамках её исследования учёные обращают внимание на возможности рассмотрения сущности правосознания личности с различных сторон: в контексте механизма её формирования у населения в целом (А.В. Куликова), молодёжи (О.И. Анненко, О.С. Дем-ко, Г.А. Фирсов и др.) и отдельных профессиональных групп (Е.И. Евсикова, М.В. Капитонова, И.А. Киселев, Е.Б. Кониченко, М.С. Михайлов, О.А. Панова, А.С. Саломаткин и др.).

Во-первых, отдельные аспекты проблемы не получили достаточного освещения.

Во-вторых, отсутствуют исследования по формированию правового сознания учащихся в воспитательной деятельности педагогов образовательных учреждений, в том числе и учреждений начального профессионального образования. Между тем, как совершенно справедливо подчеркивается в работах по актуальным вопросам профессионально-технического образования (С.Я. Батышев, Л.А. Волович, Г.А. Фирсов, Н.Н. Дьяченко, Н.М. Таланчук и др.), нравственно-правовое воспитание учащихся профессиональных училищ (лицеев) является важнейшим направлением воспитательной работы педагогов.

Решение проблемы разработки содержания и методов формирования правового сознания личности сдерживалось несис-темностью знаний о воспитательной деятельности, условиях эффективности правового сознания. Однако в последнее время наметились реальные возможности решения данной проблемы в связи с разработкой в отечественной педагогике системно-функционального подхода к воспитательной деятельности педагога (Н.М. Таланчук).

Анализ состояния рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике позволил выявить противоречия между:

- возросшим уровнем требований к подготовке будущих специалистов и деятельности в правовых ситуациях в новых условиях жизни и низким качеством осуществления такой подготовки в образовательных учреждениях;

- необходимостью существенного повышения правового сознания учащихся образовательных школ и отсутствием у педагогов представлений о содержании и методах своей деятельности по её формированию у учащихся.

Стремление разрешить данные противоречия определило проблему исследования, состоящую в изучении и обосновании сущности, содержания и методов деятельности педагогов общеобразовательных школ по формированию правового сознания учащихся.

В процессе исследования мы ориентировались на следующие методологические подходы: системно-структурный подход к познанию педагогического процесса (С.И. Архангельский,

В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.В. Краевский и др.); деятельностный подход (А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.); единство теории и практики в педагогическом процессе (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Я.С. Турбовской и др.); целостность педагогического процесса (В.С. Ильин, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин и др.).

В ходе исследования мы исходили из таких теоретических положений: культурологический подход в педагогических исследованиях (И.Ф. Исаев, В.А. Николаев, В.А. Сластенин,

А.Н. Ходусов и др.); выделение в структуре культуры материальной и духовной составляющих (Ц.Г. Арзаканьян, А.А. Зворыкин, М.С. Каган, Я. Кучиньский, Г.Францев и др.); правовая культура является составляющей духовной культуры (И.А. Гайдучо-нок, А.А. Зворыкин, А.Г. Здравомыслов, Г. Францев и др.); философско-юридические подходы к трактовке правовой культуры

(В.К. Бабаев, В.Н. Баранов, Н.Л. Гранат, А.С. Гречин, Н.Ю. Гурьянов, И.А. Иванников, В.И. Каминская, С.А. Комаров, В.А. Лазарев, М.Н. Марченко, Т.В. Муслумова, А.Р Ратинов, О.В. Сазонов, В.П. Сальников, А.П. Семитко, Т.В. Синюкова В.А. Толстик, В.В. Федоров и др.); психолого-педагогические интерпретации правовой культуры (Е.В. Аграновская, В.А. Балюк, О.Н. Богатикова, Л.М. Голубева, Е.И. Евсикова, М.В. Кускова, Е.А. Лукаше-ва, Л.М. Матвиенко, И.Г Митюнова, А.Ф. Никитин, О.А. Панова,

B.В. Попов, А.Р. Ратинов, А.А. Рыбаченко, Н.М. Савченко, Т.В. Синюкова, М.Б. Смоленский, А.М. Столяренко, П.Б. Тарасов, И.И. Трофимов, С.Б. Тугуз, Г.Р Фаттахова, Е.Г. Федоренко, Т.А. Фирсова, Л.П. Фомина, С.А. Хасанова, А.А. Черемисина, Е.Н. Шумелкина, Е.В. Ярошенко и др.); правовое воспитание как средство формирования правовой культуры (С.Н. Байжуминов,

