Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАССМЕДИА С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАССМЕДИА С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гражданское законодательство / гражданский кодекс / гражданское общество / объекты гражданский прав / защита прав и свобод средства массовой информации / демократический режим / некоммерческие организации / цифровизация / органы государственной власти. / Civil legislation / civil code / civil society / objects of civil rights / protection of rights and freedoms of the media / democratic regime / non-profit organizations / digitalization / government bodies.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ивлиев Павел Валентинович

В данной статье рассматривается актуальная необходимость взаимодействия средств массовой информации и институтов гражданского общества для решения острых социальных проблем и защиты прав и свобод граждан. Также анализируются острые проблемы, возникающие при координации деятельности массмедиа и гражданских организаций. Предлагаются эффективные на сегодняшний день механизмы и способы решения данных проблем, а также пути совершенствования данного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INTERACTION OF MASS MEDIA WITH CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS

This article examines the urgent need for interaction between the media and civil society institutions to solve pressing social problems and protect the rights and freedoms of citizens. The acute problems that arise when coordinating the activities of the mass media and civil organizations are also analyzed. Currently effective mechanisms and methods for solving these problems are proposed, as well as ways to improve this interaction.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАССМЕДИА С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_20

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАССМЕДИА С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА LEGAL REGULATION OF INTERACTION OF MASS MEDIA WITH CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса

Академии ФСИН России.

390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.

E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассматривается актуальная необходимость взаимодействия средств массовой информации и институтов гражданского общества для решения острых социальных проблем и защиты прав и свобод граждан. Также анализируются острые проблемы, возникающие при координации деятельности массмедиа и гражданских организаций. Предлагаются эффективные на сегодняшний день механизмы и способы решения данных проблем, а также пути совершенствования данного взаимодействия.

Abstract: This article examines the urgent need for interaction between the media and civil society institutions to solve pressing social problems and protect the rights and freedoms of citizens. The acute problems that arise when coordinating the activities of the mass media and civil organizations are also analyzed. Currently effective mechanisms and methods for solving these problems are proposed, as well as ways to improve this interaction.

Ключевые слова: Гражданское законодательство, гражданский кодекс, гражданское общество, объекты гражданский прав, защита прав и свобод средства массовой информации, демократический режим, некоммерческие организации, цифровизация, органы государственной власти.

Keywords: Civil legislation, civil code, civil society, objects of civil rights, protection of rights and freedoms of the media, democratic regime, non-profit organizations, digitalization, government bodies.

Для цитирования: Ивлиев П.В. Правовое регулирование взаимодействия массмедиа с институтами гражданского общества // Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 20-22. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_20.

For citation: Ivliev P.V. Legal regulation of interaction of mass media with civil society institutions // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 20-22. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_20.

Статья поступила в редакцию: 24.07.2023

Введение. Современное правовое государство сложно себе представить без полноценно развитого гражданского общества. Но надо понимать, что сильное гражданское общество не возможно без институтов его представляющих. Такими институтами являются органы местного самоуправления, политические партия и движения, третейские суды, религиозные организации, негосударственные предприятия и, конечно же, средства массовой информации. Именно о последний пойдет речь в настоящем исследовании, так как массмедиа призваны распространять информацию и тем самым они обладают возможностями по формированию определенного мнения в обществе и вообще влиять на течение общественных процессов. Эффективность управления общественными процессами посредством в демократическом государстве и обществе в веке технологий и абсолютной цифровизации во многом зависит от того насколько качественным будет координация между массмедиа и институтами гражданского общества.

Цель исследования. Целью настоящего исследования является выявление острых проблем взаимодействия средств массовой информации с институтами гражданского общества, а также представления эффективных способов устранения этих проблем и в целом улучшения взаимодействия массмедиа с гражданскими организациями.

Методы исследования. В данном исследовании применяется описательный и перспективный методы. Посредством описательного метода освещаются и анализируются объективные проблемы взаимодействия массмедиа и гражданских организаций, а посредством перспективного метода выявляются объективные последствия координации СМИ и институтов гражданского общества.

