тивной, это может привести к внутренним рассогласованиям различного плана, вплоть до заболеваний психосоматической этиологии.
Правосознание индивида является неотъемлемой составной частью его культуры. В общенаучном и философском ее понимании культура есть все то, что создается человеком в процессе его жизни и деятельности. Индивидуальная правовая культура предполагает определенную правовую осведомленность, знание тех или иных правовых предписаний. Она включает в себя не только духовно-положительное (омнисти-ческое), но и духовно-отрицательное (нигилистическое) к ним отношение, а также повседневную практику правопослушного и противоправного поведения. Индивидуальная правовая культура - это общее представление человека о действующем в обществе праве (совокупности юридических законов), а также все содержание правомерной и неправомерной деятельности личности. Незнание законов, пренебрежительное к ним отношение свидетельствуют не об отсутствии правовой культуры, как полагают некоторые исследователи, трактующие культуру не в онтологическом (бытийном), но преимущественно в аксиологическом (оценочном) ее аспекте, а о наличии у индивида или группы правовой культуры особого рода. Примером такого рода является субкультура правового нигилизма, включающая в себя как субъективно-идеологическое отрицание необходимости существования юридических законов, так и объективно-поведенческое пренебрежение действующими в обществе законами.
Но сам по себе факт знания правовых требований еще не может свидетельствовать о наличии потребного обществу уровня правовой культуры личности. Показателем такого уровня может быть только активное правопослушное поведение личности, что предопределяется уровнем ее правосознания. Ожидаемая обществом и государством правовая культура включает в себя, прежде всего, ту часть правосознания, которая выражает положительное отношение к праву, определенную степень понимания действующих в обществе законов, что и порождает в сознании людей положительные поведен-
Библиографический список
ческие установки. Если же индивид мало осведомлен в правовых требованиях, неверно оценивает с точки зрения действующего права различные жизненные ситуации, совершает противоправные действия, то такие его представления о праве вовсе не находятся за пределами индивидуальной правовой культуры, но свидетельствуют всего лишь об определенном качестве индивидуальной правовой культуры, на которую законодатель (государство) и воспитатель (семья, школа, церковь) должны обратить внимание с целью изменения этого качества в интересах должного функционирования и развития общества в целом.
Из общенаучного (теоретического) понимания культуры как совокупной человеческой деятельности следует, что правовая культура индивида - это реализованное им в процессе собственной деятельности индивидуальное правосознание. Ведь нельзя говорить о полном отсутствии правосознания у человека, который имеет неверное, искаженное представление о праве или даже относится к правовым требованиям враждебно, совершает правонарушения и т. д. Такой индивид обладает низким с точки зрения науки уровнем правосознания. Но в этом случае следует вести речь не об отсутствии у такого индивида правосознания, а об отсутствии у него желательной для общества правовой культуры, поскольку искаженное (несовершенное в аспекте рациональной социальности) индивидуальное правосознание реализуется в противоправном поведении.
Правовым элементам целостного сознания личности присущи специфические функции. Функция сознания как целого состоит в том, что оно удостоверяет личность в подлинности ее присутствия в системе природного и социального бытия. Функция правосознания состоит в том, что оно определяет отношение личности к законности и правопорядку. Вместе с тем правовое сознание позволяет личности в условиях изменяющейся правовой реальности делать осмысленный выбор на различных направлениях её индивидуальной и групповой социальной деятельности.
1. Кистяковский, Б.А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Вехи; Интеллигенция в России: сб. ст. 1909-1910. - М.: Молодая гвардия, 1991.
2. Кошелев, М.И. Социальный экстремум: Философско-социологический анализ. - М.: Горизонт, 2000.
Bibliography
1. Kistyakovskiyj, B.A. V zathitu prava (intelligenciya i pravosoznanie) // Vekhi; Intelligenciya v Rossii: sb. st. 1909-1910. - M.: Molodaya gvar-diya, 1991.