C.Б. Беликова, Г.П. Давыдов, Б.Т. Лихачев, С.В. Стецура,

B.А. Толстик, П.И. Элиасберг и др.); освоение глубоких знаний, убеждений, устойчивых мотивов деятельности достигается путем интеграции в сознании человека рациональной и эмоциональной составляющих (Л.С. Выготский, Р.М.Грановская, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов,

C.Л. Рубинштейн и др.); мышление выступает в роли внутреннего, предварительного организатора поведения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); глубокое понимание и усвоение правовых знаний обеспечивается с помощью их объяснения, раскрывающего внутренние и внешние связи познаваемого объекта, составляющие его сущность. (А.А. Вагин, Д.В. Вилькеев, А.С. Габидуллин, Н.Ф. Лысенко, В.А. Николаев, М.Н. Скаткин, А.М. Сохор, С.А. Шапоринский и др.).

Правовое сознание личности является составляющей базовой культуры человека и характеризует качество и глубину правовых знаний, степень понимания нравственно-юридического смысла правовых норм, качество правовых убеждений, реализуемых в бытовой, трудовой, общественной жизнедеятельности, проявляющихся в соблюдении правовых норм, отстаивании собственных прав и свобод, правомерном поведении. Структурными компонентами правового сознания личности являются: 1) когнитивно-познавательный компонент (правовое мышление, правовые взгляды и убеждения); 2) эмоционально-ценностный (правовые чувства, правовые ценности, правовые ценностные ориентации); 3) деятельностно-практический (мотивация правомерного поведения, правовые установки, привычки и навыки правомерного поведения). Правовое сознание - это эмоционально-когнитивная составляющая правовой культуры, представляющая собой синтез динамичной, находящейся в непрерывном совершенствовании системы правовых знаний, образующихся с помощью правового мышления, которые под влиянием чувств, эмоций, настроения, воли, становятся правовыми убеждениями, мировоззрением, определяют оценки правовых явлений, формируют правовые ценностные ориентации, социально-правовые установки, регулирующие правомерное поведение человека. Правомерное поведение - это социально значимые действия, поступки человека в соответствии с законодательством, направленные на соблюдение, исполнение, использование, применение права, контролируемые правовой культурой.

Правовая культура общества - это составная часть его духовной культуры, которая складывается из восприятия правовой системы общества через призму правового сознания, правового мышления, правовых чувств и фиксируется у большей части общества как система правовых ценностей, выражающих отношение к ведущим правовым нормам, явлениям, выступающих в роли способов правового регулирования общественных отношений, обеспечивающих законность, правопорядок, правомерное поведение несовершеннолетних.

Основным средством развития правового сознания учащейся молодежи является системное, целенаправленное правовое воспитание. Правовое воспитание - это процесс целенаправленного, системного, взаимосвязанного воздействия на сознание, чувства, поведение подростков объективных и субъективных факторов, обеспечивающий необходимый, принятый в данном обществе уровень формирования правовых знаний, убеждений, ценностных ориентаций, установок, умений, развитие уважительного отношения к праву, умений по отстаиванию своих прав, навыков правомерного поведения, согласующиеся с потребностями, ценностями правового общества. Структура правового сознания включает когнитивно-познавательный, эмоционально-ценностный, деятельностно-практический элементы, обеспечивающие полноценное и всестороннее формирование соответствующих компонентов.

Педагогическая модель формирования правового сознания включает следующие функциональные элементы: цель, задачи, закономерности, принципы, средства, методы, формы, критерии, показатели результативности, адекватные когнитивнопознавательному, эмоционально-ценностному, деятельностнопрактическому структурным элементам.

На основе педагогической модели разработана комплексная программа формирования правового сознания подростков, обучающихся в общеобразовательных школах. Определены ведущие ее направления реализации, адекватные структурным элементам правового сознания. Выделены пути воплощения программы: 1) учебная классная работа; 2) внеклассная учебная работа; 3) внеклассная воспитательная работа; 4) правоохранительная практика; 5) научно-исследовательская деятельность учащихся.