Для становления в России действенного демократического режима необходимо наличие полноценного гражданского общества. Для более полного понимания темы настоящего исследования сформируем общее представление о гражданском общества. Так под гражданским обществом можно понимать область жизнедеятельности граждан, которая свободна от непосредственного воздействия со стороны органов государственной власти и должностных лиц, но при этом хорошо организована и осуществляет координацию с государством, где люди реализуют свои личные интересы, либо лично либо объединяясь в группы или организации. Ключевым компонентом гражданского общества является с свободные массмедиа. Именно СМИ призваны бороться со злоупотреблениями органов власти посредством осуществления огласки неблаговидных действий должностных лиц. Необходимо отметить, что зачастую уровень свободы СМИ сильно коррелирует с уровнем развития демократии в отдельно взятом обществе. Более того, если учесть тот факт, что СМИ распространяя информацию, обеспечивают тем самым формирование в сознании людей определенного мировоззрения и паттернов поведения, с уверенностью можно сказать, что именно массмедиа является главным институтом гражданского общества. Отсюда следует всем известный тезис о том, что СМИ является четвертой ветвью власти.

Необходимо отметить, что гражданское общество замкнуто на борьбу с разного рода не законными и неосновательными фактами ог-

Теоретико-исторические правовые науки

раничения свободы слова и с попытками цензуры в СМИ. Более того массмедиа в политической сфере призвана информировать население о нарушениях прав и свобод граждан и организаций, а также о фактах коррупции со стороны органов государственной и муниципальной власти и должностных лиц, нарушениях законодательства и других значимых аспектах, требующих общественного внимания.

Необходимо отметить, что всевозможные некоммерческие организации, являющиеся институтами гражданского общества, при осуществлении своей деятельности, то есть защиты прав и свобод граждан и организаций используют массмедиа как площадки для информирования населения с целью защиты их прав и законных интересов. Такого рода площадки являются важными факторами взаимодействия средств массовой информации с институтами гражданского общества. Такое взаимодействие может быть осуществлено с помощью интервьюирования, онлайн обучения, прямых эфиров, телемостов. Например, политические движения не обладающие большим ресурсом влияния могут с помощью прессы публиковать статьи и их деятельности и освещать актуальные проблемы региона, для привлечения общественности и властей чтобы разрешить данные проблемы. Также можно устраивать всевозможные брифинги и конференции с участием представителей политических партий и общественных организаций с одной стороны и граждан с другой, для выработки совместных, устраивающих всех сторон решений. Результаты этих обсуждений должны быть опубликованы в СМИ. Необходимо отметить, что средства массовой информации могут информировать население о злоупотреблениях и нарушениях должностных лиц и властей в целом, а правозащитные институты гражданского общества могут осуществлять комплекс мер по борьбе с этими злоупотреблениями.

Также необходимо отметить, что массмедиа имеет очень хорошие возможности по повышению правовой осведомленности граждан, а также в механизмах защиты своих прав и свобод. Благодаря высокой цифровизации сегодня можно легко масштабировать всевозможные обучающие программы и семинары, призванные помочь гражданам больше узнать о своих правах и получить качественные знания об эффективных механизмах и инструментах из защиты. Нельзя не отметить, что именно СМИ могут побудить людей принимать активное участие в общественной жизни. А, как известно компетентный, деятельный, да ещё и активный гражданин будет выступать решающим условием для нормального функционирования и реализации демократии в государстве. И именно на средства массовой информации должна лечь обязанность содействовать в увеличении количества вот этих самых активных граждан. Для того чтобы именно так и было СМИ должны распространять качественную информации и продумывать каждый репортаж, каждый новость и даже каждое слово чтобы качественно повлиять решение тех или иных проблем. И именно на средства массовой информации, во многом должна возлагаться социальная ответственность не только за формирования высоко нравственных ценностей, но и вообще за воспитание и социализацию общества в целом[1].

Как стало понятно из вышесказанного взаимодействие СМИ и институтов гражданского общества влечет огромное количество положительных аспектов для развития общества и демократии в целом. Но, к сожалению такого рода, взаимодействие также не лишено проблем.