2. Koshelev, M.I. Socialjnihyj ehkstremum: Filosofsko-sociologicheskiyj analiz. - M.: Gorizont, 2000.
Статья поступила в редакцию 10.05.11
УДК 378
Andreeva O.V., Isaev V.B., Shestopalov E.V. TECHNOLOGICAL ASPECTS OF PREPARATION OF STUDENTS TO USE INNOVATIVE METHODS IN WORK WITH CHILDREN WITH VARIOUS MOTORIAL ABILITIES.
In article features of practical aspects of preparation of students of the pedagogical sphere specializing on preschool education, to work with children in preschool educational institutions are considered. Results of an estimation of separate parameters of the psychological status of students are presented, and also the self-rating of readiness for professional work is defined.
Key words: work with children with various motorial abilities, preschool education, readiness for professional work.
О.В. Андреева, канд. пед. наук, проф. МаГУ, E-mail: [email protected]; В.Б. Исаев, доц. МаГУ;
Е.В. Шестопалов, канд. техн. наук, доц. МаГУ, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ
В статье рассматриваются особенности практических аспектов подготовки студентов педагогической сферы, специализирующихся на дошкольном образовании, к работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Приведены ре-
зультаты оценки отдельных параметров психологического статуса студентов, а также определена самооценка готовности к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: работа с детьми с различными двигательными способностями, дошкольное образование, готовность к профессиональной деятельности.
В последние годы изменяется роль человека во всех сферах жизнедеятельности, возрастает значение сложного умственного труда, расширяются возможности творческого приложения сил. В этом контексте неизбежно обостряются проблемы, связанные с обеспечением уровня здоровья современных и будущих поколений людей, их адаптацией к быстро изменяющимся условиям социальной и природной среды. Следовательно, чтобы отвечать современным требованиям и быть готовым к изменениям условий жизни (во всех видах), мало обладать лишь высоким уровнем образования и культуры, необходимо иметь глубокие профессиональные знания и навыки.
На современном этапе развития общества реализуемая в настоящее время Концепция модернизации российского образования требует обновления целей, методов и четкого сочетания баланса основных образовательных компонентов. В связи с требованиями времени профессиональное образование нуждается в комплексном подходе к формированию профессиональной компетентности студентов и готовности к использованию инновационных методик в будущей деятельности.
Анализ действующих программ по психологопедагогическим и методическим дисциплинам, преподаваемым на факультетах дошкольного образования и направленных на формирование физической культуры личности, показал, что у студентов формируется система знаний по общим основам содержания, организации и методики физического воспитания детей. При этом, как отмечает О.Б. Юречко, соблюдается логическая последовательность и связь в сообщении знаний по предметам естественно-научного цикла, психологическим и педагогическим дисциплинам [1]. В практическом разделе программ предусматривается более широкое изучение упражнений, способствующих развитию у детей основных видов двигательных умений (ходьбы, бега, прыжков, метания и др.). Особое значение приобретает подготовка студентов к ведению занятий с детьми, имеющими ограничения со стороны опорно-двигательного аппарата. Выбор заданий осуществляется так, чтобы студенты овладели не только техникой научаемого упражнения, но и пространственными, временными, ритмическими, динамическими характеристиками этого упражнения.
Педагогические умения и навыки по формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста становятся актуальными для студентов в процессе овладения двигательными действиями на занятиях по физическому воспитанию, на практических занятиях по «Методике физического воспи-
тания», при выполнении практических заданий по «Психоло-го-педагогическому практикуму» и в ходе учебной практики в дошкольных образовательных учреждениях [2].
Профессиональная готовность как установка на определенную деятельность активно разрабатывалась школой Д.И. Узнадзе. В его трудах готовность рассматривается как психологическое состояние, возникающее в субъекте для удовлетворения какой-либо потребности, и определяется как такой существенный признак установки, который обнаруживается во всех случаях поведенческой активности субъекта [3].
Определяя структуру готовности студента к осуществлению физического воспитания ребенка дошкольного возраста, мы, вслед за М.Е. Дурановым, учитывали как особенности педагогической деятельности вообще, так и особенности деятельности будущего педагога в проведении занятий с дошкольниками, в использовании общих и специальных методов, форм и способов физического воспитания ребенка [4]. Кроме того, мы исходили из сущности, структуры и содержания физического воспитания ребенка дошкольного возраста с учетом существующих ограничений со стороны опорнодвигательного аппарата [5].
