Теоретико-исторические правовые науки
DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_41
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ И МАССМЕДИА НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА LEGAL REGULATION OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT BODIES AND THE MASS MEDIA BASED ON THE EXAMPLE OF FOREIGN EXPERIENCE ИВЛИЕВ Павел Валентинович,
кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса
Академии ФСИН России.
390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.
E-mail: ivliev_pv@mail.ru;
ТРЕНИНА Софья Александровна,
магистрант Института Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail:amsonia11@yandex.ru;
IVLIEV Pavel Valentinovich,
PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;
TRENINA Sofia Alexandrovna,
master's student at the Institute of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: amsonia11@yandex.ru
Краткая аннотация: В данной статье рассматривается правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации в зарубежных странах с целью выявления и последующего внедрения в отечественную действительность новых более эффективных механизмов и институтов, призванных улучшить координацию власти и массмедиа внутри России, что обеспечить более качественную работу гражданский организаций и власти и сформирует высокий уровень правосознания.
Abstract: This article examines the legal regulation of interaction between government bodies and the media in foreign countries in order to identify and subsequently introduce into domestic reality new, more effective mechanisms and institutions designed to improve the coordination of power and mass media within Russia, which will ensure better work of civil organizations and authorities and will form a high level of legal consciousness.
Ключевые слова: Гражданское законодательство, правосознание, правовое государство, защита прав и свобод, правовая культура, гражданское общество, средства массовой информации, органы государственной власти, цифровизация, информация.
Keywords: Civil legislation, legal consciousness, rule of law, protection of rights and freedoms, legal culture, civil society, media, government bodies, digitalization, information.
Для цитирования: Ивлиев П.В., Тренина С.А. Правовое регулирование взаимодействия государственных органов и массмедиа на примере зарубежного опыта //Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 41-42. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_41.
For citation: Ivliev P.V., Trenina S.A. Legal regulation of interaction between government bodies and the mass media based on the example of foreign experience // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 41-42. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_41.
Статья поступила в редакцию: 10.05.2023
Введение. Для становления полноценного демократического государства с высокоразвитой правовой культурой и правосознанием граждан необходимо обеспечить качественное взаимодействие между институтами гражданского общества и средствами массовой информации. Культура такого взаимодействия стала формироваться в России по своей сути в новейшем этапе её истории, а точнее с начала 90-ых годов прошлого столетия. Дикий капитализм, который имел место быть в ту эпоху не мог обеспечить необходимого качественного уровня взаимодействия между органами государственной власти и массмедиа. Большая, да и во многом неприкрытая коррупция, шок-контент, деградационно-паразитарное наполнение медийной ленты той эпохи, является ярким доказательством отсутствия необходимого взаимодействия власти со СМИ. Заимствование зарубежного опыта во взаимодействии СМИ и власти позволит России выйти на совершенно иной уровень развития, решать острые социальные проблемы, поднять уровень правосознания граждан, а также урегулировать многие другие важные социальные вопросы.
Цель исследования. Целью настоящего исследования является выявления и заимствование у зарубежных стран опыта, а также механизмов и инструментария связанного с улучшением взаимодействия и координации органов государственной власти с массмедиа для эффективного решения острых социальных проблем, повышения правосознания и защиты прав и свобод граждан и организаций.
Методы исследования. В данном исследовании применяется описательный и перспективный методы. Посредством описательного метода изучается, и анализируются опыт зарубежных стран при взаимодействии СМИ и власти, а посредством перспективного метода выявляются объективные последствия координации массмедиа и органов государственной власти при эффективном внедрении в российскую действительность данного опыта.
В России на сегодняшний день появились все необходимые условия для качественного улучшения координации массмедиа с властью. Переход из индустриального общества в информационное общество является полностью объективным процессом[3]. Речь идет о том, что XXI век это век технологий, информации и цифровизации и массмедиа имеют значительно боле простой способ распространять разного рода информацию среди населения. В современном обществе, являющимся информационным, очевидна важная роль масс медиа в просвещении населения и во влиянии на мировоззрении каждого человека[2]. Более того если учесть что, западные государства с более развитыми демократическими процедурами в значительно более раннем временном периоде стали использовать разного рода механизмы и приемы во взаимодействии со средствами массовой информации, то заимствование их опыта и внедрение его в российскую действительность является не просто востребованным явлением, а жизненно необходимым. Ведь использовать уже апробированный опыт и знания позволяют сэкономить нашему государству огромные периоды времени и избежать большое количество проблем и трудностей по сравнению, если это все делать с нуля, постоянно натыкаясь на ошибки. Так, например, наиболее оптимальный опыт взаимодействия массмедиа с властью имеет Федеративная Республика Германии. Именно немецкий опыт координации СМИ с властью для России является наиболее важным. Это связано во многом с тем, что в наших государствах имеет место быть романо-герман-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 10(226)
ская правовая семья и более схожая система построения государства, чем в других странах, о которых речь пойдет ниже.