Первой такой проблемой можно смело выделить недостаточную информационную прозрачность. Не редко многие массмедиа в силу корыстных причин или просто не умения преподнести правильно информацию, предоставленную теми или иными институтами гражданского общества, искажают факты. Это приводит к тому, что население получает либо неполную информацию, либо ложную о происходящих в мире или стране событиях. Более того такая проблема существует и в обратном направлении. Речь идет о том, что часто институты гражданского общества не имеют доступа к сведениям, которой располагают СМИ. Это может серьезно затруднить работу этих организаций по возможности защиты прав и законных интересов граждан всего населения в целом. Решение этой проблемы можно найти исключительно в создание информационных платформ, на основе которых будет происходить сотрудничество массмедиа и политических партий или движений, правозащитных организаций или иных заинтересованных институтов гражданского общества. Также надо сказать, что в современной России как в достаточно продвинутой с точки зрения цифровизации страны, созданы условия для развития разного рода информационных ресурсов[2]. Именно такие технические возможности способны самым наилучшим способом обеспечить взаимодействие между массмедиа и гражданскими организациями. Заранее сформулированные запросы, участие экспертов из разных сфер общественной жизни, привлечение общественности и иной подобный инструментарий вполне себе могут обеспечить качественной решение актуальных проблем общества и государства в целом.

Ещё одной проблемой взаимодействия является тот факт, что массмедиа и институты гражданского общества во многом имеют различные интересы и целеполагание. Так, например массмедиа может стремиться к большим заработкам и высоким рейтингам, а институты гражданского общества призваны защищать права и интересы граждан и организаций. То есть такая разноплановость в целях и задачах между СМИ и институтами гражданского общества может привести к серьезным противоречиям и сделать крайне затруднительным их продуктивное взаимодействие. Такого рода проблема является вполне себе естественной для государства, в котором демократический режим развивается не многим более тридцати лет. Общественные организации и различные институты гражданского общества не могут в столь короткий период времени дойти до такого уровня развития и сотрудничества друг с другом как в демократиях развитых стран, где подобного рода взаимодействие наблюдается уже несколько поколений, а то и более. Ускорить решение этой проблемы можно посредством заимствования зарубежного опыта. Так, например, в Великобритании, где наиболее полно проработаны механизмы координации некоммерческих организаций, и средства массовой информации существуют крупные медийные порталы, направленные на предоставление социально незащищенным категориям граждан или гражданам подвергшихся насилию информации, связанной с защитой их прав и свобод. Более того, если учесть, что информацию, которую распространяет СМИ может причинять ущерб тем или иным гражданам и организациям, то необходимо саму по себе информацию защищать максимально на государственном уровне и в том числе посредством гражданского законодательства. В статье 128 гражданского кодекса информация не указана в качестве объекта гражданских прав, а только лишь нематериальные блага коими может выступать сама информация являются объектами гражданских прав. Так вот на сегодняшний день необходимо внести поправки в гражданское законодательство и прописать, что информация са-

ма по себе является объектом гражданских прав.

Также необходимо отметить, ещё одну важную проблему, связанную с недостаточной осведомленностью массмедиа о деятельности некоммерческих организаций, являющихся институтами гражданского общества. К сожалению, многие журналисты не понимают значимость той роли, которую играют неправительственные организации в жизнедеятельности социума и их влияние на разные сферы общественной жизни. В итоге это приводит к тому, что деятельность институтов гражданского общества не получает должного освещения в прессе. И это в результате приводит к тому, что решение острых социальных проблем не может набрать необходимую массовость и инерцию, что в свою очередь подрывает доверие и интерес граждан и к институтам гражданского общества и к власти и СМИ в целом. Решение этой проблемы можно найти, если на законодательном уровне будет разработана и внедрена норма о том, что центральные телевидение будет регулярно как минимум раз неделю проводить эфиры, связанные с решением социально острых проблем с участием некоммерческих организаций, экспертов и вообще в целом соответствующих институтов гражданского общества.

