DOI 10.47643/1815-1329_2023_9_13
К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ON THE ISSUE OF THE STRUCTURE OF LEGAL REGULATION
ИВЛИЕВ Павел Валентинович,
кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса
Академии ФСИН России.
390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.
E-mail: ivliev_pv@mail.ru;
КОНДРАШОВ Сергей Вячеславович,
кандидат юридических наук, старший преподаватель института по кафедре кафедры гражданского права и процесса ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний». 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: svinin-pavel@mail.ru;
IVLIEV Pavel Valentinovich,
PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;
KONDRASHOV Sergey Vyacheslavovich,
PhD in Law, Senior Lecturer at the Department of Local Law and Process of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service". 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, 1. E-mail: svinin-pavel@mail.ru
Краткая аннотация: Статья посвящена правовому регулированию, его структуре, типам, элементам. В статье рассматриваются особенности правового регулирования по сравнению с другими социальными регуляторами, анализируются мнения ученых относительно тех или иных категорий правового регулирования. Помимо этого, в статье анализируются механизмы связи элементов правового регулирования между собой и реализация его в общественных отношениях. В статье уделяется внимание мнениям российских ученых, внесших большой вклад в понимание указанной проблематики.
Abstract: The article is devoted to legal regulation, its structure, types, elements. The article discusses the features of legal regulation in comparison with other social regulators, analyzes the opinions of scientists regarding certain categories of legal regulation. In addition, the article analyzes the mechanisms of connection between the elements of legal regulation and its implementation in public relations. The article pays attention to the opinions of Russian scientists who have made a great contribution to the understanding of this issue.
Ключевые слова: правовое регулирование, правовое воздействие, правовой режим, правовое сознания, правовая активность, гражданско-правовая активность механизм правового регулирования.
Keywords: legal regulation, legal influence, legal regime, legal consciousness, legal activity, civil legal activity mechanism of legal regulation.
Для цитирования: Ивлиев П.В., Кондрашов С.В. К вопросу о структуре правового регулирования // Аграрное и земельное право. 2023. № 9(225). С. 13-15. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_13.
For citation: Ivliev P.V., Kondrashov S.V. On the issue of the structure of legal regulation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 9(225). pp. 1315. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_13.
Статья поступила в редакцию: 06.08.2023
Введение. Правовое регулирование - ключевая категория теории права. В процессе образовательной, научной или практической деятельности термин «правовое регулирование» употребляется как сам собой разумеющийся. Между тем понятие правового регулирования имеет сложную структуру, связь элементов между собой и систему реализации в общественных отношениях. В отличие от иных социальных регуляторов (морали, обычаев), право является сложно институциализированным образованием, оказывает специфическое воздействие на участников правовых отношений. Особенности правового регулирования, по сравнению с другими регуляторами, заключаются в следующем. Во-первых, в целенаправленном, организованном и результативном воздействии на участников общественных отношений. Результат больше других характеризует правовое регулирование, как вид социального регулирования. В отличие от морали, право стремиться определить субъективные права и обязанности участников правоотношений, разрешить вопрос об определенной мере ретроспективной ответственности субъектов права, в случае отступления от его норм. В то же время, учитывая взаимообратный процесс влияния права на мораль, в обществе, в результате применения ответственности наступает такой правовой эффект как общая превенция. Следует отметить, что это неоднозначный процесс. С одной стороны, тем самым демонстрируется принцип верховенства права. С другой стороны, это может подорвать доверие и авторитет к соответствующим системам и структурам государства. Например, в случае привлечения уголовной ответственности за хищения руководителя органа государственной власти или структурного подразделения этого органа, это может бросить «тень» на данную структуру.
Вторая особенность правового регулирования заключается в том, что право проявляется в реальности посредством особого, только ему свойственного, механизма правового регулирования, призванного гарантировать достижение целей права как институционного образования.
Цель исследования. Цель настоящего исследования заключается в раскрытии понятия «правовое регулирование», показать его внутреннюю структуру, связь между его элементами. Для этого необходимо дать краткую характеристику отдельным элементам правового регулирования, показать их силу и смысл.
Методы исследования. В данном исследовании применяется описательный и перспективные методы. Посредством описательного метода анализируется внутренняя структура понятия «правовое регулирование». Посредством перспективного метода выводится цель правово-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 9(225)
го регулирования и его конечный итог.