Так вот, во-первых, в Германии удалось добиться совершенствования взаимоотношений органов государственной власти и массмедиа посредством преобразования жёсткого контроля над прессой в систему взаимоотношений где все участники процесса находятся в равных условиях. Для этого было снижено количество контролирующих инстанций, которые в свою очередь создавали бюрократическое напряжение. При этом надо отметить, что количество такого рода инстанций было снижено не только на федеральном уровне, но и на уровне региональном, где происходило дублирование функций, то есть дополнительный контроля над СМИ. Что же касается России, предоставление большей свободы для СМИ также является бесспорной перспективой, по которой должна идти наша страна. Но, к сожалению надо отметить, что на сегодняшний день отечественные массмедиа не являются настолько развитыми как немецкие СМИ и их сильное желание создавать шок контент для увеличения монетизации может привести к серьезным злоупотреблениям и как следствие деградации целевых аудиторий отдельно взятого СМИ. Необходимо отметить, что на сегодняшний день в эпоху санкций введенных против России со стороны не дружественных государств свободная подача информации может способствовать осуществлению дополнительных спекуляций со стороны враждебно настроенных государств против России. С учетом выше сказанного применять немецкий опыт можно будет тогда когда отечественные СМИ созреют к предоставлению качественного контента, а это процесс эволюционный и инертный, а также необходимо дождаться улучшения международной обстановки вокруг России. Также в Германии было отрегулировано правовое взаимодействие власти, и СМИ. Четко сформулированная взаимодействие между массмедиа и власти обеспеченное как гражданским так и иным законодательством безусловно не только улучшит такого рода взаимодействие, но и катализирует процесс становления отечественных СМИ. Также в Германии было усовершенствован порядок доступа к информации для журналистов и упрощен порядок аккредитации журналистов при органах государственной власти. Также в Германии удалось добиться роли власти в процессе регистрации и получения лицензирования, различных массмедиа от печатных до электронных, и изменен порядок регистрации с разрешительного на явочный, что, безусловно, облегчает деятельность массмедиа.
Во-вторых, в Германии были осуществлено усиление роли общественных структур в информационном поле. Если раньше социум был объектом воздействия, то сегодня в Германии он является полноправным субъектом, который непосредственно включен в процесс коммуникации. Для реализации этого механизма в Германии было осуществлено создание общественного совета по делам массмедиа из числа журналистов, а также представителей разных категорий населения с целью качественного контроля над деятельностью СМИ, рассмотрения писем, жалоб, решения споров, а также выработки пожеланий и рекомендаций по правовому регулированию информационного пространства. Более того было осуществлено повышение степени участия населения в процессе подготовки значимых документов, определяющих информационную политику и регламентирующих информационное пространство государства, в том числе и нормативно-правовых актов. Также было обеспечено развитие общественного вещания, которое оказывало самое серьезное влияние на защиту интересов всех социальных групп, на региональном уровне. Данный комплекс мер, безусловно, можно и нужно заимствовать нашему государству для улучшения взаимодействия между властью и массмедиа.
Что же касается опыта других государств в исследуемой сфере, то можно привести США, в котором был создан Национальный Совет по новостям, который формируется из представителей общественности и средств массовой информации. В его функции входило рассмотрение жалоб против массмедиа. Заслуга данного института в том, что было обеспечена возможность публичного обсуждения для лиц, у которых не было финансовой возможности обращаться за защитой своих прав в судебные органы.
Во Франции с 1986 года была отменена монополия на вещание, и с этого момента началась конкуренция между частным сектором и государственным вещанием. С этого момента времени во Франции действует Комиссия по коммуникациям и свободам, которая в 1989 году была заменена на Высший Совет по аудиовизуальным средствам. Он состоит из 9 членов, 3 из которых назначаются Президентом, ещё 3 Председателем Сената и остальные 3 председателем Национального Собрания. Именно данный орган назначает президентов, и генеральных директоров государственных телеканалов. Данный орган устанавливает специализацию данных массмедиа и следит за их целевым использованием. Более того выдает лицензии на вещание. Также заключает с каналами многолетнюю конвенцию. Суть этой конвенции выражается в том, что в ней фиксируются права и обязанности СМИ и формы ответственности в случае нарушения обязанностей. Также данный Совет контролирует выполнение данных конвенций. Деятельность Высшего Совета распространяется на все государственные и частные каналы, а также на кабельное и спутниковое телевидение. Высший Совет может полностью или в необходимой части приостановить лицензию. Может даже отозвать лицензию, налагать денежные штрафы в размер 0,3 процента от оборота. Необходимо отметить, что деятельность данной структуры очень высока и во Франции редко встречаются конфликты между органами государственно власти и средствами массовой информации.
Заключение. Опыт развитых государств демонстрирует нам наличие новых инструментов взаимодействия власти со средствами массовой информации. Эти механизмы обеспечивают эффективное влияние на формирование общественного мнения, на его информированность в целом, что в свою очередь обеспечивает более качественное решение острых социальных проблем, защиту прав и свобод граждан и организаций, а также формирование полноценного гражданского общества с высокой правовой культурой и правосознанием общественных масс. Все это позволит укрепить демократию и правовое государство в нашей стране. Правовое воспитание граждан является важнейшим фактором и вектором формирования правовой культуры населения, высокий уровень которого необходим для создания правового государства[1].
Библиография:
1. Ивлиев П.В., Мамонько М.М. Средства массовой информации как субъект правового воспитания // Теория государства и права. 2022. № 4(29). С. 162-170.
2. Ивлиев П.В., Невзорова А.С. Роль СМИ в формировании политического мировоззрения // Право и государство: теория и практика. 2021. № 10 (202). С. 42-45.
3. Воробьев С.М., Ивлиев П.В. Актуальные проблемы формирования информационного общества в России // Теория государства и права. 2022. № 2 (27). С. 87-98.
References:
1. Ivliev P.V., Mamonko M.M. "Mass media as a subject of legal éducation" // Theory of State and Law, No. 4 (29), 2022, pp. 162-170.
2. Ivliev P.V., Nevzorova A.S. "The role of the media in the formation of a political worldvieW // Law and State: Theory and Practice, No. 10 (202), 2021, pp. 42-45.
3. Vorobyov S.M., Ivliev P.V., "Current problems of the formation of the information society in Russia" // Theory of State and Law, No. 2 (27), 2022, pp. 87-98.