Следующей проблемой можно назвать недостаточное финансирование гражданских организаций, с целью защиты и продвижения своих интересов проектов и идей через средства массовой информации. Это приводит к тому, что многие из них вынуждены работать на общественных началах, то есть бесплатно или с минимальным финансированием, что не только радикально затрудняет им деятельность, но и максимально демотивирует высококвалифицированных специалистов потрудиться на благо общества и государства. В итоге это приводит к формальной деятельности институтов гражданского общества и вообще к профанации их работы. Решение этой проблемы в принципе напрашивается само собой. Необходимо увеличить финансирование подобного рода организаций, что может привести к резкому возрастанию качества их взаимодействия и в принципе сказаться на улучшение жизни общества и эффективности деятельности государства.

Необходимо отметить, что если вышеназванным проблемам на должном уровне не будет уделено необходимого внимания, то демократия в нашем государстве будет существовать не более чем на бумаги, а демократические процедуры будут всего, лишь инструментами в руках чиновников и должностных лиц.

Необходимо отметить, что именно средства массовой информации призваны сформировать критическую массу граждан, которая и будет по своей сути являться гражданским обществом. Именно СМИ распространяя информацию, обеспечивает устойчивое формирование мировоззрения у общества. Именно массмедиа озвучивая какие-либо острые социальные проблемы, обеспечивает объединение людей в разные институты гражданского общества, а они непосредственно оказывают воздействие на разрешение острых проблем населения. Также необходимо отметить, что взаимодействие СМИ и гражданских организаций очень сильно влияют на политическую сферу общества. Сегодня политическая коммуникация осуществляется преимущественно в интернете[3].

Более того необходимо отметить, что институты гражданского общества также могут быть очень сильно полезны средствам массовой информации. Так, например, органы местного самоуправления могут предоставлять важную информацию для населения, а массмедиа может этим воспользоваться и создать интересные репортажи, способные собрать большое количество просмотров. Тем самым обеспечивается максимально полная информированность граждан и происходящих в регионе процессах и потенциальных решениях властей. Также общественные правозащитные организации могут предоставлять экспертов в разных сферах для интервьюирования, предоставлении комментариев по значимым вопросам и проблемам, предоставлении статистики, аналитики, которая также может быть очень интересна журналистам. И по этим причинам взаимодействие институтов гражданского общества и средств массовой информации является взаимовыгодным процессом.

Заключение. Подводя итог всему вышесказанному можно с уверенностью сказать, что взаимодействие между институтами гражданского общества и средствами массовой информации является необходимым условием для становления полномасштабной демократии в государстве. Очень важно добиться такого уровня взаимодействия между массмедиа и институтами гражданского общества, на котором СМИ будут получать достаточную, актуальную и максимально социально востребованную информацию о деятельности гражданских организаций, и предавать ей максимальную огласку. Более того необходимо улучшать прозрачность в деятельности СМИ и создавать условия для активного привлечения гражданских организаций для участия в социальных процессах. Это обеспечивает качественную поддержку граждан, вовремя выявляет и освещает информацию о злоупотреблениях власти, проявлениях коррупции и осуществляет своевременное и эффективное противоборство этим недугам. Важно понимать, что чем глубже и качественнее координация и взаимодействие массмедиа и институтов гражданского общества, тем успешнее и быстрее можно достичь реализацию общих целей и развитии демократии в современной России.

Библиография:

1. Кошелюк Б.Е., Ивлиев П.В. «Массмедиа как способ формирования социальных ценностей» // Евразийский юридический журнал. 2022. № 10(161). С. 70-71.

2. Ивлиев П.В., Ананьева Е.О. «К вопросу о ретроспективной юридической ответственности масс медиа» // Право и государство: теория и практика. 2022. № 10(214). С. 131-133.

3. Ивлиев П.В., Невзорова А.С. «Роль СМИ в формировании политического мировоззрения» // Право и государство: теория и практика. 2021. № 10(202). С.

42-45.

References:

1. Koshelyuk B.E., Ivliev P.V. "Mass media as a way to form social values" // Eurasian Legal Journal, No. 10 (161), 2022, pp. 70-71.

2. Ivliev P.V., Ananyeva E.O. "On the issue of retrospective legal liability of the media" // Law and State: Theory and Practice, No. 10 (214), 2022, pp. 131-133.

3. Ivliev P.V., Nevzorova A.S. "The role of the media in the formation of a political worldvieW // Law and State: Theory and Practice, No. 10 (202), 2021, pp. 42-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.