Библиографический список

1. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб.,1890.

2. Крюковский, В.Я. Учебник законоведения / В.Я. Крюковский, Н.Н. Товстолес. - СПб., 1912.

3. Недбайло, Н.Е. Советские социалистические правовые нормы. - Львов, 1959.

4. Чефранов, В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. - Киев, 1976.

5. Фарбер, И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М., 1963.

6. Ткаченко, Ю.Г Методологические вопросы теории правоотношений - М., 1980.

7. Грошев, А.В. Уголовный закон и правосознание. - Екатеринбург, 2001.

8. Остроумов, Г.С. Правовое осознание действительности. - М., 1969.

9. Щегорцев, В.А. Социология правосознания - М., 1981.

10. Сабо, И. Основы теории права. - М., 1994.

11. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996.

Bibliography

1. Korkunov, N.M. Lekcii po obtheyj teorii prava. - SPb.,1890.

2. Kryukovskiyj, V.Ya. Uchebnik zakonovedeniya / V.Ya. Kryukovskiyj, N.N. Tovstoles. - SPb., 1912.

3. Nedbayjlo, N.E. Sovetskie socialisticheskie pravovihe normih. - Ljvov, 1959.

4. Chefranov, V.A. Pravovoe soznanie kak raznovidnostj socialjnogo otrazheniya. - Kiev, 1976.

5. Farber, I.E. Pravosoznanie kak forma obthestvennogo soznaniya. - M., 1963.

6. Tkachenko, Yu.G Metodologicheskie voprosih teorii pravootnosheniyj - M., 1980.

7. Groshev, A.V. Ugolovnihyj zakon i pravosoznanie. - Ekaterinburg, 2001.

8. Ostroumov, G.S. Pravovoe osoznanie deyjstviteljnosti. - M., 1969.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Thegorcev, V.A. Sociologiya pravosoznaniya - M., 1981.

10. Sabo, I. Osnovih teorii prava. - M., 1994.

11. Enikeev, M.I. Osnovih obtheyj i yuridicheskoyj psikhologii. - M., 1996.

Статья поступила в редакцию 31.10.13

Определены три группы педагогических условий эффективной реализации программы формирования правового сознания: организационные, процессуальные, содержательные.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью и корректностью методологических и теоретических подходов, использованием комплекса взаимосвязанных методов научного исследования, адекватных предмету и задачам исследования, согласованностью теоретических положений и выводов, достаточностью источниковедческой базы, надежностью и валидностью экспериментальных методик, репрезентативностью выборки испытуемых, корректным использованием статистических методов обработки с последующей качественной интерпретацией полученных данных.

УДК 37.088

Kostin E.Yu. RESEARCH OF EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS, INTERACTING WITH CHILDREN WITH COMPLEX SPECIAL NEEDS. The article describes the state of emotional burnout of teachers in the context of the profile of professional activity in the conditions of pre-school educational institution. Gives a description of the General characteristics of the subjects of the received results.

Key words: emotional burnout, teachers, children with complex special needs, development phases syndrome, symptoms of burnout.

Е.Ю. Костин, аспирант каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский гос. гуманитарный

университет им. М.А. Шолохова», г. Москва, E-mail: fershcerber@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

Статья описывает состояние эмоционального выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Проводится описание общей характеристики испытуемых по полученным результатам.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, педагоги, дети со сложной структурой дефекта, фазы развития синдрома, симптомы выгорания.

Преобразования, происходящие в современном Российском обществе, особенно в социальной сфере диктуют необходимость иных подходов у профессиональной деятельности, в том числе в сфере образования. Важным является поддержание высокого уровня деятельности педагогического персонала с учетом довольно большого не только объема работы, но и психологического дискомфорта, что связано как с социально-бытовыми условиями, так и с контингентом воспитанников. Общеизвестно,

что технический прогресс, насыщение инновационными, компьютерными технологиями, довольно часто вызывают психологическое напряжение и, как следствие, появление признаков эмоционального выгорания у педагогов. Особенно у тех педагогов, которые работают с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии.

Настоящая действительность характеризуется сложным внутренним развитием, обусловленным как наличием позитив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.