В теории права понятие «правовое регулирование» определяется по-разному. Так, Рассказов Л.П. под правовым регулированием понимает воздействие права на общественные отношения с помощью правовых средств, способов и методов. В дальнейшем он раскрывает сущность правового регулирования через понятие «механизм правового регулирования»[1]. При этом, ученый противопоставляет понятию «правовое регулирование» понятие «правовое воздействие», которое он определяет как «... влияние на общественные отношения не только юридическими средствами, способами, методами, но и другими правовыми явлениями (такими, как правосознание, правовая культура, правовые принципы и др.)». Надо сказать, что это не единственная точка зрения, согласно которой правовое регулирование сводится к его механизму. К примеру, авторы учебника «Теория государства и права» в главе 22 не раскрывали понятие правового регулирования, а непосредственно перешли к характеристике механизма правового регулирования [2]. Такая же позиция наблюдается и в публикациях научно-правовых журналов. За разрешением этой проблемы следует обратиться к трудам классиков российской теории права. Так, рассматривая правовое регулирование как научную категорию, профессор Алексеев С.С. определил, что оно есть «.осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями» [3]. Следует обратить внимание на то, в каких отношениях находятся понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие». В данном случае они не противопоставлены друг другу, а относятся как, соответственно, дефиниендум и дефиниенс. В таком случае между ними исключаются отношения тождества и правовое воздействие более широкое с точки зрения объема и, по мнению Алексеева С.С., последнее характеризует право в действии, все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе на функционирование права в качестве духовного фактора. Выполняя идеологические функции, правовое воздействие формирует правовое сознание и правовую культуру. Это имеет непреходящее значение, ведь каковы бы ни были совершенные законы, они не смогут должным образом оказать воздействие на общественные отношения, если не найдут поддержки правосознании людей. И дело даже не столько в правовом нигилизме, а в непонимании смысла и силы права в части решения общественно-политических, общественно-экономических и других проблем. Из этого следует, что для социального прогресса недостаточно одного только правомерного поведения, выражающегося в исполнении обязанности и осуществлении права. Требуется то, что в правовой науке называется правовой активности. Будучи высшей формой правомерного поведения, правовая активность представляет собой индивидуальное и творческое осуществление потенциала личности, основанное на ценностно-правовых ориентирах. Одним из проявлений правовой активности в частноправовых отношениях является гражданско-правовая активность. Понятие гражданско-правовой активности было сформулировано и всесторонне обосновано выдающимся отечественным ученым-цивилистом профессором Рыбаковым В.А. Под гражданско-правовой активностью следует понимать «.формируемую комплексом социально-правовых средств, ответственную, социально-полезную деятельность лица в гражданско-правовых отношениях, представляющую высший уровень реализации имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей в рамках закона или договора, а также, поведение, не предусмотренное гражданским законодательством, однако не запрещенное им» [4]. И это определение следует рассматривать не как мнение, одно из многих, а как научную истину, которую следует принимать как основу в дальнейших научных исследованиях. Профессор Рыбаков В.А. подчеркивал, что только каждодневный интерес к осмыслению товарно-денежных отношений, систематическая практика в виде заключения договоров и исполнения обязательств могут привести к формированию юридического мышления и развитию гражданско-правовой активности [4]. С этим трудно спорить. В капиталистическом обществе, класс, не являющийся господствующим, в действительности имеет много прав. Эти права следует осознать и пользоваться ими. И только в практике можно осознать эти права.
Принимая во внимание идеологическую функцию правового воздействия, можно отметить, что его предметом является все общество в целом, включая тех лиц, которые по тем или иным причинам не являются правосубъектными в каких-либо общественных отношениях. Например, формированию активного, развитого правосознания у несовершеннолетних способствует идеологическая функция правового воздействия. Причем, на становление правосознания способны оказать позитивная и негативная стороны идеологической функции правового воздействия. Позитивная сторона, при этом заключается в формировании образа социального прогресса для будущих субъектов права, а негативная в общей превенции, предупреждающей о негативных последствиях нарушения правовых норм.