Готовность педагога к формированию физического воспитания ребенка мы понимаем как интегративное личностное образование, представляющее собой профессиональную потребность и способность к созданию условий, ведущих к успешным и динамическим изменениям индивидуальных особенностей ребенка дошкольного возраста в процессе формирования его физической культуры.
Структура профессиональной готовности студента к осуществлению физического воспитания ребенка дошкольного возраста может быть представлена следующим образом (рис.). Личностная готовность, проявляющаяся через сформирован-ность ценностно-мотивационного и эмоционально-волевого компонентов изучаемого понятия, обусловливается как образовательной деятельностью, осуществлявшейся в различных образовательных (начиная с дошкольных) учреждениях в процессе обучения студентов, так и свойствами и качествами каждого из них, корректируемыми в ходе получения высшего образования. Второй блок, обозначенный нами как процессуальная готовность, главным образом задает когнитивную и операциональную составляющие готовности. Они в наибольшей степени лабильны, подвержены педагогическим воздействиям и составляют предмет осуществления образовательного процесса при подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.
Рис. Блок-схема профессиональной готовности студента к осуществлению физического воспитания ребенка
дошкольного возраста
Нами была разработана структурно-функциональная модель подготовки студентов к осуществлению физического воспитания детей дошкольного возраста и комплекс педагогических условий, включающий в себя: а) мотивационный компонент сферы личности, направленный на формирование у студентов интереса к осуществлению физического воспитания детей дошкольного возраста; б) когнитивный компонент сферы личности, направленный на усвоение студентами знаний об осуществлении физического воспитания детей дошкольного возраста; в) деятельностный компонент сферы личности, обеспечивающий у студентов формирование практических умений и навыков осуществления физического воспитания детей дошкольного возраста на основе разработанной нами системы упражнений.
Реализация выявленного комплекса педагогических условий направлена на обеспечение высокой конкурентности выпускников на рынке труда. Эти выпускники должны быть готовы к разноплановой деятельности в детских дошкольных учреждениях, затрагивающей, наряду с двигательной, и общепедагогическую подготовку ребенка. Одновременно с формированием двигательных навыков у ребенка должны развиваться структуры мозга определяющие различные аспекты его поведения. Поэтому весьма привлекательна мысль совместного развития двигательной активности ребенка и воспитания у него эстетического чувства, чувства прекрасного, умения оценивать увиденное, представлять себе идеал и стремиться к его воплощению в своих движениях. Разработанная нами инновационная система упражнений базируется на естественных движениях, присущих ребенку. В то же время неотъемлемой ее частью является использование движений и упражнений, подводящих к акробатическим, и непосредственно акробатических. Важно обеспечить плавный переход от естественных движений ребенка к выполнению упражнений развивающего типа, которые призваны решать педагогическую задачу комплексного воздействия и одновременно развития физических навыков и эстетического чувства у детей.
Опираясь на общепедагогические принципы построения занятий, нами в процессе занятий с детьми последовательно проводится линия на варьирование количества точек опоры для элементов тела ребенка и создание при этом систематически изменяющейся нагрузки на мышцы, обеспечивающие положение тела при использовании различного количества точек опоры в их возможных и целесообразных сочетаниях. Умение управлять своим телом приводит детей к рациональности выполняемых ими движений.
Рациональность определяется ориентацией на обеспечение выработки у ребенка травмобезопасного поведения. Сочетание в одном занятии большого количества невербальных и
вербальных раздражителей стимулирует совместное прогрессирующее изменение физических качеств и определенных структур мозга ребенка, развитие которых в этом возрастном периоде проходит достаточно активно. Внимание к обеспечению безопасности в нестандартной жизненной ситуации проявляется через выработку у детей навыка использования акробатических движений в реальной обстановке.
Развитие в ходе занятий эстетического чувства основывается на создании у детей представления о красивом выполнении осуществляемых ими движений. Формирование музыкально-ритмических навыков проходит под воздействием внутреннего ритма, присущего правильно выполняемым упражнениям [6].
