С.Ю. Назаров, асп. ШГПУ, г. Шуя, E-mail: [email protected]
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается правовое сознание индивида в его взаимосвязи с моральным сознанием и мировоззрением, а также и его роль в детерминации поведения, соответствующего или не соответствующего закону. Правовое сознание индивида характеризуется как важная составная часть его правовой культуры.
Ключевые слова: правовое сознание, мировоззрение, личность, поведение, культура, правовая культура.
Проблема взаимосвязи правосознания и поведения личности в социокультурном движении общества издавна волновала философов, культурологов, правоведов, представителей других наук о человеке; она не утратила своей актуальности и по сей день. Сто лет назад один из видных правоведов России Б. А. Кистяковский в статье, помещенной в сборнике «Вехи» (1909 г.), отмечал: «Притупленность правосознания русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям является результатом нашего застарелого зла - отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа» [1, с. 113]. Сколь бы ни было преувеличенным и резким суждение дореволюционного профессора об отсутствии правопорядка в тогдашней России, мы не станем его оспаривать. Тем более, что современная Россия дает не меньше оснований для еще более резких высказываний о степени насилия и уровне преступности в нашем обществе, о «правовом произволе», «правовом беспределе» и т. п. [2, с. 5-6, 101102, 139-140.].
Рост преступности в современной России, детерминированный, прежде всего, коренными изменениями в общественно-экономической сфере, связан также и с кризисом правосознания различных социальных субъектов (индивидов, групп, общества в целом). Существенную роль в расширении и углублении отрицательных явлений в жизни общества играют те социальные перемены, которые произошли в России за последние два десятилетия. Смена ценностных ориентаций в различных слоях общества, очевидное бюрократическое пренебрежение коренными интересами народных масс, ориентация политико-правовой элиты на «новые» либеральные ценности без учета духовно-идеологических традиций российского народа, грубая ломка хозяйственных и социальнополитических традиций привели к существенной деформации правосознания общества, что в значительной степени способствовало росту правонарушений, резкому увеличению доли организованной преступности.
Конкретно-историческая деятельность человека в значительной степени детерминируется его мировоззрением. Наиболее общими мировоззренческими идеями для всех исторических эпох являются, как известно, две, а именно: омнисти-ческая и нигилистическая. Первая из них есть идея утверждения бытия Природы и Человека, вытекающая из положительной мирооценки индивидуума, не переживающего в данный период своей жизни некоего «социального факта» (экономического или политического кризиса, семейного или профессионально-личностного кризиса и т. д.). Другая - это идея отрицания бытия в целом или отдельных его сторон (морали и права, церкви и государства, семьи и брака и т. д.), которая утверждается в условиях того или иного кризиса и формирует предпосылки становления так называемой «кризисной личности».
Правовые начала человеческого поведения, так же как и нравственные, коренятся в душе человека, а именно - в чувствах долга, обязанности, справедливости. Переживание должного как свободное самоопределение личности ведет ее к социально одобряемому (нравственному) поведению, но если то, что индивид переживает как должное, вместе с тем мыслится и как нечто присущее другому человеку, то возникает правовое отношение, сторонами которого выступают управомоченный и обязанный субъекты.
Социальная философия и психология рассматривают «правовое» как одну из сторон сознания, отражающую различные элементы общественного правопорядка и регулирую-
щую индивидуальное и групповое поведение в его отношении к государству и праву. Идеальный (нематериальный) характер природы правовой стороны сознания (как и сознания в целом) признается не только идеалистической, но и материалистической философией. В повседневности индивид становится носителем правового сознания в процессе взаимодействия с социально-культурной средой.
Правосознание как целое представляет собой совокупность эмоционально-волевых и мыслительно-оценочных феноменов, носителем которых являются индивиды и многообразные социальные общности. По уровню отражения социально-правовой реальности в философии и юридической науке правосознание, как и сознание человека в целом, принято делить на обыденное и теоретическое. Обыденное правосознание представляет собой совокупность правовых чувств, воззрений и оценок, формирующихся в условиях повседневности, и в той или иной степени подкрепляемых той право-ведческой информацией, которую индивиды и общности разного рода (малые и большие социальные группы) получают в процессе формального (школьного, вузовского и т. п.) непрофессионального (т. е. внеюридического) образования, а также - из средств массовой информации, из опыта общения с юристами и не юристами. Что же касается так называемого «профессионального правосознания», то оно не может быть признано, как полагают некоторые исследователи, особым «уров-невым» правосознанием, поскольку законотворец и правоприменитель (следователь, прокурор, судья и т. д.) далеко не всегда, по различным причинам, обсуждение которых находится за пределами темы настоящей статьи, руководствуется буквой и духом закона, не всегда в рамках своих служебных обязанностей способен находиться на теоретическом уровне осмысления социально-правовой реальности. Присущее каждому человеку правовое сознание, функционирующее на различных уровнях своего развития и по-разному проявляющееся в зависимости от мировоззренческих установок и жизненных ситуаций, всегда остается при этом глубоко личным внутренним опытом, присущим только самой личности и имеющим только для нее одной жизненно важное значение и социальнопрактическую ценность.