Предметом правового регулирования, в свою очередь, являются общественные отношения, т.е. фактические отношения, в которых определились субъекты, объект, права и обязанности, но пока не получившие правовой оболочки. Содержание и характер предмета обуславливает особенности правового регулирования. Здесь важно отметить следующее. В зависимости от реального содержания правового регулирования можно выделить два типа правового регулирования. Суть типов правого регулирования можно сформулировать в уже давно известных формулах: «разрешено все то, что не запрещено законом» и «запрещено все, кроме прямо разрешенного». Данные формулы нельзя рассматривать как жонглирование словами, в них выражаются глубинные закономерности права. Структура правового регулирования такова, что предмет регулирования, т.е. общественные отношения обуславливают соответствующий метод правового регулирования, который не привносится извне, а субстанционален, неотделим от правовой материи. Известно, что методы правового регулирования неоднородны, а образованы более простыми средствами правового воздействия - запретами, позитивными обязываниями, дозволениями. В зависимости от удельного веса соответствующего средства, метод приобретает тот или иной характер, что в свою очередь определяет тип регулирования - централизованное, императивное регулирования либо децентрализованное, диспозитивное регулирование. Вопрос о типах правового регулирования в теории права является фундаментальным. Общественные отношения находятся в постоянном изменении, соответственно им необходимо выбрать тот или иной тип регулирования. Так, для часто-правовых отношений субстанциональным типом является диспозитивное регулирование. Но и в частных отраслях
права роль централизованного или разрешительного метода трудно переоценить. Посредством разрешительного метода, не только ограничивается социальная свобода участников правоотношений, но и упорядочивается деятельность органов государственной власти, должностных лиц, сокращается возможность для их произвола. В правовом регулировании используются оба этих типа. Сочетание этих типов правового регулирования получило в правовой науке название «правовой режим». Иными словами, это не просто комбинация средств правового воздействия запретов, обязываний и дозволений. Она уже получила форму в типе правового регулирования и речь идет о сочетании этих типов. Но в каждом режиме регулирования один из типов является доминантным, что может повлечь за собой неверные выводы о том, что данная конкретная отрасль полностью основана на императивном регулировании. И если остановиться на запретах и обязываниях, то окажется, что они не могут функционировать без дозволений. Ведь право характеризуется высоким уровнем институциализации, что в свою очередь определяет сложные процедуры для реализации прав, обязанностей, в том числе государственных предписаний. Введение запретов и обязываний предполагает их последовательную реализацию, на каждой ступени которой субъекты права могут реализовывать свои права и обязанности. Например, обжаловать те или иные действия должностных лиц, процессуальные документы. Все это свидетельствует о том, что без дозволений невозможно возведение сложных правовых конструкций.
В конечном итоге правовое регулирование должно выразиться в реализации и применении права. Это две стороны, в которых проявляется правовое регулирование, в которых воплощается тот или иной его тип. Реализация права воплощается в поведении участников регулируемых отношений в соответствующих формах: использовании права, соблюдении и исполнении. Применение права в свою очередь воплощается в индивидуально-правовой деятельности органов власти и должностных лицах в форме принуждения.
Наконец, правовое регулирование приобретает наличное бытие при помощи своего, специфического механизма. Алексеев С.С. определил механизм правового регулирования как «...взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правое воздействие на общественные отношения» [3]. Это краткое определение как лучше всего выражает сущность всех вышеописанных категорий. Данное определение собирает вместе явления правовой действительности, представляет их в системном виде, характеризует результативность правового воздействия.
Заключение. Итогом правового регулирования в правовом государстве должно быть установление правопорядка, обеспечивающего социальный прогресс, торжество принципа верховенства права и утверждение режима законности. Данные результаты не являются результатом внешней рефлексии, а есть взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия. Общество, в котором утверждается верховенство права, становится правовым, следовательно, устанавливается правопорядок, а будучи итоговым результатом действия права, правопорядок скрепляет все основные общественно политические явления соответствующего государства. Иными словами, правопорядок есть цель и результат правового регулирования, воплощение идеалов и принципов конкретного государства, осуществление социального прогресса и полное обеспечение прав человека.
Библиография:
1. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — (Высшее образование: Бакалавриат). С. 445
2. "Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004) - С. 225.
3. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 1994. стр. 145, 150.
4. Проблемы формирования гражданско-правовой активности (Вопросы теории и практики): Монография / В.А. Рыбаков; Уфимская высшая школа. Уфа. 1993
. С. 18.
References:
1. Theory of state and law: advanced course: Textbook. - M.: RIOR: INFRA-M, 2015. - (Higher education: Bachelor's degree). P. 445
2. "Theory of State and Law: Textbook" (N.I. Matuzov, A.V. Malko) (Yurist, 2004) - P. 225.
3. Alekseev S.S. Theory of law. - M.: BEK Publishing House, 1994. pp. 145, 150.
4. Problems of formation of civil legal activity (Issues of theory and practice): Monograph / V.A. Rybakov; Ufa. Higher School. Ufa. 1993. P. 18.