Развитие интеллектуальной сферы сопровождается выраженным проявлением степени овладения музыкальноритмических двигательных навыков. На протяжении всего дошкольного возраста игровой подход систематически используется в практике проведения занятий с детьми. Вместе с тем он дополняется иными средствами и все большее место занимают принципы организации образовательного процесса, ориентированные на подготовку детей к занятиям в общеобразовательной школе. Длительное пребывание в статичной позе в период учебных занятий вызывает напряжение скелетной мускулатуры, поэтому ее укрепление является одной из задач, решаемых в ходе занятий с детьми.
В процессе проведения эксперимента установлено изменение ситуативной тревожности. При первом обследовании ее среднее значение составляло 47,4 балла (а = 4,16), а при втором - 43,9 (а = 5,84). Величина критерия Стьюдента - t = 3,010, что больше критического. Отмечен также значимый прирост морально-волевых качеств, который составил 2,46 балла по 10-балльной шкале ^ = 2,471). Существенно изменилось представление о будущей деятельности (табл. 1).
Выбор ответов, определяющих адекватную задачам готовность студентов, значимо изменился в результате нашего эксперимента. Экспериментальное значение критерия Фишера составило фэксп = 6,279, что больше критического значения фкрт = 2,31 при р = 0,01.
В это же время анализировалась структура мотивов выбора студентами профессии «преподаватель физического воспитания детей дошкольного возраста». Для определения эффективности предлагаемой нами программы подготовки студентов к использованию инновационных методик в работе с детьми нами было проведено тестирование и анкетирование студентов факультета дошкольного образования Магнитогорского государственного университета.
Таблица 1
Динамика представлений о будущей деятельности у студентов факультета дошкольного образования
№ п/п Вариант ответа І срез ІІ срез
1 Хорошо знаю сложности своей будущей деятельности, имею простые средства их преодоления 19 12
2 Представляю ожидающие в работе с детьми затруднения, имею набор приемов и упражнений для их преодоления 9 28
3 Имею представление о препятствиях в будущей работе, стараюсь создать запас знаний и умений для их преодоления 17 39
4 В общих чертах знаю, с чем столкнусь в работе с детьми, спокойно ожидаю начала трудовой деятельности 48 14
5 Меня мало волнует, какие проблемы могут быть в будущей работе 7 7
Анкетирование показало положительную динамику личностных характеристик респондентов экспериментальной группы, отметивших интенсивный личностный рост за время двухлетнего эксперимента. Их ответы свидетельствуют, что на границе ІІ-ІІІ курсов педагогического вуза они ощущают себя не в роли студентов-учеников, а в роли партнеров своих преподавателей - полноценными и равноправными субъекта-
ми педагогического процесса. У них достаточно четко оформились контуры педагогической деятельности в новых реалиях и они не испытывают страха перед профессиональной деятельностью; заметно выросла самооценка, сформировалась рефлексия, выступающая как необходимый элемент работы с детьми.
Полученные в личностном тестировании студентов данные свидетельствуют о следующем:
1. Несмотря на возрастно-квалификационное единство экспериментальной группы, выявлены значительные индивидуальные различия по большинству факторам.
2. Часть из выявленных различий относилась к факторам, непосредственно обусловливающим эффективность воспитания волевых качеств: смелости и решительности, выдержки и самообладания.
3. Характеристики остальных факторов указывают на личностные детерминанты поведения и деятельности, и по-
этому являются эффективными критериями результативности личностного подхода к студентам при воспитании волевых качеств через механизм «присоединения» к их субъективному образу мира.
Таким образом, примененная нами методика профессиональной подготовки студентов к использованию инновационных методик в работе с детьми способствовала формированию осознанного, позитивного отношения к профессиональной деятельности, интенсивному личностному росту, активизации рефлексивных процессов, сформированности умений в области проведения занятий с детьми дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Юречко, О.Б. Технология интегрированного обучения будущих учителей начальных классов к ведению физкультурно-оздоровительной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2002.