Мировоззрение является достаточно устойчивым эмоционально-рациональным образованием и в течение жизни индивида почти не изменяется. Ломка же мировоззренческих установок, в условиях социального кризиса, приводит к возникновению стрессовых ситуаций, которые порождают условия для совершения различных правонарушений. Именно мировоззрение субъекта определяет его поведение в сфере социальноправовой реальности. Вследствие этого, формирование правосознания людей, этой наиболее важной для государственноорганизованного общества составляющей мировоззрения личности, особенно «кризисной», должно стать первоочередной задачей политиков, педагогов, правоведов на современном этапе. Почему только подрастающего поколения? Именно потому, что мировоззрение личности, складывающееся в юные годы, почти не модифицируется в течение последующих периодов жизни человека. Даже при условии несоответствия поведения субъекта в сфере социально-правовой реальности его мировоззренческим установкам мы отмечаем не факт изменение мировоззрения субъекта, а его способность приспосабливаться к изменениям социально-политической и бытовой среды в плане поведенческих реакций. Но поскольку внутренняя мировоззренческая оценка собственного поведения кризисной личности в сфере правоотношений будет нега-
тивной, это может привести к внутренним рассогласованиям различного плана, вплоть до заболеваний психосоматической этиологии.
Правосознание индивида является неотъемлемой составной частью его культуры. В общенаучном и философском ее понимании культура есть все то, что создается человеком в процессе его жизни и деятельности. Индивидуальная правовая культура предполагает определенную правовую осведомленность, знание тех или иных правовых предписаний. Она включает в себя не только духовно-положительное (омнисти-ческое), но и духовно-отрицательное (нигилистическое) к ним отношение, а также повседневную практику правопослушного и противоправного поведения. Индивидуальная правовая культура - это общее представление человека о действующем в обществе праве (совокупности юридических законов), а также все содержание правомерной и неправомерной деятельности личности. Незнание законов, пренебрежительное к ним отношение свидетельствуют не об отсутствии правовой культуры, как полагают некоторые исследователи, трактующие культуру не в онтологическом (бытийном), но преимущественно в аксиологическом (оценочном) ее аспекте, а о наличии у индивида или группы правовой культуры особого рода. Примером такого рода является субкультура правового нигилизма, включающая в себя как субъективно-идеологическое отрицание необходимости существования юридических законов, так и объективно-поведенческое пренебрежение действующими в обществе законами.
Но сам по себе факт знания правовых требований еще не может свидетельствовать о наличии потребного обществу уровня правовой культуры личности. Показателем такого уровня может быть только активное правопослушное поведение личности, что предопределяется уровнем ее правосознания. Ожидаемая обществом и государством правовая культура включает в себя, прежде всего, ту часть правосознания, которая выражает положительное отношение к праву, определенную степень понимания действующих в обществе законов, что и порождает в сознании людей положительные поведен-
Библиографический список
ческие установки. Если же индивид мало осведомлен в правовых требованиях, неверно оценивает с точки зрения действующего права различные жизненные ситуации, совершает противоправные действия, то такие его представления о праве вовсе не находятся за пределами индивидуальной правовой культуры, но свидетельствуют всего лишь об определенном качестве индивидуальной правовой культуры, на которую законодатель (государство) и воспитатель (семья, школа, церковь) должны обратить внимание с целью изменения этого качества в интересах должного функционирования и развития общества в целом.
Из общенаучного (теоретического) понимания культуры как совокупной человеческой деятельности следует, что правовая культура индивида - это реализованное им в процессе собственной деятельности индивидуальное правосознание. Ведь нельзя говорить о полном отсутствии правосознания у человека, который имеет неверное, искаженное представление о праве или даже относится к правовым требованиям враждебно, совершает правонарушения и т. д. Такой индивид обладает низким с точки зрения науки уровнем правосознания. Но в этом случае следует вести речь не об отсутствии у такого индивида правосознания, а об отсутствии у него желательной для общества правовой культуры, поскольку искаженное (несовершенное в аспекте рациональной социальности) индивидуальное правосознание реализуется в противоправном поведении.
Правовым элементам целостного сознания личности присущи специфические функции. Функция сознания как целого состоит в том, что оно удостоверяет личность в подлинности ее присутствия в системе природного и социального бытия. Функция правосознания состоит в том, что оно определяет отношение личности к законности и правопорядку. Вместе с тем правовое сознание позволяет личности в условиях изменяющейся правовой реальности делать осмысленный выбор на различных направлениях её индивидуальной и групповой социальной деятельности.
1. Кистяковский, Б.А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Вехи; Интеллигенция в России: сб. ст. 1909-1910. - М.: Молодая гвардия, 1991.
2. Кошелев, М.И. Социальный экстремум: Философско-социологический анализ. - М.: Горизонт, 2000.
Bibliography
1. Kistyakovskiyj, B.A. V zathitu prava (intelligenciya i pravosoznanie) // Vekhi; Intelligenciya v Rossii: sb. st. 1909-1910. - M.: Molodaya gvar-diya, 1991.
2. Koshelev, M.I. Socialjnihyj ehkstremum: Filosofsko-sociologicheskiyj analiz. - M.: Gorizont, 2000.
Статья поступила в редакцию 10.05.11
УДК 378
Andreeva O.V., Isaev V.B., Shestopalov E.V. TECHNOLOGICAL ASPECTS OF PREPARATION OF STUDENTS TO USE INNOVATIVE METHODS IN WORK WITH CHILDREN WITH VARIOUS MOTORIAL ABILITIES.
In article features of practical aspects of preparation of students of the pedagogical sphere specializing on preschool education, to work with children in preschool educational institutions are considered. Results of an estimation of separate parameters of the psychological status of students are presented, and also the self-rating of readiness for professional work is defined.
Key words: work with children with various motorial abilities, preschool education, readiness for professional work.
О.В. Андреева, канд. пед. наук, проф. МаГУ, E-mail: [email protected]; В.Б. Исаев, доц. МаГУ;
Е.В. Шестопалов, канд. техн. наук, доц. МаГУ, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ
В статье рассматриваются особенности практических аспектов подготовки студентов педагогической сферы, специализирующихся на дошкольном образовании, к работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Приведены ре-