2. Организация подготовки студентов к педагогическому общению как фактор адаптации к профессионально-педагогической деятельности // Методическое пособие для преподавателей, студентов вузов и учителей школ / сост. О.В. Гринько. - Магнитогорск: МГПИ, 1998.
3. Узнадзе, Д.И. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966.
4. Дуранов, М.Е. Вопросы формирования профессионально-познавательных ценностей // Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи / под ред. А.Я. Найна. - Челябинск: ЧГИФК, 1993.
5. Аршавский, И.А. К физиологическому обоснованию системы физического воспитания детей в различные возрастные периоды. - М.: ГЦОЛИФК, 1961.
6. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова. -М.: Академия, 2002.
Bibliography
1. Yurechko, O.B. Tekhnologiya integrirovannogo obucheniya buduthikh uchiteleyj nachaljnihkh klassov k vedeniyu fizkuljtumo-ozdoroviteljnoyj deyateljnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Khabarovsk, 2002.
2. Organizaciya podgotovki studentov k pedagogicheskomu obtheniyu kak faktor adaptacii k professionaljno-pedagogicheskoyj deyateljnosti // Me-todicheskoe posobie dlya prepodavateleyj, studentov vuzov i uchiteleyj shkol / sost. O.V. Grinjko. - Magnitogorsk: MGPI, 1998.
3. Uznadze, D.I. Psikhologicheskie issledovaniya. - M.: Nauka, 1966.
4. Duranov, M.E. Voprosih formirovaniya professionaljno-poznavateljnihkh cennosteyj // Problemih formirovaniya pro-fessionaljnoyj napravlen-nosti molodezhi / pod red. A.Ya. Nayjna. - Chelyabinsk: ChGIFK, 1993.
5. Arshavskiyj, I.A. K fiziologicheskomu obosnovaniyu sistemih fizicheskogo vospitaniya deteyj v razlichnihe vozrastnihe periodih. - M.: GCO-LIFK, 1961.
6. Kozhukhova, N.N. Vospitatelj po fizicheskoyj kuljture v doshkoljnihkh uchrezhdeniyakh / N.N. Kozhukhova, L.A. Rihzhkova, M.M. Samoduro-va. - M.: Akademiya, 2002.
Статья поступила в редакцию 10.05.11
УДК 159.99
Kurysheva I. V. IS MUSICAL-CREATIVE DEVELOPMENT OF THE PERSON: THE AESTHETIC-SEMIOTICS APPROACH. In clause the position of the author which consists that optimum efficiency of music as means of creative development of the person is provided on the basis of the new aesthetic-semiotics approach to music education and the is musical-semantic model of psychological support of this process developed on its basis is presented.
Key words: creative development of the person, classical music, the aesthetic -semiotics approach, the secondary musical person, elite music education, a masterpiece, the musical text.
И.В. Курышева, канд. психол. наук, доц. Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета, г. Волжский, E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ЭСТЕТИКО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В статье представлена позиция автора, которая состоит в том, что оптимальная эффективность музыки как средства творческого развития личности обеспечивается на основе нового эстетико-семиотического подхода к музыкальному образованию и разработанной на его основе музыкально-семантической модели психологического сопровождения этого процесса.
Ключевые слова: творческое развитие личности, классическая музыка, эстетико-семиотический подход, вторичная музыкальная личность, элитарное музыкальное образование, шедевр, музыкальный текст.
Выстраивая концептуальные подходы и определяя музыкальное искусство как путь творческого развития личности мы опирались на ряд теоретических положений, позиций в исследованиях отечественных философов, музыковедов, психологов.
Современные тенденции в развитии образования обусловливают поиск новых форм, подходов к организации образовательного процесса с тем, чтобы активизировались процессы личностного роста учащихся. Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущност-
ных сил ребенка становятся главной задачей системы образования. Среди большого многообразия существующих подходов к образованию, наиболее перспективными для нас являются: личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, антропологический, онтологический, синергетический, семиотический, которые на наш взгляд, могут способствовать адекватной постановке проблемы в нашем исследовании и разработке в нём эффективных стратегий и тактик развития творческой личности.